О том, какими методами запугивания пользуются «черные» коллекторы и как им противостоять, в докладе «Обеспечение психологической безопасности граждан в ситуациях взаимодействия с «черными» коллекторами» рассказали Ольга Станиславовна Андреева, Алена Евгеньевна Лукьяненко, Алина Сергеевна Толкунова. Доклад был опубликован в сборнике материалов международной конференции «Ананьевские чтения — 2020». В «Психологической газете» доклад публикуется с дополнениями, внесенными авторами.
В современном обществе люди часто сталкиваются с деятельностью коллекторских агентств. Коллекторская деятельность — это работа организационно-психологического характера по возврату суммы задолженности в обход судебной процедуры и стадии исполнения решения, осуществляемая коммерческой организацией на основании договора с кредитором (Иванов, 2011). «Черный» коллектор — лицо, осуществляющее воздействие на должника и его окружение с использованием методов, выходящих за рамки правовых норм, регулирующих деятельность по возврату просроченной задолженности.
Умение граждан справляться с оказываемыми на них психологическими методами воздействиями является важным условием психологической безопасности в ситуации взаимодействия с «черными» коллекторами.
Методы и результаты исследования
Для выявления способов психологического воздействия «черных» коллекторов на должников и их окружение нами было проведено эмпирическое исследование, основным методом которого выступил контент-анализ аудиозаписей разговоров с «черными» коллекторами и скриншотов переписки с ними в социальных сетях. По результатам исследования были выявлены наиболее часто используемые методы воздействия, а также выделены различия в специфике воздействия на мужчин и женщин (Андреева, Лукьяненко, Толкунова, 2018).
Во взаимодействии с гражданами «черные» коллекторы используют весь спектр методов психологического воздействия: запугивание, манипуляция, принуждение и внушение. Однако существуют различия в способах воздействия на мужчин и женщин. Угроза наказанием, просьба и убеждение чаще используется по отношению к женщинам, чем к мужчинам. Кроме того, по отношению к женщинам чаще используются угрозы распространения порочащей информации о должнике и угрозы в сторону ближайшего окружения. По отношению к мужчинам же чаще используются прямые угрозы причинения вреда здоровью и личные оскорбления.
Обсуждение и выводы
Исходя из выявленных способов воздействия «черных» коллекторов на граждан, выделим способы повышения безопасности такого взаимодействия. Первое — это информирование об особенностях деятельности «черных» коллекторов, применяемых ими методах запугивания (оскорбления, угрозы сексуального и физического насилия, угрозы распространения порочащей информации). Исследование показало, что коллекторы не оскорбляют адресно конкретного человека, а используют формулировки-шаблоны. Важно пресекать попытки грубого общения, напоминая коллектору о праве гражданина обратиться в правоохранительные органы в случае поступления угроз жизни, здоровью, при этом сохраняя спокойствие и сдержанность. В случае звонков окружению (друзьям, родственникам, супругу(е), работодателю, коллегам) объекта воздействия коллектора необходимо проинформировать и их о деятельности «черных» коллекторов.
Еще одним способом воздействия «черных» коллекторов является распространение о должнике или его окружении ложной и/или оскорбительной информации, отсюда возникает необходимость при первом же контакте обезопасить себя в социальных сетях — закрывать профиль, не распространять личную информацию, фильтровать фотоконтент. Кроме того, в социальных сетях существуют группы поддержки, направленные на борьбу с действиями «черных» коллекторов; в этих же группах можно получить ответы на различные вопросы, прочитать истории и советы от тех, кто уже имел опыт взаимодействия с «черными» коллекторами.
Основная задача запугивания — демонстрация намерения идти до конца, угроза может быть не обозначена конкретно, а подразумеваться, то есть коллектор заставляет объект воздействия фантазировать на тему того, какими ресурсами он обладает и насколько эти ресурсы могут быть опасны для человека и его окружения.
Общий механизм противодействия коллекторам — непредсказуемость, которая является наиболее универсальным защитным приемом.
Если должник ведет себя так, что сложно прогнозировать его поведение, стандартные шаблоны воздействия оказываются неэффективными.
Заключение
Основная задача «черных» коллекторов — напугать, создать ситуацию максимального дискомфорта. Чтобы минимизировать угрозу психологической безопасности, необходимо информировать должников и их окружение о методах воздействия «черных» коллекторов, о возможных угрозах с их стороны, а также о том, что необходимо делать в подобных ситуациях.
Авторы исследования также создали памятку о том, что делать, если вы столкнулись с «черным» коллектором, — скачать.
Литература:
- Андреева О.С., Лукьяненко А.Е., Толкунова А.С. Психологические методы воздействия «черных» коллекторов на должников и их окружение // Таврический журнал психиатрии. 2018. Т. 23, № 3 (83).
- Иванов И.С. Коллекторам нужен закон // ЭЖ-Юрист. 2011. № 26. С. 1–4.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать