16+
Выходит с 1995 года
16 августа 2024

Кто есть кто

Вера Васильевна Абраменкова

Вера Васильевна Абраменкова

Москва

Доктор психологических наук, старший научный сотрудник.

Академик МАНПО.

В 1973 г. окончила МГПИ им. Ленина (сейчас — МГПУ), филологический факультет по специальности «русский язык и литература» и одновременно отделение рисунка, живописи и истории искусств. Слушала курсы лекций по общей, возрастной, социальной психологии, нейропсихологии и др. на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1981 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстнику у дошкольников», в 2000 г. — докторскую диссертацию на тему «Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства».

Работала лаборантом в школе (в 1968 г.), преподавателем на кафедре психологии (в 1974 г.), заведовала зав. пионерской и массовой работой в доме пионеров г. Ходжейли Узбекской ССРпионерской и массовой работой в доме пионеров г. Ходжейли Узбекской ССР.

С 1975 г. работала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (затем - ПИ РАО и ФНЦ ПМИ), сначала младшим научным сотрудником лаборатории личности в коллективе, с 1992 г. - старший научный сотрудник лаборатории социально-педагогических проблем сознания ПИ РАО, затем ведущий научный сотрудник лаборатории психического развития в подростковом и юношеском возрасте.

С 2006 г. - главный научный сотрудник и заведующая лабораторией «Социальная психология детства» Института дошкольного образования РАО.

С 2020 г. - главный научный сотрудник лаборатории фундаментальных и прикладных научных исследований Института изучения детства, семьи и воспитания.

Преподавала (по совместительству) в вузах: МГПИ им. Ленина, МПСИ, МГУ им. Ломоносова, МГППУ (2001-2013) и др. Читала лекционные курсы и вела практические занятия по дисциплинам: «Возрастная психология», «Социальная психология детства», «Психология ненасилия», «Детство в современном мире» и др.

Область профессиональных интересов:

  • духовно-нравственное развитие современного ребенка
  • социальная психология детства, ребенок в современном мире
  • отношения ребенка в детской субкультуре
  • детская картина мира и факторы ее трансформации в современном мире
  • игрушка и антиигрушка
  • детский рисунок как метод диагностики
  • безопасное развитие детства в истории и современности

Автор и разработчик научного направления «Социальная психология детства». В.В. Абраменкова предложила новый социогенетический подход к анализу отношений ребенка (в том числе гуманных отношений) в детской субкультуре, концепцию и оригинальный методический инструментарий в изучении детской картины мира и факторов ее трансформации в последние десятилетия.

Под научным руководством В.В. Абраменковой подготовлено 2 кандидата наук.

Участник парламентских слушаний по проблемам образования Мосдумы и Госдумы, была членом Общественного консультативного совета по духовно-нравственной культуре общества при Департаменте образования города Москвы. Выступала экспертом в области психологии Генпрокуратуры, входила в Экспертный совет Госдумы РФ по законопроектам, касающимся детства, семьи и воспитания. Участник Экспертного совета Ассоциации предприятий индустрии детских товаров.

Принимает участие в семинарах и в конференциях, включая международные. Выступает с лекциями, ведет семинары и мастер-классы для педагогов, родителей в регионах РФ и за рубежом, популяризирует психологические знания на страницах центральной прессы, по радио и телевидению. В 1990-1991 гг. по приглашению Бостонского института К.-Г. Юнга (США) проводила семинары, читала лекции, выступала перед студентами. В 2008 г. проходила стажировку в Иерусалимском университете.

Основные публикации: автор более 350 статей, монографий, учебных пособий, статей и научно-популярных книг, в том числе

  • Ценность детства в современном мире и образовании: Монография / В.В. Абраменкова. - М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. – 232 с.
  • Социальная психология детства: учебник: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Абраменкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 509 с.
  • Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: материалы международной научно-практической конференции, 1-2 апреля 2012 года / редколл.: Абраменкова В.В. и др. - Пенза: Социосфера, 2012. - 250 с.
  • Ребенок в «заэкранье»: кромешный мир компьютерных игр / В. Абраменкова. - М.: Лепта, 2008, 2009.
  • Социальная психология детства: Учебное пособие для студентов университетов, педагогических институтов и психолого-педагогических колледжей / В.В. Абраменкова. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 431 с.
  • Воспитание игрой. Играем вместе с ребенком: игрушки лечат, игрушки готовят к школе / В. Абраменкова. - М.: Лепта, 2008. - 93 с.
  • Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка / В. Абраменкова. - М.: Лепта, 2006, 2008, 2010.
  • Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / В.В. Абраменкова и др.; под ред. С.Ю. Циркина. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Питер, 2004. - 895 с.
  • Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. - М.: МПСИ; МОДЭК, 2000. - 413 с.
  • Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в «игровой цивилизации» / В. Абраменкова. - М.: Даниловский благовестник, 1999, 2001. - 141 с.
  • Сорадование и сострадание в детской картине мира / В. Абраменкова. - М.: Эко, 1999. - 224 с.
  • Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / В.В. Абраменкова и др.; под ред. С. Ю. Циркина. - СПб: Питер, 1999. - 748 с.

Награды:

  • победитель Всероссийского конкурса по Центральному Федеральному округу на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Педагоги высшей школы – средней школе» (2008)
  • победитель международного конкурса на лучшую учебную публикацию «АКАДЕМУС» за учебник «Социальная психология детства»
  • Благодарственные письма и грамота Правительства г. Москвы и Департамента образования г. Москвы
  • Благодарности РАО за существенный вклад в развитие психологической науки и совершенствование системы образования
  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ - за значительный вклад в развитие психолого-педагогических наук (2010)
  • Благодарственное письмо Министерства просвещения РФ (2022)
  • Благодарность Правительства Российской Федерации за участие в программе Московского международного салона образования
  • Наградная грамота Московской городской организации Союза писателей России с вручением медали «За мастерство и подвижничество во благо русской литературы» и ордена «За вклад в литературу России XXI века»
  • медаль «Цветаевские костры» им. М.И. Цветаевой
  • Орден св. равноапостольной Великой княгини Ольги - за созидательное служение во благо Отечества и народов России
  • Орден св. Веры, Надежды, Любови и Софии РПЦ
  • Благодарности региональных управлений образования, в частности, Управления образования администрации Псковского района за внимание, поддержку и активное участие в работе лектория по психолого-педагогическому просвещению педагогов, родителей и обучающихся образовательных учреждений Псковского района
  • Благодарность АНО «Всероссийский кинофестиваль короткометражных фильмов «Семья России» за значительный вклад в популяризацию всероссийских просветительских проектов
  • Благодарность Всемирного Русского народного собора

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»