Кто есть кто
Александр Николаевич Ромащук
Кандидат психологических наук, доцент.
Доцент кафедры общей психологии факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
В 2005 году закончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 2009 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Функциональный анализ эгоцентрического мышления».
С 2008 г. работает на факультете психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: в лаборатории педагогической психологии (2008-2012), на кафедре общей психологии - ассистент (2012-2014), доцент (с 2014 г.).
Область научных интересов:
- разработка и применение функционального анализа психических явлений с позиций культурно-исторической психологии Л.С. Выготского.
Читает курсы:
- Функциональный подход в современной психологии
- Современные кросс-культурные исследования познавательных процессов
- Функциональный анализ методов ведения переговоров и разрешения конфликтов
- Общая психология. Ощущение и восприятие. Мышление и речь
- Тренды и парадигмы современных психологических исследований
- Введение в психологию
- Психология мотивации и эмоций
Основные публикации: более 30 работ, в том числе
- Romashchuk A.N. Activity-Based Approach to the Teaching and Psychology of Insightful Problem Solving: Scientific Concepts as a Form of Constructive Criticism // Psychology in Russia: State of the Art. 2023. Vol. 16, no. 3, с. 14-29
- Ромащук А.Н. и др. Деятельностный подход в образовании. Книга 4. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2021. 440 с.
- Казанская К.О., Ромащук А.Н. Проблема перехода от житейских к научным понятиям: подход «концептуальных изменений» и школа Л.С. Выготского // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021. № 3. С. 239-259
- Ромащук А.Н. О прайминге научных терминов и установке на решение научной проблемы // Российский журнал когнитивной науки. 2017. Том 4. № 1. С. 33-43
- Skvortsov A.A., Romashchuk A.N. Single case studies as a means for developing psychological theories // PsyCh Journal. 2015. Vol. 4, no. 4, pp. 232-242
- Ромащук А.Н. Теория деятельности А.Н.Леонтьева и проблема преодоления двухфакторного подхода к детерминации психики // Вестник Моск. ун-та Серия 14: Психология. 2013. № 2. С. 26-39
- Ромащук А.Н. Подтверждать, опровергать или сопоставлять // Высшее образование в России. 2011. С. 129-135
- Ромащук А.Н., Умрихин В.В. Функциональный подход как неявное основание становления психологии XX века // Методология и история психологии. 2010. Том 5. № 3. С. 26-37
- Ромащук А.Н. Эволюционизм в понимании развития и его преодоление Л.С.Выготским // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 50-59
- Ромащук А.Н. Мышление как преобразование познаваемого объекта в процессе решения комплексных проблем // Идеи О.К. Тихомирова и А.В. Брушлинского и фундаментальные проблемы психологии (к 80-летию со дня рождения). Материалы Всероссийской научной конференции (с иностранным участием). Москва, 30 мая - 1 июня 2013. М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2013. С. 431-433
- Ромащук А.Н. Неявные основания диагностики учебной направленности в контексте непрерывности образования // Новые образовательные программы МГУ и школьное образование: Материалы конференции учителей школ и преподавателей МГУ. Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 10 декабря 2011 года. М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2012. С. 176-178
- Ромащук А.Н. Сопоставительный эксперимент как научно-учебное средство проблематизации // Характеристика средств и способов реализации проблемного обучения в контексте модернизации российского образования: Материалы VII Западно-Сибирской Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск, 10 ноября 2011 года. Нижневартовск, 2012. С. 170-172
- Ромащук А.Н. Использование в обучении системы творческих задач разного типа // XXVI Мерлинские чтения: Психологические инновации в образовании: материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 90-летию со дня образования ПГПИ-ПГПУ / под ред. Б.А. Вяткина. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2011. С. 291-293
- Ромащук А.Н. Функции противоречия, используемые в современной бизнес-практике и в психологии // Мышление и деятельность: Сб. материалов Второй международной конференции памяти Э.В. Ильенкова (Москва, 10-11 марта 2011 г.). М.: Изд-во СГУ, 2011
- Ромащук А.Н. Функциональный подход в современной психологии: единство функции и развития // 25 лет Московскому психологическому обществу: Юбилейный сборник РПО: В 4-х томах. Т. 1. М.: МАКС Прес, 2011. С. 118-120
- Ромащук А.Н. Эскалационный конфликт как средство «преодоления» отчуждения: неявные основания сопоставления подходов // Карминские чтения: материалы Всероссийской научной конференции (СПб, 15-17 ноября 2011 г.). СПб: ПГУПС, 2011. С. 367-369
- Well-being as a specific function: the concept of positivity in works by L.S. Vygotsky // Book of Abstracts 5th European Conference on Positive Psychology 24.06.2010, Copenhagen, 2010, p. 113-113
- Ромащук А.Н. Функции противоречия как инструменты бизнес-практики // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в условиях глобального кризиса: материалы II межрегиональной научно-практической конференции 11-13 ноября 2010 г. Т. 3. М.: Издательство Московского университета, 2010. С. 136-138
- Ромащук А.Н. Эволюционизм в понимании развития и его преодоление Л.С. Выготским // Культурно-историческая психология. 2008. Том 4. №2. С. 50–59.
- Romaschuk A., Dudareva V. Orientation in mind in preschoolers: the theory of mind approach and the approach of Vygotsky // ISCAR 2008. Ecologies of Diversities: The developmental and historical interarticulation of human mediational forms. Book of abstracts, paper abstracts. San Diego, 2008, p. 171-171
- Romaschuk A., Skvortsov A. Two interpretations of positivity principle: positive psychology vs. Vygotsky's cultural-historical approach // ISCAR 2008. Ecologies of Diversities: The developmental and historical interarticulation of human mediational forms. Book of abstracts, paper abstracts. San Diego, 2008, p. 270-270
- Romaschuk A. The functional analysis based on Vygotsky’s approach: functions of egocentric thinking // 17th EECERA annual conference "Exploring Vygotsky's ideas: crossing borders" Prague, Czech Republic, 29th August - 1st September, 2007. Abstract book. 2007, p. 119-119
- Ромащук А.Н., Котова М.В., Сенющенков С.П., Скворцов А.А. Понятие «функция» в функциональной психологии конца XIX – начала XX веков // История отечественной и мировой психологической мысли: постигая прошлое, понимая настоящее, предвидеть будущее. Материалы Международной конференции по истории психологии «IV Московские встречи». Москва, 26-29 июня 2006 г. М.: Институт психологии РАН, 2006. С. 89-95
- Всеволод Олегович Копытин, 12.05.2020