18+
Выходит с 1995 года
23 ноября 2024
Как выбрать психически здоровую няню?

О том, на что важно обратить внимание, подбирая няню для ребенка, рассказывает кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества, автор единственного в мире университетского курса по психологии детской субкультуры, автор книги «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», не имеющей аналогов в западной научно-психологической традиции, психолог-консультант Мария Владимировна Осорина.

- Мария Владимировна, у всех сейчас на слуху трагедия в Москве, когда няня, предположительно страдавшая психическим заболеванием, убила маленького ребенка. Конечно, многие родители сейчас напуганы возможным агрессивным поведением нянь. Как Вы считаете, могут ли родители, принимая на работу няню, каким-то образом проверить её психическое состояние и как они могут это сделать?

- Психодиагностику родители, конечно, провести не смогут, но какие-то выводы сделают, наблюдая за поведением потенциальной няни. Что касается трагедии в Москве – я видела в новостях эту няню, когда она уже была за решёткой, и могу сказать, что мне как психологу по её моторике, мимике видно, что она психически больная. И даже человек непрофессиональный, если обратит внимание на её поведение, заметит, что в ней есть что-то странное. Это чувствуется.

Проще всего родителям подстраховаться, потребовав справку о психическом здоровье. После трагедии с  убийством ребенка, выяснилось, что ранее няня лечилась в психиатрической больнице. Даже если бы она страдала психическим заболеванием, при котором проявления агрессии отсутствуют, все равно психически больным людям работать с детьми противопоказано: взаимодействие с больным человеком может очень негативно повлиять на ребёнка. Поэтому родители обязаны проверять.

Нужно обратить особое внимание на то, какое впечатление на родителей производит человек, который к ним пришёл. У него могут быть какие-то двигательные странности, особенности мимики, взгляда. Когда психически больной человек находится в ремиссии, проявления болезни не очень заметны, но у обострения болезни есть предвестники - чаще всего в поведении появляется все больше и больше странностей. Если родители чувствуют, что что-то их настораживает, даже немного - это повод для дополнительной проверки. Можно учиться наблюдательности у наших предков: во все века было непросто подобрать подходящих работников и, конечно, купцы, которые регулярно нанимали людей на работу, всегда имели способы психодиагностики. Пусть они не знали этого слова, но они ею владели на интуитивно-прикладном уровне. Например, сажали потенциального работника за стол, кормили хорошим обедом и смотрели, как он ест – жрет, напихивая в себя побольше, едва жует, ест аккуратно, наедается, но не требует лишнего и бодро встает из-за стола, зная честь, меру. И вот в такой ситуации, когда человек ярко себя проявляет, но не замечает наблюдения, делали выводы.  

Проводя собеседование с потенциальной няней, можно, например, отправить её на прогулку с ребёнком и посмотреть издалека, как няня с ним взаимодействует – активно с ним общается или нависает над каждым его шагом, контролирует или занимается собой, а не ребёнком... Качество контакта с ребёнком увидеть можно, но нужно, чтобы родители были заинтересованы получить информацию, и знали, на что смотреть.  Стоит поискать и дополнительную информацию, например, посмотреть профиль няни ВКонтакте или других социальных сетях. Одна моя знакомая собиралась нанять няню по рекомендации, но, посмотрев её профиль ВКонтакте, отказала. Формально с няней было всё в порядке, но по душевному складу она не подходила семье, которая очень внимательно относится к семейной атмосфере. Необходима наблюдательность, нужно собирать информацию о прошлом няни и не стесняться задавать вопросы, чтобы лучше узнать её как человека.

Открытая встреча с Марией Владимировной Осориной состоится 16 марта в 18.30. Вход свободный, онлайн-трансляция. Подробнее

Программа дополнительного профессионального образования «Детская практическая психология» (научный руководитель М.В. Осорина), приём документов - до 27 марта
 

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • «Психологическая газета»: интернет-издание для психологов
    11.02.2017
    «Психологическая газета»: интернет-издание для психологов
    «Психологическая газета» - старейшее периодическое издание для психологов. Вы читали её в печатном виде с октября 1995 года. С января 2006 года газета стала интернет-изданием, доступным огромному числу читателей по всему миру. Регулярно публикуются статьи, интервью, информация о профессиональных конференциях и событиях в мире практической психологии, научной психологии...
  • А. Кузнецова о детской психиатрии и психологической помощи
    29.11.2019
    А. Кузнецова о детской психиатрии и психологической помощи
    Как считает А. Кузнецова, тема оказания психиатрической помощи детям сегодня недостаточно проработана, не учтена специфика этого возраста: приоритет профилактики, необходимость работы с семьей, дефицит кадров по этому профилю в субъектах РФ и прочее. Более чем у 20 тыс. детей в возрасте 15–17 лет психическое расстройство диагностируют впервые. Это говорит или о недостаточной квалификации специалистов в части диагностических процедур, или о недоступности психиатрической помощи детям в субъектах РФ...
  • Фильмы о детской психологии, теории привязанности
    30.06.2017
    Фильмы о детской психологии, теории привязанности
    «Я и другие \ Психологические эксперименты в СССР». Режиссер: Феликс Соболев. Научно-популярный фильм, который приглашает взглянуть на себя в других людях и задуматься, что мы, люди, в действительности о самих себе знаем. Психологические эксперименты провела Валерия Мухина – психолог, кандидат психологических наук. Самым известным стал эксперимент на конформность, в котором экспериментаторы изучали поведение детей...
  • Особенности эмоциональной сферы у младших подростков в норме и при шизофрении
    01.06.2017
    Особенности эмоциональной сферы у младших подростков в норме и при шизофрении
    Психологические исследования, проводимые в отделе клинической психологии НЦПЗ РАМН в течение последних десятилетий, показали, что у детей, больных шизофренией, наблюдается диссоциированное, дисгармоничное развитие познавательной деятельности. Выделенный тип патологии познавательной деятельности формируется как одна из сторон дизонтогенетического развития психики при шизофрении в детском возрасте и тесно связан с такими существенными аномалиями личностного развития, как недостаточная потребность в общении и установлении эмоциональных контактов...
  • О чем трубят «Синие киты»
    16.05.2017
    О чем трубят «Синие киты»
    В отечественной практике широко применяется лечение детей до 15 лет в закрытых стационарах. По официальной статистике сроки госпитализации составляют, в среднем, до 60-70 дней. Круглосуточное наблюдение гарантирует безопасность жизни ребёнка (на время нахождения в стационаре), но может приводить к формированию у него экстернального локуса контроля. Отсутствие активной вовлеченности родителей в процесс преодоления трудностей взаимодействия с «проблемным» ребёнком приводит к формированию у них обученной беспомощности...
  • Сдать ЕГЭ и не умереть. Еще раз о подростковой депрессии
    27.02.2017
    Сдать ЕГЭ и не умереть. Еще раз о подростковой депрессии
    Во втором учебном полугодии в моем кабинете начинается сначала слабый, а к весне усиливающийся поток родителей выпускников и самих подростков с жалобами на слабость, внезапно появившуюся слезливость, непонятные головные боли. Дети, которые до сих пор радовали родительские сердца упорным постижением всяческих наук, перестают интересоваться чем бы то ни было, ложатся на диван, отворачиваются к стене и перестают выходить на связь...
  • Принцип реальности в психотерапии. Часть II
    08.02.2017
    Принцип реальности в психотерапии. Часть II
    В специально созданном пространстве психотерапии как раз и есть возможность выудить те самые первичные следы памяти, понять, какие инстинктивные реакции, привычные действия свойственны клиенту, ведомому зачастую не осознанным выбором, а именно ранним и оттого бессознательным опытом. В какую колею прошлого снова и снова тот забредает, реагируя по образу и подобию «себя-маленького» или неосознанно имитируя поведение своих близких...
  • Танец, музыка и театр в гостеприимном пространстве арт-терапевтического фестиваля
    08.02.2017
    Танец, музыка и театр в гостеприимном пространстве арт-терапевтического фестиваля
    5 февраля «Психологическая газета» вновь собрала психологов, психотерапевтов, арт-терапевтов и людей искусства на традиционном зимнем психологическом фестивале (два предыдущих фестиваля были посвящены песочной терапии и куклотерапии). За новыми техниками, идеями и личным опытом приехали на Всероссийский психологический фестиваль «Арт-терапия: танец, музыка, театр» в Санкт-Петербург 243 специалиста из разных городов нашей страны...
  • О любви и других чувствах к матери
    24.08.2016
    О любви и других чувствах к матери
    У многих своих друзей и клиентов, да и у себя самой я часто встречаю неоднозначное отношение к матери. Смешанные чувства, среди которых присутствуют вина, любовь, раздражение и обида. И часто люди стыдятся таких чувств к матери, потому что маму вроде бы положено любить. И только любить. Они испытывают вину за свою злость и свои не отпущенные обиды. Откуда берётся так много людей с неоднозначными чувствами к матери?
  • Няня и психосоматическое сгорание ребёнка
    12.08.2016
    Няня и психосоматическое сгорание ребёнка
    Я хочу показать, что происходит с психикой и в целом с судьбой ребёнка, когда в его психоэмоциональном пространстве помимо мамы появляется няня. Мама исчезает и не возвращается, когда ему, маленькому, этого хочется. Конечно же, это большой стресс и в целом психотравма. Словами я бы озвучил её примерно так: «Мама, почему ты меня бросила? Я одинок и не нужен…». Такая травма делает ребенка тревожным, недоверчивым и психосоматически ослабленным...
  • Человек в сложной жизненной ситуации. Клинические и человеческие выборы терапевта. Часть I
    03.08.2016
    Человек в сложной жизненной ситуации. Клинические и человеческие выборы терапевта. Часть I
    Терапевт поддерживает контакт с клиентом и старается исследовать способы организации контакта, поддерживать процесс осознанности. И часто встречается с глубокими личностными затруднениями клиента и большим количеством интроектов, склонностью к слиянию, тенденцией к установлению созависимых отношений в ходе «терапевтического сеттинга». Такая ситуация в терапии создает много поводов для развития контрпереносов терапевта и часто становится основой для длительной запутанности в отношениях ...
  • Кто такой детский психиатр и зачем его посещать. Рекомендации для родителей
    14.07.2016
    Кто такой детский психиатр и зачем его посещать. Рекомендации для родителей
    В нашей культуре до сих пор психические расстройства ассоциируются с чем-то «неприличным», считается, что в нормальной семье не рождается ребёнок, страдающий психическим заболеванием, поэтому родителей долгие годы может преследовать чувство вины и собственной несостоятельности. Это явление называют стигматизацией. Могу со всей ответственностью утверждать, что психические расстройства у детей встречаются в самых разных семьях...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»