16+
Выходит с 1995 года
19 апреля 2024
«Отдавая – получаешь»

Предлагаем вашему вниманию интервью с Еленой Валерьевной Змановской. Елена Валерьевна – доктор психологических наук, заведующая кафедрой прикладной девиантологии Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, профессор кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД РФ, психотерапевт и супервизор Европейского реестра. Автор более 100 научных работ по юридической и социальной психологии, в том числе учебного пособия «Девиантология: психология отклоняющегося поведения личности» (2003).

- Елена Валерьевна, я была на одной из ваших лекций, сложилось впечатление, что вы виртуозно владеете аудиторией. Это природный дар?

- Спасибо за комплимент! У меня большой преподавательский опыт: я начала преподавать в 1988 году, сразу после окончания университета. Иногда на моих лекциях в институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров собиралось по 100-200 человек. Это была уникальная работа с аудиторией, неоднородной и по возрасту, и по полу, и по профессиональным интересам. Преподавательская деятельность задала мне высокую планку – необходимость ориентироваться на слушателей, быть интересной и полезной разным людям. В период сотрудничества с Первой школой телеведущих при Санкт-Петербургском телевидении, обучая других людей самопрезентации, публичному выступлению, я училась этому сама. Довелось также поработать и с политиками, передавать им умение устанавливать контакт с аудиторией, вести дискуссию, участвовать в теледебатах, презентовать свои идеи. Словом, тема массовой коммуникации мне близка и знакома. Полученный опыт лег в основу книг «Основы прикладного психоанализа» и «Управление личным имиджем».

Я думаю, успех публичного выступления зависит от многих факторов. Здесь и опыт, и имя, и личная мотивация. Но, возможно, самое важное – это ориентация на диалог. При подготовке к выступлению я стараюсь предугадать, какие вопросы могут задать мне слушатели, составляю список этих вопросов и пытаюсь ответить на них во время выступления. Всегда ставлю себе задачу: установить качественный контакт с аудиторией, чтобы мы понимали друг друга и говорили на одном языке.

- Вам интересна работа с творческой задачей?

- В первую очередь, мне интересны сами люди: с чем они пришли, что их волнует, как они реагируют, какие вопросы задают. Специально посвящаю много времени вопросам слушателей, иногда ответы на вопросы занимают больше времени, чем сама лекция. Интересен диалог с аудиторией, в нем люди выражают свою позицию, раскрывают свои идеи,  ценности и смыслы. Это взаимообмен: если слушатели не получат ответы на вопросы, с которыми они пришли, они будут обмануты в своих ожиданиях, но если я не получу от них обратной связи, я буду не менее разочарована. Обратная связь является очень ценным источником для развития моего собственного взгляда на проблему.

- У вас, видимо, никогда не было страха публичных выступлений?

-  Когда я иду на выступление, я волнуюсь, как все нормальные люди: сомневаюсь, переживаю, краснею. Но спустя несколько минут идея выступления захватывает меня, контакт с людьми успокаивает, интерес слушателей приносит удовлетворение,  я настраиваюсь на диалог и волнение проходит. Волнение сохраняется лишь до того момента, пока не установился контакт с аудиторией. Думаю, гораздо сложнее общаться с одним человеком, чем с группой людей.

- Один знаменитый музыкант говорил своим ученикам «на концерте вы должны более всего забывать о себе и становиться лишь инструментом для передачи музыки».

- Он был совершенно прав! Когда готовишься к публичному выступлению и не знаешь аудитории, общаешься со своими страхами, со своими фантазиями. Сознательно или бессознательно пребываешь в плену опасений: придет ли достаточно большое количество людей, какими они будут, понравится ли им лекция, будет ли им это интересно, как они воспримут меня… Оценочные переживания очень мешают. Но самый главный психологический барьер состоит в самоедстве и недовольстве собой.

Иногда мешает негативный опыт неудачных выступлений, который есть у любого преподавателя. К сожалению, порой он бывает травматичным, некоторое время после неудач приходится восстанавливаться: не хочется выступать публично и если по каким-то причинам приходится это делать, то с волнением бывает трудно или невозможно справиться. Должно пройти время, чтобы освободиться от влияния негативного опыта.

- Есть ли в негативном опыте нечто позитивное?

- Я абсолютно уверена, что именно наши ошибки и неудачи сообщают нам о том, какие мы и в каком направлении нам нужно развиваться. К сожалению, очень поздно приходишь к осознанию ценности негативного опыта. Иногда ошибки – единственное, что способствует развитию, поскольку может возникать ощущение, что все в профессии уже освоено, знакомо, привычно. И именно ошибка дает возможность увидеть ситуацию иначе.  Когда у человека уже есть достижения и успехи, когда у него уже появилась определенная степень уверенности в себе, негативные оценки окружающих и неудачи его не разрушают, они становятся стимулом для дальнейшего личностного роста.

В последнее время я стала более внимательно прислушиваться к тем, кто со мной не согласен, кто критически оценивает мою работу. Эти люди очень точно показывают мне мои слабые места, а стало быть, и направление для развития. По-настоящему научиться чему-то можно только у своих оппонентов.

- А как сделать так, чтобы негативный опыт в начале карьеры не стал разрушительным?

- Первый секрет успеха: чтобы негативный опыт не был травматичным, необходимо выработать в себе привычку к позитивной интерпретации. Всегда ли тот опыт, который мы считаем негативным, является таковым на самом деле? Уинстон Черчилль, умнейший человек своего времени, говорил: «успех – это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма». Этот афоризм в точности выражает мое отношение к делу. Я не считаю негативный опыт катастрофой или признаком личной несостоятельности, это всего лишь трудности, которые нужно преодолевать, чтобы развиваться. Интерпретации такого рода помогают конструктивно относиться к неудачам, которые неизбежны на нашем профессиональном пути.

Второй секрет успеха: иметь конструктивную и реалистичную цель. Собираясь выступить перед аудиторией, человек должен четко осознавать, чего он хочет: понравится, удивить людей или дать им нужную информацию? Одни цели, - например, цель «понравиться всем», - заранее обречены на провал. Другие, - например, «встретиться с людьми и установить диалог», - напротив, трудно не реализовать.

Третий секрет: понимать, что люди такие же как и ты – они так же волнуются, так же нуждаются во внимании, понимании и поддержке. Если мы отдаем другим людям, то в чем нуждаемся сами, мы в полной мере получаем это все от них взамен. В этом смысле, действительно, что отдашь, то твое.

- Что еще помогает вам в работе?

- Помогает сочетание научной деятельности, преподавания и психотерапевтической практики. Это формирует системное видение и защищает от опасного зацикливания на частных проблемах.

Важно определить зону своей профессиональной и личной ответственности. Например, душевное состояние клиента, несомненно, зависит от психотерапевта, но не более, чем на 50%. Если психотерапевт берет на себя больше ответственности или, напротив, перекладывает всю ответственность на пришедшего к нему человека, риск неудачи увеличивается. Важно на начальном этапе работы заключить с клиентом терапевтический контракт и придерживаться этого контракта, решая конкретную задачу, соответствующую запросу клиента и возможностям терапевта.

Говоря о зоне ответственности, нужно учитывать также, что современная западная культура сейчас ориентирована в большей степени на индивидуальные потребности, а не на групповые связи и интересы. Привычные лозунги нашего времени - «полюби себя», «сделай себя счастливым», «ты достоин самого лучшего», - замыкают человека на самом себе. Нередко люди преувеличивают собственные  возможности, руководствуясь иллюзией, что сами определяют свою жизнь на 100%. На самом деле это не так. Многое в жизни человека также зависит и от случая, и от социального окружения человека, и от генетики, и от образа жизни его предков... Безусловно, мы должны прилагать максимум усилий для достижения своих целей.  Но было бы слишком самоуверенно считать, что все наши ошибки являются следствием только наших усилий.  Мы все являемся частью более сложных  социальных систем: семьи, профессиональной группы, субкультуры и так далее.  Следовательно, наш успех или неудача определяются, в том числе, и этими социальными системами и культурными подсистемами, в которые мы входим. Нужно уметь разделить и свой успех, и свою неудачу с другими людьми.

-  Такой подход способствует формированию более реалистичной картины мира?

- Формирование картины мира – глобальная задача. Существует три реальности – субъективная, объективная и социальная. Нам постоянно приходится соотносить наши субъективные представления с объективной и социальной реальностью. Психическое здоровье определяется тем, насколько успешно человек справляется с данной задачей. Тестирование реальности – очень важное умение для профессионального психолога.

- Хочу задать вопрос о сфере ваших научных интересов. Многие специалисты говорят, что в научной деятельности фактор случая играет очень большую роль. А как это было у вас?

- Вы совершенно правильно заметили, Его Величество Случай часто направляет нас гораздо больше, чем наши собственные усилия. Так случилось, что моя преподавательская деятельность помогла мне приобщиться к разным сферам психологии: общей, педагогической, медицинской, социальной. Кроме того, все мы дети своего времени: во время социальных преобразований конца XX века очень актуальной была проблема девиантного поведения и эта проблематика также стала объектом моих научных и профессиональных интересов.

Сейчас мне более интересны супружеское консультирование и семейная психотерапия. Современная семья оказалась на своеобразном историческом перепутье, когда прежние требования и нормы утратили свою силу, а новые еще не утвердились. В настоящее время перед супругами стоят очень непростые задачи: сформировать свои собственные нормы, достичь в этом согласия и защитить свои отношения от внешних угроз. В связи с этим, я с большим интересом работаю с семьями и занимаюсь профессиональной подготовкой психологов в области супружеского консультирования и семейной терапии.  Практическая деятельность психолога-психотерапевта позволяет получать и накапливать бесценный опыт.

Наверное, я могла бы отказаться от многого в своей работе, но не от непосредственного общения с людьми. Представители помогающих профессий – это люди, мотивированные, прежде всего, желанием оказывать помощь другим. Я думаю, что в нашей работе эта мотивация должна доминировать над остальными потребностями. Все остальное – любопытство, общение, власть, контроль – вторично. Отдавая – получаешь. Но чтобы отдавать, нужно иметь. У Эдмонда Георгиевича Эйдемиллера есть замечательная метафора  - «исцеленный целитель». Помогая другим, мы неизбежно совершенствуемся сами. Психологическая деятельность предоставляет уникальную возможность для понимания, исцеления и развития собственной личности посредством непрерывного диалога с другими людьми.

Беседовала Юлия Смирнова

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»