Похоже, разные программы ЦТ взялись конкурировать на поле пропаганды детского творчества. В связи с этим пришлось в кои-то веки посмотреть «телек» и признать: кое-что положительное в таких передачах есть.
Детское творчество, в принципе, безусловно, заслуживает, даже требует того, чтобы все о нём знали, чтобы его понимали и ценили, чтобы его показывали в атмосфере праздника. Чтобы умные, опытные взрослые, ответственные за будущее детей, что-то им советовали, от чего-то остерегали. Прекрасно, что существуют выставки детских рисунков, сборники стихов, концерты, что СМИ уделяют этому внимание.
Понятно также, что невозможно, да и неправильно было бы показывать «всё», что делают дети в разных областях творчества. Какой-то отбор не только вынужден, но и необходим: ведь то, что показывают – на выставке ли, на экране ли – задаёт миллионам людей ориентиры вкуса. (В тысячекратной степени это относится к творчеству взрослых, но это другая тема).
Иногда смущает ранний возраст детей, но что делать – существуют профессии, от некоторых музыкальных до некоторых цирковых, связанные с тончайшей моторикой, и они осваиваются очень рано (хотя разумную меру ранней специализации всё равно искать нужно). В общем, те, кто занимается детским творчеством, должны бы только радоваться, что его широко показывают.
Но когда видишь, как это делается и сколько опасностей рождает такое шоу, которое устраивают развязные «успешные» люди, не понимающие, что хорошо и что плохо для беззащитного малолетнего существа; когда видишь, каким огнём ненасытного тщеславия горят глаза родителей, не понимающих, в какие «зоны риска» они заталкивают любимых чад и во что, в недалёком будущем, обойдутся большинству из них эти «мгновения славы»… Когда видишь всё это, думаешь: нет, лучше не надо, пусть бы творчеством с детьми занимались в тихих студиях нормальные преподаватели. А на это как раз у государства денег и не хватает… (опять другая тема!).
Только подумайте, каков рекламный крючок – название «Ты лучший», и как он впивается в душу ребёнка! Во-первых, это приучает думать, что главное – не спеть, нарисовать, изобрести или сочинить что-то, что тебе дорого, а превзойти, победить, опередить других. Во-вторых, ясно, что все не могут быть лучшими, что лучшим в чём-нибудь станет, может быть, один из тысяч, а отраву жажды первенства вливают в уши всем участникам рекламных шоу и миллионам маленьких и взрослых телезрителей. Вы хотите, чтобы все «не лучшие» считали, что их жизнь не состоялась и потеряла смысл?
И ещё: уважаемые устроители, вы-то сами понимаете, что «быть лучшим» в творчестве и быть самым богатым, самым «раскрученным» и «успешным» – это далеко не одно и то же? И хотите ли вы, чтобы дети это понимали?
Зачем оглушать ребёнка визгом, криками восторга, мельканием, заводными овациями, возгласами: "Невероятно! Потрясающе! Гениально!.."? Зачем наклеивать на ребёнка рекламную этикетку – «надежда русского балета», когда ему и смысл этих слов не вполне ясен, и балетное будущее, что называется, вилами на воде писано? Но как же от таких слов кружится голова родителей! И они делают детей заложниками и жертвами своего тщеславия, несостоятельными плательщиками по чужим счетам.
Может быть, они не знают, что «вундеркиндство», в огромном большинстве случаев – мимолётная иллюзия, следствие одностороннего развития, что от него потом не остаётся ничего, кроме горьких воспоминаний о своей минувшей славе? Разве мало случаев, когда поспешное, тщеславное или корыстное «назначение» ребёнка гением ложилось чёрной тенью на всю его дальнейшую жизнь, приводило к тяжелейшим последствиям, от депрессии и чувства смутной обиды на всех и всё – до пьянства, психических нарушений и суицида?
Разве можно без огромной тревоги смотреть на крошечного ребёнка, который по хлопку выкрикивает названия столиц всех государств мира! Ну что он – дрессированный зверёк или компьютер? Ведь он поверит, что в этом проявляется ум, что он самый умный! Но эта способность не имеет никакого отношения к уму. Одно дело – поиграть дома в такую игру, позабавить близких, и совсем другое – выращивать, эксплуатировать этот «флюс» механической памяти, рекламировать его во всероссийском масштабе, приучать ребёнка к тому, что в этом и состоит его ценность… А что ещё он знает, чем любит заниматься, где его нормальные детские интересы и радости?
Я сам не видел, но мне рассказали, что в каком-то подобном шоу трёхлетний (страшно выговорить!) шахматист впал в отчаяние и разревелся, когда проиграл … Карпову (при этом зная, кто такой Карпов!). Как же, он оказался «не лучшим» – это трудно пережить…
Шоу «Синяя птица» в этих отношениях было несравненно «экологичнее», и жюри во многих случаях хорошо работало. Но и там «есть что вспомнить». Перед выходом на «ристалище» девочку спрашивают: «Хочешь быть актрисой?» – «Да.» – «А какие роли ты хочешь играть?» – «Главные!».
Смысл вопроса, понятно, был другим: образы каких персонажей она хотела бы создавать? Но девочка, увы, уже знает, что цель жизни – быть главной. Если все будут в главных ролях, то спектакли вообще не состоятся, и играть ей будет нечего. Но она так далеко не заглядывает: важно ей самой быть главной. А между тем девочка пока ещё славная и разумная. Она читала стихотворение Заболоцкого. Читала неплохо, вдумчиво, старательно, с добрыми намерениями. Конечно, материал немного не по возрасту, потому философские выводы прозвучали как бы с чужого голоса, но в целом заслужила одобрение. Члены жюри сделали замечания, полезные именно для будущей актрисы, касавшиеся дикции и чувства ритма. После выступления известный актёр приватно, по-отечески, уважительно дал ей совет по трактовке стихотворения.
В результате у неё потекли горькие слёзы. С чего бы? Да с того, что она поняла: ей сегодня не быть «лучшей» и «главной». Другим-то кричали: «Потрясающе! Невероятно!» – а ей замечания делают. А ведь поэтому именно она-то и могла получить пользу от участия в шоу!
И ещё вопрос в связи с эти эпизодом: зачем долго во весь экран показывать заплаканную физиономию девочки? Что за смакование детского горя в форме сочувствия? Те, кто показывал, хотели бы быть на её месте?
В общем, глубокую тревогу вызывает эта ярмарка тщеславия. Исключением стала для меня, пожалуй, одна девочка, которая вышла после другой (намного крупнее её), имитировавшей эдакое могучее народное пение. По контрасту я решил, что эта малышка с кротким выражением лица что-нибудь лирическое сыграет на музыкальном инструменте. А она оказалась фантастической акробаткой. Казалось, она делала что-то невообразимо опасное, но за неё как раз спокойнее всего: она занята реальной, предельно трудной работой, которая требует внимания, воли, тончайшего телесного самоощущения, самоконтроля – и без всяких претензий на недетскую «гениальность».
…Стоило ли заводить весь этот разговор? Не сизифов ли это труд? Заниматься сизифовым трудом не потому плохо, что камень тяжёл, а потому, что он неизбежно скатится вниз. Можно привести поговорку из более близких к нам времён: против лома нет приёма. Один сеанс раскрученной беспардонной торговли юными дарованиями на экране ТВ сметёт без следа тысячи мало кому доступных высказываний мало кому известных людей.
И все же… Родители! Вы ведь любите своих детей неизмеримо больше, чем я и все вместе взятые, кроме Господа Бога. Не заставляйте их в будущем расплачиваться за то, что ваша любовь не была разумна и что к ней примешалось тщеславие! Ведь в итоге виноваты будете вы, а не ТВ с его интересами и с его ведущими.
Если хотя бы один человек прислушается к этим словам, труд уже будет не сизифов.
Искусство в школе, №2, 2017
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать