18+
Выходит с 1995 года
25 ноября 2024

Кто есть кто

Елена Вячеславовна Алексеева

Елена Вячеславовна Алексеева

Санкт-Петербург

Кандидат психологических наук, доцент.

Доцент кафедры психологии развития и образования, руководитель основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология образования», Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2018-2022).

В 1988 г. окончила факультет психологии ЛГУ им. А.А.Жданова.

В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Проявление ответственности подростков в совладании с жизненными проблемами».

В 1988-2013 гг. – педагог-психолог ШУПЦ ПОУ и Центра психолого-медико-социального сопровождения учащихся Калининского района СПб.

С 1992 года работает на кафедре психологии развития и образования РГПУ им. А.И.Герцена.

Научные интересы:

  • психология выбора
  • психология ответственности
  • психологические проблемы и совладающее поведение подростков
  • толерантность в образовании

Гранты:

  • 1994–2000 гг. – совместный научно-исследовательский проект РГПУ им. А.И.Герцена и Потсдамского университета «Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12–18 лет».
  • 2006–2009 гг. – международный проект «Социальные проблемы подростков – национальные особенности» (РГПУ им. А.И.Герцена, Университет Потсдама (Германия), Университеты Познани, Ополе, Зелена Гора (Польша)).
  • 2007–2008 гг. – Инновационная образовательная программа Герценовского университета «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (модуль 35 – Технологии разрешения социально — психологических проблем развития детей «группы риска» ).
  • 2012–2014 гг. – грант РГНФ «Психологические проблемы подростков и молодежи в социальном и индивидуальном контексте: методика изучения» (рук. проф. Л.А. Регуш)
  • С 2011 г. – научно-исследовательская деятельность в рамках НИР кафедры (тема: «Социально-психологические проблемы студентов педвуза в условиях реформирования системы образования» – рук. проф. Л.А. Регуш).

Читает курсы:

  • Психология развития человека в образовании.
  • Педагогическая психология.
  • Психологические проблемы в педагогической деятельности и возможности их разрешения.
  • Психология подросткового возраста.
  • Технологии развития ответственности у детей и подростков.
  • Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления.
  • Проблемы психического развития субъектов образовательной среды.

Основные публикации:

  • Преодоление трудных жизненных ситуаций и ответственность // Психология современного подростка / под ред. Л.А.Регуш. СПб, 2005. С. 355–365.
  • Проблемное бытие подростка: жизненные проблемы и их исследование. // Работа переживания и психологическая помощь детям: Тезисы докладов II Международной конференции Телефонов доверия (Москва, 25—27 октября 2007 г.). М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. С. 3–10 (в соавт. с Братченко С.Л.).
  • Технологии развития ответственности у детей и подростков группы риска // Технологии разрешения социально — психологических проблем развития детей «группы риска: учебно-методический комплекс. СПб: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2008.
  • Социальные проблемы российских подростков в начале XXI века // Психология развития человека и социальные влияния. СПб, 2010. С. 62–75.
  • Примерная программа курса «Введение в психологию с практикумом по самопознанию и саморазвитию» // Дисциплина «Психология» в стандартах третьего поколения: концепция, примерные программы: Учебное пособие / под ред. Л.А. Регуш. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. С. 36–50 (в соавт. с Регуш Л.А.).
  • Психологические проблемы подростков: стандартизованная методика методическое пособие. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012 (в соавт. с Регуш Л.А., Орловой А.В., Пежемской Ю.С.).
  • Готовность абитуриентов к получению педагогических специальностей // IX Междунар. науч.-практ. конференция «Образование — личность — профессия». 2–6 июля 2013 года. М.: ПИ РАО, 2013. С. 55–59.
  • Психологический анализ обучения по модели «специалист» и «бакалавр» образования // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям (к 20-летию НИИ НПО РГПУ им. А.И Герцена): Сборник статей по материалам международной научной конференции, Санкт-Петербург, 3–4 октября 2013 года. Ч. 2. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. С. 223–230 (в соавт. с Регуш Л.А., Орловой А.В., Пежемской Ю.С.).
  • Психологические проблемы молодежи: стандартизованная методика: методическое пособие. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2013 (в соавт. с Регуш Л.А., Орловой А.В., Пежемской Ю.С.).
  • Психологические проблемы учащихся в условиях семейной депривации // Дети и общество: социальная реальность и новации: Сборник докладов на Всероссийской конференции с международным участием «Дети и общество: социальная реальность и новации. М.: РОС, 2014. С. 621–628.
  • Подготовка к летней практике: психологический аспект: учебно-методическое пособие // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters). 2016. Т. 2 (Методическое приложение). МЕТ 042 (в соавт.).
  • Психологические проблемы российских подростков (1993–2013 г.г.): монография / под ред. Л.А. Регуш. СПб: ЭЛВИ-ПРИНТ, 2017. 298 с. (в соавт. с Регуш Л.А., Орловой А.В., Пежемской Ю.С., Ундуск Е.Н.).
  • Предикторы способности к выбору в подростковом возрасте (на примере выбора профессии) // Личностное и профессиональное развитие детей, молодежи, взрослых: проблемы и решения: сборник статей / под ред. Л.М. Митиной. М.: Перо, 2017. С. 80–84 (в соавт. с Николаевой А.П.).
  • Диагностика клипового мышления: проблемы и перспективы // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2018. № 1-2. С. 186-192 (в соавт. с Захаровой М.Д.).
  • Сравнительная характеристика мышления современных подростков и подростков второй половины XX века // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 187. С. 59-69 (в соавт. с Регуш Л.А., Алексеевым А.А., Веретиной О.Р., Орловой А.В., Пежемской Ю.С.).
  • Подросток в интернет-среде: показатели благополучия и безопасности // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2019. № 2. С. 23-30 (в соавт. с Веретиной О.Р., Орловой А.В.).
  • Личностные ресурсы защитников жертвы и агрессоров, участников буллинга в ситуации морального выбора // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. 2019. С. 248-251 (в соавт. с Николаевой А.П.).
  • Особенности мышления подростков, имеющих разную степень погруженности в интернет-среду // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019. №194. С. 19-29 (в соавт. с Регуш Л.А., Веретиной О.Р., Орловой А.В., Пежемской Ю.С.).
  • Словарь психологических понятий для современных родителей. СПб, 2020 (в соавт.).
  • Ресурсы и риски киберкоммуникации для подростков с акцентуациями характера // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 262-269 (в соавт. с Грядуновой Д.К.).
  • Операционализация понятия «психологическая проблема» в отечественных и зарубежных исследованиях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2020. № 197. С. 7-17 (в соавт. с Регуш Л.А., Веретиной О.Р., Орловой А.В., Пежемской Ю.С.).
  • Психологические технологии формирования и оценки безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие. Гатчина, 2021 (в соавт.).
  • Интернет как ресурс совладания с психологическими проблемами у подростков и молодежи // Психология человека в образовании. 2021. Т. 3. №2. С. 196-207 (в соавт. с Регуш Л.А., Веретиной О.Р., Орловой А.В., Пежемской Ю.С.).
  • Феномен погруженности в интернет-среду: определение и диагностика // Сибирский психологический журнал. 2021. №81. С. 107-125 (в соавт. с Регуш Л.А., Орловой А.В., Веретиной О.Р., Пежемской Ю.С., Лактионовой Е.Б.).
  • Индекс погруженности в интернет-среду: стандартизация методики // Психолого-педагогические исследования. 2021. Т. 13. №3. С. 31-50 (в соавт. с Регуш Л.А., Веретиной О.Р., Орловой А.В., Пежемской Ю.С.).
  • Психологические проблемы подростков России периода цифровизации (2010-2020 гг.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2022. №203. С. 7-21 (в соавт. с Регуш Л.А., Веретиной О.Р., Орловой А.В., Пежемской Ю.С.).
  • Особенности онлайн-совладания с психологическими проблемами у подростков и молодежи // Психология человека в образовании. 2022. Том 4. №4. С. 475-488 (в соавт. с Л.А. Регуш, О.Р. Веретиной, А.В. Орловой, Ю.С. Пежемской).
  • Влияние опыта детско-родительских отношений на уровень профессионального самоопределения подростков // Философия образования и диалог поколений: сборник научных трудов Международной конференции «Ребенок в современном мире. Диалог поколений», Санкт-Петербург, 19–20 апреля 2023 года. СПб, 2023. С. 410-414 (в соавт. с Д.Р. Садыковой).
  • Психологические проблемы подростков в реальной и виртуальной среде: методика исследования // Культурно-историческая психология. 2023. Том 19. №1. С. 84-96 (в соавт. с Л.А. Регуш, О.Р. Веретиной, А.В. Орловой, Ю.С. Пежемской).
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»