16+
Выходит с 1995 года
25 апреля 2024
Александр Асмолов о Тони Роббинсе: конвейер сфабрикованного счастья

Много шума в СМИ и соцсетях вызвало недавнее шоу Тони Роббинса в Москве: 22000 зрителей приобрели билеты стоимостью от 20 до 500 тысяч рублей и пришли в СК «Олимпийский», чтобы узнать секреты успеха из уст автора программы личностного развития. Журналисты задаются вопросом: что это — массовый гипноз или новомодное увлечение психологическими практиками? Своими рассуждениями поделился заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, академик Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор Александр Григорьевич Асмолов в материале «Конвейер сфабрикованного счастья: спринтеры с психологией временщиков»:

Превращение

Тони Роббинс мастерски основывается на добром старом комплексе неполноценности, который есть у многих из нас. У меня, например, он есть. Если бы я был его промоутером, я бы сказал: «Внимание! Я знаю, как превратить комплексы неполноценности в комплексы полноценности».

Я не хочу его судить: он просто упаковал многие примитивные приемы из разных техник личностного роста.

Я хочу понять наше загипнотизированное население, которое ждет простых решений.

Дефицит личности и лидеромания

На примере Роббинса мы видим общий ряд проявлений. Первое и главное из них – это уникальный дефицит такого товара в культуре, как личность. Это удивительное конвейерное, массовое производство личности как товара, который можно продать, мне напоминает «Волшебника Изумрудного города», когда к Гудвину приходили и говорили: «А что у вас там в кладовочке?» И кому – счастья, кому – смелости. И, конечно, Дровосеку подарили сердце.

В 1950 году Эрих Фромм публикует блестящую статью «Дианетика, или Искатели сфабрикованного счастья». Она посвящена Рону Хаббарду, который создал религию культа успеха. И сегодня у нас конкурс, который можно было бы благодаря Роббинсу назвать «Мистер личность». Сейчас конвейерами появляется фабрика личностей. Георгий Щедровицкий любил повторять: «Простое решение сложных вопросов – это фашизм». Простое решение вопросов, связанных с личностью, – именно в конвейерном производстве.

Сегодня в мире (я не говорю – в России, и хочу сделать на этом особый акцент) эпидемия, которую я называю «лидероманией». И когда раньше собирались люди и спрашивали: «Третьим будешь?» – то сегодня собираются и говорят: «Слушай, лидером будешь? Ты меня уважаешь?»

Личность напрокат

Если вы так или иначе хотите от кого-то подзарядиться, стать сильнее, усилить свое собственное Я, но вместо этого вам дают матрицу и готовые клише, мы имеем дело с личностью напрокат.

Но клише работает только в стандартных ситуациях. Более того, клише, если ты в него поверишь, рано или поздно приведет к тяжелейшему неуспеху. Возникает симуляция успеха, после которой ждет горькое и тяжелое разочарование. После эйфории наступает опьянение.

Модели успеха

В разные времена в разных странах, в том числе и у нас, существовали различные культурно-исторические модели успеха. Одни возникают спонтанно, другие отчетливо навязываются и формируются теми или иными идеологическими способами. Любая идеология строит модели успеха и для страны, и для отдельных ее граждан.

У нас по-прежнему выступает везде маскулинная модель успеха: «Ты – альфа-самец. Ты – лидер. Ты – тот, кто может победить другого».

Но эта модель ничего общего не имеет с теми моделями, которые связаны с моралью, с нравственностью и с совестью. В блистательной работе Юрия Лотмана «Декабристы в быту и их поведение», где говорится, что ты можешь потерять жизнь, но ты не должен потерять честь, именно честь – ключевая модель успеха.

Другими словами, есть модели успеха культуры полезности, которые у нас культивируются. Но есть модели успеха того, что я называю культурой достоинства. И тут мы сталкиваемся с разрывом, общаясь особенно с подрастающим поколением. Мы им говорим: «Стань успешным». А что мы в это вкладываем? Если я приду со своими моделями культуры достоинства, а он проиграет в жизни и сгорит как личность, кто в этом будет виноват?

А есть потребительские модели успеха, где главное – самосохранение и материальное обеспечение. Это успех, который связан с выживанием, с адаптацией, с конформизмом, с моей точки зрения, ведет в никуда.

Сорадоваться или сострадать

Меня всегда восхищала фраза одного поэта: «Сострадать могут и люди, а сорадоваться – только ангелы». И с сорадованием у нас сложнее, чем с состраданием. И когда мы сорадуемся успеху другого, когда мы видим учителя, у которого появились блистательные ученики, мы восхищаемся. Я проверяю себя: «Сорадуюсь ли я успеху Тони Роббинса?» И отвечаю: нет, потому что все время, хочет он того или нет, когда я на него смотрю, я всегда вспоминаю Льва Дурова и его «Уголок».

Тони Роббинса не надо называть мотиватором. Он, скорее всего, уникальный дрессировщик.

В это слово я не вкладываю ничего плохого. Дрессура тем или иным техникам, навыкам – необходима. Когда у меня что-то не получалось, один из моих замечательных друзей, Геннадий Ягодин, говорил: «Слушай, за столько лет в управлении и зайца на барабане можно было научить бить». Вот Тони и учит на барабане.

Самостояние

Есть такой психолог Дмитрий Леонтьев, он организовал конференцию, где говорилось: «Счастье за пределами благополучия». У тебя может не быть благополучия, даже физического. Ты всегда как индивидуальность борешься со своим индивидом. Но вдруг, когда ты видишь, как твое дело совершается, когда ты видишь, что ты отдал себя и твои дела значимы, когда ты видишь, что мир изменился так, что в нем стало меньше спринтеров – тогда ты даешь людям ценностную перспективу.

Такие направления психологи, как позитивная психология и другие, дают серьезную поддержку людям и помогают тому, что Пушкин называл «самостоянием».

Нужно самостояние, а не стояние на костылях или на имитаторах.

Источник

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Искусство вебинара: как создать, продать и провести?
    17.04.2020
    Искусство вебинара: как создать, продать и провести?
    На мастер-классе «Технологии онлайн-обучения. Как создать, продать и грамотно провести вебинар?» Нина Лаврова подчеркнула, что интерактивность и вытекающая из неё непредсказуемость результата – отличительные характеристики вебинара…
  • Учимся и работаем дома: практические рекомендации
    05.04.2020
    Учимся и работаем дома: практические рекомендации
    Самый простой способ повысить эффективность работы или учебы в дистанционном режиме – это использовать внешние средства-опоры, которые буквально заменят нам руководителя и разгрузят нашу психику от непривычной работы. Нужно соблюдать простые правила...
  • Компания «Иматон»: 30 лет практической работы и 3 дня фестиваля
    13.02.2020
    Компания «Иматон»: 30 лет практической работы и 3 дня фестиваля
    VI Всероссийский фестиваль практической психологии «Где дни облачны и кратки...» состоялся в Санкт-Петербурге 6 - 8 февраля 2020 года. В фестивале приняли участие 400 психологов из России, Швейцарии, Германии, Финляндии, Эстонии, Литвы, Великобритании...
  • С Компанией «Иматон» мечты сбываются!
    07.02.2020
    С Компанией «Иматон» мечты сбываются!
    Компания «Иматон» празднует тридцатилетие. Она была создана по инициативе Института Психологии Академии Наук СССР для обеспечения специалистов профессиональным психологическим инструментарием и повышения их квалификации. Поздравления коллег и друзей...
  • Интеллект-карта для запоминания информации
    16.10.2019
    Интеллект-карта для запоминания информации
    Прогресс человечества невозможен без умения усваивать большой объем новой информации. Мы должны понимать, запоминать и воспроизводить новые знания. В данной статье предлагается рассмотреть специальный тип конспекта, стирающий грани между собственно конспектом, планом текста, схемой и таблицей. Это особая графическая форма конспектирования, имеющая целый ряд преимуществ перед традиционным линейным конспектом и стандартной таблицей...
  • Повышение эффективности человека: мотивация и компетенция
    02.10.2019
    Повышение эффективности человека: мотивация и компетенция
    В профессиональной деятельности часто люди вынуждены заниматься тем, что им не очень нравится. Каждый справляется со своими «проблемами» самостоятельно и с разной долей успеха. Иногда, компании устраивают различные тренинги, направленные на повышение компетенции работников. Это, несомненно, правильные и нужные вещи. Но как часто, среди этих менеджеров оказываются те, которые прекрасно усваивают новые навыки, неплохо их отрабатывают в группе, однако вернувшись в реальность оказываются не в состоянии справиться со своими страхами, с фрустрирующим характером значимых для себя препятствий?...
  • Бизнес-тренер - настоящее и будущее
    17.07.2018
    Бизнес-тренер - настоящее и будущее
    На 12-м Саммите психологов кандидат психологических наук Елена Васильевна Сидоренко прочитала доклад «Бизнес-тренер - настоящее и будущее» собственные данные и сделала прогноз, что через 5 лет доля открытых тренингов снизится до минимума, а доля дистанционных - существенно возрастет. Тематика тренингов, которая будет востребованной: коммуникация и живое общение...
  • 12-й Саммит психологов: о человечности в цифровую эпоху
    07.06.2018
    12-й Саммит психологов: о человечности в цифровую эпоху
    3-5 июня в Санкт-Петербурге состоялся 12-й Саммит психологов, который объединил 857 участников из 118 городов России и других стран. В рамках панельной дискуссии «Выбор сделан: достижения и проблемы современной психологии» особое внимание было уделено осмыслению места человечности в цифровую эпоху технологий, гаджетов, алгоритмов. Как сохранить в себе человеческое, как сберечь это в душах наших детей? Доклад доктора биологических наук Татьяны Владимировны Черниговской «Человек в цифровом мире» привлек внимание собравшихся к тому, что с появлением цифровых технологий мир необратимо изменился. И осознать последствия учёным только предстоит...
  • Слагаемые успеха на современном рынке труда
    27.04.2018
    Слагаемые успеха на современном рынке труда
    Молодые специалисты, получив в учебных заведениях определённые профессиональные знания, выходят на рынок труда психологически и социально неподготовленными к его жёстким условиям. Приём на работу – улица с двухсторонним движением. Работодатель заинтересован в том, чтобы наилучшим образом заполнить вакансию, а соискатель работы – чтобы занять её. Для нанимателя главное – нанять нужного человека на нужное место, а соискатель должен убедить его, что он именно тот человек, который ему нужен. Каковы же факторы успешности на рынке труда? Что необходимо сегодня работодателю?...
  • Построение персонального бренда
    05.09.2017
    Построение персонального бренда
    На 11-м Саммите психологов большой интерес участников вызвал мастер-класс Л.С. Беляевой «Инструменты увеличения ценности персонального бренда». Предлагаем Вашему вниманию видеозаписи, в которых Л.С. Беляева рассказывает об авторской пошаговой методике построения и развития персонального профессионального бренда...
  • Представления клиентов о бизнес-консультировании и компетенциях консультанта
    10.03.2024
    Представления клиентов о бизнес-консультировании и компетенциях консультанта
    «Гипотезой исследования стало предположение о том, что отношения “клиент — бизнес-консультант” принадлежат к категории отношений помощи, что формирует определенные требования к пониманию бизнес-консультантом психологического характера оказываемых им услуг».
  • Феномен аутентичности в практической психологии: подходы и противоречия
    16.01.2024
    Феномен аутентичности в практической психологии: подходы и противоречия
    «Так что значит — быть самим собой? Это особая непростая внутренняя деятельность, которая предполагает честное отношение с самим собой, принятие самого себя и следование своим настоящим потребностям, интересам и целям».
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»