Ольга Владимировна Тиунова — кандидат педагогических наук, ректор АНО ДПО «Национальный институт биомедицины и спорта», директор МРОО НМО «Лаборатория физической культуры и практической психологии», финалист Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2020 года в номинации «Мастер-класс года для психологов». На Санкт-Петербургском саммите психологов Ольга Владимировна выступит с мастер-классами «Индивидуальное психологическое консультирование спортсмена: организация, содержание и основные трудности работы» и «Самоорганизация специалиста “помогающей профессии”».
Системный анализ большого объёма данных и рекомендаций в области практической психологии является необходимой частью профессионального становления психолога и в существенной степени определяет успех его самореализации в профессии. Помимо этого информационная и образовательная направленность нашей работы требует регулярного обновления материала и его структурирование в зависимости от компетенций, ролей и даже полномочий различных целевых аудиторий. Умение оперативно структурировать информацию для лучшего её понимания и запоминания актуально и нашим слушателями, и нам самим, когда мы слушаем спикеров, читаем научно-методическую литературу и т.д.
На основе многолетнего опыта научной, образовательной и практической работы [1, 2] мною разработана система структурирования информации, которую спортивные психологи могут использовать в своей информационно-образовательной работе, а также в ходе психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки.
В качестве тематических «блоков» можно использовать модель (рис. 1), оправдавшую себя в планировании и проведении индивидуального консультирования спортсменов [3]: «жизненная база», «спортивная база», «тренировочный процесс», «подготовка к соревнованиям», «соревновательная деятельность», «анализ опыта побед и поражений».
Рис. 1. Тематические блоки
Разумеется, каждый такой блок информации включает несколько частных тем. При этом нельзя забывать о наличии и вкладе в победу нескольких участников спортивной подготовки: руководителя спортивной организации, тренера, команды, спортсмена, родителей юных спортсменов. Таким образом, при восприятии практически ориентированной информации, помимо связанных категорий «тема — блок», целесообразно использовать ещё два понятия: «адресат информации» и «исполнитель практических рекомендаций» [4, 5]. Получается, что любая практическая рекомендация, методика, технология, закономерность, статистическая информация может характеризоваться этими четырьмя существенными и дополняющими друг друга признаками (рис. 2): тема-блок, адресат информации, конечный исполнитель. Сбор и анализ информации, а также подготовку практических рекомендаций по психолого-педагогическому обеспечению спортивной подготовки очень удобно проводить с их использованием.
Рис. 2. Исходные характеристики анализа материала
Например, для проведения качественного семинара первый вариант группировки материала может быть таким: а) выбор одного из шести тематических «блоков»; б) определение тем, входящих в этот блок; в) подбор материала для различных целевых аудиторий («адресатов» информации); г) формирование практических рекомендаций (программ) для самостоятельной реализации каждой категорией слушателей и/или взаимодействия или влияния на остальных участников процесса.
Второй вариант: а) определение целевой аудитории; б) подбор тематик или выбор блока; в) формирование практических рекомендаций (программ) для самостоятельной реализации данной целевой аудиторией, а также взаимодействия или влияния на остальных участников процесса спортивной подготовки.
Третий вариант: а) определение целевой аудитории; б) выбор исполнителя практической части рекомендаций; в) подбор тематик или выбор блока.
Уважаемые коллеги, а как вы справляетесь с тем объёмом информации, которую можете получить фактически по любому вопросу и каждодневно вольно или невольно получаете, если вы «включены» в постоянный поиск решений практических задач своих потенциальных клиентов или слушателей?
Литература
- Тиунова О.В. Разработка и реализация многоуровневой системы повышения квалификации по спортивной психологии // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. №3(145). С. 223-228.
- Тиунова О.В. Организационные аспекты планирования и реализации психолого-педагогического обеспечения спортивной деятельности // Спортивный психолог. 2019. №1(52). С. 4-7.
- Тиунова О.В. Построение рабочих взаимоотношений спортивного психолога с родителями юных спортсменов // Рудиковские чтения: материалы ХII Международной научно-практической конференции психологов физической культуры и спорта. М.: РГУФКСМиТ, 2016. С. 299-303
- Тиунова О.В. Структурирование информации по психологической подготовке спортсменов //«Рудиковские чтения — 202»: материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. М.: РГУФКСМиТ, 2020. С. 168-173.
- Тиунова О.В. Системный подход в анализе и структурировании практических рекомендаций по психологической подготовке спортсменов //«Ананьевские чтения — 202»: материалы междунар. науч. конф. СПб: СПбГУ, 2018. С. 867-869.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать