Во время изоляции многие коротают время за просмотром фильмов и сериалов. Редкая сцена с драками и погонями может удивить зрителя, и режиссёрам приходится искать всё более реалистичные решения, чтобы вызвать чувства.
Может ли демонстрация агрессии изменить отношение зрителей к насилию? Как СМИ провоцируют рост насилия? Об этом рассказал Сергей Николаевич Ениколопов, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой криминальной психологии факультета юридической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, член Международного общества по изучению агрессии (International Society for Research on Aggression, ISRA):
«Лет 20-25 назад американцы подсчитали, что подросток, оканчивающий школу, за время теле- и кино-наблюдения видел 30 тыс. убийств. Барьера между тем, что показывают, и мной нет. Мы обучаемся. Более того, когда люди видят агрессивный фильм, у них личная агрессивность на короткий момент повышается. Дело не в том, что после этого человек начинает вести себя агрессивно: важно, что остаются способы решения проблем.
Были эксперименты, когда двум группам показывали фильмы и мерили агрессию до просмотра и после. Если люди смотрели лёгко-эротические фильмы, то внутренняя агрессия падала, если агрессивные – то росла. Потом к группе, которая смотрела агрессивные фильмы, выходили легко одетые красивые девушки и приглашали на дальнейший эксперимент. А в группу с лёгко-эротическими фильмами входили мордовороты, которые чуть ли не пинками их гнали на измерение агрессии. У вторых вырастала агрессия, а у первых падала – это ситуативно.
Но есть две очень важные вещи. Во-первых, человек запоминает способы, как вести себя в определенных ситуациях. В этом смысле мы все готовы к встрече с инопланетянами, потому что много раз их видели. Во-вторых, происходит уменьшение страданий жертвы. В кино жертва почти не страдает: в реальности от таких травм человек бы умер, но герой, прихрамывая, догоняет автомобиль и побеждает. И крики жертвы больше не останавливают от насилия.
Не случайно американцы с большей части каналов убирают фильмы с насилием, они уходят «в кабель». Там есть организация, которую спонсируют американские бабушки: в специальном центре работники следят, сколько насилия показывают по определенному каналу. Они публикуют ежегодный отчет, кто стал больше показывать, кто меньше. И это сильно ударяет по каналам, потому что рекламодатели ориентированы на бабушку – она покупатель.
Конечно, не всё нужно выкидывать. Мы понимаем, где эротическая сцена нужна для развития сюжета и имеет смысл, а когда это самоупоение и порно. С насилием все сложнее, потому что трудно сказать, где перегнули палку. Например, у Тарантино столько иронии, что это обесценивает само насилие.
Есть понятие эффект Вертера, когда какое-то яркое произведение является подсказкой, как совершить суицид или преступление. Во многих национальных программах в Австралии, Англии, Америке есть масса рекомендаций для СМИ, чтобы о суицидах не сообщали на первых страницах, чтобы это не раздувалось – особенно, если это смерть «звезды». Когда свел с жизнью Курт Кобейн, волна самоубийств подростков прошла по всему миру. Другой пример влияния СМИ не на самоубийства – культ, в который превратилась школа Колумбайн после массового расстрела».
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать