18+
Выходит с 1995 года
18 декабря 2024
Эффективные коммуникации в транзактном анализе

В рамках XIII Санкт-Петербургского саммита психологов 3 июня 2019 года состоялся мастер-класс «Личностные адаптации и эффективные коммуникации в транзактном анализе». Людмила Юрьевна Шёхолм — психолог-психоаналитик, сертифицированный транзактный аналитик Европейской ассоциации транзактного анализа, преподаватель Института практической психологии «Иматон», преподаватель и супервизор транзактного анализа на европейском контракте (Хельсинки, Финляндия).

На мастер-классе ведущая рассказала о том, как практический психолог может применять теорию коммуникации Поля Вара «двери контакта» в своей работе. Согласно этой теории, канал коммуникации, максимально комфортный для человека — «открытая дверь», «закрытая дверь» — то, о чем человек не готов говорить, для эффективной коммуникации нужно учитывать «дверь-цель». Когда мы начинаем коммуницировать, у каждого своя «открытая дверь» из трёх — чувства, мышление, поведение.

Людмила Шёхолм приводит такой пример: «Практические психологи, когда вы спрашиваете клиента: «Что вы чувствуете?» и он отвечает: «Я думаю, что я чувствую…», мы можем предположить, что его «открытая дверь» – мышление. Не надо строго говорить: «Я вам задала вопрос, отвечайте на него!», так как это будет приглашением к вторичному стыду. Говорите: «Окей. И когда вы подумали о чувствах, что вы почувствовали?». Это помогает наладить контакт с клиентом.

Адаптации для выживания формируются, когда родители не взаимодействуют с ребенком раннего возраста наиболее оптимальным для него образом. Если потребности ребенка возраста от 0 до 6 месяцев очень мало удовлетворялись родителями, развивается шизоидная адаптация (в другой классификации она называется «творческий мечтатель»): «Ребенок приспосабливается, он начинает думать о другом человеке. Еще нет концептуального мышления, но свои потребности и чувства он закрывает. Чувства такого человека — «закрытая дверь», потому что он забыл о своих потребностях… В дальнейшем такие люди никогда не плачут, они будут о вас заботиться, но себе никогда ничего не дадут. Эти люди только думают. Они так рано научились быть в своих фантазиях, прочитали много книг, они очень умные и, как правило, молчуны... У них есть страх близости и страх поглощенности…»

Полная видеозапись мастер-класса Л.Ю. Шёхолм «Личностные адаптации и эффективные коммуникации в транзактном анализе»:

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Флирт — способ коммуникации или манипуляции?
    14.10.2019
    Флирт — способ коммуникации или манипуляции?
    В рамках дискуссии «Духовность. Сексуальность. Цифра. Куда уводят тренды?» на Саммите психологов выступила Станислава Юрьевна Смагина — историк, практикующий психолог-консультант, тренер, директор Музея смеха «Трикстер», преподаватель Института практической психологии «Иматон», автор книги «Я и Другой (тренинги по национальной самоидентификации)». Публикуем полную видеозапись и текстовый фрагмент выступления С.Ю. Смагиной «Флирт — способ коммуникации или манипуляции? Доклад в картинках»...
  • Фантазирование в жизни взрослых и детей
    22.08.2017
    Фантазирование в жизни взрослых и детей
    Как понять, что означает фантазирование ребенка и чем оно отличается от фантазирования взрослого человека? Тему фантазирования раскрывает в рамках лекции «Повседневное фантазирование в жизни взрослых и детей» Мария Владимировна Осорина - детский психолог, кандидат психологических наук, член Координационного совета Санкт-Петербургского психологического общества, специалист в области возрастной психологии, психологии развития и психологии детской субкультуры, автор книги «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»...
  • Народная кукла в психотерапевтической практике
    19.05.2016
    Народная кукла в психотерапевтической практике
    О том, как правильно использовать народную куклу в психотерапевтической практике, психологическом консультировании, педагогической деятельности и других сферах, чтобы работа была эффективной и экологичной, о научном подходе к психотерапевтической работе с народной куклой рассказывает кандидат медицинских наук, врач-психотерапевт Владимир Юрьевич Слабинский...
  • Человек саморазвивающийся
    03.11.2020
    Человек саморазвивающийся
    Что может побуждать человека к саморазвитию? Какие методики для диагностики готовности к саморазвитию используют психологи в своей работе? С какого возраста можно поддерживать стремление к развитию себя? Рассказывает Нина Низовских...
  • Саморазвитие личности: мода, выбор или необходимость?
    27.10.2020
    Саморазвитие личности: мода, выбор или необходимость?
    «Саморазвитие задает точку опоры, так как выделяет тот фрагмент эволюции, который в максимальной степени подчинен управлению самого человека и в то же время является зоной его максимальной ответственности», – подчеркнула Мария Щукина…
  • Анализ параллельных процессов между семьей ко-терапевтами
    15.07.2020
    Анализ параллельных процессов между семьей ко-терапевтами
    Одним из способов консультирования семей является работа в ко-терапии, которая может существенно повысить результативность помощи семье в кризисе. Партнерство дает возможность профессиональной поддержки, преодоления ригидности...
  • Изменение жизни и травматизация: тактики поддержки клиентов
    10.07.2020
    Изменение жизни и травматизация: тактики поддержки клиентов
    Я хотела бы обратить ваше внимание на то, какие бывают кризисы, какие возникают напряжения в этих кризисах, а потом обсудить, какие тактики может выбрать психолог-консультант, если он имеет дело с человеком, сталкивающимся с той или иной ситуацией...
  • «"Узкое горлышко". Адаптация к переменам внутри себя»
    06.07.2020
    «"Узкое горлышко". Адаптация к переменам внутри себя»
    Где взять силы, чтобы сойти с проторённой дорожки и найти свой путь? Как адаптироваться к новым условиям? Коуч Елена Морозова представила авторскую арт-практику, помогающую найти ресурсы и силы для адаптации к переменам...
  • «Сверхспособности» — опора и ориентир в пространстве неопределённостей
    15.04.2020
    «Сверхспособности» — опора и ориентир в пространстве неопределённостей
    Интуиция и креативность – способности, позволяющие человеку находить новые решения в пространстве неопределённостей. Многие считают, что эти качества доступны только избранным, но на самом деле они заложены в каждом из нас…
  • Кит Лоринг: «Быть творческим – значит, быть человеком»
    08.04.2020
    Кит Лоринг: «Быть творческим – значит, быть человеком»
    Когда нужно выразить себя творчески, спонтанно перед другими, внутри нас поселяется пронзительное чувство уязвимости, порой оно может быть чрезмерным. Ты видишь чистый лист бумаги, мелки, карандаши и чувствуешь давление, что от тебя чего-то ждут…
  • "Me time" и эпидемия расставаний в современных российских семьях
    10.03.2020
    "Me time" и эпидемия расставаний в современных российских семьях
    Помню женщину, которая на протяжении нескольких встреч все исчерпывающе рассказывала о муже, а о себе – не могла. Тем не менее, всё больше людей сейчас становятся озабоченными качеством жизни. Я постараюсь очень коротко рассказать о факторах, которые актуализировались...
  • А. Палей: «Компьютеры не заменят психотерапевта»
    21.06.2019
    А. Палей: «Компьютеры не заменят психотерапевта»
    Важна идея о том, что не надо спешить что-то делать. В этом подходе большой акцент делается на расспрашивание — как-то понять человека, не торопиться производить интервенции, манипуляции. Метафорически можно обозначить это как встречу психотерапевта и клиента. Одна из самых распространенных ошибок — человек что-то услышал от клиента и тут же начинает что-то предпринимать.
    Как сказала одна из наших участниц: «Еще толком не поняли, где болит, а уже начинаем бинтовать»...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»