18+
Выходит с 1995 года
29 ноября 2024
Терапия духовной культурой и национальные характеры

О добре, зле и национальных характерах рассказывает Марк Евгеньевич Бурно — доктор медицинских наук, профессор, автор и основатель отечественного психотерапевтического метода школы «Терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно».

Дарвин природой своего психастенического характера [1, 4. с. 157–189] был предрасположен к глубинному естественно-научному неустанному обобщению происходящего в мире живой природы. Но сетовал на свои слабые способности к постижению иностранных языков, математики, на слабость «теоретического» мышления, памяти и многие другие «посредственные» свойства души. Тоже гениальный Линней, предрасположенный своей чувственно-аутистической природой к утончённо-красочной символической разборчивости в бескрайнем море растений (систематика), чуть не был изгнан из школы в сапожники за неуспеваемость [4, с. 143–156]. Нелюдимый, замкнуто-углублённый Ламарк, благодаря своему сильному, «каменному», припаданию к фактам и аутистически-своеобразному независимому толкованию их, не терпящему возражений, — совершил свои великие открытия. Провозгласил научно причину изменения животных и растений именно в переменах жизненных обстоятельств. Благодарный ему Дарвин посчитал «самой большой своей ошибкой» то, что мало думал о влияниях среды. Но Ламарк так уверенно и фантастически неверно, опасно предсказывал, когда по какой погоде отплывать кораблям, убирать урожай и т.п., что Наполеон строго, прилюдно запретил ему, уже старику, издавать этот его ежегодник (Ламарк, 1935).

Подобных примеров много. Но вспоминаю всё это к тому, что подобная неравномерность способностей свойственна не только гениям, но всем людям. Пусть не так ярко. И ещё: природные способности и неспособности суть одновременно природные свойства характеров. Это нерасторжимо. Упражнениями, тренировкой можно кое-что поправить в характере, но только кое-что. Остаётся искать свои сильные врождённые свойства. Нередко эта сила оказывается силой самой слабости [3]. Убеждён, не имей Дарвин своих «посредственных» способностей, которых стыдился (как он писал в автобиографии), он бы не имел такой мощной, тоже врождённой, способности глубинно и постоянно обобщать происходившее в горячо любимой им природе. «Всё проще, чем мы думаем, но гораздо взаимообусловленнее, чем мы в состоянии понять» (Гёте). Так, одни непривычные свойства характера подавляющего большинства душевно больных и обычных, душевно здоровых людей кажутся иным «неудобными», «недобрыми», «тяжёлыми», «неприятными», «скверными». Но они нередко неразлучны с добрыми, светлыми, творческими (тоже природными) свойствами души. Наша терапия творческим самовыражением (М.Е. Бурно) [2] — один из методов естественно-научной терапии духовной культурой, в котором специалист пытается помочь пациентам посредством психотерапевтического изучения характеров обнаружить сильное, доброе, творческое в себе самих и в других «слабых» людях, дабы быть сильным собою на своём пути в жизни, в человечестве.

О творчестве здесь упоминаю в широком смысле совершения именно своего, неповторимого, дела во имя добра, когда в душе присутствуют выстраданный смысл твоей жизни и светлое чувство самособойности. Вместе с трезвым пониманием, что нет плохих и хороших характеров (в том числе, национальных), если оставим в стороне людей врождённо нравственных и врождённо безнравственных. Врождённо предрасположенным ко злу может быть человек с любым характером. В этой терапии особенно нуждаются дефензивные пациенты — пациенты, переживающие свою неполноценность, несостоятельность в жизни.

Большинство здоровых людей (обычно с весьма скромно, по-здоровому, выраженными чертами характера) не отличается выраженной врождённой предрасположенностью ни к нравственности (добру), ни к безнравственности (злу). Переживания этих людей и их поступки существенно зависят от воспитания (семейного, школьного и другого).

Да, есть и всегда будут по законам Природы и Общества Добро и Зло, но нет добрых и злых характеров, как нет добрых и злых народов. Есть врождённое добро или зло и плоды доброго или недоброго воспитания.

Естественно-научная характерология помогает найти в душе человека из другого народа рядом со свойствами характера, иногда вызывающими некоторое внутреннее напряжение, — свойства благодатные, уравновешивающие возможное непривычно-неприятное кому-нибудь. Это смягчает порою ксенофобические переживания, способствует тому, чтобы человек не только мирился с «чужим» (не безнравственным), но и с пониманием уважал это «чужое». Уважал то не своё, если оно, в сущности, во имя Добра, но у тебя самого этого нет, у тебя зато есть своё добро. Напряжённая авторитарность в характере нередко неприятно напрягает многих ранимых людей. Но ведь без этой напряжённости нет справедливых организаторов, нет защитника-воина, который тебя же и защитит от Зла в трудный час. Синтонная тревожная мужская доброта-мягкость может быть не по душе иному воину, но она свойственна многим прекрасным врачам и раненый воин бывает ей благодарен.

Характеры имеют природные национальные особенности, которые по-своему окрашивают, освещают общечеловеческие особенности какого-то характера, какой-то души. Типичный француз не похож на типичного русского, а типичный армянин не похож на типичного азербайджанца. Да, есть иные, не характерологические, напряжённости между людьми одного народа и разными народами («богатые и бедные», религиозные, исторические противостояния). Всё тут сложно. Человек, чувствующий, понимающий общечеловеческое характерологическое в себе и в «чужом», способен даже, благодаря этому, пожалев, рискуя жизнью, спасти от смерти беспомощного, безопасного врага, характерологически похожего на его родственника.

Характерологические, национально-характерологические различия совсем немаловажны, они по-своему проникают в общественное. Обо всём этом, хочешь — не хочешь, приходится сегодняшнему «личностному» (не «техническому») психотерапевту говорить в психотерапевтических группах творческого самовыражения, потому что вопросы эти тревожат пациентов. Но говорить необходимо с чистой душой, нравственной ответственностью, на дороге Добра. Например, о том, что картине природного национального характера, в известной мере, отвечает и выбранная народом религия. Это естественно [3, с. 274–276].

Естественно-научное изучение характеров в нашем психотерапевтическом методе даёт возможность яснее, отчётливее усмотреть, уяснить себе общечеловеческие характеры. И, в том числе, с их национально-психологической окраской. Не просто замкнуто-углублённый (аутист, вариант аутиста), а замкнуто-углублённый русский, украинец, немец, татарин. Не просто синтонный человек (сангвиник, вариант сангвиника), а синтонный армянин, синтонный француз. И т.д. Но ведь это, в то же время, — те же синтонный, замкнуто-углублённый, напряжённо-авторитарный и все другие общечеловеческие характеры, но только с национальной окраской. Возникает у пациентов чувство созвучия, граней созвучия: все мы — Человечество.

Каждый народ, как и каждый характер, что-то важное для общей жизни лучше умеет делать, нежели другой народ и человек. Невозможно по законам природы быть способным хорошо делать всё на свете. Остаётся жить-существовать вместе, помогая друг другу какой-то своей особенной силой, уважая друг друга за то, к чему сам меньше способен. Можно даже предположить, что есть народы, которые по своей природе особенно предрасположены к какому-то особому делу (врачевание, теоретические науки, музыка, психологическая проза, спорт и т.д.). По всему этому, любой народ, любой характер (общечеловеческий, национальный) не хуже и не лучше любого другого.

Даже если в группе творческого самовыражения нет пациентов, чувствующих себя в душе не русскими людьми, всё равно время от времени стоит делать занятия о типичных характерах другого народа. Например, о характерологическом сравнении башкирских народных сказок с русскими. Но всегда злое (безнравственное) должно стоять в стороне от национальных особенностей. Это природное злое начало, как и доброе, есть у всех народов, всех характеров. Добро побеждает зло во всех народных сказках мира, потому что эти сказки есть великая народная психотерапия.

У армян свои национальные особенности, более или менее окрашивающие многие характеры этого народа грустноватой, гордой сердечностью. У азербайджанцев — другая, рассудительная сердечность, у них более энергические, строгие национальные свойства. Многие сангвинические французы способны естественно смеяться над Божественным, святым — своим и не своим. Но у мусульманина это нередко рождает в душе справедливый для него, тяжёлый гнев. Углубление, погружение в естественно-научную характерологию характерологически-психологически поясняет, почему нельзя ни в коей мере смеяться над сакральным народа-соседа. Не только потому, что просто нельзя, просто опасно, не этично, не только потому, что это есть глубокое неуважение национальных, религиозных особенностей души народа, народного сердца, достоинства. Но ещё и потому, что тут важно понимать-чувствовать национально-характерологическое. Для мусульманина обычно всё это не просто священно, а напряжённо-раняще священно. Он характерологически иной, несравненно более душевно напряжённый, ранимый в этом отношении. И это надобно уважать. О подобных тяжёлых столкновениях, переживаниях немало — в сегодняшних средствах массовой информации.

Любой народ состоит из людей с разнообразными общечеловеческими характерами. Характеры эти — с национальной окраской. В каждом народе, в его культуре и истории можно усмотреть типичный национальный характер, а порою несколько. Например, у французов — это синтонный (сангвинический) характер (склад души). Герои Бальзака, Мопассана. У русских — тревожно-сомневающийся характер. Герои Толстого, Чехова. И т.д. Сегодняшняя естественно-научная терапия духовной культурой помогает понять-прочувствовать всё это в тех подробностях, жизненно важных полнокровных нюансах, о которых в двух словах не расскажешь, а только лишь намекнёшь [3].

Литература

  1. Бурно М.Е. О двух полярных структурах научного мышления в психиатрической психотерапии // Материалы общероссийской конференции «Взаимодействие специалистов в оказании помощи при психических расстройствах». – М., 2009. – С. 248–249.
  2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением (отечественный клинический психотерапевтический метод). – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Альма Матер, 2012. – 487 с.
  3. Бурно М.Е. О характерах людей (Психотерапевтическая книга). – Изд. 7-е, испр. и доп. – М.: Институт консультирования и системных решений, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2019. – С. 274–276.
  4. Бурно М.Е., Калмыкова И.Ю. Практикум по Терапии творческим самовыражением (М.Е. Бурно). – М.: Институт консультирования и системных решений, Общероссийская профессиональная психотерапевтическая лига, 2018. – 200 с.
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Библиотерапия: теория и исследования
    23.04.2023
    Библиотерапия: теория и исследования
    Библиотерапия — направление, которое появилось вместе с книгой, еще в древней египетской библиотеке Рамзеса II была обнаружена надпись «лекарство для души», сегодня это подтверждается множеством эмпирических исследований…
  • Психотерапия в комплексной реабилитации детей-инвалидов
    03.12.2022
    Психотерапия в комплексной реабилитации детей-инвалидов
    По данным социологических исследований, отмечается очень высокая потребность детей инвалидов в социальной помощи (98%) и в психологической помощи (97%). Необходимость психологической помощи родителям составляет 50%.
  • Использование анекдотов в психотерапии
    02.12.2022
    Использование анекдотов в психотерапии
    Для психолога анекдот может быть идеальным сном. Где потребности заменяются символами, и эта метафорическая круговерть дает возможность психике высказать себя, не принимая за это ответственности и не понимая, про что говорит рассказчик...
  • Метод «Мои пиктограммы» в диагностике и терапии
    03.10.2022
    Метод «Мои пиктограммы» в диагностике и терапии
    «Если классический метод пиктограмм исследовал запоминание, мышление и немного аффективные особенности человека, то я позволила себе исследовать еще и эмоциональные связи человека с другими людьми и различными аспектами жизни…»
  • «Ведомое рисование» как метод инициальной психотерапии
    06.08.2022
    «Ведомое рисование» как метод инициальной психотерапии
    «Ведомое рисование» начинается только тогда, когда внутри и через само рисование открывается возможность исходное и «застывшее» внутреннее состояние привести в движение, позволить ему начать изменяться...
  • 16-й Саммит психологов: поддержка коллег и опыт профессионалов
    10.06.2022
    16-й Саммит психологов: поддержка коллег и опыт профессионалов
    На пленарном заседании 16-го Санкт-Петербургского саммита психологов собралось более 700 гостей, а просмотры онлайн-трансляции превышают 15000. С 6 по 8 июня состоялось более 80 практических встреч с ведущими психологами: интерактивных лекций и мастер-классов.
  • Работа с отношениями в паре с помощью библиотерапии
    27.05.2022
    Работа с отношениями в паре с помощью библиотерапии
    Особенностью библиотерапии как метода психотерапевтического воздействия является ее экологичность и ресурсность. Ведь мы имеем дело с творческим потенциалом, давая возможность клиенту его в себе обнаружить. В статье рассматриваются кейсы из практики.
  • Кинотерапия как средство развития саногенного мышления
    28.10.2021
    Кинотерапия как средство развития саногенного мышления
    Специфика кинотерапии определяется тем, что ряд терапевтических приемов здесь реализуется не в собственно содержании, например, речи героев, их поступках, а посредством работы оператора.
  • Работа с детьми, пострадавшими от коммерческой сексуальной эксплуатации
    27.07.2021
    Работа с детьми, пострадавшими от коммерческой сексуальной эксплуатации
    Чтобы у ребенка появилась мотивация прекратить участвовать в коммерческом сексе, важно помочь ему преодолеть завесу молчания, вернуть чувство собственной значимости, увидеть цели в жизни и сформировать адекватные модели взаимодействия с окружающими...
  • «Река Потудань»: психотерапевтическое занятие по рассказу А.Платонова
    18.06.2021
    «Река Потудань»: психотерапевтическое занятие по рассказу А.Платонова
    Пациенты, по причине своей душевной блейлеровской эндогенно-процессуальной расщеплённости нередко гонимые благополучными людьми, мучаются одиночеством. Друг с другом им легче, но и тут нет здоровой способности к целостной душевно-телесной любви…
  • Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    11.06.2021
    Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    Четыре дня Санкт-Петербургского саммита психологов были наполнены мастер-классами и лекциями, дискуссиями и беседами специалистов. 96 мастерских состоялись в пяти аудиторных, двух онлайн и одной смешанной (офлайн и онлайн) параллелях…
  • МАК: архетипическая терапия внутриличностного конфликта
    08.05.2021
    МАК: архетипическая терапия внутриличностного конфликта
    Функция и ресурс Преграды — в ограждении клиента от столкновения с болезненными переживаниями, чтобы направить ее энергию в конструктивное русло, надо ответить на вопрос: что и как конкретно преграда делает...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»