16+
Выходит с 1995 года
25 апреля 2024

Кто есть кто

Александр Анатольевич Попов

Александр Анатольевич Попов

Москва

Доктор философских наук, доцент.

Генеральный директор АНО ДПО «Открытое образование». Ведущий научный сотрудник Школы антропологии будущего Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Профессор Института непрерывного образования Московского городского педагогического университета. Руководитель авторской открытой школы Федеральной программы развития образования МОН РФ «Школа гуманитарного образования». Профессор Новосибирского государственного технического университета. Член Совета директоров ООО «Парки развития».

Основатель и президент Ассоциации лидеров практик неформального образования. Член правления Международной ассоциации развивающего обучения. Директор Российской компетентностной Олимпиады. Член правления Ассоциации специалистов развивающего обучения «Международная ассоциация развивающего обучения (образовательная система Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова)».

В 1993 г. окончил Бийский государственный педагогический институт по специальности «учитель физики и математики», в 1998 г. - аспирантуру кафедры философии БГПИ.

В 1999 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Социально-философские основания системной модели педагогической деятельности», в 2009 г. - докторскую диссертацию на тему «Социально-философские основания современных практик открытого образования».

В 1991-1994 гг. преподавал в Бийском лицее.

В 1993-1994 гг. - ассистент кафедры информатики и вычислительной техники Бийского государственного педагогического института.

В 1997-2000 гг. - заведующий лабораторией Алтайской краевой школы-лаборатории гуманитарного образования.

В 2000 г. - старший научный сотрудник Томского государственного университета.

В 2000-2008 гг. - доцент кафедры гуманитарных технологий в системах образования и подготовки кадров Томского государственного педагогического университета.

В 2008-2009 гг. - заведующий кафедрой Открытого института «Развивающее образование».

В 2009-2014 гг. работал в Федеральном институте развития образования: главный научный сотрудник центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки (2009 г.), заведующий отделом проектирования стандартов и оценки качества образования центра методологии проектирования стандартов и оценки качества образования (2009-2011 гг.), профессор кафедры управления образованием центра профессионального развития и подготовки кадров (2011-2012 гг.), главный научный сотрудник центра методологии и организации профессиональной подготовки кадров (2012-2014 гг.)., главный научный сотрудник отдела общего образования центра дошкольного, общего, дополнительного и коррекционного образования (2014 г.), главный научный сотрудник центра прогнозирования и проектирования образовательных систем (2014 г.).

С 2011 г. - директор Российской компетентностной олимпиады.

С 2012 г. - генеральный директор АНО ДПО «Открытое образование».

С 2015 г. заведовал лабораторией компетентностных практик Института системных проектов Московского городского педагогического университета.

В 2015-2017 гг. - профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

С 2017 г. - профессор Новосибирского государственного технического университета.

С 2018 г. работал в ФИРО РАНХиГС: главный научный сотрудник центра инновационных сетей и образовательных инициатив (2018-2019 гг.), главный научный сотрудник научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей (2019-2020 гг.), заведующий научно-исследовательским сектором открытого образования НИЦ социализации и персонализации образования детей (2020-2023 гг.), заведующий научно-исследовательской лабораторией антропологических практик Центра изучения приоритетных направлений развития образования (2023 г.).

С 2019 г. - президент Ассоциации лидеров практик неформального образования при Агентстве стратегических инициатив по продвижению новых проектов.

Сфера профессиональных интересов:

  • управление процессами капитализации человеческих ресурсов
  • организация систем и разработка технологий открытого и дополнительного образования
  • технологии подготовки человека к ситуациям риска и неопределенности
  • ювенология и практическая антропология
  • история философии

Область специализации:

  • управление развитием человеческих ресурсов: руководство региональными проектами развития человеческого потенциала, разработка методик и программ кадровой подготовки, организация и проведение учебно-образовательных модулей, организационно- деятельностных игр и стратегических сессий
  • проектный менеджмент и организация корпоративных университетов
  • модернизация образовательных учреждений, развитие региональных систем образования
  • продюсирование гуманитарно-технологических проектов и программ открытого образования

Автор концептов философии и педагогики самоопределения, мотивационной одаренности, дидактики открытого образования. Соавтор Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства РФ 4.09.2014 г. Соавтор Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденной Министерством просвещения РФ 3.09.2019 г.

В 1996 году создал проект «Школа гуманитарного образования», реализовывавшийся во многих регионах России и впоследствии видоизменившийся в Российскую компетентностную олимпиаду и сеть региональных компетентностных олимпиад.

По заказу Национального Фонда подготовки кадров разработал (совместно с И. Проскуровской и А. Султановой) учебный курс для старшей профильной школы «География человеческих перспектив».

Проекты:

  • Экспертное сопровождение проектов создания Научно-образовательных центров мирового уровню в Московской школе управления «Сколково» (2020)
  • НИР «Применение средств анализа данных при поддержке выбора учащимися образовательной и карьерной траекторий» (2020, руководитель)
  • НИР «Исследование роли систем дополнительного образования в развитии субъектов Российской Федерации» (2020, руководитель)
  • НИР «Анализ использования проектно-аналитических технологий при оценке взаимовлияния системы образования и образовательных институтов городов и городских агломераций» (2020, руководитель)
  • Государственный контракт «Работы по экспертно-аналитическому сопровождению внедрения целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (2019-2020, соисполнитель)
  • Проведение тематических смен по цифровому образованию «Дата-кампус: анализ данных и искусственный интеллект» (2019-2020, руководитель)
  • Государственный контракт № 06.S05.11.0006 «Разработка моделей обеспечения доступности образовательных услуг организациями дополнительного образования для детей с различными образовательными потребностями и возможностями (в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, одаренными, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, и из малоимущих семей)» (2019, руководитель)
  • Разработка и реализация модуля «Управление: профессия, общество, мышление» в форме летних стратегических игр» (ВДЦ «Смена», 2019, руководитель)
  • Разработка Атласа практик неформального образования в Российской Федерации (2018, руководитель)
  • НИР «Открытая модель работы с мотивационной одарённостью» (2018, соисполнитель)
  • НИР «Современная модель выявления и развития талантливых и одаренных детей в рамках деятельности региональных центров по поддержке одаренных детей» (2018, соисполнитель)
  • Разработка методического пособия, посвящённого современным образовательным технологиям, для системы «Кванториумов» в регионах Российской Федерации (2017, руководитель)
  • Проект «Компетентностная олимпиада по инженерии» в ХМАО – Югре (2017–2020, руководитель)
  • НИР «Работка и апробация программ повышения квалификации педагогических кадров по вопросу формирования у обучающихся компетенций безопасного использования сети “интернет”» (2017, соисполнитель)
  • Разработка методических рекомендаций «Летний образовательный отдых в рамках компетентностного подхода» (2016, руководитель)
  • НИР «Информационно-аналитическое, научно-методическое и организационно-техническое сопровождение реализации в 2016 году Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506» (2016, соисполнитель)
  • Проект «Открытая модель работы с одарёнными детьми» (2015–2016, руководитель)
  • Разработка Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (2015, руководитель)
  • НИР «Разработка предложений по модернизации системы дополнительного образования в г. Москва через инструмент конкурса образовательных программ» (2014-2015, руководитель)
  • НИР «Разработка рекомендаций по организации социального партнерства дошкольных образовательных организаций с семьей и с учреждениями, осуществляющими деятельность в сфере культуры, направленного на создание условий для художественно-эстетического и творческого восприятия мира дошкольниками» (2014, соисполнитель)
  • НИР «Анализ региональных систем оценки качества образования, новых организационно-управленческих стандартов для муниципальных и региональных образовательных систем» (2010, руководитель)
  • Разработка методических рекомендаций по теме «Региональные модели дополнительного образования в Российской Федерации» (руководитель)
  • Государственный контракт «Внедрение инновационной системы научно-методического обеспечения повышения квалификации педагогических кадров организаций дополнительного образования, направленной на развитие мотивации одарённых детей к творчеству и познанию» (руководитель)
  • Проекты по разработке критериев и выявлению авангардных практики математического образования (руководитель)
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-Р (соавтор)
  • НИР «Анализ зарубежного и отечественного опыта подготовки педагогических кадров» (руководитель)
  • Соразработка Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в рамках реализации проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» ФЦП развития образования на 2006-2010 гг.
  • Проект «Разработка моделей и механизмов повышения конкурентоспособности вузов в сфере инновационного образования» в рамках исполнения Государственного контракта в рамках ФЦП развития образования на 2006-2010 гг. (руководитель)
  • Разработка программы и проведение федерального семинара «Перспективы развития внеучебной деятельности и дополнительного образования в контексте построения новой модели образования» (руководитель)
  • Разработка программы и проведение федерального семинара «Организация профильного обучения как построения системы открытого юношеского образования в России» (руководитель)
  • Разработка программы и проведение федерального семинара «Социокультурная модернизация образования: современные системы оценки качества образования и научно-инновационной инфраструктуры как инструмент регионального и муниципального развития страны» (руководитель)
  • Государственные контракты в рамках ФЦП «Развитие образования» по приоритетному направлению «Авторские экспериментальные школы» (руководитель)
  • Разработка Межведомственной программы развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (руководство группой по вопросам оргуправления)
  • Государственная работа «Создание комплексной системы поиска, поддержки, сопровождения различных категорий одаренных детей на разных уровнях образования» (руководитель)
  • Государственная работа «Систематизация диагностик компетентностных образовательных результатов и эффектов в общем среднем и профильном образовании» (руководитель)
  • Государственная работа «Разработка и апробация контрольно-измерительных материалов для системы оценки качества компетентностных результатов обучающихся в рамках компетентностной олимпиады города Москвы» (руководитель)
  • Государственная работа «Разработка концепции и модели развития лидерских позиций столичного образования» (руководитель)
  • Государственная работа «Проектирование системы формирования компетенций и культуры безопасности у детей в мегаполисе» (руководитель)
  • Государственная работа «Разработка предложений по модернизации системы дополнительного образования в г. Москва через инструмент конкурса образовательных программ» (руководитель)
  • Государственная работа «Анализ международных рейтингов, учитывающих развитие образования и выработка предложений по совершенствованию образовательной политики Москвы» (руководитель)
  • Разработка и реализация программ повышения квалификации работников сферы дополнительного образования в области развития мотивации и развития одаренных детей в Тамбовской области, Красноярском крае, Республике Чебоксары, Рязанской области, Нижегородской области, Ульяновской области, Воронежской области, Кемеровской области, Республике Коми, Алтайском крае, Республике Карелия, Ямало-Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономным округе — Югра, Приморском крае (руководитель)
  • Разработка и реализация дополнительной общеобразовательной программы в рамках Международного молодежного форума «Территория инициативной молодежи “Бирюса 2015–2019”» (руководитель)
  • Организация и проведение проекта «Российская компетентностная олимпиада» (руководитель)
  • Организация и проведение проекта «Московская компетентностная олимпиада» (руководитель)
  • Проект по разработке критериев и выявлению авангардных практики математического образования (руководитель)
  • Проект выявления и сопровождения одаренных детей «Возможности поколения и индивидуальные шансы» в Красноярском крае (руководитель)
  • Организация и проведение Всероссийской научно-практической конференции по проблемам работы с одаренными детьми «Реализация Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов: компетентностные практики образования как основа формирования и постановки рекордных целей», г. Москва, 16 апреля 2015 (руководитель)\
  • Открытые модульные образовательные программы «МОСКВА — THE FUTURE DESIGNING SCHOOL» (руководитель)
  • Региональные проекты в сфере дополнительного образования детей в рамках реализации Концепции развития дополнительного образования и молодежной политики ХМАО (руководитель)
  • Цикл Всероссийских научно-практических конференций «Компетентностные практики образования» (организатор)
  • Разработка концепции развития дополнительного образования ХМАО (руководитель)
  • Сетевой проект открытого дополнительного образования «Школа гуманитарного образования» (руководитель)
  • Разработка региональной системы оценки качества образования (РСОКО) для Пермского края и республики Чувашия (руководитель группы)
  • Программа модернизации системы дополнительного образования Красноярского края «Поколение-XXI: развитие человеческого потенциала» (руководитель)
  • Разработка концепции развития региональной образовательной системы ХМАО
  • Разработка концепции и программы развития системы образования г. Салехарда
  • Разработка сценариев развития интеллектуальной сферы и национальной системы образования Республики Армения
  • Подготовка и проведение конкурса летних образовательных программ Красноярского края (руководитель)
  • Программа развития образования ЯНАО (научный руководитель)
  • Программа переподготовки директоров образовательных учреждений в Республике Чечня, ХМАО и ЯНАО (руководитель)
  • Разработка концепции и проведение Круглого стола с участием Людмилы Путиной «Новосибирск как центр социокультурных и технологических инноваций в Западной Сибири»
  • Разработка стратегической сессии «Биржа социального конструирования» для Национального института «Высшая школа управления»
  • Экспертиза Национального проекта «Образование» в рамках деятельности Центра стратегического развития «Северо-Запад» (руководитель)
  • Исследовательская программа «Методология и методы оценки уровня развития человеческого потенциала территорий» (руководитель)
  • Проект «Открытая модель дополнительного образования российских провинций» (руководитель)
  • Разработка проекта концептуального обеспечения и архитектурной среды негосударственного образовательного центра (руководитель)
  • Экспертиза региональной системы оценки качества образования ХМАО (руководитель)
  • Разработка инновационного учебно-методического комплекса «География человеческих перспектив» (руководитель)
  • Разработка информационного источника сложной структуры «Новая география мира: геоэкономика, геополитика, геокультура» (руководитель)
  • Разработка (в соавторстве) и научное руководство российского семинара «Стандарты кометенций: структуры, измерение, развитие»
  • Разработка и научное руководство циклом ежегодных Летних стратегических игр
  • Разработка и научное руководство циклом ежегодных российских Форумов Поколений
  • Гуманитарная европейская экспедиция «Сравнительный анализ духовной истории России и Франции» (руководитель)
  • Исследовательская программа, посвященная сравнительному анализу наследия Г.П. Щедровицкого и М.К. Мамардашвили «Схема» и «Символ»: на пути к не-дискурсивной концепции мышления» (руководитель)
  • Соразработка и проведение организационно-деятельностной игры «Социокультурная и образовательная политика Сибирского региона»
  • Разработка аналитического инструментария и экспертиза реализации программы «Совершенствование и апробация механизмов развития научно-образовательной сферы в условиях реформирования экономики на примере Томской области»
  • Разработка и реализация кадровой программы «Гуманитарные перспективы развития г. Ижевска: принципы образовательной и кадровой политики» (руководитель)
  • Разработка и реализация целевой программы «Создание социально-образовательного комплекса развития человеческого потенциала населения Республики Тыва» (руководитель)
  • Разработка и организационное сопровождение цикла мероприятий по проблемам муниципального развития г. Пскова
  • Комплексная экспертиза организации социально-гуманитарной сферы муниципалитета г. Сургута и разработка концепции позиционирования северного российского города (руководитель)
  • Модернизация муниципальной системы управления образованием города. Разработка и проведение кадрового муниципального конкурса «Интеллектуальный потенциал России» для г. Междуреченска Кемеровской области
  • Проект подготовки менеджеров социальных и образовательных программ развития человеческого потенциала территорий в рамках программ развития Администрации Красноярского края (руководитель)
  • Экспертно-консультационное сопровождение IT-компании «Novosoft» по вопросам управления персоналом
  • Программы компетентностной подготовки в рамках деятельности Межотраслевого технологического института НК «ЮКОС» (руководитель)
  • Разработка концепции развития и проведение проектной сессии для Информационного агентства «МЕМО.RU»
  • Разработка и реализация программы тренингов по развитию компетенций сотрудников косметической компании «Faberlic». Соруководство проектом территориального развития компании
  • Разработка и реализация программы тренингов по развитию компетенций сотрудников сетевой компании «Аникс»
  • Разработка и проведение стратегической сессии для частного образовательного комплекса «Золотое сечение»

Основные публикации: более 200 работ, в том числе

  • Состояние негосударственного сектора в региональных системах дополнительного образования детей / П.П. Глухов, А.А. Попов. - М.: Дело, 2022. - 41 с.
  • Власть аргумента. Российская компетентностная олимпиада: сводный рейтинг социально-экономического положения Федеральных округов / П.П. Глухов, А.А. Попов. - М.: НКЦ; Открытое образование, 2020. - 149 с.
  • Дидактика открытого образования: монография / А.А. Попов, С.В. Ермаков. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: НКЦ, 2019; 3-е изд., испр. и доп. - М.: НКЦ, 2020.
  • Атлас практик неформального образования / под науч. ред. А.А. Попова. - М.: НКЦ, 2019.
  • Открытая модель дополнительного образования региона. Версия 2.0 / Науч. ред. А.А. Попов. - М.: НКЦ, 2018.
  • Развитие математического мышления в практиках открытого образования / С.В. Ермаков, А.А. Попов, М.С. Аверков, П.П. Глухов. - М.: URSS, 2017. - 150 с.
  • Феномен выдающихся достижений: современные подходы к выявлению и сопровождению одаренных детей: монография / А.А. Попов, М.С. Аверков, П.П. Глухов, С.В. Ермаков. - М.: URSS, 2017. - 100 с.
  • Летний образовательный отдых детей в рамках компетентностного подхода / А.А. Попов, П.П. Глухов, Г.М. Луппа, О.А. Попова. - М.: URSS, 2015, 2017. - 192 с.
  • Оценка компетентностных результатов образовательных практик: учебно-методическое пособие / Попов А.А., Глухов П.П., Ермаков С.В., Реморенко И.М. - М.: Издательский центр МГПУ, 2015.
  • Открытое образование как практика самоопределения / Попов А.А., Ермаков С.В., Проскуровская И.Д., Реморенко И.М. - М.: Авторский клуб, 2015. - 96 с.
  • Образовательные программы и элективные курсы компетентностного подхода / А.А. Попов. - М.: URSS, 2014. - 340 с.; изд. 2-е. - М.: ЛЕНАНД, 2015. - 340 с.; изд. 3-е, испр. - М.: URSS, 2015. - 340 с.; изд. 4-е. - М.: URSS, 2017. - 340 с.; изд. 6-е. - М.: ЛЕНАНД, 2019.
  • Будущее просто шло своей дорогой: опыты конструирования возможностей / А.А. Попов. - Ижевск: Ergo, 2013. - 249 с.; 2-е изд. - Ижевск: ERGO, 2014. - 249 с; 5-е изд., испр. и доп. - Ижевск: ERGO, 2019.
  • Открытое образование: философия и технологии / А.А. Попов. - М.: URSS, 2012. - 252 с.; Изд. 2-е. - М.: ЛИБРОКОМ, 2012. - 252 с.; Изд. 3-е. - М.: URSS, 2016. - 252 с.; Изд. 4-е. - М.: URSS, 2017. - 252 с.
  • Новая география мира: геоэкономика, геополитика, геокультура / Попов А.А., Проскуровская И.Д., Рожкова Е.С., Стась А.Н. - Томск: Издательство ТГПУ, 2007.
  • География человеческих перспектив: учебно-методическое пособие / Попов А.А., Проскуровская И.Д., Султанова А.В. - М.: Вентана-Граф, 2004.
  • Возможности поколения и индивидуальные шансы: учебно-методическое пособие / А.А. Попов, И.Д. Проскуровская, М.Г. Балашкина, М.Ю. Юрасова. - М.-Томск: Дельтаплан, 2003.

Награды:

  • Благодарственное письмо супруги Президента РФ Людмилы Александровны Путиной (2001)
  • Дипломы о присуждении и подтверждении статуса Федеральной экспериментальной площадки Министерства образования РФ (2000-2004)
  • Диплом победителя Всероссийского конкурса «Социальный Форум» ЦИК Всероссийской политической партии «Единая Россия» (2004)
  • Благодарственные письма Главного управления образования администрации Красноярского края (2002, 2003)
  • Благодарственные письма Департамента по научно-технической политике, высшему и среднему профессиональному образованию Администрации Томской области (2003)
  • Благодарственное письмо Министра образования и науки Красноярского края (2012)
  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за значимый вклад в совершенствование методов обучения и воспитания подрастающего поколения (2014)
  • Благодарственное письмо Министерства образования и науки РФ (2017)
  • Диплом победителя конкурса проектов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по оценке качества образования в Российской Федерации с проектом «Оценка компетентностных результатов и достижений»
  • Благодарственное письмо ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» за качественное и своевременное выполнение научно-исследовательских работ (2019)
  • Благодарственное письмо ФИРО РАНХиГС за значительный вклад в совершенствование методов обучения и воспитания подрастающего поколения, развитие научных исследований по актуальным проблемам фундаментальной и прикладной науки (2019)
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»