18+
Выходит с 1995 года
18 декабря 2024
«Поменяем Ну на Мо?». Как учить детей преодолению трудностей

В поддержку проекта XIX НК «Золотая Психея» по итогам 2017 года «Жить Живее: жизневедение в вопросах и ответах» отрывок из книги:

«Поменяем Ну на Мо? Как учить преодолению трудностей»

- Владимир Львович, как научить ребенка преодолению трудностей? Нашему Сережке только 3 года, но если что-то даже самое малое у него не получается — говорит «не могу» и ждет, не предпринимая повторных попыток. А зачастую даже и не пробует сделать, а сразу говорит «не могу». И будет ждать помощи долго, пока у родителей терпение не кончится... Ограничения вроде «пока не снимешь ботинки — не ходи в комнату» не помогают, постоянные убеждения «у тебя все получится», «я в тебя верю» тоже пока результата не дают... И чаще всего проявляется это по отношению к действиям, которые у него уже получались! Так же и на вопросы он часто отвечает «не знаю», и в основном на те, которые он уже не раз успешно «проходил». Складывается ощущение, что срабатывает какой-то защитный механизм, отключающий активность мышления в заданном направлении... Как себя вести родителям в таких ситуациях?

- Вспомним главное: ребенок всю жизнь, еще даже в утробе мамы — и далее без конца — только и делает, что учится  преодолевать трудности. Сам учится. А вот научить его преодолению трудностей невозможно. Можно только помочь его самостоятельному обучению этому всежизненному делу —по его собственному, самостоятельному желанию, а попозже и по самостоятельно осознанной необходимости.

Все дети разные, и проходят разные этапы развития, в течение которых могут оказаться совсем не похожими на себя прежних. Ваш Сережа, видимо, сейчас (не знаем пока, как будет дальше) повышенно чувствителен к эмоциям взрослых, как к реальным, так и к возможным или воображаемым,— повышенно зависим от их чувств и отношения и легко тормозится, предощущая возможность какой-то своей неудачи и связанной с ней реакции родителей — нетерпения, разочарования, досады...

Как правило, взрослые недооценивают, насколько остро и тонко, насколько опережающе дети чувствуют их отношение, их настроения и желания или нежелания. Может быть, в какой-то давно забытый момент у малыша что-то не получалось, завозился, застрял, а у кого-то из взрослых не хватило терпения, времени или догадки не торопить его, не помогать, не досадовать, не напрягаться и не напрягать, а весело и легко одобрить и подбодрить, посмеяться вместе и перевести дело в игру, в ходе которой как бы невзначай можно было бы повторить попытку уже поудачнее или просто оставить, переключиться, а потом, в какой-нибудь более удачный момент приступить к задаче заново.

Заметно, что вы в своих требованиях к сыну завышаете планку, слишком его взрослите. Дубовое школьное «преодоление трудностей» — в применении к трехлетку?.. От  такого малыша, тем паче такого склада, нереально ожидать  героизма, «преодоление» для него еще не может быть внятной  ценностью. «Я в тебя верю» — пока еще бессмысленное для него выражение, а «у тебя все получится» может эмоционально прочитываться как нажим.

Вы пишете, что малыш ваш часто не делает того, что уже умеет, «не знает» того, что знает, не хочет отвечать на вопросы, на которые уже отвечал. Реакция отказа — довольно обычный ответ ребенка не на конкретно требуемое действие и его трудность, быть может, совсем незначительную, а на саму ситуацию необходимости, на сам факт требования, на эмоциональный контекст: «а ну давай, делай, ну!..».

«Завязывай шнурки» — требуете вы, а ребенок отвечает: «Не могу». Отвечает ли он так из-за трудности завязывания шнурка, который он уже столькото раз успешно завязывал?.. Нет. Отвечает он вам — на интонацию вашего голоса, на выражение вашего лица, на позу, в которой вы находитесь, на напряжение ожидания, улавливаемое в вашем дыхании...

Ребенок не врет, не притворяется неумехой — он действительно не может сделать требуемое от него, не понимая, почему не может. Ребенок не знает, что у него включается защитный механизм — противодействие «надо», сопротивление обязаловке, пассивный негативизм — разновидность борьбы за свободу и против скуки. Уже, да, началось первое нехотяйство, возраст как раз тот самый.

Обходится, размывается, развеивается такое «не могу» только игрой и фантазией. — Вот пришла Мышка Соня (берете одну ручку малыша — это и есть Мышка Соня)  и видит два хвостика (шнурки). — Ой, как похожи эти хвостики на мой хвостик. Если кошка придет, она их может вытащить и сгрызть. Давай-ка я их завяжу... Ох, не получается... Надо позвать еще одну мышку, подружку, Мышку Маню... А вот и она (другая ручка малыша). Привет, подружка! Давай вместе эти хвостики свяжем, чтобы их кошка не утащила. Начали... Ура! Справились!

Тысячи вариаций, тысячи возможностей таких вот живых, игровых обходных путей. Смените девяносто процентов Нужно на Можно: не Ну, а Мо! — не тебе нужно сделать то-то, а можно — вот так, а можно и так, и так!... Не пожалейте времени и усилий, исследуйте игровые возможности — убедитесь, они неисчерпаемы. Будите и фантазию ребенка, и свою, изобретайте игровые решения, творите из скучной обыденности веселые, смешные,познавательные и скрыто нравоучительные сказки, пьески и сценки. Импровизируйте, режиссируйте жизнь. Ребенок воспримет это как долговременную программную закладку и будет расти творческой личностью. И вам, в ваших собственных каждодневных «надо» игра тоже поможет!

«Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью» Антон Чехов.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Зачем нужно массовое музыкальное образование?
    15.11.2022
    Зачем нужно массовое музыкальное образование?
    Под воздействием музыки и музыкального образования развиваются речевое мышление, эмоциональный интеллект, коммуникативные навыки и математические способности. При этом ум и чувства в музыкальном образовании, как и в самом искусстве, слиты нераздельно.
  • Самораскрытие способностей: понятие, основные функции и условия развития
    03.05.2021
    Самораскрытие способностей: понятие, основные функции и условия развития
    Мы понимаем самораскрытие способностей как внутренний диалог, связанный с раскрытием своих способностей для самого себя, его основной функцией является самоидентификация относительно своих способностей, которая сопряжена с отношением к ним и себе…
  • Юлия Борисовна Гиппенрейтер. Уроки общения с ребенком
    25.03.2021
    Юлия Борисовна Гиппенрейтер. Уроки общения с ребенком
    Причина оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания — главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка — и он укрепится в добре, накажешь — и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства...
  • Разговоры о коронавирусе и дети: как объяснить, а не напугать
    17.03.2020
    Разговоры о коронавирусе и дети: как объяснить, а не напугать
    В разных городах чиновники и медики предпринимают меры для того, чтобы не допустить массового заболевания коронавирусом, в школах отменяются занятия или вводится свободное посещение школ. Психолог Екатерина Бурмистрова – о психологическом благополучии детей...
  • Как близким людям понять, что у подростка депрессия?
    14.11.2019
    Как близким людям понять, что у подростка депрессия?
    Депрессия — это не то состояние, которое можно преодолеть усилием воли. Это стойкое отсутствие интереса к любой деятельности, которое сопровождается чувством печали. Часто такое состояние может вызывать суицидальные мысли, нарушения режима сна и бодрствования и даже физические симптомы вроде болей в голове и животе, постоянном чувстве усталости. Очень часто депрессия маскируется под перепады настроения...
  • Москва: открытые лекции о том, как пережить развод
    30.05.2019
    Москва: открытые лекции о том, как пережить развод
    С 3 по 24 июня в Москве состоится серия лекций о психологическом аспекте развода. Психологи обсудят со слушателями, можно ли заранее просчитать риски, которые приводят к разводу; есть ли шансы сохранить семью, если супруги уже обсуждают развод; стоит ли сохранять семью ради ребенка; как ребенок переживает развод; что могут сделать родители, чтобы у ребенка сохранилось чувство защищенности и доверия к родителям во время и после развода...
  • Обесценивание чувств: «Не бойся». «Не волнуйся». «Не чувствуй»
    20.05.2019
    Обесценивание чувств: «Не бойся». «Не волнуйся». «Не чувствуй»
    Часто на консультациях возникает вопрос «Как вы реагируете на чувства ребенка? Что говорите ему, когда он, например, боится?» Родители уверенно отвечают: «Я подхожу к нему, обнимаю, говорю: «Не бойся, ничего страшного!». И тут я начинаю благочестивую проповедь психолога о том, что нельзя обесценивать чувства ребенка, о том, как важно чувства ребенка принимать и поддерживать его. И все было бы хорошо, пока я не наткнулась на одну значимую ситуацию в моей же жизни...
  • Москва: открытая встреча для родителей школьников
    24.04.2019
    Москва: открытая встреча для родителей школьников
    30 апреля в 19:00 состоится открытая лекция «Как окончить школу, чтобы не сойти с ума самому и не дать сойти с ума ребенку». Современная школа не выполняет своих функций: она не дает ребенку знаний, не учит учиться, не помогает найти призвание. Как вести себя в такой ситуации родителям? Как не сойти с ума самим и не позволить психически расстроится ребенку? Как вести себя, когда у ребенка ГИА и ЕГЭ? Как помочь своему чаду обрести призвание?...
  • Онлайн-трансляция: метод воспитания «Реджио-педагогика»
    22.04.2019
    Онлайн-трансляция: метод воспитания «Реджио-педагогика»
    24 апреля состоится открытая встреча «Инновационный метод воспитания и развития дошкольника. Почему Реджио-педагогика становится все более популярной?». Главной целью Реджио-подхода является сохранение и развитие всех форм самовыражения ребенка. Дети сами выбирают, чем им нравится заниматься, а взрослый выступает здесь лишь в роли соавтора. Вход свободный, онлайн-трансляция..
  • Встреча смыслов. О ресурсном фестивале «Другая арт-терапия…»
    07.02.2019
    Встреча смыслов. О ресурсном фестивале «Другая арт-терапия…»
    Человек создает сценарий, или сценарий — человека? Как помочь клиенту написать сюжет, который будет исцелять, просвещать и преобразовывать жизнь? Как овладеть секретами драматерапии, пробудить жизненные силы с помощью клоунады, прикоснуться к скрытым ресурсам личности через просмотр кино? Эти загадки в течение трех дней разгадывали участники 5-го Всероссийского фестиваля «Другая арт-терапия: кино-, драма-, клоун-...». В первый день мы пригласили гостей на Киностудию «Ленфильм» — всемирно известную студию со 100-летней историей, имя которой с детства знакомо каждому российскому психологу...
  • Длинные каникулы. Праздники и безопасность
    03.01.2019
    Длинные каникулы. Праздники и безопасность
    Очень часто родители отмечают, что дети в период праздников начинают вести себя иначе, чем в будни – становятся капризными, раздражительными, справляться с ними непросто. Да и в отношениях самих супругов порой возникают конфликты...
  • Как формировать отношение детей к деньгам
    15.10.2018
    Как формировать отношение детей к деньгам
    В возрастной периодизации развития человека выделяется ведущая деятельность. Это тот оптимум, в котором наименьшее количество затрат энергии приведет к лучшему качественному развитию. В процессе ведущей деятельности происходит адаптация ребенка к новой для него среде и окружению. Деньги — один из главных элементов среды, следовательно, родителям надо проанализировать, как взаимодействует со средой ребенок на разных возрастных этапах, где в этот момент находится место денег...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»