18+
Выходит с 1995 года
29 ноября 2024
Коротко о терапии творческим самовыражением (ТТСБ)

Истинное поле для психотерапевтической работы, как считается это в классической медицине, есть личность человека, которому помогаем [29, с. 820–821]. Личность (характер) по-своему прорисовывает даже острую психотику душевнобольного. Но, в основном, конечно же, сегодняшняя психиатрическая психотерапия — это помощь пациентам, личность (характер) которых не прикрыта полупроницаемой психотической завесой из галлюцинаций, бреда, помрачений сознания.

Наш психотерапевтический метод, о существе которого коротко расскажу, включён в раздел «Специфические расстройства личности» Российского рубрикатора «Клинические рекомендации по диагностике и лечению психических и поведенческих расстройств». Этот раздел утверждён Минздравом России в 2021 г. Метод включён и в наркологический раздел.

ТТСБ — российский психотерапевтический метод-школа для помощи диагностически разнообразным пациентам с хроническим болезненным переживанием своей неполноценности, несостоятельности (дефензивность — в противовес агрессивности) и душевно здоровым людям с дефензивными переживаниями в пределах здоровья. Государственно признанный метод. Немало министерских рекомендаций и пособий для применения метода врачами и психологами. Часть из них составляют коллективную монографию, созданную Российской медицинской академией непрерывного профессионального образования МЗ РФ (РМАНПО нынешнее название академии) [30]. Немало защищённых диссертаций. Преподавание метода в некоторых ведущих государственных учебных заведениях врачам и клиническим психологам, студентам-медикам, психологам, философам (МГУ, РМАНПО, РУДН, Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, Ижевская медицинская академия МЗ РФ). Книги авторов некоторых вариантов метода [14,17, 23, 30, 33, 39], труднообозримое количество публикаций о методе. Приходится так нескромно писать обо всём этом, потому что испытываю живое чувство ответственности перед моими учениками и последователями, живущими нашим методом.

ТТСБ — метод из психотерапевтического направления «Клиническая классическая психотерапия» Это старинное направление проникнуто гиппократовым клиницизмом и в своём сегодняшнем богатстве создано, прежде всего, Эрнстом Кречмером (1888–1964) и Семёном Исидоровичем Консторумом (1890–1950) [2–6, 8, 37]. Так сложилось, что это одухотворённо-материалистическое направление (не теория, а научное искусство, как и вся клиническая медицина) развивалось последние полвека преимущественно в России. Оно основано на естественно-научном материалистическом мироощущении (мировоззрении) и с давних пор отвечает душевным особенностям многих российских врачей и психиатрических пациентов [4, особенно — с. 408–419]. Это «наше национальное достояние», словами Виктора Викторовича Макарова [2, с. 70]. Российская художественная психологическая проза, российская живопись передвижников самобытно, глубоко реалистически переживают об «униженных и оскорблённых». Наша врачебная психотерапия по-своему, по-земному, помогала и помогает многим страдающим дефензивным пациентам. Их немало у нас. Психологически-ориентированная (западная) психотерапия, исходящая из фундаментальной психологической теории, и наша отечественная самобытная одухотворённо-материалистическая психотерапия (клиническая классическая психотерапия, научное искусство) соседствуют в России друг с другом. Однако российским дефензивным психиатрическим пациентам всё же более психотерапевтически помогает отечественное врачебное научное искусство.

Клиническая классическая психотерапия включает в себя, в сущности, все психотерапевтические воздействия (суггестивное, гипнотическое, рациональное, когнитивное, активирующее, поведенческое, групповое, тренировочное, игровое, катарсическое, аналитическое, телесное, гештальт, креативное и другие). Но они, эти воздействия («механизмы»), преломлены здесь естественно-научно, одухотворённо-материалистически. Эта наша традиционная российская психотерапия может быть такой же высокоодухотворённой, как, например, произведения одухотворённых материалистов — Гиппократа, Крепелина, Корсакова, Чехова и Левитана. Дух для психотерапевта-клинициста вторичен, но не материален. Он только несёт в себе, в клинике и психотерапии, «следы», «память» материального происхождения и, таким образом, неразлучен с телом. Психотерапевтическое воздействие направляется здесь не психологической концепцией (теорией). Оно направляется самой клинической картиной, включающей в себя личностную почву. Направляется размышляющим чувством, опытом. Это, повторю, не концепция (теория), а научное искусство, как и вся клиническая классическая медицина. Так, например, природа депрессивно страдающей души тянется из мучительной «чёрной» неопределённости к стихийной спасительной, дающей опору, светлой определённости. Тянется с помощью самолечебного природного исследования страдания (чтением психиатрических, психологических, психотерапевтических работ, тянется творчеством (своим стихотворением, рисунком и т.д.), а клиницист помогает, как может, стихийной природе защищаться совершеннее. Защищаться помогает с научным искусством — в данном случае, разработанными, исходящими из особенностей клиники, характера, способами творческого самовыражения. Личностная почва (аутистическая, синтонная, психастеническая и т.д.) по-своему (аутистически, синтонно и т.д.) прорисовывает душевные расстройства, вырастающие на ней, и «подсказывает» соответствующую этой клинике, самозащите психотерапию. В том числе, и по этой причине в своё время клиницисты Ойген Блейлер и Эрнст Кречмер приветствовали психоанализ с его теоретическими символами в аутистических, аутистоподобных, схизисных клинических случаях и не принимали в случаях пациентов с реалистическим (материалистическим) мироощущением.

Развивающаяся ТТСБ для помощи больным и здоровым людям сложилась в своих рабочих основах около сорока лет назад. В 1988 г вышли методические рекомендации Минздрава СССР [30, с. 9–33]. В 1989 г. — первое издание монографии «Терапия творческим самовыражением» [4]. В 2003 г. — коллективное «Практическое руководство по терапии творческим самовыражением» [37].

ТТСБ — самостоятельный целостный метод, имеющий свою философскую основу (клиническое, естественно-научное, одухотворённо-материалистическое (без воинственности) мироощущение (мировоззрение)), свою систему показаний и противопоказаний.

Показания к применению метода

  1. Дефензивные расстройства. Они обычно сочетаются с некоторыми другими, чаще разнообразными депрессивными расстройствами, по-своему их окрашивая, усиливая. С тоскливыми, тревожными, ипохондрическими, психастеническими, ананкастическими, деперсонализационными. Дефензивность нередко присуща пациентам с расстройствами личности, шизотипическим, шизофреническим, эпилептическим, алкогольным пациентам, пациентам с органическим поражением мозга и психосоматическим ( в широком понимании) пациентам. Нередко эти душевные расстройства, заболевания в процессе нашей психотерапии смягчаются вместе с дефензивностью. При достаточно выраженных расстройствах, заболеваниях обязательна одновременная психофармакотерапия. Во всех случаях психологу-психотерапевту следует время от времени консультировать пациентов с психиатром, помня особенно о случаях маскированной («спрятавшейся») депрессии с суицидальными стремлениями. В рабочей дружбе с психиатром нет для психолога ничего унизительного: каждый делает своё дело, то, что умеет делать профессионально. При этом, конечно же, психологу, работающему в ТТСБ, необходимо посильно постигать основы клинической психиатрии, особенно депрессивные (в широком понимании) и личностные расстройства. Не следует психологу без психиатра заниматься психотерапией острой психотики.

Оценка терапевтической эффективности ТТСБ основывается , прежде всего, на клиническом психиатрическом опыте (клиническое научно-размышляющее переживание, наблюдение психотерапевта) и затем уже — на «измерительном» исследовании, подтверждающим исследование клиническое или же с ним не согласное.

Сегодня в России осваивается новая статистическая Международная классификация болезней (МКБ-11) (6-я глава — Психические и поведенческие расстройства и нарушения нейропсихического развития / Под ред. Г.П. Костюка. — М.: «КДУ», «Университетская книга», 2021. — 432 с. Пер. с англ. М.А. Кулыгиной). Некоторые из перечисленных выше душевных расстройств, нарушений, при которых нередко обнаруживаются болезненные дефензивные переживания, можно найти в МКБ-11 по следующим кодам: 6А 22, 6А 72, 6А 73, 6В 230, 6В 66, 6Д 11.0, 6Д 11.1, 6Д 11.4.

  1. Дефензивные трудности здоровых людей. Это особая, «помогающая», часть т.н. характерологической креатологии (например, помощь на курортах, в интернатах для сирот, в детских домах, помощь студентам с «ограниченными возможностями» [20–21, 31, 37, 39-42], в интернатах для престарелых). Однако характерологическая креатология сегодня понемногу становится вообще естественно-научным подходом к изучению творчества, философии, экономики, поступков людей, исходя, прежде всего, из природных душевных особенностей, характеров людей. Это, к примеру, работы философа, филолога, профессора Вадима Петровича Руднева; канд. политических наук, старшего научного сотрудника Григория Юрьевича Канарша; канд. экон. наук, доцента, психиатра Ксении Марковны Мижеровой; канд. тех. наук Инги Владимировны Каллаговой. См. коллективное руководство по характерологической креатологии — «Психотерапия здоровых, психотерапия России» (2015) [39] и некоторые другие работы [3, с. 240–241; 6; 15; 26; 27; 31].

Противопоказания

  1. Депрессия с тяжёлой душевной болью, стремлением к самоубийству. Переживание выброшенности из жизни может ещё более углубляться среди творчески самовыражающихся людей в психотерапевтической гостиной, представляющихся такому пациенту «счастливыми». Состояние суицидальных пациентов может ухудшиться и от чувства своего творческого бессилия. Профессором В.В. Васильевым в Ижевске, однако, разработан специальный вариант ТТСБ для профилактики суицидов вне остроты страдания. Об этом ниже.
  2. Неукротимое стремление пациента при изучении характеров, психиатрии осуждающе «накладывать» психиатрические «этикетки», «бирки» на знакомых и близких (стремление «опсихиатричивать» жизнь).

Существо метода

Пациенты и душевно здоровые дефензивные люди под руководством психотерапевта (в индивидуальных встречах, в группе творческого самовыражения, в домашних творческих занятиях) знакомятся с началами (элементами) психиатрии, характерологии, психотерапии, естествознания. Постигают это новое для себя понимание жизни «через характеры». Характеры ушедших из жизни художников, писателей, композиторов, учёных, свои характеры и характеры друг друга. Характеры (нравы) животных (диких и домашних), «характеры» растений, минералов. Характеры в произведениях искусства, литературы. Всё это происходит в творческом самовыражении: с постоянным поиском своего, в сравнении с другими, характерологического, психиатрического, вообще природных особенностей души — во всём, посильно изучаемом. С постоянным невольным чувством-осмыслением своего индивидуального, творческого отношения к постигаемому. Таким образом обретается (рано или поздно) своё целительное осмысленное (содержательное) творческое вдохновение, становится всё более определённой мучительная подчас неопределённость собственной дефензивности, собственной души, сотканная из нерешительности, застенчивости, малодушия, неуверенности в себе, тревожной мнительности, сомнений, ранимости, робости, бессмысленности существования и т.п. Очень важно продумать, прочувствовать с теми, кому помогаем в ТТСБ, что слишком много в истории культуры создано именно дефензивными (не агрессивными), неуверенными в себе людьми (тема «силы слабости»).

В ТТСБ стремимся, как отмечено выше, к возникновению более или менее стойкого содержательного вдохновения (creative inspiration) в душе человека, которому помогаем . Оно поистине целительно светом своей уникальности, в нём живут Смысл и Любовь. Их не выведешь из голой мысли. Их не подарит лекарство. К содержательному душевному, духовному свету уникальности, неповторимости помогает приблизиться именно повторимое (общее), что содержится в конкретных характерах, симптомах конкретной душевной болезни и т.д. Поначалу находим, например, свой характер (характерологический круг) — психастенический, аутистический, полифонический и т.д. Находим своих «характерологических братьев» — психастенических, аутистических и т.д., например, среди писателей, художников прежних времён. Среди «характерологических братьев» в гостиной — с подобным твоему характерологическим радикалом. А потом уже, углубляясь в свой характерологический круг, открываем всё в больших подробностях, нюансах и своё неповторимое в сравнении, к примеру, с другими психастениками. Таким образом, природные характеры и душевные болезни для нас не «бирки», а важные природные ориентиры (наподобие, например, природной мужской или женской душевно-телесной особенности). Эти ориентиры ведут нас к своей психастенической, аутистической и другой неповторимости. Переживание своей неповторимости — и есть свет творческого вдохновения. Творческое вдохновение проникнуто целительным биологическим сдвигом в организме (в понимании Яроцкого), что немаловажно для лечения, в том числе, соматической патологии пациентов.

Без постижения пациентами природных характеров (своих душевных особенностей, расстройств вообще) — нет нашего метода. Без характеров — хотя бы в сказочном понимании: герои народных сказок, застенчивая Берёза, авторитарный Дуб за окном (как в занятиях с детьми). Нет нашего метода без опирающегося на свой характер поиска своей дороги, хотя бы тропинки, своего смысла, своей любви, терпимости к людям. Своей природной предрасположенности к своему мироощущению — материалистическому, идеалистическому, какому-то смешанному. А значит, нет, и чувства-понимания своей религиозной или нерелигиозной предрасположенности к любви, смыслу жизни. Нет присущего методу понимания, что нам не дано знать, что есть «на самом деле», независимо от природной предрасположенности, истинно изначальное, вечное — дух (как у многих идеалистов-аутистов, замкнуто-углублённых) или материя (как у многих материалистов — синтонных, напряжённо-авторитарных, психастеников). Без этого «через характеры» нет истинного понимания-чувства того, что всё характерологическое, мироощущенческое по-своему нужно Человечеству. Да, существует природное Зло, как и Добро, существуют безнравственные и нравственные люди, но нет безнравственных и нравственных характеров, потому что характер — только реалистический ориентир, но не сам полнокровный душевно-телесный человек, который может быть по-своему безнравственным даже в своей характерологической дефензивности. Когда , например, дефензивный человек своими нескончаемыми тревожными опасениями снова и снова мешает выйти замуж своей немолодой уже дочери. Нет «злых» и «добрых» характеров, а есть только «злые» и «добрые» люди. Есть только характерологические «физиономии» добра и зла.

Сам старшеклассником, наткнувшись на ганнушинскую «Клинику психопатий…» (1933) в библиотеке отца, обнаружил, как же спасительно всё это открывает мне самого себя и происходящее вокруг. Как смягчает моё переживание тревожной неопределённости себя в мире, невольно помогая искать свой смысл, свою пользу людям — сообразно своему душевному устройству. Даже в самых суровых обстоятельствах жизни. Впоследствии всю свою долгую жизнь открывал и открывал, как даже тяжёлые и стойкие хронические страдания дефензивно-депрессивных пациентов смягчались в работе метода. Смягчались, благодаря тому, что пациенты яснее чувствовали-понимали, что и почему происходит с ними, с людьми, в мире. И находили, нащупывали свою жизненную дорогу, тропинку жизненного смысла-добра. Именно Добра (созидания) в противовес Злу (разрушению) — в соответствии со своей дефензивной природой. Становились пациенты вдохновенно-смелее в своей нравственной убеждённости в духе истинной российской интеллигенции. Именно нравственными переживаниями со стремлением помочь обездоленным российские интеллигенты с давних времён отличались от интеллектуалов в широком понимании. И российский интеллигент навсегда срастается со своей родиной, её духовной культурой. Исстрадается без всего этого. Понятно, это имеет отношение, прежде всего, к дефензивным пациентам с глубокой сложной душой.

Одарённый курортный врач-психотерапевт Александра Владимировна Савельева, творчески погружаясь с пациентами в общение с ульяновской природой, стариной, исходя из характеров, так передаёт «мелодию», звучащую в нашем (теперь уже общем с ней) психотерапевтическом методе. «Найти созвучие и выразить себя творчески согласно рисунку характера или болезненному душевному расстройству, тем самым освобождаясь от мрачного душевного разлада, высвечивая и обустраивая душевный уют, обретая миролюбиво-задушевную гармонию…» Метод «не просто помогает», а «ставит на ноги, на твёрдую почву, предоставляя человеку … замечательно удобную нишу в социуме, нишу, которая со временем преобразуется в праздничные хоромы, исполненные душевного понимания себя и других, уюта и тишины» [40, с. 7].

При трудных, травмирующих, отношениях с людьми наш метод, благодаря заветному «всё через характеры», невольно, без каких-то непосредственных разъяснений психотерапевта, серьёзно помогает пациенту. Помогает разобраться в отношениях с людьми, навести в душе какой-то тут порядок, обрести терпимость, милосердие, надежду и, значит, посветление.

Существуют, по-моему, для психотерапевтов, изучающих наш метод, и пациентов три основных одухотворённых ключа к нему. Ключи соединены друг с другом в нерасторжимой связке. Это есть следующее. 1. Способность понять-почувствовать себя, людей, жизнь через природные конкретные характеры и, в то же время, неповторимое в каждом человеке, в каждом дереве. 2. Стремление и способность служить своему добру-творчеству-созиданию в противовес злу-разрушению. А с оголтелой безнравственностью справятся те прекрасные люди, по-другому сильные люди, которые к этому более приспособлены. Мы приспособлены к другому необходимому, своему. 3. Готовность и способность жить, прежде всего, духовными переживаниями и тем, что им способствует, не тоскуя о материальных богатствах в обычном понимании.

Практика метода

Индивидуальные встречи с психотерапевтом, творческие домашние задания, группа творческого самовыражения (в том числе, психотерапевтический театр-сообщество как одна из форм такой группы). Групповое занятие происходит в уютной психотерапевтической гостиной с чаем, свечами, слайдами. Конкретные методики терапии творчеством, переплетающиеся между собою: 1) терапия созданием творческих произведений; 2) терапия творческим общением с природой; 3) терапия творческим общением с литературой, искусством, наукой; 4) терапия творческим коллекционированием; 5) терапия проникновенно-творческим погружением в прошлое; 6) терапия ведением дневников и записных книжек; 7) терапия перепиской с психотерапевтом; 8) терапия творческими путешествиями; 9) терапия творческим поиском одухотворённости в повседневном; 10) терапия исполнительским творчеством. Повторяющееся слово «творческий» означает, что всякое дело здесь выполняется неповторимо по-своему, в процессе вольного или невольного поиска своей психастенической, шизотипической и т.д. уникальности для обретения своей вдохновенно-творческой неповторимой, посильно-общественно-полезной жизненной дороги.

В группе — 8–12 человек. Занятие продолжается 2 часа. Индивидуальное — 1 час.

Долгосрочная ТТСБ продолжается 2–5 лет, краткосрочные варианты метода — от недели до 4-х месяцев.

Идеал терапевтической эффективности ТТСБ — сложившийся творческий стиль жизни: возможность обретёнными в психотерапии способами достаточно надёжно приводить себя в состояние творческого вдохновения и способность подолгу жить и работать в этом светлом состоянии. Стойкие ремиссии, малообратимые компенсации. От травмирующих событий, тягостных отношений с людьми возможно уйти-погрузиться в творческое общение с природой, со стариной, в бессмертные сказания, обряды своих предков, в религиозные раздумья, переживания, если есть к этому предрасположенность души. Погрузиться от тягостных переживаний в свою посильную творческую помощь нуждающимся в ней. Однако, всё это происходит не так часто: зависит от природы заболевания, характера, от длительности и качества лечебных занятий. Но более или менее стойкая выразительная психотерапевтическая помощь возможна практически всегда при долгосрочной ТТСБ. Без мучительной для хронического тревожно-депрессивного пациента психотерапевтической тренировки он со временем начинает жить в методе с «солнышком-смыслом» в душе сквозь свою смягчившуюся депрессивность. Это происходит при умелой работе по данному методу, учитывающей противопоказания, в согласии с квалифицированной психофармакотерапией (где это нужно).

Не раз убеждался в том, что одно только малословное участие пациента или даже молчаливое присутствие в группе творческого самовыражения в течение нескольких месяцев постепенно смягчает или устраняет и тяжёлые хронические депрессивные расстройства. Это происходит даже и без одновременной индивидуальной помощи. Объясняется, видимо, также и возможностью в особой атмосфере творческой группы «через характеры» понять-почувствовать себя, свои отношения с людьми, почувствовать яснее-освежающе свою самособойность-уникальность и светло укрепиться в ней.

Одним из «психосоциальных воздействий» в западной и нашей психиатрии является известное «психообразование больных шизофренией». Это — обучение пациентов и их родственников (в основном, клиническими психологами) началам психиатрической клиники и терапии в специальных группах. Для элементарного понимания действия лекарств, согласия лечь в больницу в случае острой психотики, для совладания с неострыми, «остаточными» расстройствами, для «управления болезнью», «создания терапевтических сообществ» [38, с. 37–38]. Понятно, нам всё это серьёзно созвучно. Но в нашем методе обучение психиатрии, характерологии и психотерапии не есть психологическое сопровождение. Это — истинное лечение, в том числе, больных шизофренией. Профессиональная одухотворённая содержательная психотерапия, помощь, исходящая из душевных особенностей пациента. Из, прежде всего российской, духовной культуры и природы. Наконец, «сила слабых», живущая в наших пациентах, которую мы с ними прочувственно лечебно изучаем, в немалом количестве случаев становится понимающей себя вдохновенной силой (пусть внешне застенчивой), готовой сквозь ослабевшие тревожные сомнения к решительным (в своих пределах) действиям во имя Добра. Вдохновенно-содержательное познание себя, своих ценностей, ценностей других людей, смысла своего существования в мире, даже в суровых обстоятельствах жизни, — это уже не просто совладание (копинг). Тут и «своя философия» в отношениях между людьми. Метод даёт возможность пациенту самому искать себя, душевно созвучных себе людей и воспитывать в себе уважение ко всем не безнравственным людям, понимая их ценность для общества, необходимые стране способности, тебе недоступные. Все мы разные. Да, этот человек раздражителен, но зато он так жалостлив к страдающим, обделённым. В характере всё увязано между собою. А другой — напряжён, авторитарен, но какой замечательный организатор, какой смелый, энергичный защитник добра, мне это природой не дано. Зато дано, переживая, посильно помогать нуждающимся в моей помощи, творчески обобщать сложные отношения между людьми, тонко чуять маску безнравственности. Для каждого своё [4, с. 381–388].

Подробности применения метода при различных заболеваниях и у здоровых людей, оценку терапевтической эффективности — см. в специальной литературе [2–5, 11–13, 17–20, 22–25, 30–37, 39–40, 43].

Применение ТТСБ (в том числе, в виде её элементов, нередко в комплексном лечении с другими методами). Более подробное перечисление с указанием групп конкретных пациентов и здоровых людей с дефензивными трудностями.

  1. В психиатрии. В лечении пациентов с расстройствами личности (психопатии), пациентов с шизотипическим расстройством, с шизофренией (в том числе, реабилитационная психотерапия), пациентов с биполярными расстройствами, с циклотимическим и дистимическим расстройством, ипохондрией, синдромом деперсонализации-дереализации, расстройством аутистического спектра. В лечении пациентов с хроническими тревожными, ипохондрическими депрессиями различного происхождения, пациентов с синдромом Шёгрена, с синдромом эмоционального выгорания. Особенно внимательно рекомендую отнестись к работам докт. мед. наук, профессора Валерия Витальевича Васильева о профилактике с помощью нашего метода суицидов у больных шизофренического спектра [11–13].
  2. В наркологии. В профилактике и лечении алкоголизма, наркомании, токсикомании у взрослых и подростков.
  3. В неврологии (в том числе, детский церебральный паралич — реабилитация).
  4. В соматологии. Кардиология, геморрагические диатезы, фтизиатрия, последствия COVID- 19, сахарный диабет, офтальмология, гастроэнтерология, дерматология, сколиоз (у детей), паллиативная онкология.
  5. В курортологии.
  6. В лечении заикания.
  7. В лечении ВИЧ-инфицированных.
  8. В гериатрии.
  9. В работе со здоровыми детьми с дефензивными трудностями в детских домах, интернатах.
  10. В психогигиенических школах (в том числе, христианских).
  11. Для предупреждения и устранения ностальгического синдрома в дальнем зарубежье.
  12. В профилактике синдрома эмоционального выгорания.

Ссылки на публикации по указанным темам см. в следующих книгах — 3–4, 5, 17–20, 22–25, 30–37, 39–40, 43.

Отмечу здесь также основательно, диссертационно разработанные и некоторые только внятно намеченные варианты ТТСБ в помощь людям с различными расстройствами и здоровыми трудностями. Эти варианты и вариации [6, с. 580] имеют свои особенности в зависимости от клиники, душевных трудностей тех, кому помогаем. Познакомиться с этими вариантами, вариациями возможно также в работах о методе, указанных в списке литературы к этому очерку.

  1. ТТСБ пациентов с шизоидной и психастенической психопатиями. ТТСБ врачей из красной зоны, перенёсших ковид (канд. мед. наук, психиатр, психотерапевт Татьяна Евгеньевна Гоголевич, Тольятти).
  2. ТТСБ шизоидных личностей с семейными конфликтами (канд. мед. наук, психиатр, психотерапевт, доцент Надежда Леонидовна Зуйкова, Москва).
  3. ТТСБ шизотипических пациентов с дефензивностью (канд. мед. наук, психиатр, психотерапевт, доцент Светлана Владимировна Некрасова, Москва).
  4. ТТСБ шизотипических пациентов с деперсонализационными расстройствами (канд. мед. наук, психиатр, психотерапевт, доцент Людмила Васильевна Махновская, Москва).
  5. ТТСБ для повышения (посветления) качества душевной жизни больных шубообразной шизофренией вне шуба. Реалистический театр-сообщество в ТТСБ (канд. мед. наук, психиатр, психотерапевт, доцент Инга Юрьевна Калмыкова, Москва).
  6. ТТСБ больных шизотипическим расстройством, осложнённым алкогольной зависимостью (канд. мед. наук, психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт Гузель Ринатовна Мухаметзянова, Туймазы, Башкирия).
  7. ТТСБ пациентов со специфическими расстройствами личности (психопатиями) с преобладанием ипохондрии (канд. мед. наук, психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог, доцент Анна Станиславовна Иговская, Москва).
  8. ТТСБ в паллиативной онкологии (канд. медиц. наук, психиатр, психотерапевт, онколог Татьяна Витальевна Орлова, Москва).
  9. ТТСБ для психологической реабилитации зрячих глаукомных больных (канд. мед. наук, психиатр, психотерапевт Мария Андреевна Богданович, Тюмень).
  10. ТТСБ для профилактики суицидов у психически больных (докт. мед. наук, профессор, психиатр, психотерапевт Валерий Витальевич Васильев, Ижевск, Удмуртия).
  11. Психокоррекционный вариант ТТСБ, в том числе, в условиях инклюзивного образования (студенты с ограниченными возможностями) (канд. психол. наук, доцент Наталья Викторовна Грушко, Омск).
  12. Вариант метода ТТСБ в социальной адаптации инвалидов с детским церебральным параличом (специалист по социальной работе Кира Вадимовна Тельминова, Новокузнецк).
  13. ТТСБ в психотерапевтическом кабинете психоневрологического диспансера (психиатр, психотерапевт Алла Алексеевна Бурно, Москва).
  14. Вариант ТТСБ в дерматологии (канд. мед. наук, дерматолог, психотерапевт, доцент Ирина Николаевна Иванова, Волгоград).
  15. Вариант ТТСБ в психолого-педагогической практике в социокультурном пространстве кадетского корпуса (психолог-педагог Нина Ивановна Галеева, Москва).
  16. Гуманитарно-культурологическая ТТСБ (психотерапевт, фтизиатр, доцент Евгений Антонович Поклитар, Одесса, Украина).
  17. Внелечебный вариант ТТСБ для работы с детьми 3–4 классов (педагог-психолог Людмила Дмитриевна Протасова, Сочи).
  18. Вариант ТТСБ в работе практического психолога с педагогами (повышение квалификации педагогов) (канд. пед. наук, доцент Елена Сергеевна Щеголенкова, Новокузнецк).
  19. Профилактический вариант ТТСБ как помощь психолога педагогам школьных учреждений (педагог-психолог Светлана Михайловна Павлова, Самара).
  20. Акмеологический вариант ТТСБ (канд. психол. наук, доцент Александр Анатольевич Филозоп, Воронеж).
  21. Вариант ТТСБ для социальной адаптации подростков «Творческая гостиная» (педагог-психолог Людмила Дмитриевна Протасова, Сочи; педагог-психолог Татьяна Александровна Гилёва, Новокузнецк).
  22. Вариант ТТСБ «Формирование позитивного самоотношения старших школьников» (психолог Лариса Александровна Селиванова, Новокузнецк; педагог-психолог Татьяна Юрьевна Шихова, Новокузнецк).
  23. Вариант ТТСБ для подростков из неблагополучных семей (психолог Наталья Анатольевна Холопенко, Новокузнецк).
  24. Углублённо-индивидуальная ТТСБ (в том числе, без группы творческого самовыражения). ТТСБ и стихи (врач-психотерапевт Любовь Александровна Тарасенко, Москва).
  25. Педагогический вариант ТТСБ с детьми и подростками в психиатрическом стационаре (педагог-художник Юлия Валерьевна Позднякова, Москва).
  26. Экзистенциально-феноменологический вариант ТТСБ (психиатр, психотерапевт Ксения Юрьевна Сосновская, Новокузнецк).
  27. Вариант ТТСБ в помощь освоению духовной культуры православия (психолог Татьяна Юрьевна Метёлкина, Москва).
  28. Вариант ТТСБ в психиатрии — «Клуб ТТС» (клинический психолог Елена Александровна Добролюбова, Москва).
  29. ТТСБ при лечении соматоформных нарушений органов пищеварения (канд. мед. наук, психиатр, психотерапевт Аркадий Ростиславович Терлецкий, Люблин, Польша).
  30. ТТСБ при лечении сколиоза у детей (канд. психол. наук, специалист по детской лечебной физкультуре Тимур Александрович Унанов, Одесса, Украина).
  31. Внелечебный вариант ТТСБ как творческая спицетерапия (педагог Маргарита Алексеевна Раскина, Одесса, Украина).
  32. ТТСБ в её «расширенном применении». ТТСБ в психосоциальной реабилитации психиатрических пациентов (психиатр, психотерапевт Кирилл Евгеньевич Горелов, Москва).
  33. Онтогенетически ориентированный вариант ТТСБ для детей и подростков (психиатр, психотерапевт Ольга Борисовна Левковская, Москва).
  34. Вариант ТТСБ для работы с психосоматическими пациентами (психиатр, психотерапевт Ирина Петровна Маркова, Самара).
  35. Вариант ТТСБ в курортологии (психиатр, психотерапевт Александра Владимировна Савельева, село Ундоры Ульяновской области).
  36. Клинико-экзистенциальный вариант (вариация) ТТСБ (психиатр, психотерапевт Павел Валерьевич Волков, Москва).
  37. ТТСБ в семейном и индивидуальном консультировании, в групповой работе (детский и семейный психолог, дефектолог, сертификационный гештальт-терапевт Лариса Александровна Мальцева (Селиванова), Новокузнецк).
  38. Гуманитарно-культурологическая ТТСБ в психологической работе по подготовке лиц юношеского возраста к прохождению службы в Вооружённых Силах (канд. полит. наук, доцент Александр Григорьевич Терещенко; канд. психол. наук, доцент А.А. Филозоп, Воронеж).
  39. Психокоррекция методом ТТСБ как ресурс здоровьесберегающих технологий личности малолетнего преступника (канд. психол. наук, доцент Н.В. Грушко; психолог Регина Борисовна Кузекина, Омск).
  40. «Рисование на лепестках роз» как метод психокоррекции творческим самовыражением (ТТСБ) в индивидуальной и групповой работе (канд. психол. наук, доцент Н.В. Грушко; педагог-психолог Раиса Васильевна Темченко, Омск, Санкт-Петербург).
  41. ТТСБ с помощью обсуждения цифровых фотографий в интернете как профилактика дистрессовых эмоциональных расстройств (психиатр-психотерапевт, нарколог, преподаватель кафедры организации сестринского дела Лариса Викторовна Барабанова; канд. психол. наук, доцент А.А. Филозоп. Воронеж).
  42. ТТСБ как поиск одухотворённости в повседневном (медицинский психолог Екатерина Владимировна Баянова, Тюмень).
  43. Интернет-проект «Искусство в помощь людям, смотрящим в лицо персональному кризису» как вариант метода ТТСБ (канд. биолог. наук, президент обществ. организации «Инициатива по улучшению паллиативной помощи» Марина Александровна Бялик, Бостон, США; канд. мед. наук, психиатр, психотерапевт, онколог Т.В. Орлова, Москва).

Таким образом, палитра применения ТТСБ довольна широка. На одном полюсе, для образованного, сложного, тонкого душой пациента, ТТСБ может стать, как приходилось слышать, вторым необходимым для жизни психотерапевтическим высшим образованием, а на другом полюсе душевно больной инвалид получает от другого варианта ТТСБ, хоть и заметную, но элементарную временную психотерапевтическую помощь.

В отношении терапевтической эффективности ТТСБ в психиатрии (шизофренический спектр) вспомню упомянутые уже выше работы В.В. Васильева. В одной из этих работ автор сообщил, что «частота суицидов среди пациенток с расстройствами шизофренического спектра, получавших ТТС (имеется в виду наш метод — М.Б.), была более, чем в 6 раз ниже, чем среди пациенток с аналогичными расстройствами, не получавших никакой психотерапии, прочём, различие это оказалось статистически достоверным (р меньше 0,01)» [12, с. 48].

Об этических основах ТТСБ см. — 5, с. 462–463.

По обстоятельствам жизни ТТСБ может помогать человеку и в течение многих лет, и могут быть лишь краткие элементы помощи такого рода (даже в самое суровое время жизни) [2, с. 285–305]. Или человек без психотерапевта получает какую-то помощь, читая рекомендуемую психотерапевтом художественную классику, но особенно — специальные психотерапевтические рассказы, пьесы, научно-популярные работы [1, 5–7, 14–15, 21, 40–42], а в будущем, может быть, и посещая психотерапевтические спектакли в особых лечебных недорогих театрах для всех желающих [3, с. 651]. Бывает так, что именно со случайного чтения специальных психотерапевтических рассказов, проникнутых нашим методом, начинается целительное освоение метода дефензивным человеком для своей жизни.

ТТСБ — это метод, которым психотерапевту приходится постоянно жить-работать, жить в методе без больших перерывов. Как и хирургу в хирургии. Если не развиваешься в методе, то работа души в духе ТТСБ слабеет или движется в другую сторону.

ТТСБ как сегодняшний метод направления «Клиническая классическая психотерапия» мягко-естественно соединяется в практике, по обстоятельствам, со всеми другими методами, приёмами этого старинного развивающегося направления (с методами — гипнотическим, рационально-рассудочным, клинико-аналитическим и т.д.), проникая в них и по-своему их усиливая, окрашивая [2].

Как и вся современная клиническая классическая психотерапия, ТТСБ несёт в себе Гиппократовы основы клиницизма. Это: одухотворённо-материалистическое, врачебное, мироощущение; приверженность к клинической картине, включающей в себя личностную почву (характер, темперамент, конституция); помощь стихийной природе, следуя по её «мудрым» следам; клинический опыт в диагностике и лечении как обретённое в практике чувственно-размышляющее исследование (научное искусство); способность диагностировать не просто «штучные» симптомы, но весь неразделимый патологический пейзаж (картину заболевания), языком природы подсказывающий природную помощь, хотя и стихийную; одухотворённое , реалистическое, сочувствующее отношение к больному с переживанием ответственности за его судьбу; способность не отвергать напрочь идеализм, религию (богов), не судить о том, что движет или не движет самой природой, — при том, что боги, по-видимому, не причиняют болезни и не лечат их [16].

Сам метод (ТТСБ) исторически вышел, в основном, из российского врачевания [4, 9]. «Исходя из характеров», «через характеры» в методе понимается как «исходя», «через» характерологические ориентиры. Эти ориентиры-намёки здесь понимаются в процессе помощи не как строго научное теоретическое исследование вместе с теми, кому помогаем, а как реалистические образы-детали в научном искусстве, побуждающие запутавшегося в себе, страдающего человека к психотерапевтическому поиску настоящего себя среди других людей. Поиску, невольно развивающему, обогащающему эти образы-детали.

Литература

  1. Бурно М.Е. Больной человек и его кот: Психотерапевтическая проза о целебном творческом общении с природой. — М.: Приор-издат, 2003. — 336 с., ил.
  2. Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. Изд-е 2-е, доп., перераб. — М.: Академический Проект, Деловая книга, 2006. — 800 с.
  3. Бурно М.Е. Клинический театр-сообщество в психиатрии (руководство для психотерапевтов, психиатров, клинических психологов и социальных работников). — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2009. — 719 с.
  4. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод). 4-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект; Альма Матер, 2012. — 487 с., ил.
  5. Бурно М.Е. Терапия творчеством и алкоголизм. О предупреждении и лечении алкоголизма творческими занятиями, исходя из особенностей характера. Практическое руководство. — М.: Институт консультирования и системных решений. Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2016. — 632 с., ил.
  6. Бурно М.Е. О характерах людей (Психотерапевтическая книга). Изд-е 7-е, испр. и доп. — М.: Институт консультирования и системных решений, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2019. — 592 с., ил.
  7. Бурно М.Е. Психиатр Гречихин (психотерапевтическая проза и драматургия). В 4-х томах. — М.: ИП Иришкин Д.А., 2019. — 1120 с.
  8. Бурно М.Е. Клиническая классическая психотерапия: сущность и методы // Психологическая газета, 4 ноября 2020 г.
  9. Бурно М.Е. К истории самобытной отечественной психотерапии // Психологическая газета, 14 марта 2021 г.
  10. Бурно М.Е. Первый шаг в Терапию творческим самовыражением // Психологическая газета, 20 апреля 2021 г.
  11. Васильев В.В. Эффективность терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно в комплексном лечении расстройств шизофренического спектра // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 2014. — № 4. — С. 30–36.
  12. Васильев В.В. Терапия творческим самовыражением как метод профилактики суицидального поведения у женщин, страдающих расстройствами шизофренического спектра // Психотерапия. — 2015. — №1 (145). — С. 48–54.
  13. Васильев В.В. Терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно как метод профилактики суицидов у психически больных // Психотерапия. — 2018. — № 6 (186). — С. 18–27.
  14. Волков П.В. Психологический лечебник: Разнообразие человеческих миров. Руководство по профилактике душевных расстройств. — М.: Этерна, 2013. — 640 с.
  15. Воробейчик Я.Н., Минкович М.Я. Руководство по аутопсихотерапии (история, теория, практика). 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ООО «Прондо», 2016. — 456 с. (Раздел «Приёмы самопомощи творческим самовыражением — ТТСБ» подготовлен секретарём Одесского центра ТТСБ М.А Раскиной (с. 144–155)).
  16. Гиппократ. Избранные книги / Пер. с греч. В.И. Руднева. Редакция, вступит. статьи и примечания В.П. Карпова. — М.: Госиздат. биол. медиц. литер., 1936. — 736 с.
  17. Гоголевич Татьяна. Психотерапевтическая помощь людям сложного характера. Краткосрочная терапия творческим самовыражением пациентов с шизоидной и психастенической психопатиями. — Lambert Academic Publishing. Deutschland. — 465 c.
  18. Гоголевич Т.Е. Терапия творческим самовыражением М. Бурно в опыте работы с врачами из красной зоны, перенесшими COVID-19 // Независимый психиатрический журнал. — 2021. — III. — С. 65–67.
  19. Горелов К.Е Психотерапевтический метод терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно в лечении и реабилитации пациентов с психиатрическим профилем заболевания // Антология Российской психотерапии и психологии. Вып. 9 / Под ред. В.В. Макарова. — М., 2021. — С. 15–27.
  20. Грушко Н.В. Психокоррекционные возможности внелечебного варианта Терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно в условиях инклюзивного образования // Психотерапия. — 2015. — № 6 (186). — С. 32–37.
  21. Иванова Г.Н. Разные квадраты: психотерапевтическая проза. — Волгоград: Принт, 2021. — 136 с.
  22. Иванова И.Н. Социально-психологические исследования в дерматологии. — Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2007. — 196 с.
  23. Иговская А.С. Психотерапия расстройств личности и коморбидного ипохондрического расстройства (монография). — М.: Библио-Глобус, 2017. — 212 с.
  24. Избранные труды Одесской школы Терапии творческим самовыражением / Под ред. Е.А. Поклитара, М.А. Раскиной. — Одесса: «Астропринт», 2007. — 232 с.
  25. Избранное. Выпуск второй. Одесская школа Терапии творческим самовыражением. — Одесса – Воронеж, 2009. — 96 с.
  26. Каллагова Инга. Образ и стиль. Влияние психотипов на эволюцию моды. — М.: Прогресс-Традиция, 2020. — 544 с., ил.
  27. Канарш Г.Ю. Справедливость, демократия, капитализм: Пути модернизации России в XXI веке. — М.: ЛЕНАНД, 2020. — 304 с.
  28. Каннабих Ю.В. Истрия психиатрии. — М.: Госуд. медицинское издательство, 1929. — 520 с.
  29. Каннабих Ю.В. Психотерапия // Большая медицинская энциклопедия. Т. 27. — М.: Госуд. словарно-энциклопедическое изд-во «Советская энциклопедия» ОГИЗ РСФСР, 1933. — С. 819–829.
  30. Краткосрочная Терапия творческим самовыражением (метод М.Е. Бурно) в психиатрии. Коллективная монография под ред. М.Е. Бурно и И.Ю. Калмыковой. — М.: Институт консультирования и системных решений, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2015. — 240 с.
  31. Мальцева Л.А. Из опыта работы психолога методом «Терапия творческим самовыражением» в семейном, индивидуальном консультировании. Программа групповой работы ТТСБ). — Mauritius: Drugoe Rechenie, 2018. — 134 c.
  32. Маркова И.П. Тревога при соматических заболеваниях и возможность коррекции её терапией творческим самовыражением // Независимый психиатрический журнал. — 2021. — III. — С. 68–69.
  33. Метёлкина Т.Ю. Терапия творческим самовыражением путём освоения духовной культуры православия — М.: Издательство Российского общества медиков-литераторов, 2004. — 40 с.
  34. Орлова Т.В. Краткосрочный вариант терапии творческим самовыражением Бурно в паллиативной онкологии. — Lap Lambert Academic Publishing, 2019. — 246 c. (на русском языке).
  35. Позднякова Ю.В. Шестилетний опыт применения Терапии творческим самовыражением в детском психиатрическом стационаре // Психотерапия. — 2013. — № 3. — С. 46–49.
  36. Позднякова Ю.В. Особенности работы с подростками с полифоническим характером в творческой художественной мастерской в русле ТТСБ в детском психиатрическом стационаре. Психотерапия. — 2019. — № 1 (193). — С. 49–57.
  37. Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением / Под ред. М.Е. Бурно, Е.А. Добролюбовой — М.: Академический Проект, ОППЛ, 2003. — 880 с., ил.
  38. Психиатрическая помощь больным шизофренией. Клиническое руководство / Под ред. В.Н. Краснова, И.Я. Гуровича, С.Н. Мосолова, А.Б. Шмуклера. — М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М». — 2007. — 260 с.
  39. Психотерапия здоровых. Психотерапия России. Практическое руководство по Характерологической креатологии. Под ред. М.Е. Бурно, Г.Ю. Канарша. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2015. — 744 с.
  40. Савельева А.В. Ундоротерапия — Ульяновск: ОГУП «Областная типография «Печатный двор»», 2006. — 440 с., ил.
  41. Смирнова Татьяна (Т.Е. Гоголевич). Мой остров (повести и рассказы). — Тольятти: Литературное агентство В. Смирнова, 2009. — 192 с.
  42. Соколов А.С. Скворцы ( Психотерапевтические рассказы, очерки, статьи, воспоминания). Часть I. — М.: Издательство Российского общества медиков-литераторов, 2012. — 152 с. (Всего 5 частей).
  43. Тарасенко Л.А. Прояснение отношения к людям и к жизни как результат воздействия терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно (ТТСБ) на некоторых шизотипических пациентов // Психотерапия. — 2021. — №3. — С. 60–65.
В статье упомянуты
Комментарии
  • Владимир Николаевич Румянцев
    13.11.2023 в 23:43:21

    Полагаю, что при осознанной соматической природе когнитивного расстройства восприятия, хранения в памяти образа "до" и при этом, при чётком понимании интерпретационно-приспособительной природы многих, сколь угодно тонких душевных особенностей ТТСБ не всегда способно помочь. "Соматик" знает подлинную причину и всю жизнь жаждет её разрешения, а не творческой интерпретации. Но само прикосновение к ТТСБ оставляет неизгладимый жизненесущий след в душе страдающего. Но "соматик" ищет онтологии, а не феноменологии, он хочет посмотреть "на" калейдоскоп, а не "в", хотя, в калейдоскопе возможны не самые плохие узоры.
    Позвольте выразить огромное чувство благодарности, встреча с Вами - это счастливый случай. Будьте, пожалуйста, здоровы. Мне грустно считывать напутственность меж Ваших строк. Берегите себя ради всего святого.

      , чтобы комментировать

    , чтобы комментировать

    Публикации

    Все публикации

    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»