18+
Выходит с 1995 года
19 декабря 2024

Кто есть кто

Александр Николаевич Ромащук

Александр Николаевич Ромащук

Москва

Кандидат психологических наук, доцент.

Доцент кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В 2005 году закончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 2009 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Функциональный анализ эгоцентрического мышления».

С 2008 г. работает на факультете психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: в лаборатории педагогической психологии (2008-2012), на кафедре общей психологии - ассистент (2012-2014), доцент (с 2014 г.).

Область научных интересов:

  • разработка и применение функционального анализа психических явлений с позиций культурно-исторической психологии Л.С. Выготского.

Читает курсы:

  • Функциональный подход в современной психологии
  • Современные кросс-культурные исследования познавательных процессов
  • Функциональный анализ методов ведения переговоров и разрешения конфликтов
  • Общая психология. Ощущение и восприятие. Мышление и речь
  • Тренды и парадигмы современных психологических исследований
  • Введение в психологию
  • Психология мотивации и эмоций

Основные публикации: более 30 работ, в том числе

  • Romashchuk A.N. Activity-Based Approach to the Teaching and Psychology of Insightful Problem Solving: Scientific Concepts as a Form of Constructive Criticism // Psychology in Russia: State of the Art. 2023. Vol. 16, no. 3, с. 14-29
  • Ромащук А.Н. и др. Деятельностный подход в образовании. Книга 4. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2021. 440 с.
  • Казанская К.О., Ромащук А.Н. Проблема перехода от житейских к научным понятиям: подход «концептуальных изменений» и школа Л.С. Выготского // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021. № 3. С. 239-259
  • Ромащук А.Н. О прайминге научных терминов и установке на решение научной проблемы // Российский журнал когнитивной науки. 2017. Том 4. № 1. С. 33-43
  • Skvortsov A.A., Romashchuk A.N. Single case studies as a means for developing psychological theories // PsyCh Journal. 2015. Vol. 4, no. 4, pp. 232-242
  • Ромащук А.Н. Теория деятельности А.Н.Леонтьева и проблема преодоления двухфакторного подхода к детерминации психики // Вестник Моск. ун-та Серия 14: Психология. 2013. № 2. С. 26-39
  • Ромащук А.Н. Подтверждать, опровергать или сопоставлять // Высшее образование в России. 2011. С. 129-135
  • Ромащук А.Н., Умрихин В.В. Функциональный подход как неявное основание становления психологии XX века // Методология и история психологии. 2010. Том 5. № 3. С. 26-37
  • Ромащук А.Н. Эволюционизм в понимании развития и его преодоление Л.С.Выготским // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 50-59
  • Ромащук А.Н. Мышление как преобразование познаваемого объекта в процессе решения комплексных проблем // Идеи О.К. Тихомирова и А.В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения). Материалы Всероссийской научной конференции (с иностранным участием). Москва, 30 мая - 1 июня 2013. М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2013. С. 431-433
  • Ромащук А.Н. Неявные основания диагностики учебной направленности в контексте непрерывности образования // Новые образовательные программы МГУ и школьное образование: Материалы конференции учителей школ и преподавателей МГУ. Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 10 декабря 2011 года. М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2012. С. 176-178
  • Ромащук А.Н. Сопоставительный эксперимент как научно-учебное средство проблематизации // Характеристика средств и способов реализации проблемного обучения в контексте модернизации российского образования: Материалы VII Западно-Сибирской Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск, 10 ноября 2011 года. Нижневартовск, 2012. С. 170-172
  • Ромащук А.Н. Использование в обучении системы творческих задач разного типа // XXVI Мерлинские чтения: Психологические инновации в образовании: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня образования ПГПИ-ПГПУ / под ред. Б.А. Вяткина. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2011. С. 291-293
  • Ромащук А.Н. Функции противоречия, используемые в современной бизнес-практике и в психологии // Мышление и деятельность: Сб. материалов Второй международной конференции памяти Э.В. Ильенкова (Москва, 10-11 марта 2011 г.). М.: Изд-во СГУ, 2011
  • Ромащук А.Н. Функциональный подход в современной психологии: единство функции и развития // 25 лет Московскому психологическому обществу: Юбилейный сборник РПО: В 4-х томах. Т. 1. М.: МАКС Прес, 2011. С. 118-120
  • Ромащук А.Н. Эскалационный конфликт как средство «преодоления» отчуждения: неявные основания сопоставления подходов // Карминские чтения: материалы Всероссийской научной конференции (СПб, 15-17 ноября 2011 г.). СПб: ПГУПС, 2011. С. 367-369
  • Well-being as a specific function: the concept of positivity in works by L.S. Vygotsky // Book of Abstracts 5th European Conference on Positive Psychology 24.06.2010, Copenhagen, 2010, p. 113-113
  • Ромащук А.Н. Функции противоречия как инструменты бизнес-практики // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в условиях глобального кризиса: материалы II межрегиональной научно-практической конференции 11-13 ноября 2010 г. Т. 3. М.: Издательство Московского университета, 2010. С. 136-138
  • Ромащук А.Н. Эволюционизм в понимании развития и его преодоление Л.С. Выготским // Культурно-историческая психология. 2008. Том 4. №2. С. 50–59.
  • Romaschuk A., Dudareva V. Orientation in mind in preschoolers: the theory of mind approach and the approach of Vygotsky // ISCAR 2008. Ecologies of Diversities: The developmental and historical interarticulation of human mediational forms. Book of abstracts, paper abstracts. San Diego, 2008, p. 171-171
  • Romaschuk A., Skvortsov A. Two interpretations of positivity principle: positive psychology vs. Vygotsky's cultural-historical approach // ISCAR 2008. Ecologies of Diversities: The developmental and historical interarticulation of human mediational forms. Book of abstracts, paper abstracts. San Diego, 2008, p. 270-270
  • Romaschuk A. The functional analysis based on Vygotsky’s approach: functions of egocentric thinking // 17th EECERA annual conference "Exploring Vygotsky's ideas: crossing borders" Prague, Czech Republic, 29th August - 1st September, 2007. Abstract book. 2007, p. 119-119
  • Ромащук А.Н., Котова М.В., Сенющенков С.П., Скворцов А.А. Понятие «функция» в функциональной психологии конца XIX – начала XX веков // История отечественной и мировой психологической мысли: постигая прошлое, понимая настоящее, предвидеть будущее. Материалы Международной конференции по истории психологии «IV Московские встречи». Москва, 26-29 июня 2006 г. М.: Институт психологии РАН, 2006. С. 89-95
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Поздравления с днём рождения
  • Всеволод Олегович Копытин

    С Днем Рождения, Александр Николаевич! Желаю крепкого здоровья, успехов в работе, финансового благополучия и достижения поставленных целей!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»