В рамках XIII Санкт-Петербургского саммита психологов 3 июня 2019 года состоялся мастер-класс «Личностные адаптации и эффективные коммуникации в транзактном анализе». Людмила Юрьевна Шёхолм — психолог-психоаналитик, сертифицированный транзактный аналитик Европейской ассоциации транзактного анализа, преподаватель Института практической психологии «Иматон», преподаватель и супервизор транзактного анализа на европейском контракте (Хельсинки, Финляндия).
На мастер-классе ведущая рассказала о том, как практический психолог может применять теорию коммуникации Поля Вара «двери контакта» в своей работе. Согласно этой теории, канал коммуникации, максимально комфортный для человека — «открытая дверь», «закрытая дверь» — то, о чем человек не готов говорить, для эффективной коммуникации нужно учитывать «дверь-цель». Когда мы начинаем коммуницировать, у каждого своя «открытая дверь» из трёх — чувства, мышление, поведение.
Людмила Шёхолм приводит такой пример: «Практические психологи, когда вы спрашиваете клиента: «Что вы чувствуете?» и он отвечает: «Я думаю, что я чувствую…», мы можем предположить, что его «открытая дверь» – мышление. Не надо строго говорить: «Я вам задала вопрос, отвечайте на него!», так как это будет приглашением к вторичному стыду. Говорите: «Окей. И когда вы подумали о чувствах, что вы почувствовали?». Это помогает наладить контакт с клиентом.
Адаптации для выживания формируются, когда родители не взаимодействуют с ребенком раннего возраста наиболее оптимальным для него образом. Если потребности ребенка возраста от 0 до 6 месяцев очень мало удовлетворялись родителями, развивается шизоидная адаптация (в другой классификации она называется «творческий мечтатель»): «Ребенок приспосабливается, он начинает думать о другом человеке. Еще нет концептуального мышления, но свои потребности и чувства он закрывает. Чувства такого человека — «закрытая дверь», потому что он забыл о своих потребностях… В дальнейшем такие люди никогда не плачут, они будут о вас заботиться, но себе никогда ничего не дадут. Эти люди только думают. Они так рано научились быть в своих фантазиях, прочитали много книг, они очень умные и, как правило, молчуны... У них есть страх близости и страх поглощенности…»
Полная видеозапись мастер-класса Л.Ю. Шёхолм «Личностные адаптации и эффективные коммуникации в транзактном анализе»:
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать