21 ноября 2017 , вторник

Известные психологи

Лубовский Владимир Иванович, 14.12.1923 - 09.11.2017

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО.

Профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета клинической и специальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Профессор дефектологического факультета Московского городского педагогического университета, ведущий научный сотрудник Института специального образования и комплексной реабилитации МГПУ. Член диссертационного совета при МГППУ.

Член редакционного совета журналов «Культурно-историческая психология», «Клиническая и специальная психология».

После демобилизации в ноябре 1945 поступил в Московский институт инженеров связи, но в 1946 г. оставил его и поступил на отделение психологии факультета философии МГУ им. М. В. Ломоносова, который окончил в 1951 г.

В 1975 г. защитил докторскую диссертацию.

С 1953 работает в Институте дефектологии АПН РСФСР, в 1986-1992 гг. являлся директором института, с 1992 г. — заведующий лабораторией психологического изучения детей с недостатками развития Института коррекционной педагогики РАО.

В 1992 г. возглавил лабораторию психологического изучения детей с недостатками развития Института коррекционной педагогики РАО.

С 1970 по 1984 г. был главным редактором журнала «Дефектология».

В 1985 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР, в 1989 г. - действительным членом АПН СССР, с 1993 г. - академик РАО.

Сфера научных интересов:

  • теоретические основы специальной психологии
  • психологическая диагностика
  • диагностика нарушений развития у детей
  • особенности психического развития детей с интеллектуальными нарушениями

Основное направление научных исследований В.И. Лубовского связано с проблемами общих и специфических закономерностей психического развития детей с аномалиями развития. Продолжая и развивая идеи Л.С. Выготского, касающиеся основ психического развития, Владимир Иванович изучал развитие произвольных действий умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития разных возрастов.

Им исследована слуховая и зрительная чувствительность у детей с физическими недостатками; сконструирована методика объективной оценки слуха у детей дошкольного и школьного возрастов с недостатками в его развитии. Рассмотрены особенности световой чувствительности у слабовидящих разной этиологии.

Результаты исследований В.И. Лубовского легли в основу его работы над общими вопросами организации обучения и воспитания детей с недостатками развития, создания для них специальных условий обучения. Также он занимается исследованием проблем психологической диагностики аномального развития детей. Им разработан новый подход к психологической диагностике нарушений развития, основанный на представлениях об общих и специфических закономерностях психического развития, первичных и вторичных дефектах, о зонах актуального и ближайшего развития.

В.И. Лубовский активно участвует в разработке специальной терминологии как для теоретических нужд специальной психологии, так и с целью знакомства широкой общественности с научной и практической работой в этой сфере.

Наиболее  значительные публикации:

  • Певзнер М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. - М., 1963.
  • Terminology of Special Education. - UNESCO, 1977.
  • Лубовский В. И. Развитие словесной регуляции действий у детей в норме и патологии. - М., 1978.
  • Обучение детей с задержкой развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Никашиной. - М., 1981.
  • Lubovsky V.I. Basic principles of special education in the USSR // Prospects, 1981, Vol. 11 (4).
  • Власова Т.А., Лубовский В. И. Дети с задержкой психического развития. - М., 1984.
  • Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. - М., 1989.
  • Лубовский В. И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология, 1995, № 1.
  • Лубовский В. И. Л.С. Выготский и специальная психология // Вопросы психологии, 1996, № 6.
  • Лубовский В. И. «Врастание в культуру» ребенка с нарушениями развития // Культурно-историческая психология,  2006, № 3.
  • Басилова Т. А., Валявко С. М., Кузнецова Л. В., Курбанов Р. А., Лонина В. А., Лубовский В. И., Мастюкова Е. М., Петрова В. Г., Розанова Т. В., Солнцева Л. И. Специальная психология: Учебное пособие. 6-е издание. - М., 2009.

Участник ВОВ, награжден многими боевыми и трудовыми наградами, орденом «Знак Почета».


16+
Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004—2017 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение