16+
Выходит с 1995 года
18 июля 2024
Может ли детское сознание быть равным сознанию взрослого?

Случай с 9-летней Алисой Тепляковой вышел за рамки обычных детских сенсаций, так как породил вторичную реакцию обратного характера, создав ситуацию недоразумения в ведущем образовательном учреждении страны и профессионального конфуза в сфере психологического образования. В своем интервью известный психолог А.Г. Асмолов, с предостережением относясь к родительским экспериментам над детьми, рассматривает возможность обучения одаренных детей с позиций соответствующей системы вариативных программ образования. Дифференцируя развитие и обучение в контексте возможных «дисгармоний личностного развития и познавательного развития ребенка» и «восхождения к личностной зрелости», А.Г. Асмолов вполне обоснованно усматривает серьезные риски вырвать ребенка из мира детства.

В ответном комментарии известный современный исследователь детского сознания Е.В. Субботский, выделяя различные виды «индивидуальной зрелости», обоснованно связывает их развитие с «ожиданиями и возможностями социума и культуры, системы воспитания и образования…».

Следуя тезису одного из тонких знатоков детской психологии Л.С. Выготского, важно учесть также исторически совершенно иной, новый момент социальной ситуации развития. Образование сегодня, в условиях всемерной информатизации и технологизации всех сфер жизнедеятельности человека, трудно сопоставить с образованием давних или даже недавних прошлых лет. «Родительские эксперименты» над Вольфгангом Моцартом и Никколо Паганини подарили человечеству двух гениальных музыкантов с совершенно разными типами индивидуальной зрелости. А списанный с натуры поэтический образ ребенка-мужичка в стихотворении Н.А. Некрасова «Однажды в студеную зимнюю пору…» также невозможно категорично связать с родительским экспериментом, скорее с образом жизни.

«Родительские эксперименты», судя по многочисленным телешоу с участием детей, стали частью социокультурной жизни общества и определяют новую картину многообразного мира детства.

Творческость, равно как и креативность, по нашему мнению, является всеобщим свойством людей и, более того, всех живых организмов, так как сама жизнь, т.е. жизненная активность, является ничем иным, как поиском и осуществлением новых возможностей, будь то адаптация или надситуативная активность. Однако одаренность как высшая способность к творчеству и соответствующей созидательной активности может проявляться в различной степени у разных людей. Уникальность рассматриваемой ситуации состоит в вопросе психологической одаренности, которая, в отличие от музыкальной, художественной, математической и других хорошо известных до сегодня, не выступала предметом экспертной оценки и публичного признания. Психологическая одаренность, по нашему мнению, проявляется в неординарности эгоцентрической направленности сознания, в конвенциональной незаурядности сознания, т.е. способности ощущать, понимать и принимать условность порядков детской и взрослой жизни, а главное — в предельной консолидированности поведенческого сознания в системах детско-детских и детско-взрослых отношений.

Детское сознание гипотетически не является препятствием для практической психологической работы психологически одаренных детей, получивших раннее психологическое профессиональное образование. Это, в частности, помощник или ассистент взрослого психолога по детско-родительским отношениям. Магическое сознание у детей (Е.В. Субботский), как правило, недоступное для взрослых, может быть важным содержательным подспорьем в этом направлении психологической практики, как и коммуникативные способности детей адекватнее воспринимать, понимать и оценивать друг друга, в сравнении со взрослыми.

Однако для реализации этой возможности, естественно, необходимо расширить спектр квалификационных условий такой работы. Как нам представляется, вопрос о возрастных ограничениях профессионального образования в связи с вышесказанным является преждевременным, так как современные технологии и вооружаемая ими практика, в том числе и психологическая, определяют неочевидные решения этого вопроса.

Технологий экспертной оценки психологической одаренности, насколько нам известно, на сегодняшний день не существует. Однако, как можно судить по доступной информации, весьма актуальна, необходима и возможна экспертная оценка представлений, установок и намерений прямых участников данного конфликта вкупе с экспертной психологической оценкой, отчасти совпадающей с хорошо известной и применяемой специалистами в практике детско-родительских судебно-психологических экспертиз.

Первое направление, как ясно из интервью А.Г. Асмолова, реализуется в обращениях Александра Григорьевича к представителям соответствующих учреждений. Что касается второго направления, то по известным соображениям («близость» к конфликту и риск быть обвиненными в ангажированности) — здесь целесообразно привлечь известных своей экспертной работой специалистов со стороны, вероятно, не из МГУ и, возможно, даже не из Москвы. В наших регионах также есть высококвалифицированные судебные эксперты-психологи, обладающие необходимым для этого опытом.

В статье упомянуты
Комментарии
  • Владимир Николаевич Панферов
    09.02.2022 в 18:07:45

    "Психологическая одаренность" - хорошее понятие.
    А, как феномен Вам удалось его поймать и описать, затем измерить, что потребует цифровая технология диагностики?!

      , чтобы комментировать

    • Гарник Владимирович Акопов
      10.02.2022 в 12:41:06

      Спасибо большое, Владимир Николаевич за отклик! Для меня это понятие возникло неожиданно, т.к. стало ясно, что в понятийном описании профессиональных способностей психолога - практика не хватает важной индивидуальной характеристики и одновременно необходимого звена в возрастном развитии ( становлении, формировании ?) психологических способностей вообще, профессиональных в частности, Вы правы, - это открытое поле для исследований! Что касается трех предполагаемых характеристик психологической одаренности, то они "копируют" социально - коммуникативный фактор развиваемой в Самаре психологической модели сознания. Измеряющих напрямую методик, в этом направлении, у нас нет, но в каком-то приближении можно использовать недавно изданную брошюру: "Психология сознания: диагностический инструментарий." Самара: СГСПУ, 2021. Я могу выслать Вам и всем интересующимся ссылку в эл. библ. СГСПУ или пдф. вариант. С глубоким уважением, Акопов Г.В. akopovgv@gmail.com

        , чтобы комментировать

      • Любовь Дмитриевна Битехтина
        11.02.2022 в 00:36:44

        Интересно! Я когда то смотрела итальянский фильм о военных - гарнизон в африканской пустыне, жизнь молодых офицеров - экзистенциальная проблематика и тонкий анализ различных состояний сознания, провоцируемые дюнами бескрайней пустыни. И если в фильме "17 мгновений весны" характеристика офицеров в основном положительно определялась, как "характер нордический".,., то в итальянском фильме и менталитете ведущей и базовой способностью офицера , именно офицера в его характеристике считалась " чувствительность". Т е в моей интерпретации- человечность или как пишет Г.В.Акопов " психологическая одаренность", в моем понимании душевность, умение понимать и чувствовать другого, не быть жестоким офицеру итальянской армии. И тут тогда уже без духовной одаренности никуда, в противном случае миражи пустыни и виртуальная реальность возьмут верх." Духовно-психологическая одаренность" , позвольте добавить!
        С уважением Любовь Дмитриевна Битехтина , l-bitehtina@yandex.ru, +79032990998, Москва

          , чтобы комментировать

        • Гарник Владимирович Акопов
          11.02.2022 в 16:17:22

          Очень важное расширение в направлении духовности!!
          Фильм, если это тот, что я помню, прекрасно передает изматывающее состояние ожидания войны... У кого сдадут нервы, кто первым сорвется с тормозов...Нордический дух - это, наверняка война. Там и тогда - была внешняя, окружающая людей пустыня,..
          Здесь сегодня, похоже, что внутри части людей - духовная пустыня запредельного либерализма, себялюбия, самолюбования и лжи.....
          Психологическая чувствительность ( сенсорная, эмоциональная, когнитивная...) вне духовной направленности сознания, скорее всего, оказывается безсильной (так пишется в православных текстах).

            , чтобы комментировать

          , чтобы комментировать

          Публикации

          • Саммит психологов как факт рождения постсоветского профессионального сообщества
            04.06.2020
            Саммит психологов как факт рождения постсоветского профессионального сообщества
            Саммит психологов всегда был масштабной встречей в городе на Неве. Но в условиях пандемии и карантинных мер Саммит состоялся онлайн и, по словам проф. Бориса Братуся, стал «свидетельством действительного рождения постсоветского психологического сообщества»...
          • Раннее выявление психических расстройств в России и Норвегии
            21.08.2019
            Раннее выявление психических расстройств в России и Норвегии
            Специалисты фондов, оказывающих помощь психически больным людям, рассказали «Психологической газете» о подходах к раннему выявлению психозов, работе с семьями и профилактике психических расстройств. В беседе участвовали: Нильсен Ян-Эрик - президент фонда психиатрической информации «ПсикОпп», Скоген Элин - исполнительный директор фонда психиатрической информации «ПсикОпп», Ставангер (Норвегия); Корюкин Алексей – председатель совета информационного агентства сервиса психического здоровья «ПроПси», Ставрополь (Россия)...
          • Проблемы психологии образования. Методы работы педагога-психолога
            04.09.2018
            Проблемы психологии образования. Методы работы педагога-психолога
            В рамках 12-го Саммита психологов состоялся круглый стол «Проблемы и перспективы психологии образования. Унификация методов работы педагога-психолога как средство повышения ее эффективности». Модератор обсуждения - Сергей Михайлович Шингаев - профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования...
          • 12-й Саммит психологов: о человечности в цифровую эпоху
            07.06.2018
            12-й Саммит психологов: о человечности в цифровую эпоху
            3-5 июня в Санкт-Петербурге состоялся 12-й Саммит психологов, который объединил 857 участников из 118 городов России и других стран. В рамках панельной дискуссии «Выбор сделан: достижения и проблемы современной психологии» особое внимание было уделено осмыслению места человечности в цифровую эпоху технологий, гаджетов, алгоритмов. Как сохранить в себе человеческое, как сберечь это в душах наших детей? Доклад доктора биологических наук Татьяны Владимировны Черниговской «Человек в цифровом мире» привлек внимание собравшихся к тому, что с появлением цифровых технологий мир необратимо изменился. И осознать последствия учёным только предстоит...
          • «Дурак» - пишет учитель на лбу второклассника
            27.09.2017
            «Дурак» - пишет учитель на лбу второклассника
            Учитель 684-й школы Санкт-Петербурга за непослушание написала слово «дурак» на лбу восьмилетнего ученика… Может быть, школьным психологам пора проводить массовую психодиагностику среди учителей? И именно учителям нужна психокоррекция отклоняющего поведения? Однако 4% всех преступников в России – несовершеннолетние. Хулиганы учатся в обычных школах, порой устраивая там стрельбу и проявляя жестокость напоказ. Может ли наша школа решить многочисленные проблемы коммуникации, которые носят не просто прикладной, а жизненно важный характер?..
          • Более 200 выпускников факультета психологии СПбГУ получили дипломы
            16.07.2024
            Более 200 выпускников факультета психологии СПбГУ получили дипломы
            По давней традиции перед вручением дипломов все выпускники дали Клятву Психолога. Лучшие выпускники, проявившие выдающиеся успехи не только в учебе, ежегодно награждаются памятными медалями факультета психологии.
          • Т.Н. Тихомирова о когнитивных способностях школьников и успехах в обучении
            10.07.2024
            Т.Н. Тихомирова о когнитивных способностях школьников и успехах в обучении
            «Важно, чтобы каждому ребенку было психологически комфортно осваивать новые для него знания, овладевать принципиально важными умениями, учиться воплощать свои собственные идеи».
          • Причины школьной тревожности в псевдолонгитюдном исследовании пятиклассников
            09.06.2024
            Причины школьной тревожности в псевдолонгитюдном исследовании пятиклассников
            «Оценка школьной тревожности — типичная задача школьного психолога, поскольку она является индикатором каких-либо явных или подспудных процессов, происходящих в школе или конкретном классе».
          • Сенсорная интеграция как направление психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи
            04.06.2024
            Сенсорная интеграция как направление психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи
            «…внедрение программы психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи с использованием метода сенсорной интеграции способствовало улучшению показателей речи, произвольного внимания, произвольной памяти и произвольной регуляции деятельности…»
          • Психолого-педагогический анализ университетского психологического образования (плюсы и минусы)
            24.05.2024
            Психолого-педагогический анализ университетского психологического образования (плюсы и минусы)
            «Основное внимание организации учебного процесса вуза уделяется вооружению студентов профессиональными знаниями и умениями, и явно недостаточно осуществляется личностная подготовка к профессиональной деятельности».
          • Взаимодействие социального педагога и психолога в профилактической работе общеобразовательной организации
            20.05.2024
            Взаимодействие социального педагога и психолога в профилактической работе общеобразовательной организации
            «Опыт и педагогическая практика показывают, что преодолеть, предупредить отклонения в развитии и поведении несовершеннолетних возможно только при организации комплексной работы, включающей сотрудничество всех участников образовательного процесса».
          • Ребенок превращается в подростка: проблема или ресурс для семьи?
            17.05.2024
            Ребенок превращается в подростка: проблема или ресурс для семьи?
            А.Г. Грецов: «В основном проблемы подростков носят социальный характер, проистекают из того неоднозначного, противоречивого положения, в котором находятся молодые люди в обществе, и из тех задач взросления, тех задач становления, которые они должны решить».
          Все публикации

          Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

          Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»