Доклад «К вопросу о связи понятий взаимоотношения и социально-перцептивный образ в отечественной психологии» доктора психологических наук, профессора Валерия Леонидовича Ситникова и кандидата психологических наук, доцента Татьяны Викторовны Слотиной был опубликован в сборнике материалов международной конференции «Ананьевские чтения — 2020». В «Психологической газете» доклад публикуется с некоторыми изменениями, внесенными авторами.
В последние годы у современных исследователей явственно обозначилась тенденция опираться на положения отечественной концепции отношений А.Ф. Лазурского — В.Н. Мясищева при рассмотрении большинства вопросов социальной психологии и психологии личности (С.В. Духновский, А.Л. Журавлев, В.Н. Куницына, Е.В. Левченко, В.П. Позняков, И.Р. Сушков, Е.В. Шорохова и др.). Особое значение в системе отношений личности занимают взаимоотношения. По признанию В.Н. Мясищева, категория отношений объединяет внешнее и внутреннее, а также «…применительно к людям, выступает двусторонний взаимный характер этих отношений» (Мясищев В.Н., 2003, с. 176).
Сегодня существует проблема создания всеобъемлющей теории психологии отношений. Развитие исследования взаимоотношений идет как в направлении уточнения их структуры, функций и видов, так и в направлении описания связей с важнейшими категориями современной психологической науки. В трудах отечественных ученых многоаспектно рассмотрена связь отношений / взаимоотношений с понятиями «установка», «атиттюды», «ценности» и пр. (В.Н. Мясищев, Е.В. Левченко, В.П. Позняков, Т.В. Слотина, И.Р. Сушков и др.). Однако, практически нет исследований связи отношений с категорией образов, которая, по утверждению Б.Ф. Ломова, принадлежит к числу важнейших проблем психологической науки, но плохо исследована ввиду недостатка эффективных методик ее изучения (Ломов Б.Ф., 1985). При этом, еще в 1935 году в своей классической работе «Психология педагогической оценки» Б.Г. Ананьев писал, что оценка формирует отношения между субъектами педагогического процесса и способна менять восприятие и самовосприятие педагогов, детей и родителей.
Взаимоотношения начинают складываться не только в процессе непосредственного общения, но и в совместной жизнедеятельности (Позняков В.П., 2016). Являясь одним из источников социализации личности (А.В. Брушлинский), взаимоотношения предполагают не только ее активность, но и процесс переработки и коррекции получаемой информации. При этом взаимоотношения не могут формироваться, развиваться и передаваться непосредственно. В одном из своих определений взаимоотношений Я.Л. Коломинский пишет: «Это личностно значимое эмоциональное, образное и интеллектуальное (когнитивное) отражение людьми друг друга, которое представляет собой их внутренне состояние и допускает взаимность» (Коломинский Я.Л., 2010, с. 25). Более того, взаимоотношения отчетливо обнаруживают себя в тех образах людей, которые включены в процесс как субъекты взаимодействия (Сушков И.Р., 2008).
Одной из специфических функций социально-перцептивных образов в жизнедеятельности личности является регуляция взаимоотношений людей. Образ объединяет в себе когнитивный и эмоционально-оценочный компоненты. Эмоциональный компонент отличается особой яркой аффективной составляющей, и смысл этого компонента образа во многом зависит от взаимоотношений субъектов. Необходимость анализа оценочной стороны образа в исследовании взаимоотношений особо подчеркивали В.С. Тюхтин, П.Н. Шихирев, они определяют центральную роль этого аспекта в регулировании взаимоотношений (Сушков И.Р., 2008). Таким образом, взаимоотношения могут рассматриваться как функция образов.
Структура образа дает возможность наиболее полно раскрыть содержание взаимоотношений. По словам П.Н. Шихирева, образ создает третью реальность, связывая объективную и субъективную реальности. Мы выделяем в структуре образа 6 групп связанных компонентов: реальные компоненты, приписываемые, типичные, индивидуальные, стабильно и ситуативно актуализируемые компоненты. Постоянные компоненты составляют основу, базовую структуру образа, а ситуативные определяют их временную динамику и зависят от условий и причин актуализации образов (Ситников В.Л., 1996).
Важно отметить и то, что формирование социально-перцептивного образа тесно связано с собственным «Я-образом», являющимся неотъемлемым компонентом сознания человека. Выстраивая взаимоотношения с другими людьми, взрослые и дети отражают самих себя через те образы, которые формируются в их сознании. Вследствие этого многоаспектная связь социально-перцептивных образов в сознании человека и его системы взаимоотношений подчеркивает взаимообратную природу изучаемого феномена. По мнению И.Р. Сушкова, образ как символ и знак стал для человека универсальным инструментом регулирования, адекватным средством исследования основ человеческих взаимоотношений (Сушков И.Р., 2008).
Выводы
Взаимоотношения определяются реально существующими взаимообусловленными личностными отражениями людьми образов друг друга как субъектов жизнедеятельности, которые характеризуются частичной осознанностью и относительной динамичностью, а формируются и проявляются в когнитивной, эмоциональной и конативной сферах. Обоснование данного определения обусловлено тем, что взаимоотношения интерпретируются субъектом на основе социально-перцептивного образа другого субъекта как результата межсубъектного взаимодействия.
Поэтому можно говорить о том, что взаимоотношения людей — это, прежде всего, взаимоотношения образов.
Литература:
- Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии. Том второй. Развитие и воспитание личности. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007.
- Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. Учебное пособие для психологов, педагогов, социологов. М.: АСТ, 2010. 446 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. 400 с.
- Ситников В.Л. Образ ребенка в сознании педагога. Дисс. ... канд. психол. наук. СПб, 1996. 150 с.
- Позняков В.П., Вавакина Т.С. Психология делового партнёрства: теория и эмпирические исследования. М.: ИП РАН, 2016. 320 с.
- Слотина Т.В. Психология личности. СПб: Питер. 2017. 448 с.
- Сушков И.Р. Психологические отношения человека в социальной системе. М.: ИП РАН, 2008. 412 с.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 1999. 448 с.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать