16+
Выходит с 1995 года
19 апреля 2024

Все публикации

Страница из 324
из 324
  • Профилактика школьного насилия: проблемы, подходы, опыт
    23.04.2018
    Профилактика школьного насилия: проблемы, подходы, опыт
    В своем выступлении А. Реан акцентировал внимание на школьных факторах насилия агрессии, среди которых выделил высокий уровень прессинга, которому в современной школе подвержены и ученики, и учителя. Следствием этого является виктимизация детей и подростков, которые не демонстрируют высокой успеваемости и образовательных достижений. Также им была отмечена важность включения в число факторов эффективности школы критериев, связанных с тем, как школа работает над социализацией и воспитанием своих учеников...
  • Психодиагностика сегодня. Часть 1
    23.04.2018
    Психодиагностика сегодня. Часть 1
    Широкое и неразборчивое применение разных тестовых методик в целях кадрового отбора, профориентации, трудовой экспертизы и семейного консультирования пришло на смену неприятия психодиагностики как лженаучного направления, которое длилось не менее полувека. К сожалению, взамен психологии «понимающей» возник крен в сторону преувеличения роли математического анализа и статистики. Важно подчеркнуть, что применяя психометрическую проверку любого теста, исследованию должна предшествовать гипотеза, придающая математическому анализу определенный смысл. На мой взгляд, такой подход отражен в теории ведущих тенденций, которая, в отличие от многих других теоретических подходов, родилась в процессе повседневной практической проверки...
  • Означающие любви: от Платона до Лакана
    20.04.2018
    Означающие любви: от Платона до Лакана
    Выражение всех наших чувств прописано социальными сценариями и программами, усвоенными в процессе социализации. Поэтому можно говорить, что все чувства были сконструированы и прописаны человеческой культурой, существуют чёткие сценарии для зависти, гнева, печали... И любовь не является здесь исключением. Это такое же изобретение человечества, и у него есть конкретные авторы и даты создания. Даже копирайты можно ставить. Мы остановимся лишь на некоторых из них, вот пять основных имён, о которых пойдёт речь: Платон, Кретьен де Труа, Бенедикт Спиноза, Зигмунд Фройд и Жак Лакан...
  • Психологическая безопасность образовательной среды
    19.04.2018
    Психологическая безопасность образовательной среды
    Нападения в школах, к сожалению, происходят достаточно часто. Возникает вопрос - это лишь проявления агрессии отдельных учеников или симптом среды, в которой не созданы условия для соблюдения психологической безопасности всех, кто находится в школе? Как создать такую среду? Публикуем отрывок «Психологическая безопасность образовательной среды и характер общения ее участников» из методического пособия «Основы формирования психологически безопасной образовательной среды»...
  • Дисфункциональная семья и отклоняющееся поведение ребенка
    18.04.2018
    Дисфункциональная семья и отклоняющееся поведение ребенка
    Безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ детьми имеют в своей основе один источник - социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье. Социально дезадаптированный ребенок, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Главной причиной социальной дезадаптации, лежащей в основе отклоняющегося поведения несовершеннолетних, является дисфункциональность семьи...
  • Коллективная память в информационной войне
    17.04.2018
    Коллективная память в информационной войне
    В эпоху информационных войн и экономики знаний одним из наиболее эффективных инструментов воздействия на противника является целенаправленное изменение представлений населения страны о прошлом и будущем. Отношение к своему прошлому и оценка будущего в значительной степени определяют способность общества справляться с возникшими в настоящем проблемами. Активное воздействие противника на социальную память и видение будущего может ослабить жизнестойкость, надежность, адаптивность общества...
  • Дружба, служба и любовь. Семья как образ жизни
    17.04.2018
    Дружба, служба и любовь. Семья как образ жизни
    Люди в семейных отношениях, своими проблемами, заморочками и комплексами буквально «трутся личностными шероховатыми боками» друг о друга. Достаточно вспомнить совместное проведение ремонта в доме. «Разводятся» по нескольку раз за день, шум, ругань, нам, тарарам... Совместный труд для совместной же пользы творит чудеса. Магическое слово «надо нам» помогает преодолеть все трудности не столько технического характера цвет обоев, качество нанесения клея, колер стен или батарей, компоновку электрических розеток, умения разгладить обойное полотно, сколько межличностного...
  • Нейропсихоанализ и нейропсихоаналитическая терапия
    16.04.2018
    Нейропсихоанализ и нейропсихоаналитическая терапия
    В рамках доклада «Нейропсихоанализ и нейропсихоаналитическая терапия» Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич - профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой детской психиатрии и психотерапии Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова рассказал о нейропсихоанализе. Нейропсихоаналитическое исследование пациента имеет целью связать специфические психодинамические механизмы с деятельностью нейронов в определенных областях мозга...
  • Взаимодействие общества, науки и высшего образования
    13.04.2018
    Взаимодействие общества, науки и высшего образования
    IV Санкт-Петербургский международный экономический конгресс (СПЭК-2018) «Форсайт «Россия»: новое индустриальное общество. Будущее». Организатором СПЭК является Институт нового индустриального развития им. С.Ю. Витте при поддержке Вольного экономического общества России. В рамках конгресса прошел семинар «Новое образование для новой экономики». Видеозапись выступления Климовой Елены Константиновны «Проблемы и перспективы взаимодействия российского общества, производства, науки и высшего профессионального образования»...
  • Как человек создаёт новое? Психология творчества
    13.04.2018
    Как человек создаёт новое? Психология творчества
    На секции психологии Дома ученых РАН состоялся доклад «Психология творчества» Аллахвердова Виктора Михайловича - доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой общей психологии СПбГУ. Виктор Михайлович Аллахвердов рассказал собравшимся о том, как человек входит в творческое состояние, выдвинул гипотезы о назначении творчества и о том, почему важно соприкосновение с творчеством других людей...
  • Пограничная личность: диагностика и терапия
    12.04.2018
    Пограничная личность: диагностика и терапия
    Считается, что с пограничными пациентами очень трудно работать. Я хочу рассказать о специфике, которая вызывает в терапевтах (не только психоаналитиках) очень интенсивные контрпереносные переживания. И с этими переживаниями бывает очень трудно справляться, а это как раз одна из наших основных задач – с ними справляться и помогать справляться с чувствами нашим пациентам. С мощнейшими, интенсивнейшими аффектами. В случае пограничных пациентов это выходит на первый план...
  • Профессиональное саморегулирование: практика
    11.04.2018
    Профессиональное саморегулирование: практика
    В рамках Всероссийского конгресса с международным участием «Отечественная психотерапия и психология: становление, опыт и перспективы развития (к 85-летию отделения неврозов и психотерапии Национального центра психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева)» состоялся круглый стол «Саморегулирование профессиональных общественных организаций. Практика саморегулирования». Модераторы: Макаров В.В. (Москва), Румянцева И.В. (Санкт-Петербург), Решетников М.М. (Санкт-Петербург)...
  • Перинатальная психология как ресурс при демографическом кризисе
    10.04.2018
    Перинатальная психология как ресурс при демографическом кризисе
    В России демографический кризис: по данным исследований к 2020 году количество матерей в РФ может сократиться на треть, а к 25-му демографический потенциал страны м.б. исчерпанным. Психологический фактор нужно учитывать, чтобы эффективно помогать семьям, желающим иметь ребенка. Игорь Валерьевич Добряков выступил с докладом «Перинатальная психология и психотерапия как ресурс преодоления демографического кризиса в России: на примере внедрения методики психологической помощи в ситуации перинатальной утраты»...
  • Памятка для борьбы с травлей в школе
    10.04.2018
    Памятка для борьбы с травлей в школе
    Наталья Цымбаленко - мама ребенка, пережившего травлю в школе, поделилась опытом, как она получила помощь и изменила ситуацию в классе. О конкретных шагах, которые нужно предпринять, останавливая травлю, она рассказала родителям школьников в своей памятке «Как остановить травлю ребенка». Памятка рассказывает о том, за какие действия детей и их родителей наступает гражданская и уголовная ответственность, какая последовательность действий важна, чтобы школьная администрация включилась и начала решать проблему...
  • Определение терапевтических отношений в КПТ
    09.04.2018
    Определение терапевтических отношений в КПТ
    Когнитивно-поведенческая терапия предлагает клиентам занять активную роль в терапевтическом процессе, в то время как терапевт берет на себя роль соавтора или проводника - человека, который может содействовать прогрессу клиента в достижении его или ее желаемой цели (целей). Этот акцент на клиенте как на том, кто совершает изменения, сильно отличается от других видов терапий, в которых клиент может занимать более пассивную роль. КПТ отдаёт приоритет активному участию, что также отличается от подходов, где терапевт занимает пассивную роль, выступая в качестве так навязываемого "отражающего изменения инструмента"...
  • Нейробиологический подход к развитию ребенка
    06.04.2018
    Нейробиологический подход к развитию ребенка
    На поведение ребенка и формирование его личности влияют не только психологические факторы, но и нейробиологические процессы. Об этом рассказывает доктор биологических наук, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Е.И. Николаева в рамках доклада «Как выбирается путь к победе или поражению? Нейробиологический подход к развитию ребенка»...
  • Интернет-зависимость: аспекты формирования и коррекции
    05.04.2018
    Интернет-зависимость: аспекты формирования и коррекции
    Состояние проблемы интернет-зависимости сегодня носит противоречивый характер. Часто возникает вопрос, можно ли говорить о подобном феномене в рамках клинических категорий? Целью нашего исследования было установление связи интернет-зависимого поведения подростков с характером детско-родительских отношений в семье и некоторыми личностными особенностями...
  • Законодательные инициативы по психологической помощи и психотерапии в РФ
    04.04.2018
    Законодательные инициативы по психологической помощи и психотерапии в РФ
    Участники круглого стола «Законодательные инициативы в области оказания психологической помощи и психотерапии в Российской Федерации» обсуждали подготовку специалистами МГУ и представителями РПО закона о регулировании психологической деятельности. Модераторами круглого стола выступили Шаболтас А.В. и Бабин С.М. Состоялись доклады Макарова В.В., Бабина С.М., Шаболтас А.В., Решетникова М.М., Костроминой С.Н., Курпатова В.И., Исуриной Г.Л., Демьяненко А.М...
  • Можно ли управлять своей жизнью? И если да, то как?
    03.04.2018
    Можно ли управлять своей жизнью? И если да, то как?
    Жизнь динамична и осознание всех ее процессов невозможно. Человек должен проявить усилие и направить свое сознание на изучение себя в этом мире, ориентироваться на то, как тело реагирует на ситуации, и в зависимости от внутреннего состояния, принимать решение – действовать или нет. Наши эмоции и ощущения являются самыми лучшими путеводителями в этом мире, а совсем не руководством к моментальному действию. Если мы научимся грамотно распознавать их сигналы, анализировать и потом действовать – минимизация хаоса будет неизбежной. Другими словами – человек найдет или поймет смысл...
  • К обсуждению статьи о сертификации психологов
    02.04.2018
    К обсуждению статьи о сертификации психологов
    Нужна ли сертификация? На мой взгляд, ответ на этот вопрос зависит от того, что сертифицируется, то есть, на что даётся разрешение. Если сертифицируется психолог и только потому, что у него есть диплом о высшем психологическом образовании соответствующего уровня и поэтому сертификат предоставляет ему право заниматься любым видом психологической деятельности – то нет, такая сертификация не нужна. Она не решит те задачи, ради которых и создавался закон – безопасность граждан и регулирование психологической деятельности...
Страница из 324
из 324

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»