В этот день 10 лет назад террористы захватили в заложники детей Беслана. После освобождения пострадавшие нуждались в реабилитации, которую оказывали не только врачи, но и психологи. Сказкотерапевт, кандидат педагогических наук, психолог-консультант Татьяна Михайловна Грабенко в своей книге «Сказка – основа спасения. Как помочь человеку в тяжелых жизненных ситуациях?» рассказывает о том, как проходила работа с детьми. В Институте «Иматон» Татьяна Михайловна проводит семинар-тренинг «Методы сказкотерапии в диагностике, консультировании и психотерапии» и семинар, входящий в программу вечернего обучения «Песочная психотерапия: разнообразие подходов».
С разрешения автора мы публикуем отрывок из этой книги, которая была выпущена издательством «Речь» (лауреат Национального психологического конкурса «Золотая Психея»).
Курочка
Русская народная сказка (из сборника под редакцией А.Н. Афанасьева)
Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-тататушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась.
Идёт просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали рассказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татушка, снесла она яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я старик плачу, старуха возрыдает, в печи полыхает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала – все просвиры изломала и побросала.
Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала? Она пересказала ему всё горе: дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола.
Идёт поп, спрашивает у дьячка: зачем все колокола перебил? Дьячок пересказал всё горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.
Человек, который помнил о смерти
Идрис Шах
Однажды некий дервиш сел на корабль, чтобы отправиться в морское путешествие. Увидев его на борту корабля, другие пассажиры, как водится в таких случаях, стали друг за другом приходить к нему за напутствием.
Всем им он говорил одно и то же и, казалось, просто повторял одну из тех формул, которые каждый дервиш время от времени делает объектом своего внимания. Он говорил: «Помни о смерти, пока не узнаешь, что такое смерть».
Почти никто из путешественников не обратил особого внимания на этот совет. Вскоре разыгрался свирепый шторм. Матросы, а вместе с ними и пассажиры упали на колени, умоляя Бога спасти корабль. Они в ужасе стонали, считая себя погибшими, и в исступлении ожидали помощи свыше.
В это время дервиш сидел спокойно, задумчиво, совсем не реагируя на происходящее вокруг.
Наконец, волны утихли, море и небо успокоились. Придя в себя, пассажиры осознали, как безмятежен был дервиш среди общей паники
– Разве вы не понимали во время шторма, что только одни доски отделяли нас от смерти? – спросил один из них.
– О да, конечно, - ответил дервиш, - я знал, что на море всегда так, но ещё на суше я часто размышлял над тем, что в обычной жизни, среди самых повседневных событий нечто ещё менее прочное отделяет нас от смерти.
***
В 2005 году летняя терапевтическая сессия с детьми и родителями Беслана, пострадавшими в ходе террористического акта 1 – 3 сентября 2004 года, проходила под Санкт-Петербургом в живописном поселке Репино. Этот выезд организовала строительная группа «ЛСР», а психотерапевтическое сопровождение обеспечивали специалисты Института специальной педагогики и психологии. Работа психологов проводилась в различных формах – индивидуальных консультациях детей и взрослых, групповых занятиях с детьми в контексте игровой сказкотерапии.
Основным форматом работы игротерапевта была определена разработанная в Санкт-Петербургском институте сказкотерапии программа эмоционального и волевого развития «Волшебный мир эмоций». Сюжетная линия данной программы определена сказочной историей: «… В каждом из нас, живущем на Земле человеке, есть Внутреннее Королевство. Это Королевство просторно и богато. Им управляет внутренний Король (или Королева), Король или Королева беспристрастны, мудры, добропорядочны – как и подобает быть царственным особам. Однако управлять страной в одиночку они не могут. Как и у каждого правителя, у Внутреннего Короля или Королевы должны быть помощники, советники – слуги. Наше Королевство – Внутреннее, поэтому слуги здесь особые. Слуга по имени Радость, слуга по имени Грусть, слуга по имени Страх, слуга по имени Гнев и прочие слуги – эмоции. Восседать на троне и управлять страной может Король (Королева), а слуги лишь помогают, подсказывают, разъясняют, упреждают своих правителей при принятии ими каких-либо решений…».
Такова завязка сюжета. Именно эта история и была рассказана группе бесланских ребят, и им предложили отправиться в увлекательное путешествие во Внутреннее Королевство. Это предложение с восторгом было принято. Ибо играть, скакать и веселиться (особенно в отсутствие взрослых, которые обычно ограничивали детей в каждом движении) было их насущной потребностью.
- Дорогие друзья, нам необходимо создать из этого обыкновенного зала, где мы сейчас находимся, тронный королевский зал! Для этого необходимо проявить фантазию и творчество – из всего того, что есть под рукой, смастерить символы королевской власти – скипетр и державу, парадное платье для Короля или Королевы, нарисовать герб Внутреннего Королевства, оформить трон и дорожку к нему. Вы готовы приступить к работе?
И дело закипело. Двадцать минут потребовалось, чтобы ребята преобразили пространство.
- Теперь необходимо избрать того или ту, кому мы доверим роль Внутреннего Короля или Королевы! Какие будут предложения или пожелания?
Вот тут-то и произошло то, что я, как опытный специалист-игротерапевт, автор предлагаемой программы никак не ожидала. Дети хором заявили, что они ни Короля, ни Королеву играть не желают, но с удовольствием посмотрят, как с этой ролью справится одна из русских девочек. На этом занятии присутствовали две моих племянницы – двенадцати и семи лет, которые вызвались быть моими ассистентками, если потребуется. Старшая, засмущавшись, отказалась наотрез, а младшая, семилетняя, милостиво согласилась на роль Королевы. Итак, со всеми полагающимися почестями Королеву облачили в полагающийся ей наряд, провели к трону, отвесив необходимое количество поклонов.
- Ваше Высочество! Будьте добры, призовите к своему трону кого-нибудь из слуг!
- Я призываю слугу по имени Отвращение! – гордо заявила Королева.
И тут я оторопела! По моим представлениям и многолетнему опыту работы с программой, дети чаще всего первым вызывают слугу по имени Радость, Удовольствие, в единичных случаях – Грусть или Злость. А тут такой поворот событий! Причём этот выбор осуществляет та, у которой, по моим представлениям, таких потребностей и быть не должно! Что делать? Правила игры таковы, что с Королевой не поспоришь! Остается лишь одно – уточнить направленность выбора.
- Ваше Высочество! Среди Ваших слуг есть слуга по имени Радость, слуга по имени Удовольствие, слуга по имени Интерес, Удивление, Обида, Стыд… Все только и ждут Вашего приказания! Они готовы быть у Ваших ног сию минуту!
- А мне нужен слуга по имени Отвращение! – невозмутимо заявляет Королева.
Холодный пот течёт по моей спине; скрывая растерянность, я ещё раз уточняю:
- Вы хотите видеть именно этого слугу? Он не очень-то приятен, Ваше Высочество!
- А я приятностей и не жду. Я с ним справлюсь! И не спорьте с Королевой!
«Ну, будь, что будет! – решаю я. Делать нечего, правила есть правила, а у меня есть в арсенале метафора «Качество Меры», которой, согласно нашей концепции, обладает каждая из слуг. Благодаря этой метафоре я смогу развернуть ход игры в иную сторону».
И игра началась.
- Слуга по имени Отвращение, явись! – в очередной раз провозгласила Королева.
- Слуга по имени Отвращение, заслышав приказ Королевы, немедленно отправляется в путь! А далеко ли он живёт от Королевского Замка? – спрашиваю я у участников игры.
- Близко! Рядом! В самом замке! – таковы были ответы ребят.
- Королева понимает, что слуга приближается к ней, по тем звукам, которые издает Отвращение. Какие это звуки?
- «Бэ-э-э-э-э», «Вэ-э-э-э-э», «Хоу», «Когда тошнит, рвёт, какают и пукают (и ещё множество подробностей озвучивания физиологических процессов)».
Наблюдаю за исполнительницей роли Королевы: она улыбается, но крайне растеряна. Ребята же раскраснелись, воодушевились и с большой выдумкой продолжают перечислять то, что можно услышать (вернее, что слышали они в течение трех дней нахождения в спортивном зале первой беслановской школы) – «… шмяканье об пол частей человеческого тела и внутренностей…».
- Но приближение слуги по имени Отвращение Королева распознаёт и по доносящимся до её обоняния запахам. Какие это запахи?
Был перечислен целый комплекс запахов, соответствовавших тем звукам, которые были определены ранее.
Королева в ужасе – зеленея, зажимает нос и отворачивается. А участники игры - в ударе! Хохочут, веселятся! Перебивая друг друга, находят новые и новые примеры, приводят ужасающие подробности прочувствованных ароматов. Да и я подливаю масла в огонь – прошу преподнести Королеве в знак признания флакончики или саше ароматов данного слуги. Ребята с восторгом выполняют данное пожелание и разыгрывают процедуру дарения отвратительных ароматов.
- Дорогие друзья! А если слуга по имени Отвращение появляется в образе животного, то какого? – задаю я ребятам очередной вопрос.
- Вонючий скунс, разлагающийся крокодил, нет, бегемот, дохлая жирная свинья…
Всё! Королеве стало плохо! Я шепчу ей на ухо:
- Ваше Высочество! Кто управляет Королевством – Вы или Ваш слуга?
- Не знаю! – шепчет она.
- Вы! И Вы обладаете удивительным качеством – Качеством Меры. Благодаря этому качеству Вы точно знаете, когда нужно отозвать распоясавшегося слугу. Не медлите!
- Я не могу, у меня нет сил!
- Силы есть всегда! Их надо собрать! Иначе погибнете и Вы, и Ваше Королевство!
- А как отозвать слугу?
- Очень просто. Стоит приказать: «Слуга по имени Отвращение – вон!!!».
- Слуга по имени Отвращение – вон! – еле слышно пропищала Королева.
Но её никто не слышал. Вокруг стоял радостный гул – ребята изображали всех ими названных животных, хохотали до изнеможения и слёз, показывая пальцами то друг на друга, то на удрученную Королеву!
- Смелее! Громче! Вы Королева или кто?! Смотрите, они, эти отвратительные животные, готовы взобраться на Ваш трон! Неужели Вы это допустите?!
- Нет! – вскричала девчушка. И изо всех сил закричала: - Вон! Пошли все вон!
- Слышали приказ Королевы? Он неукоснительно выполняется!
Ребята бросились на свои места, радостно перешептываясь и отдуваясь.
Королева сползла с трона:
- Я больше не могу!
- Зато мы можем! – закричали хором самые юные участники группы – Майербек и Хетак. – Теперь мы будем Королями. Только нас будет двое! Мы будем братья. Можно?!
- Всё можно! – сказала я, облегчённо улыбаясь. Но радовалась я рано. Новоиспеченные Короли вызвали эмоцию по имени Страх.
- Итак, слуга по имени Страх, повинуясь воле Королей, приближается! Кстати, откуда он начинает своё движение? Далеко или близко он проживает?
- Близко, близко, прямо в сердце Королей.
- Да, прямо у нас, вот тут! – Майербек (6 лет) показывает рукой слева от себя, а Хетак (7 лет) бъет себя в грудь. - А у меня тут!
- Слуга идёт, слуге дорогу! Какие звуки издаёт, какие песни напевает?
- Стреляет, кричит, на расстрел вызывает, бомбу взрывает, пукает!
- Постойте, пукает слуга по имени Отвращение, а призван Королями другой слуга – слуга по имени Страх. Господа и дамы, будьте точны и внимательны!
- Ах да! Он матерится и грозит всех к Аллаху отправить!
- А нам не страшно – ха-ха-ха, - веселятся Короли и играют в ладушки. – Мы вас не слушаем, даже уши зажимать не будем - ха-ха-ха!!!
- Слуга по имени Страх приносит с собой и запахи – какие?
- Запах крови, пороха, мочи, кала…
- Нет, дорогие друзья, запах мочи и кала принёс Королеве слуга по имени Отвращение. Набор запахов у слуги по имени Страх – другой!
- Пот! Страх пахнет потом!!
- А мы, пожалуй, поспим! – заявляют Короли. – Хр-хр-хр!
Такую выраженную демонстрацию копинг-стратегий я наблюдала впервые.
Пока Короли «спали», все остальные участники процесса проигрывали ситуацию прихода слуги в образе животного. Это были обезумевшие тигр, лев, волки, бараны. Стены игрового зала буквально сотрясались от детского смеха, на детский смех сбежались взволнованные родители: «Зайка! Тебе нельзя смеяться, у тебя же осколок! Георг, ну что ты делаешь, почему ты на карачках – встань, помнишь, что доктор говорил?!».
К великому моему счастью, на моих занятиях всегда присутствовал врач – замечательный педиатр Андрей Леонидович Карлов. Именно он постоянно следил за соматическим здоровьем детей и уверил родителей, что происходящее здесь идёт на пользу их детям. Успокоенные взрослые присоединились к игре.
А Короли тем временем спали. Мы же пытались их накормить «Страшными блюдами». А блюда действительно были страшными, ибо приготовлены они были из человеческого мяса или внутренних органов. Дрожь пробегала по телам взрослых, не переживавших ужасных событий сентябрьских дней, а участники трагедии с большим удовольствием и спокойствием рассуждали о соусах и приправах, маринадах и гарнирах. Короли отмахивались: «Пока мы сыты, проснёмся – поедим, вы всё в холодильник поставьте!».
Когда же слуга по имени Страх принялся рассказывать страшные истории, Короли, наконец «проснулись».
- Ну хватит, - заявил Хетаг, - это всё мы и так знаем! Надоело! Пошёл вон! Вон, слуга по имени Страх!
- Вон так вон! Слуга по имени Страх удаляется! - говорю я и участники покорно рассаживаются по своим местам.
- Теперь я буду Королевой! – кричит Зарина. – Я вызываю слугу по имени Радость!
- И Радость бежит к своей Королеве. Издалека ли?
- Издалека! Отсюда не видно! Нет, видно, она всегда была за стеной школы. Она там, где мама и нет террористов!
- Она приближается со звуками … последнего взрыва, гудков машины, топаньем ног, криком мамы: «Сынок!».
А дальше… Дальше ребята играть отказались:
- Мы устали, надоело, спать пора, нам ночью на экскурсию – развод мостов смотреть. Мы пойдём, ладно? С вами хорошо было, весело! Завтра ещё поиграем, а сейчас – спать.
И они спали с семи вечера до девяти утра. Экскурсию пришлось отменить, ибо врач запретил прерывать такой спокойный и ровный детский сон, которым наслаждались все участники игрового процесса.
Потом были другие игры: «Государство, безопасное для меня», «Песочная страна», «Мои архетипы». К «Волшебному миру эмоций» мы не возвращались.
Последующая диагностика подтвердила наши наблюдения за детьми: условно позитивные эмоции – радость, удовольствие, интерес стали занимать ведущее место в эмоциональном фоне участников процесса, а условно деструктивные - проживаться в конструктивном ключе.
Однако эта история имела своё продолжение. В ходе психологического сопровождения детей и взрослых, переживших трагедию в Беслане, проводимого под эгидой международной организации ЮНИСЕФ на базе центра «Бинонтае» Беслана на протяжение нескольких лет мне приходилось неоднократно встречаться с теми детьми, которые были участниками игры «Волшебный мир эмоций». И всегда первая просьба звучала так: «А давайте сыграем с моими одноклассниками в Короля и его слуг. А я буду Королём». Король восседал на трон и вызывал слугу по имени … Отвращение!
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать