День матери в России отмечается в последнее воскресенье ноября, в 2021 году — 28 ноября. «Психологическая газета» поздравляет с этим днем всех мам, в том числе и будущих, и желает здоровья, сил, спокойствия и хорошего настроения!
Путь материнства не всегда прост, наполнен не только радостью, но и тревогами. О том, как стресс во время беременности влияет на женщину и ребенка, как справиться с тревожными состояниями и в чем заключается ресурс материнства, рассказала Мария Блох, кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Психотерапия» Восточно-Европейского института психоанализа, доцент кафедры клинической психологии Института специальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга, психотерапевт Научно-исследовательского института акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта, преподаватель Института практической психологии «Иматон». Мастер-класс «Уязвимость и сила материнской любви» состоялся в рамках 14-го Санкт-Петербургского саммита психологов.
Во время беременности меняется психическое состояние женщины и её восприятие стрессовых ситуаций, оценивание субъективно переживаемых ею эмоций. Один из принципов перинатальной психотерапии — учет психологических особенностей беременной женщины, её повышенной чувствительности, мнительности, ипохондрии, что связано с гормональными изменениями, формированием гестационной доминанты, а также с её отношением к беременности, оценкой собственных ресурсов и внешних условий.
В условиях пандемии специалисты, работая с беременными женщинами, сталкиваются с целым комплексов негативных переживаний:
- страх заболеть;
- страх тератогенного влияния вируса;
- страх за здоровье близких;
- сложность регулярного наблюдения у специалистов;
- переживания, связанные с изменением планов на роды.
Женские особи всех биологических видов менее устойчивы к действию стрессогенных факторов. Однако если изменения происходят плавно или они невелики, женщины превосходят мужчин в пластичности.
После стрессорного воздействия женщинам требуется больше времени, чем мужчинам, для того чтобы снизились до исходного уровня секреция кортизола и другие физиологические параметры.
При стрессе у женщин наибольшие изменения отмечаются в лимбической системе (генерация эмоций), а у мужчин — в коре больших полушарий головного мозга (принятие решений). Тип смещенной активности также имеет половые различия. Женщины значительно чаще, чем мужчины, демонстрируют реакцию замирания.
Невозможность приспособиться к воздействию, избежать его, избавиться от него, а также предсказать его начало или конец делает стресс хроническим, неконтролируемым. Фактор контролируемости является чисто психологическим и часто даже субъективным. Неконтролируемые воздействия вызывают нарушения всех трех функций: когнитивной, аффективной и моторной. Результатом становится выученная беспомощность. Длительное нахождение в состоянии хронического стресса приводит не к тревожной, а уже к тревожно-депрессивной симптоматике.
Стресс на ранних сроках беременности может привести к её потере. Также неадекватные механизмы реакции на стресс — одна из причин плацентарной недостаточности. Беременные женщины, переживающие стресс и имеющие депрессивную симптоматику более уязвимы для осложнений инфекционных заболеваний, риска развития позднего гестоза. Гестоз, в свою очередь, связан с пятикратным возрастанием риска младенческой смертности, увеличением риска неблагоприятного исхода родов, угнетением центральной нервной системы новорожденного.
Чем у женщины более выражены симптомы депрессии, тревожности и стресса, тем выше риск преждевременности родов, рождения ребенка с низкой массой тела или затяжных родов и применения экстренного кесарева сечения. Депрессия и высокая тревога в период беременности являются значимым предиктором послеродовой депрессии.
Влияние неблагоприятных факторов во время беременности вызывает «адаптивный ответ» как у беременной женщины, так и у плода, что имеет различные отдаленные последствия, персистирующие в течение всей дальнейшей жизни ребенка.
Последствия этого «адаптивного ответа» оказывают влияние на:
- формирование полового поведения,
- репродуктивные функции,
- стресс-реактивность,
- метаболизм,
- состояние иммунитета,
- расстройства адаптации у детей, проявляющиеся в гиперактивности и повышенном беспокойстве,
- психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте,
- успеваемость детей в 5 и 6 лет,
- синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей 7 лет,
- «трудного темпераментом» младенца (возбудимость, раздражительность, проблемы поведения),
- эмоциональные и поведенческие проблемы у детей дошкольного и младшего школьного возраста,
- интеллектуальное развитие у подростков.
Эмоциональное состояние матери продолжает влиять на ребенка и после родов, в особенности первые три года его жизни, в тот период, когда выстраивается базовая структура личности. Эмоциональное состояние матери оказывает влияние на её способность:
- эффективно взаимодействовать с ребенком,
- воспринимать, интерпретировать и регулировать эмоции ребенка,
- чувствовать удовольствие от процесса родительства,
- формировать надежную привязанность,
- управлять поведением ребенка.
Материнское отношение — комплекс поведенческих, когнитивных, эмоциональных компонентов, которые в совокупности проявляются как отношение женщины к ребенку и являются частью системы отношений женщины.
Отношение к беременности и материнству определяет не только её эмоциональное состояние, но и способы совладания со стрессом.
Выраженная тревога, неуверенность в себе и недовольство беременностью и материнством сочетаются с отклонением от адекватного типа материнского отношения.
Более негативное отношение к беременности и будущему ребенку отмечается у женщин с такими личностными характеристиками, как фрустрированность, гипотимия, тревожность, возбудимость и доминантность.
Где матери найти ресурс, силу, которая поможет ей справиться с тревожными состояниями, профилактировать выученную беспомощность и возможные последствия для своего ребенка?
Материнство может само по себе выступать как ресурс. Признание женщины-матери как центра Вселенной. Во время беременности — ощущение причастности и необходимости для формирования нового человека.
Материнство как ресурс:
- уважение другого Я,
- ценность настоящего,
- умение расставлять приоритеты,
- трансформация личности,
- расширение нарциссического Я,
- постоянное творчество,
- удовольствие от дарения.
Еще одним способом совладания с хроническим стрессом может выступать субъективный контроль. Это простые вещи, которые, однако, зачастую нуждаются в проговаривании:
- режим сна-бодрствования,
- расписание дня,
- освоение и тренировка способов поведения, способствующих достижению и сохранению желаемого состояния,
- ритуалы,
- гаптономия,
- смещенная активность (в т.ч. груминг).
Способы регуляции эмоционального состояния:
- Аутотренинг: самотренировка достижения и сохранения желаемого состояния
- регуляция дыхания,
- регуляция темпа речи, движения,
- снятие напряжения в теле,
- Медитация: приведение психики в состояние самоуглубленности, сосредоточенности
- визуализация образов, способствующих достижению желаемого состояния,
- сосредоточение на представлениях ситуаций, способствующих достижению желаемых состояний,
- сосредоточение на чувственных переживаниях, способствующих достижению желаемых состояний.
При использовании аутотренинга с беременными женщинами специалисту следует учитывать определенную специфику этого метода. Если вы не работали с этой женщиной ранее, не знаете её хорошо, то не стоит давать никаких визуализаций, необходимо использовать аутогенные тренировки без использования образов, поскольку они могут вызвать слишком сильную эмоциональную реакцию.
- Изменение содержания сознания:
- переключение внимания на другие виды деятельности, предметы окружающей обстановки,
- диссоциация: отделение на основе самонаблюдения состояний организма, вызванных эмоциями от содержания своих переживаний.
- Позитивное внушение или самовнушение:
- целенаправленное создание и удержание зрительных образов и чувственных переживаний,
- приемы нейролингвистического программирования.
Также с точки зрения ресурса является важной социальная поддержка. Репродуктивная функция всегда осуществляется во взаимодействии с другим: вначале во взаимодействии с партнером, затем — во взаимодействии с ребенком. Социальная поддержка, взаимодействие со значимыми людьми могут являться для женщины ресурсом, а их недостаток — предиктором возможных нарушений. У женщин, которые оценивают свою социальную поддержку как низкую или среднюю, чаще наблюдаются осложнения беременности, сниженный вес ребенка, признаки ПТСР, тревожно-депрессивные расстройства. Для женщины важна социальная аутоидентификация — ощущение принадлежности к определенному кругу, например, кругу молодых мам.
Полное видео мастер-класса Марии Блох:
Ну почему постоянно путают стресс, эустресс и дистресс?? Неужто Селье не читали или даже о таком не слыхали?
, чтобы комментировать