16+
Выходит с 1995 года
13 октября 2024

Кто есть кто

Юлия Борисовна Гиппенрейтер

Юлия Борисовна Гиппенрейтер

Москва

Доктор психологических наук, профессор.

Профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Патриарх российской психологии.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2010-2015) и Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2019-2023).

В 1953 году закончила отделение психологии философского факультета МГУ.

Области научной деятельности: экспериментальная психология (психология восприятия, внимания, психофизиология движений), системная семейная терапия, нейро-лингвистическое программирование.

Тема кандидатской диссертации, выполненной под руководством профессора А.Н.Леонтьева, - «О звуковысотном слухе» (1961). В этом исследовании был предложен и опробирован новый метод измерения степени развития звуковысотного слуха, составляющего основу музыкального слуха человека. С начала ХХ в. был известен парадокс, состоящий в том, что острота звуковысотного слуха не коррелирует со степенью развития музыкального слуха. Гипотеза, объясняющая этот феномен, состояла в том, что звуки разной высоты различаются и по тембру и что различение по тембру может маскировать неразличение по высоте. Идея предложенного Ю.Б. Гиппенрейтер метода состояла в «столкновении» высоты и тембра тестовых звуков: более высокому (по основной частоте) звуку придавался более «низкий» («глухой») тембр, а более низкому — более «высокий» («тонкий») тембр. Этот метод позволил выявить группу лиц, не слышащих или плохо слышащих высоту звука. Показано также, что в осложненных условиях оценки высоты разнотембровых звуков существенную помощь оказывает вокализация (внешняя и внутренняя) и обучение ей. Обнаружено недоразвитие тонального слуха у 1/3 части носителей русского (тембрового) языка, и полное его развитие у 100% носителей тональных языков (вьетнамского, китайского). Тем самым обосновано предположение о том, что освоение ребенком тембрового языка может тормозить развитие музыкального слуха, из чего следует практический вывод о необходимости обращать специальное внимание на развитие музыкального слуха ребенка в период освоения им русской речи ( т. е. в возрасте 1–2 лет).

Тема докторской диссертации «Движение глаз и деятельность» (1975). В этом исследовании и в работах, его продолжающих, были впервые изучены разнообразные виды движений глаз (микро- и макро-, произвольные, непроизвольные, фиксации, скачки, нистагмы, тремор и др.) не сами по себе, но в контексте решения человеком различных задач (зрительных, слуховых, двигательных, умственных). Исследование выполнено в русле психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева и теории уровней построения движений Н.А. Бернштейна. В результате работы описана зависимость количественных и психофизиологических характеристик движений глаз от задачи, в решение которой они включены, предложена деятельностно-функциональная классификация движений глаз (действия, операции, психофизиологические функции). Впервые характеристики глаза описаны как особого двигательного органа, показаны преимущества использования его в этом качестве (как управляющего «выхода»); развито понятие «оперативного поля зрения», методы его измерения; разработаны методы измерения степени напряженности зрительного внимания; изучены и описаны принципы моторных и зрительно-моторных координаций руки и глаза; впервые подробно исследован фиксационный опто-кинетический нистагм, его свойства и механизмы; открыт феномен совпадения микросаккад глаз с функциональными единицами деятельности (на материале использованного набора задач); на основе указанного феномена разработан новый метод анализа структуры и динамики деятельности, в том числе ее внутренних форм.

В 90-е гг. в центре внимания Ю.Б. Гиппенрейтер оказались новые темы: «Методы коммуникативного тренинга и изучение личностных изменений в ходе его»; «Функционирование семей жертв сталинских репрессий конца 30-х гг. в трех поколениях» (Совместное российско-американское исследование по гранту IREX).

Юлия Борисовна Гиппенрейтер стала одним из первых в России сертифицированных НЛП-Мастеров.

Общее число научных публикаций свыше 75, среди них:

  • монография «О движении человеческого глаза». М., 1978;
  • «Введение в общую психологию». Учебник для студентов университетов М., 1988 (2-е изд. 1997) — является одним из основных учебных пособий по курсу психологии;
  • учебные пособия «Практикум по общей психологии». М., 1972 (ред.);
  • серия хрестоматий по общей психологии (6 книг) 1975-1984 (ред.);
  • «Общаться с ребенком. Как?». 1994 и «Продолжаем общаться с ребенком. Так?». 2008.
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Татьяна Леонидовна Крюкова

    Вы- наш Маяк и жизненный ориентир, дорогая многуважаемая Юлия Борисовна ,
    Желаем Вам Здоровья, Тепла и Добра рядом. Безмерно благодарны Вам за Свет знания

  • Анна Сергеевна Губанова

    Глубокоуважаемая Юлия Борисовна!
    Ваши книги, лекции, выступления помогают стать мудрее и внимательнее к самому ценному достоянию — к детям! Спасибо!
    Здоровья Вам! Радости! Благополучия! Берегите себя!
    С юбилеем!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»