Кто есть кто
Юрий Александрович Клейберг
Доктор педагогических наук, доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Заслуженный деятель науки и образования РФ. Выдающийся деятель культуры и искусства России.
Профессор факультета психологии Московского государственного областного университета. Профессор Тверского государственного университета. Член Экспертного совета УМО вузов России по направлению «Педагогика и психология девиантного поведения».
Основатель и президент АНО «Академия национального образования и науки», Международной ассоциации девиантологов, Международной академии ювенологиии и Международной академии социальной работы.
Член Комитета по девиантологии РАН. Член Международного психолого-правового Клуба при ПАСЕ. Независимый эксперт Европейского научного фонда. Член Союза социальных педагогов и социальных работников России. Член Союза литераторов России.
Академик РАЕН, Международной академии психологических наук, Международной педагогической академии, Российской академии социального образования, Международной академии социальной работы, Международной академии образования, Международной академии проблем человеческого фактора, академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, Международной академии ювенологии, Нью-Йоркской академии наук, UK Academy of Education (Великобритания).
В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2006-2015).
Главным результатом профессиональной деятельности Ю.А. Клейберга является создание нового направления в психологической науке и практике, и эта деятельность связана с разработкой социальной и ювенальной психологии девиантного поведения подростков, девиантологии, креативной девиантологии, девиантологии терроризма и экстремизма. Под его руководством и при его непосредственном участии было разработано более 30 оригинальных авторских методик и программ для специалистов-практиков, а также программы авторских курсов и спецкурсов для студентов вузов и средних специальных учебных заведений. Методики и программы Ю.А. Клейберга являются востребованными и широко используются практиками и преподавателями вузов и средних специальных учебных заведений. Исследования в этой области осуществлялись им лично и его учениками. Ю.А. Клейбергом разработан новый раздел психологии – «Психология девиантного поведения», а затем и «Ювенальная психология девиантного поведения», «Девиантология», «Креативная девиантология». При этом Ю.А. Клейбергом внесен значительный вклад в теорию эксперимента (планирование, проведение, анализ и интерпретация результатов). На этом этапе главное внимание Ю.А. Клейберг уделял разработке и внедрению новых практикоориентированных методик для учреждений образования, культуры, УВД, спорта. В результате этих исследований были обоснованы модели и программы по созданию комплексной социально-психолого-педагогической помощи подросткам и молодежи, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях или попавшими под влияние десоциализированных элементов. Все это нашло отражение в многочисленных публикациях ученого, а также в выступлениях в средствах массовой информации, на научно-практических конференциях – от региональных до международных.
Будучи заведующим кафедрой психологии Тверского государственного университета, Ю.А. Клейберг открывает в университете аспирантуру по специальности «Психология развития, акмеология»; создает новые специальности и специализации в университете и Тверском педагогическом колледже («Социальная работа», «Психология развития», «Психология социальной работы», «Детская психология», «Педагог-девиантолог», «Социальный педагог-организатор досуга детей и подростков» (Лихославльский педагогический колледж); создает и руководит постоянно действующим межрегиональным семинаром-лабораторией по проблемам ювенальной психологии, девиантного поведения и конфликтов в подростково-молодежной среде при Тверском областном институте усовершенствования учителей.
В этот период Ю.А. Клейберг разрабатывает новые региональные исследовательские и научно-методические программы, главной целью которых является создание оптимальных условий для подготовки подростков к сложным жизненным ситуациям, подготовка их к самостоятельной жизни в современном обществе, их безболезненную адаптацию к социальной среде. Важной составляющей этих программ является разработанная Ю.А. Клейбергом универсальная модель коррекционно-воспитательной работы с девиантными подростками – учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК) «Институт подростка» и учебно-реабилитационный научный центр «Институт «Озерный», реализуемые в Поволжском регионе (Тверь, Ульяновск). На основе концепции Ю.А.Клейберга, создана инфраструктура комплексно-интегративной превентивно-профилактической, коррекционно-реабилитационной и социально-психолого-медико-педагогической помощи дезадаптированным и девиантным подросткам. Ю.А.Клейберг создает в Твери Филиал Московского государственного социального университета (ныне – РГСУ, директор), Международную Академию социальной работы (президент), где открывает два докторских диссертационных совета по специальности «Социальная и политическая психология» и «Психология развития, акмеология»; международный научно-методический журнал «Вестник социальной работы» (гл. редактор). Он является председателем докторских диссертационных Советов по психологическим, педагогическим, социологическим, политическим и философским наукам при НОУ ВПО «Международная академия образования (институт)» и членом диссертационных Советов при ТвГУ.
Затем при активном участии Ю.А. Клейберга в Ульяновском государственном университете была открыта кафедра социальной и политической психологии (зав. кафедрой), диссертационный Совет по социальной психологии и психологии развития, акмеологии. Он активно сотрудничает с Комитетами и Департаментами областной и городской администраций, а также социально-психологическими службами и центрами: на базе Ульяновского областного социально-психологического Центра помощи семье и детям Ю.А. Клейберг создает некоммерческое партнерство учебно-научно-инновационный комплекс (УНИК) «Институт подростка» и становится его научным руководителем; является научным руководителем СШ №17, областного социально-реабилитационного Центра для детей с девиантным поведением.
Важной заслугой научно-педагогической деятельности Ю.А. Клейберга является также создание известной российской научной школы «Психология девиантного поведения», в которой им лично подготовлено: более 70 академиков и членов-корреспондентов отраслевых академий, 12 докторов, 45 кандидатов наук и более 20 магистров. Он является научным редактором более 150 монографий, учебных пособий и научных сборников.
Общий объем публикаций составляет более 460, в том числе монографии, учебники, учебные пособия.
Награды:
- лауреат конкурсов Фонда отечественного образования РАО за лучшую научную книгу среди преподавателей вузов России (2004, 2005).
- лауреат Всероссийского открытого конкурса вузовских учебных программ и глав учебников по психологическим дисциплинам - за авторскую программу «Психология девиантного (отклоняющегося) поведения»
- Золотая звезда Вернадского «За заслуги в науке» I степени Международного межакадемического союза при ЮНЕСКО
- орден В.Н. Татищева «За пользу Отечеству»
- орден UK Academy of Education «За служение науке» I степени
- Золотая медаль Фонда отечественной науки «За новаторскую работу в области высшего образования»
- Серебряный орден «За заслуги в психологии»
- медаль «Человеческий фактор» за научные заслуги
- медаль РАЕН за выдающиеся научные достижения
- Почетный знак МАПН «За значимый вклад в развитие психологии»
- лауреат премии Правительства Российской федерации в области образования — за комплект учебно-методических пособий «Психология девиантного поведения» (2021)
- Лауреат конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в российской психологии», 2007 г.
- Победитель конкурса «Золотая Психея» в номинации «Личность года в психологической науке», 2005 г.
- ««Основы психологии девиантного поведения» (монография), «Девиантология: схемы, таблицы, комментарии» (учебное пособие) и «Девиантология: Словарь» (учебное пособие)», научно-образовательный комплект (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2014 г.), номинант
- ««Девиантология: Хрестоматия», «Практикум по девиантологии»», (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2008 г.), номинант
- «Учебно-Научно-Инновационный Комплекс (УНИК) "Институт подростка"», некоммерческое партнерство (в номинации «Проект года в психологической практике», 2006 г.), номинант
- «Социальная психология девиантного поведения», учебное пособие (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2005 г.), лауреат
- Юрий Александрович Клейберг, 11.01.2022
- Иван Фёдорович Ладыгин, 11.01.2021