16+
Выходит с 1995 года
20 апреля 2024
Хорошая мама. Почему не нужно идеализировать материнство?

О том, кто такая «хорошая мама» и надо ли стремиться ей стать, рассказала Мария Блох на мастер-классе «Современное материнство: идеал и реальность». Мария Евгеньевна Блох – кандидат медицинских наук, врач-психиатр, врач-психотерапевт НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта Северо-западного отделения Российской академии медицинских наук, перинатальный психолог, сексолог, соруководитель программы дополнительного профессионального образования «Клиническая перинатальная психология и психотерапия» Института практической психологии «Иматон».

«Я часто сталкиваюсь с тем, что ко мне приходит мама и говорит: «Как же так? Я плохая мама, потому что у хорошей мамы дети никогда не болеют, никогда не плачут, мама их никогда не расстраивает». 

Сам термин «хорошая мама» слишком идеализирован. Если вернуться к тому моменту, когда стали обращать внимание на детско-родительские отношения, материнство в психоаналитических кругах рассматривалось с точки зрения воздействия матери на ребёнка. Она своим поведением, своим отношением влияет на его личность и всю дальнейшую жизнь.

Фрейд говорил о том, что материнская грудь оставляет такой след, что даже представить сложно, в скольких сферах он потом отражается. В дальнейшем Джон Боулби говорил о привязанности: нет безопасной привязанности – беда на всю жизнь. Отто Ранг писал о травме рождения: человек не может справиться с этой травмой, он вынужден находиться в невротических отношениях. Анна Фрейд и Мелани Кляйн обращали внимание на создание у ребёнка – безусловно благими намерениями – психопатологических симптомов при неправильном поведении мамы. Появляется Дональд Винникотт, который вводит понятие «достаточно хорошая мама». Он одним из первых попытался развенчать идеал, что мама должна быть всемогущей, всезнающей, понимающей, всё время чувствующей. И это понимание «достаточно хорошей матери» вроде бы должно было снизить напряжение. Но последнее время мы обращаем внимание, что «достаточно хорошая мама» перестала быть просто хорошей, она поднимается на пьедестал…

По многочисленным исследованиям, мамы, которые считают, что недотягивают в каких-то сферах до «хорошей» мамы, скрывают это всеми возможными способами, включая бессознательные защитные механизмы, начиная рационализировать, объяснять, оправдывать какие-то свои действия и качества. Но оказаться в среде «плохих» мам нельзя.

...Идеализация необходима как некий механизм, который присутствует у каждого в детском возрасте. Ребёнку необходимо идеализировать своих родителей, чтобы чувствовать себя в безопасности и развивать свою личность. Если мне плохо, я просто обязана верить, что есть тот, кто решит все мои проблемы. И мама – самое идеальное существо, и папа – самое идеальное существо, потому что мне надо на них опираться. Если ребёнок 2,5 лет просит маму нарисовать лисичку, а она не умеет, это крах мировоззрения: мама не может не уметь! 

Постепенно ребёнок, приобретая все новые способы взаимодействия с окружающим миром, с самим собой, со своими родителями, видя их хорошие и плохие стороны, отказывается от примитивной идеализации и приобретает новые более конструктивные способы взаимодействия, другие защитные механизмы. Но у взрослого человека идеализация тоже встречается, например, в стрессовых ситуациях мы начинаем идеализировать кого-то. Когда мы создаем образ того, кто знает, как правильно, нам не так страшно. Получается, идеализация включается в тех ситуациях, когда мы не чувствуем себя в безопасности, когда мир не воспринимается нами как стабильный.

Мы живём в эпоху перемен, когда многие процессы утрачены в силу разных социальных обстоятельств, новые ещё не наросли – это относится и к гендерной идентичности, и к ролевым взаимоотношениям в семье, и к взаимодействию с ребёнком. Этот поиск продолжается… Материнское поведение передаётся из поколения в поколение. Бабушка сидела с мамой полтора месяца, соответственно, у мамы нет этого опыта, она первый раз младенца увидела, когда у подружки в 24 года ребёнок родился. Её дочь в свою очередь никогда не взаимодействовала с маленькими детьми. Отсутствие этого опыта, незнание этой реальности, недостаток информации.

Ещё одним истоком идеализации является образ, который создаёт мама. Когда мы вступаем в материнство, мы встаём на одну ступеньку с нашей мамой, мы с ней идентифицируем себя. И в зависимости от того, как я себе маму представляю, материнство будет окрашено разными эмоциями. Возможно, я представляю маму, как некое совершенство, я идеализирую её, и тогда достичь её уровня чрезвычайно сложно. А возможно, материнский образ обладает негативными характеристиками, и тогда женщина, обесценивая его, идеализирует себя, появляется страх, что не получится, что она повторит какую-то ошибку.

Другой исток идеализации связан с социальными ожиданиями, требованиями – это детоцентризм. Я часто сталкиваюсь в семейном консультировании, что кто-то из родителей говорит о необходимости формирования успешности у детей. Это ставится во главу угла: ребёнок должен быть успешным и желательно – с пелёнок. Самый частый вопрос, который задают женщины на консультациях с психологом: «Няню когда можно брать?». Это не в плане заботы о ребёнке, а в плане развития.

По сути, мы находимся в ситуации, когда мамы и папы стоят перед выбором: нужно выбрать хороший садик, чтобы попасть в хорошую школу, чтобы ребёнок мог поступить в хороший университет и стать успешным. Получается, в течение длительного времени родители работают на ребёнка, в него все время что-нибудь вкладывая. Вкладывать любовь не всегда получается, зато вкладывать знания – сколько угодно.

У всех есть разные иррациональные установки: «я должна быть…», «самая лучшая мама – это я», «мои дети – лучшие», «только я знаю, как правильно воспитывать детей». Со сложностью материнской идентичности связано неприятие, игнорирование отрицательных чувств, игнорирование ограничений, которые накладывает родительство…».

Мастер-класс Марии Блох «Современное материнство: идеал и реальность» состоялся на Всероссийском фестивале практической психологии «Где дни облачны и кратки...».

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Семейная психология. Ребёнок в пространстве жизни отца
    22.05.2018
    Семейная психология. Ребёнок в пространстве жизни отца
    Сейчас психологи все чаще встречают на своих консультациях не только мам с бабушками, но и пап, которые хотят больше узнать о развитии детей, научиться выстраивать отношения с женой и создавать гармонию в семье. Влияние отца на ребёнка огромно, заинтересованный папа может многое дать своему ребенку. О том, что психолог может предложить мужчинам на консультации, рассказывает Елена Викторовна Петш (Ларечина) - детский практический психолог, семейный консультант...
  • О факторе телесности в проживании беременности и материнства
    16.05.2023
    О факторе телесности в проживании беременности и материнства
    «Для осуществления материнских функций женщине необходимо предоставить свое тело ребенку (а также себя в целом), тело становится вместилищем и проводником, принимая в себя “другого”, отдавая себя ему, сохраняя его в себе и обеспечивая питание, заботу, защиту».
  • Игорь Добряков о любви и соперничестве диад
    28.03.2022
    Игорь Добряков о любви и соперничестве диад
    Многие личностные проблемы, проблемы в семье, проблемы развития ребенка, проблемы зачатия и внутриутробного развития возникают в связи с соперничеством диад.
  • Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    11.06.2021
    Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    Четыре дня Санкт-Петербургского саммита психологов были наполнены мастер-классами и лекциями, дискуссиями и беседами специалистов. 96 мастерских состоялись в пяти аудиторных, двух онлайн и одной смешанной (офлайн и онлайн) параллелях…
  • Сексуальные злоупотребления в отношении детей в фокусе системного подхода
    29.01.2021
    Сексуальные злоупотребления в отношении детей в фокусе системного подхода
    Примеры применения «оптики» системного подхода в анализе случаев сексуальных злоупотреблений в отношении детей привела Елена Викторовна Иоффе, кандидат психологических наук…
  • Специфика воспитания ребенка в многопоколенной семье
    15.01.2021
    Специфика воспитания ребенка в многопоколенной семье
    К основным трудностям многопоколенных семей можно отнести: нарушение иерархии (например, бабушки и дедушки занимают роль родителей), смешение ролей, размытость границ, недостаток личного пространства, отсутствие единой воспитательной позиции…
  • Все пленарные доклады на фестивале к 30-летию Компании «Иматон»
    11.03.2020
    Все пленарные доклады на фестивале к 30-летию Компании «Иматон»
    На Всероссийском фестивале практической психологии, посвящённом 30-летию Компании «Иматон», с пленарными докладами выступили признанные эксперты в различных областях практической психологии...
  • Трансгендерный ребенок: что не так с семьей?
    17.09.2019
    Трансгендерный ребенок: что не так с семьей?
    «Почему я назвала свой мастер-класс «Трансгендерный ребенок: что не так с семьей?»? Я не буду описывать случаи, с которыми сталкивалась на клинических разборах, истории очень сложные, но я каждый раз убеждаюсь, что это семейные ситуации. И наблюдая ситуации в семьях звёзд, мы тоже можем проследить здесь семейный контекст. Шарлиз Терон усыновила мальчика, он благополучно рос и наслаждался дивой-мамой до момента, пока она не удочерила девочку. Что происходит в этой ситуации с ребенком, какой вопрос он задает этому миру?...»
  • Характер ребенка: диагностика и коррекция
    02.08.2018
    Характер ребенка: диагностика и коррекция
    Что влияет на характер человека? Воспитание. Как воспитать характер своего ребенка, чтобы гордиться им? Ответу на этот вопрос посвящен мастер-класс. В основе мастер-класса - авторские материалы из книг В.Ю. Слабинского «Семейная позитивная динамическая психотерапия», «Характер ребенка: диагностика, формирование, методы коррекции»...
  • Помощь семье, в которой есть подросток. Возможности системной семейной терапии
    10.05.2018
    Помощь семье, в которой есть подросток. Возможности системной семейной терапии
    Когда дети достигают подросткового возраста, семья часто переживает сложные времена. Подростковый кризис и семейная система: что тут особенного? Малыши становятся подростками: как меняются отношения? Семейная жизнь в "пустеющем гнезде" - какая она? Руководитель программы дополнительного профессионального образования «Семейная терапия: системный подход» Екатерина Уголева рассказала о наиболее актуальных аспектах практической работы с семьями, в которых есть подростки...
  • Психология беременности и родов
    08.12.2016
    Психология беременности и родов
    Перинатальная психология изучает особенный период – период, когда ребенок не может существовать без матери. О том, что влияет на важнейшие отношения младенца и мамы рассказывает Игорь Валерьевич Добряков...
  • О преодолении эмоциональных разрывов в семье
    16.04.2024
    О преодолении эмоциональных разрывов в семье
    Е.Ю. Уголева: «…существуют хронические эмоциональные разрывы, которые видим практически в любой российской семье. Часто полностью прервана связь с кем-то из когда-то живых родственников или с частью семьи, иногда с несколькими ветвями».
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»