18+
Выходит с 1995 года
27 декабря 2024
Игровые технологии в обучении студентов-психологов

В век информационных  технологий ведущими ресурсами устойчивого развития общества становятся знания, их производство, передача и усвоение, что требует изменений во всей системе подготовки и переподготовки специалистов. Все большее число ученых и специалистов – практиков доказывают эффективность интерактивных, игровых технологий как обучающих технологий в системе образования.
 
В вузовской практике использование игровых технологий, как отмечает  А.Н. Бражникова, способствует  развитию творческой активности студентов, обеспечивает постепенное снятие демобилизующей напряженности, скованности, нерешительности, создает условия для повышения  значимость своего «Я». Игра становится уникальной технологией, выполняющей диагностическую, терапевтическую, обучающую, развивающую функцию и как результат, игра все более активно используется не только как средство обучения, но и как инструмент развития личности, повышения ее профессиональной компетентности.[1, С.10].



Рисунок 1 -  Функции игры в вузовской практике

Обращаясь к рассмотрению возможностей игровых технологий в практике профессиональной подготовки будущих психологов, следует отметить универсальность психологических игр в контексте решения задач, стоящих в последнее десятилетие в современном образовании в связи с переходом к стандартам нового поколения, определившим необходимость   формирования у выпускников не только определенных знаний и умений, но прежде всего особых «компетенций», проявляющихся в способности применения этих знаний и умений на практике, в реальном деле, при создании новой конкурентоспособной продукции, в разнообразных жизненных ситуациях [2, С.81].   

В рамках курса «Введение в профессию психолог», И.П.Краснощеченко отмечает, что игровая технология помогает осознанию предметного и социального  контекста будущей профессиональной деятельности, а процесс подготовки и проведения игры способствует решению следующих задач:

1) формированию личностно-значимых представлений о содержании деятельности психолога в зависимости от профиля подготовки и специальности;
2) усилению мотивации личностно-профессиональной развития студентов на предстоящий период обучения и постановке конкретных задач для себя;
3) развитию опыта группового взаимодействия студентов в процессе решения игровых интеллектуально-практических задач;
4) обобщению и систематизации знаний и представлений по курсу "Введение в специальность «психолог»[3].

Представляя опыт применения настольных психологических игр в рамках подготовки будущих психологов, хочется отметить:
1. Настольную психологическую игру - тренажер «Я психолог»
2. Настольную психологическую игру  «Общая психология».



Рисунок 2 -  Пример игрового поля и заданий настольной психологической игры-тренажера «Я – психолог»



Рисунок 3 -  Пример игрового поля и заданий настольной психологической игры «Общая психология»

Использование игры как обучающей и развивающей технологии в профессиональной подготовке студентов способствует формированию у них как общекультурных, так и профессиональных компетенций, влияет на развитие таких сторон профессионализма, как мотивационная и операционально-технологическая.

В игре также возможно сформировать умение распознавать, узнавать проблему, прогнозировать ее развитие, предвидеть возможности разрешения, нивелирования негативных последствий – это имеющее важное значение в жизнедеятельности как специалиста, так и любого человек.

Данные настольные психологические игры могут применяться как в рамках учебных дисциплин, так и в рамках научной и внеучебной работы.

Игра - тренажер «Я психолог» направлена на решение профессиональных задач, расширение сферы понимания важности данной профессии, умение решать задачи из разной практической психологической области,  что в свою очередь может помочь в самоопределении направленности своей профессиональной деятельности будущих психологов.
Настольная психологическая игра «Общая психология» - это комплекс заданий из курса «Общая психология»,  помогающий «просто говорить и сложном», тренировать себя в понимании важных основ психологических знаний. Данная игра помощник, как студенту, так и преподавателю в решении обучающих  и контролирующих задач обучения.

Можно сказать, что игровые технологии в профессиональной подготовке будущих психологов открывают поле для работы с  профессиональными  ценностями, идеалами. Повышенная мера профессиональной ответственности психолого-педагогической и психологической деятельности, обусловленная зависимостью от качества предоставляемых услуг по коррекции и развитию психического и физического здоровья клиента налагает дополнительную ответственность на подготовку специалистов этих сфер деятельности.

Настольные психологические игры: «Общая психология» и   «Я – психолог», актуализируют профессиональное самоопределение студентов, их мотивацию к учебно-профессиональной деятельности, способствуют профилактики стресса и эмоционального  выгорания, помогают осознать  области практического применения психологических знаний.

В игровой ситуации, выполняя ходы, участники игры  получают карточки  с заданиями, предлагающие  для осмысления различные ситуации из профессиональной деятельности, требующие принятия решения, определения собственной позиции. Проведение игровых сессий создает условия для проявления межличностных отношений и позиций участников друг к другу, способствует формированию дружеской атмосферы в коллективе, развивает навыки взаимодействия и коммуникации.

При разработке  настольных психологических  игр  авторы  ориентируются  на  профессионально-этические нормы. В процессе игры происходит осмысление и уточнение этических норм, овладение ими, что в  последующем обеспечивает перенос их на другие ситуации учебно-профессиональной и квази-профессиональной деятельности.

Значимым результатом игры признается побуждение студента-психолога к размышлениям, к желанию действительно изменять что-то в себе, принять на себя ответственность за свое нравственное и профессиональное становление, за свою жизнь [1, С.11].

В процессе игры может происходить и переоценка профессиональных мотивов выбора профессии, кто-то решает, что выбранная профессия не его, а его цель - только получение высшего образования, а кто-то укрепляет свой профессиональный мотив в выборе данной профессии.
Динамика игры не задается жесткими рамками, ход игры зависит от самих участников, в процессе игры возникают неожиданные ситуации, происходят различные процессы, требующие анализа, принятия решения,  эмоциональной устойчивости. «В центре внимания  игровой ситуации  - уникальная целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (к самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях» [4, С.97].

Применение в образовательном процессе настольной психологической игры,  использующей знания о профессиональном труде психолога, систематизирует представления студентов о составляющих профессионально-психологической деятельности.

Применение в игре различных техник, упражнений и заданий, их выполнение и последующее проведение рефлексии  участниками обогащает арсенал профессиональных знаний и умений участников. Практика проведения подобных игр формирует и развивает  общие и специальные профессиональные способности участников игры.



Рисунок 4 -  Студенты за игрой  «Я – психолог»



Рисунок 5 -  Студенты за игрой «Общая психология»

Л.С.Выготский сформулировал закон - обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной игровой деятельности, направляемой преподавателем, студенты овладевают необходимыми знаниями, умениями, трансформируя их в компетенции, столь значимые для будущей профессиональной деятельности, развивая творческие способности.
Таким образом, игровые технологии обладают значительными возможностями  влияния на  личностно-профессиональное развитие студентов-психологов: на развитие их профессионального самосознания, когнитивной, ценностно-смысловой, мотивационной, поведенческой  сфер, личностных особенностей,   профессиональных компетенций.

Литература

1. Бражникова А.Н. Об использовании имитационной игры в изучении курса «Психология нравственности профессионала» //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена №129, 2011 C.9
2. Козлова Н.В. Психолого–акмеологическое знание в системе высшего профессионального образования.
3.Краснощеченко И.П. Деловая игра «Моделирование профессиональной деятельности психолога» в системе психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов-психологов// Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии/ Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ярославль, 2012. С. 270-272.
4. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Методы активного  социально –психологического обучения. М., 2007.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»