Кто есть кто
Лариса Арсеньевна Головей
Доктор психологических наук, профессор. Почетный профессор СПбГУ. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Заслуженный работник высшей школы РФ.
Профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии факультета психологии СПбГУ. Руководитель программы подготовки магистров «Психология развития».
Член Федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 37.00.00 «Психологические науки». Член Экспертного совета ВАК МОН РФ, эксперт научных фондов РФФИ, РНФ.
Член редколлегий журналов «Новые психологические исследования», «Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология», «Петербургский психологический журнал», «Известия Саратовского университета. Новая серия: Акмеология. Психология развития»;, «Консультативная психология и психотерапия», «Гуманитарные исследования. Педагогика и психология».
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2002-2003).
В 1969 г. окончила факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова.
В 1973 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психомоторная организация человека», в 1996 г. — докторскую диссертацию на тему «Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и ранней взрослости».
Преподает с 1972 г.
Более 20 лет (до конца 2020 г.) возглавляла кафедру психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ.
Области научных исследований:
- дифференциальная психология развития,
- психология кризисов,
- психологическое консультирование и помощь детям, подросткам, семье,
- психология профессионального самоопределения, профессиональное развитие личности и карьеры, консультирование в образовании и при выборе профессии,
- психологические проблемы образования,
- психологическое благополучие: возрастные аспекты и факторы,
- психология повседневного стресса.
Л.А. Головей на основе комплексного подхода создана концепция становления человека как субъекта деятельности, выделены и описаны этапы и факторы влияющие на процесс формирования субъектных характеристик человека его успешности. Разработаны модели профориентации и профконсультации в соответствии с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями человека.
Научная работа. Гранты:
- Компетентностный подход к психологическому здоровью младших школьников. Грант Министерство образования и науки РФ, научный руководитель;
- Комплексное изучение психологических факторов профессионального самоопределения молодежи. РГНФ, 2008, научный руководитель;
- Психологическое содержание и факторы преодоления возрастных и профессиональных кризисов периода средней взрослости. РГНФ, 2009, научный руководитель;
- Комплексное изучение психологических факторов возникновения кризисов профессионального развития в периоды юности и ранней взрослости. РГНФ, 2010-2112, научный руководитель;
- Дифференциально-психологические факторы и механизмы становления и развития личности в период взрослости. НИР, темплан, 2010-2011, научный руководитель
- Издание избранных научных трудов Е.Ф. Рыбалко «Дифференциально-психологические проблемы развития человека». РФФИ, 2010
- Семья как ресурс психического развития детей в стабильные и критические периоды онтогенеза. РГНФ, 2013-2015, научный руководитель;
- Позитивное развитие в период взрослости — психосоциальные особенности в России и Финляндии. РГНФ, международный проект, 2014-2016, исполнитель;
- Комплексное изучение стрессоров повседневной жизни и ресурсов их преодоления в разные периоды взрослости. РНФ, 2016-2018, научный руководитель;
- Психоэмоциональное благополучие и предпочитаемые способы самоосуществления личности в подростково-юношеском и взрослом периодах развития. РГНФ, 2016-1018, научный руководитель;
- Издание монографии «Психоэмоциональное благополучие: интегративный подход». РФФИ, 2020, руководитель.
Читает курсы:
- Психология профессионального самоопределения
- Психология профессионального развития и карьеры с супервизией
- Индивидуальность и развитие личности в образовательной среде
Основные публикации: более 200 научных работ, в том числе:
- Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития. СПб: СПбГУ, 2005
- Психология профессионального развития. СПб: СПбГУ, 2009
- Онтопсихология — психология развития индивидуальности // Психологический журнал. 2007. №5
- К проблеме развития субъекта деятельности / Л.А. Головей, М.Д. Петраш // Психологические проблемы самореализации личности / Отв. ред. Л.А. Коростылева. СПб: СПбГУ, 2007
- Введение в психологию // Клиническая психология / Отв. ред. Б.Д. Карвасарский. СПб: Питер, 2010
- Психологическая зрелость личности. СПб: Скифия-принт, 2014
- Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование. СПб: Нестор история, 2015
- Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия и совладание. М., 2016 (Серия «Труды Института психологии РАН». Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко, Н.В. Тарабриной, Н.Е. Харламенковой)
- Психоэмоциональное благополучие человека: интегративный подход / Отв. ред. Л.А. Головей. СПб: Нестор-история, 2020
Награды:
- Почетная Грамота Президента РФ «За заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров» (2011)
- Почетная грамота СПбГУ «За педагогическое мастерство»
- Диплом РПО «За вклад в развитие психологической науки»
- Почетная грамота РГНФ «За вклад в развитие гуманитарной науки»
- Диплом Победителя Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2014 года за книгу «Психологическая зрелость личности» (2014)
- «Развитие личности ребенка», серия печатных изданий (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2010 г.), победитель
- Лада Юрьевна Соломина, 18.12.2021
- Елизавета Леонидовна Калинина, 18.12.2020