Слово «импровизация» происходит от латинского «непредвиденный», «неожиданный». Импровизационные методы в современном танце начали использоваться в начале 20 века последователями современного танца для поиска новых форм движений, открытия потенциальных возможностей исполнителей, создания индивидуального, свободного выражения. Истоки импровизационного подхода зарождались практически одновременно в разных странах. В основе принципа обучения американской танцовщицы Айседоры Дункан - взгляд внутрь себя и поиск движения, лежащего глубоко внутри тела. Рудольф фон Лабан, австрийский танцор и педагог, развивал инструментарий импровизации как обучающий метод, который он назвал выразительным танцем. Благодаря созданной им системе форм усилий танец начал рассматриваться как форма невербальной коммуникации и самовыражения. Основоположники американского танца-модерн, такие как Дорис Хамфри и Марта Грэм, применяли новые танцевальные языки, выражающие экспрессивность, коммуникативность, особенности людей и ландшафтов.
Параллельно в этих странах активно развивается психосоматическая медицина, представителями которой являются Вильгельм Райх и его ученики. Они рассматривают личность в соотношении с её телесной организацией, на основании чего делаются выводы о том, что:
1) Телесные движения отражают внутренние эмоциональные состояния, личностные особенности и историю развития человека;
2) Изменения в двигательном поведении могут привести к изменениям в психике, способствуя здоровью и личностному росту.
Всё это привело к возникновению в США в конце 1940-х годов нового психотерапевтического направления – танцевальной психотерапии, где танец использовался как способ лечения психиатрических больных, а несколько позже этот метод невербальной психотерапии стал применяться в работе со здоровыми людьми и невротическими клиентами. Танцевально-двигательная терапия, используя танцевальную импровизацию и структурированную хореографию и делая акцент на осознанное движение, снимает мышечные блоки, помогает полному выражению и раскрытию нашего внутреннего «я», а также открывает безграничные возможности для самопознания и обретения целостной и гармоничной личности.
Родоначальники танцевально-двигательной терапии в своей работе использовали метод танцевальной импровизации, который и в настоящее время активно применяется. В отличие от классических танцевальных стилей, свободные танцевальные импровизации помогают человеку обратиться к своим давно забытым движениям, которые сохранила мышечная память. И даже возвратиться в собственное детство, чтобы вспомнить базовые движения: то, как раньше ему приходилось ползти, поворачиваться, шагать; как он чувствовал себя, когда делал первые шаги, кто стоял тогда рядом. Движения пробуждают память, которая может помочь выстроить новые движения.
Для импровизации важен психомоторный компонент: мышечная свобода, скорость реакции, гармоничность движения (пластичность, координация различных частей тела, владение центром тяжести), самоконтроль. Импровизация требует изменения мышления, следования внутренним импульсам, проявления креативности (активность, эмоциональная возбудимость, импульсивность, динамичность). Материалом для импровизации является взаимодействие ощущений, воображения и памяти.
В результате танцевальной импровизации могут появиться следующие положительные эффекты: выход из напряжения; принятие себя, обнаружение своих желаний и чувств; переживание новых состояний.
В ходе проведенного в августе 2016 года исследования, изучалось влияние на танцевальную импровизацию психологического состояния испытуемых и особенностей их индивидуальных движений. Целью работы является выявление особенностей моторных репрезентаций в танце-импровизации.
Для проведения исследования были выбраны две тестируемые группы:
Группа 1: студенты и преподаватели курса танцевально-двигательной терапии;
Группа 2: пациенты с диагнозом «sch», находящиеся на реабилитационном отделении в ГПБ Св. Николая Чудотворца Санкт-Петербурга и получающие танцевально-двигательную терапию у профессионального танцевального терапевта.
Использовались следующие методики:
1. Метод танцевальной импровизации.
Танцевальная импровизация бывает индивидуальной, парной и групповой. В данном исследовании используется индивидуальная импровизация, которая представляет собой сольный танец в свободном стиле исполнения.
2. Методика «Телесный анализ» Н.Ю. Оганесян.
Телесный анализ движения разработан Н.Ю. Оганесян для диагностики и анализа психомоторного состояния человека в процессе танцевально-двигательной терапии. Телесный анализ движения направлен на изучение индивидуальных характеристик и групповых компонентов.
Телесный анализ движений оценивается в баллах 0 до 5 , что позволяет математически обработать результаты исследования.
Ниже приведены данные телесного анализа индивидуальных характеристик движений двух тестируемых групп в процессе танца-импровизации по двум сравнительным параметрам: части тела и отношение к пространству.
Таблица 1. Количественный анализ. Группа 1
Таблица 2. Количественный анализ. Группа 2
2. Качественный анализ движений
Качественный анализ движений используется в танцевально-двигательной терапии для обобщения полученных в результате импровизации данных. Различные качества движений в танце, способность двигательно раскрываться, соответствие танца стилистической направленности музыки, использование пространства, - являются показателями для качественного анализа движений и критериями оценки психического состояния человека.
Наиболее показательный пример качественного анализа:
1. Испытуемый №1 первой группы: Женщина, 34 года, не замужем, один ребенок. Образование высшее филологическое, профессия – редактор. Короткие отрывистые движения позволяют предположить неуверенность человека в направлении следования в жизни, хватательные движения руками ассоциируются с поиском решений и энергии. Координация хорошая, но присутствуют стереотипно-механические движения. Охватывает все пространство, что характеризует её как коммуникабельного человека. Движения в различных плоскостях (низ, пол, верх).
2. Испытуемый №9 второй группы. Мужчина, 29 лет, не женат, живет с родителями, 2 высших образования, профессия – программист. Тело пластичное, хорошо попадает в ритм. Наблюдается высокая включенность и активное выражение темпа и настроения музыки с помощью движений рук в стиле «дирижирование». Это может характеризовать человека, как склонного к доминированию, подавлению. Танец происходит в среднем уровне, движения в целом сильно ограничены, руки делают акценты вниз. Чувствуется тревожность, сдерживаемая агрессия. Ноги практически не двигаются, голова опущена, что может говорить о нарушении контакта с миром, неуверенности в себе.
В данном исследовании удалось соединить данные количественного и качественного анализа движений и отобразить полученные результаты графическим способом.
Ниже приведены графики общих тенденций двигательной сферы и занимаемого пространства в импровизации испытуемых первой и второй групп. По вертикальной шкале указаны баллы по количественному телесному анализу, по горизонтальной – порядковой номер испытуемого. Цветовые линии отражают параметры сравнения.
В качестве параметров выбраны части тела, задействованные во время танца и отношение к пространству испытуемого, числовые данные для графиков взяты из таблиц 1 и 2 количественного анализа движений.
График 1. Общие тенденции двигательной сферы. Группы 1.
График 2. Общие тенденции занимаемого пространства. Группа 1
Общие тенденции самовыражения в Группе 1: по результатам телесного анализа двигательных функций и отношения к пространству можно сделать вывод, что испытуемые первой группы хорошо выражали себя в импровизации, используя все части своего тела и широко осваивая пространство зала.
По тем же параметрам приводятся графики общих тенденций двигательной сферы и занимаемого пространства второй группы.
График 3. Общие тенденции двигательной сферы. Группа 2
График 4. Общие тенденции занимаемого пространства. Группа 2
Общие тенденции самовыражения в Группе 2: испытуемые сдержанны в движениях, прослеживается большая погруженность в себя и страх самовыражения.
Анализ и интерпретация результатов исследования телесных проявлений в танце-импровизации позволяет сделать следующие выводы: танцевальные импровизации двух испытуемых групп значительно отличаются.
- Представители первой группы – здоровые люди с двигательной и танцевальной подготовкой, активно проявляли своё настроение в танце, используя разнообразные и многоуровневые движения.
- Представители второй группы – люди с психическими заболеваниями, слабо самовыражались в танце, движения были сдержанными, с малым освоением пространства. Необходимо добавить, что все представители второй группы находились под действиями фармакотерапии.
Таким образом, подтвердилась гипотеза данного исследования – на танцевальную импровизацию влияет психологическое состояние испытуемых и особенности индивидуальных движений.
Дальнейшие исследования в этой области будут продолжаться с разными категориями испытуемых.
Публикация по материалам диплома выпускницы программы дополнительного профессионального образования «Танцевальная терапия: теория и практика» Светланы Обловой. Руководитель программы - Наталья Юрьевна Оганесян. Защита дипломов состялась в сентябре 2016 года. Начало обучения следующего набора програмы дополнительного образования: 14 ноября 2016 года.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать