16+
Выходит с 1995 года
13 июля 2024

Кто есть кто

Николай Сергеевич Пряжников

Николай Сергеевич Пряжников

Москва

Кандидат психологических наук, доктор педагогических наук, профессор. 

Профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Профессор Департамента психологии и управления человеческим капиталом Финансового университета при Правительстве РФ. Профессор кафедры психологии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Профессор кафедры общей психологии Московского психолого-социального университета.

Член редколлегии журнала «Новое в психолого-педагогических исследованиях».

В 1981 г. окончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Имитационная игра как средство формирования у оптантов умения строить личные профессиональные планы». В работе обоснована возможность построения конкретных игровых методик на основе выделенных содержательно-процессуальных моделей профессионального самоопределения, а также проведена экспериментальная и практическая проверка эффективности сконструированных профориентационных игр, выделены условия использования этих игр в общих программах психологической работы со школьниками.

В 1996 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Теоретико-методические основы активизации профессионального самоопределения»: определены содержательно-смысловые характеристики профессионального самоопределения, предложены оригинальные модели, отражающие взаимосвязь самоопределения личности и формирования ее внутренней активности, обоснована и выделена система взаимосвязанных принципов построения и практического внедрения активизирующих профконсультационных средств: методологических, организационно-управленческих, конкретно-практических, этических принципов активизации профессионального и личностного самоопределения.

Работал психологом на оборонном предприятии (ЦКБ «Алмаз»), профессиональным консультантом первого центра профориентации молодежи г. Москвы, главным специалистом отдела психологической службы и ссоциальной работы Министерства образования РФ. Заведовал лабораторией профессиональной диагностики и профконсультирования института профессионального самоопределения молодежи при РАО. Преподавал на кафедре педагогической психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета (с момента его основания и до 2008 года). С 1994 г. работает в МГУ.

Область научных интересов:

  • психология труда,
  • возрастная психология,
  • профессиональное и личностное самоопределение,
  • теоретические и прикладные проблемы школьной профориентации и профконсультации клиентов службы занятости,
  • психологические проблемы смысла профессионального труда: ценностно-нравственные аспекты становления профессионала,
  • психология труда,
  • методы активизации профессионального и личностного самоопределения,
  • управление человеческими ресурсами,
  • мотивация и стимулирование труда,
  • этические проблемы психологии,
  • психология профессионального образования,
  • психология элиты,
  • психология маленького человека.

Читает курсы:

  • Теория и практика профессионального самоопределения;
  • Организация труда профконсультанта;
  • Активные (игровые) методы в профориентации;
  • Ценностно-смысловые аспекты профессионального и личностного самоопределения;
  • Организация труда профконсультанта;
  • Ценностно-смысловые аспекты профессионального и личностного самоопределения;
  • Управление профессиональной карьерой и личностным ростом;
  • Основы профессионального самоопределения.

Основные публикации: более 190 статей и научных публикаций, учебных пособий, книг по психологии труда, возрастной психологии, в том числе

  • Типология паттернов экономического поведения личности в виртуальной среде / Пряжников Н.С. и др. М.: Прометей, 2023. 228 с.
  • Психология счастья, несчастья и после-счастья, или «После того, как …»: учебное пособие / Пряжников Н.С. М.: Изд-во МПСУ, 2022. 280 с.
  • Ценностно-моральные и когнитивные факторы становления субъекта профессионального самоопределения в подростковом и юношеском возрасте / Пряжников Н.С., Молчанов С.В., Чеснокова О.Б., Чурбанова С.М., Старостина Ю.А. // М.: МГУ, 2022. 270 с.
  • Психология нестабильности: учебно-методическое пособие / Пряжников Н.С. М.: МПСУ, 2021. 288 с.
  • Психология развития: полвека пути: монография: к 50-летию кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова / Пряжников Н.С. и др. Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. 446 с.
  • Типология девиантного экономического поведения личности / Пряжников Н.С. и др. М.: Прометей, 2021. 241 с.
  • Психология нестабильной семьи: проблемы, парадоксы и немного оптимизма: учебно-методическое пособие / Пряжников Н.С. М.: МПСИ, 2020. 164 с.
  • Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебник и практикум / Пряжников Н.С. М.: Юрайт, 2011, 2016, 2019. 365 с.
  • Организация и методика производственного обучения: проориентология / Пряжников Н.С. М.: Юрайт, 2019. 405 с.
  • Тренинг командообразования и групповой работы / Камнева Е.В., Пряжников Н.С., Полевая М.В. М.: Прометей, 2019. 2018 с.
  • Профориентология: учебник и практикум / Пряжников Н.С. М.: Юрайт, 2016, 2018, 2019. 405 с.
  • Регулирование рынка труда / Пряжников Н.С. и др. М.: Мир науки, Юнити-Дана, 2019. 271 с.
  • Цифровая экономика: социально-психологические и управленческие аспекты: коллективная монография / Пряжников Н.С. и др. М.: Прометей, 2019. 172 с.
  • Информационно-психологическое воздействие средство массовой коммуникации на формирование общественного доверия населения экономическим реформам / Пряжников Н.С. и др. М.: КноРус, 2018. 142 с.
  • Методология мотивации трудовой деятельности госслужащих, ориентированной на достижение конечныхз результатов / Пряжников Н.С. и др. М.: КноРус, 2018. 160 с.
  • Введение в профессию «психолог»: учебное пособие / Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2007, 2015.
  • Социальное и профессиональное самоопределение личности в гуманитарном и экономическом образовании: перспективы им развитие: коллективная монография / Пряжников Н.С. и др. М: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 2015. 208 с.
  • Активизирующая профконсультация. Теория, методы, программы: методическое пособие / Пряжников Н.С. М.: Академия, 2014. 416 с.
  • Диагностические материалы для профессиональной ориентации: методическое пособие / Пряжников Н.С., Серебряков А.Г., Кувшинова О.Л., Алтухов В.В., Кузнецов К.Г. М.: Академия, 2014. 368 с.
  • Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования / Блинов В.И., Сергеев И.С., Зачесова Новиков П.Н.Е.В, Пряжников Н.С., Резапкина Г.В., Родичев Н.Ф. М.: ФИРО, 2014. 38 с.
  • Профориентация в системе управления человеческими ресурсами: методическое пособие / Пряжников Н.С. М.: Академия, 2014. 288 с.
  • Профориентация в школе и колледже: игры, дискуссии, задачи-упражнения / Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. М.: Академия, 2014. 304 с.
  • Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник / Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. М.: Академия, 2013. 208 с.
  • Психология маленького человека: учебное пособие / Пряжников Н.С. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2012. 184 с.
  • Психология элиты / Пряжников Н.С. М.: МПСУ, 2012. 320 с.
  • Человеческие ресурсы инновационной экономики / Пряжников Н.С. и др. М.: ВГНА России, 2012. 220 с.
  • Основы профессионального самоопределения: учебно-методический комплекс / Пряжников Н.С. М.: Изд-во Всероссийской государственной налоговой академии при Минфине РФ, 2011. 143 с.
  • Профориентация: учебное пособие / Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. М.: Академия, 2011. 496 с.
  • Психологический смысл труда: учебное пособие / Пряжников Н.С. М.: МПСИ, 2010. 536 с.
  • Психология труда: учебное пособие / Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. М.: Академия, 2009. 480 с.
  • Методы активизации духовного потенциала личности: учебное пособие / Пряжников Н.С. М.: МПСИ, 2009. 168 с.
  • Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / Пряжников Н.С. М.: Академия, 2008. 368 с.
  • Профессиональное самоопределение: теория и практика: учебное пособие / Пряжников Н.С. М.: Академия, 2008. 320 с.
  • Игры и методики для профессионального самоопределения учащихся
  • Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. 2005
  • Психология труда и человеческого достоинства. 2005
  • Психологический смысл труда. М: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1997
  • Профессиональное и личностное самоопределение. М., 1996
  • Профессиональная ориентация незанятого населения. Методические рекомендации // Профессиональная ориентация в России и Швеции. М., 1995 (в соавт.)
  • Карточные профконсультационные методики: учебное пособие. М., 1993
  • Профориентационные игры: проблемные ситуации, задачи, карточные методики. М., 1991

Награды:

  • Учебное пособие «Профориентация» (2005) отмечено в номинации «Лучшие учебники и учебные пособия по педагогике» в конкурсе «Лучшая книга года по педагогике — 2006»
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Валерий Михайлович Ганузин

    Уважаемый Николай Сергеевич!
    Поздравляю Вас с Днем рождения! Счастья Вам, здоровья, домашнего тепла.
    Учитывая Ваши профессиональные интересы, разрешите дать здесь ссылки на свои работы по профориентации подростков с отклонениями в состоянии здоровья:
    1. Врачебная профессиональная консультация подростков с хроническими заболеваниями и отклонениями в состоянии здоровья. Учебное пособие /Ганузин В.М., Ганичева Н.П., Кисельникова О.В., Маскова Г.С. под редакцией зав. кафедрой педиатрии ИПДО, профессора Мозжухиной Л.И. (2-е издание, переработанное и дополненное) Ярославль, ЯГМУ, 2021, 64 стр.
    2. Ганузин, В. М. Врачебная профессиональная консультация подростков с отклонениями в состоянии здоровья как профессиональная траектория во взрослую жизнь / В. М. Ганузин, Г. С. Маскова // Российский педиатрический журнал. – 2021. – Т. 24. – № 5. – С. 335-339.

    С уважением, Валерий Михайлович

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»