16+
Выходит с 1995 года
17 апреля 2024
Два Векслера: сравнительный анализ

Вышел в свет первый номер нового журнала «Психологическая диагностика». Доктор психологических наук, профессор Маргарита Константиновна Акимова, известный специалист в области психодиагностики стала его главным редактором. Она любезно согласилась представить для публикации эту статью, посвященную одному из самых используемых в практике тестов.

Разработанные американским психодиагностом Дэвидом Векслером Шкалы измерения интеллекта находят широкое применение на Западе, в основном в англоязычных странах. Об интересе к ним свидетельствуют несколько тысяч публикаций, появившихся к настоящему времени как в журналах и монографиях, так и в ежегодных обзорах тестов США. Их популярность объясняется рядом причин. Во-первых, они охватывают большой возрастной диапазон (от 3 до 74 лет). При этом на всех возрастных уровнях используются, в основном, одни и те же типы заданий, что позволяет проследить изменение одних и тех же интеллектуальных характеристик на протяжении почти всей жизни человека.

Во-вторых, шкалы Векслера используются не только для измерения интеллектуального развития индивидов, но и как вспомогательное средство психиатрического диагноза. Векслер и другие психологи-клиницисты считают, что анализ выполнения индивидом отдельных субтестов, а также паттернов и профилей их показателей помогают раскрыть конкретные расстройства психики (болезнь Альцгеймера, эмоциональные нарушения и пр.).

В-третьих, в шкалах Векслера присутствуют как вербальные, так и невербальные субтесты, что позволяет оценивать разные стороны интеллектуального развития — понятийное и наглядное мышление, а также особенности зрительного восприятия, сенсомоторную координацию, внимание, память.

Будучи индивидуальными тестами, шкалы Векслера отличаются от других индивидуальных тестов интеллекта тем, что задания в них не сгруппированы по возрастным уровням, а объединены в субтесты и расположены в порядке возрастания трудности.

Шкалы Векслера были стандартизированы и проверены на надежность на репрезентативных выборках, подобранных на основе последних (по отношению к году разработки методик) переписей населения США с учетом места жительства, принадлежности к городским или сельским жителям, расы, профессии (для детских шкал учитывалась профессия главы семьи). К настоящему времени каждая из шкал Векслера была подвергнута нескольким переработкам.

Векслеровские методики были разработаны для трех возрастных диапазонов: для взрослых (начиная с 16 лет), детей 6–16 лет и дошкольников (последний вариант — от 3 лет до 7 лет 3 месяцев).

Первая форма шкал Векслера, известная как шкала интеллекта Векслера — Белльвью, была опубликована в 1939 г. Она имела ряд методических недостатков, касавшихся, в основном, величины и репрезентативности нормативной выборки, а также надежности некоторых субтестов. Эти недостатки были устранены в следующем варианте, опубликованном в 1955 г. и предназначенном для индивидов в возрасте от 16 до 64 лет. В 1981 г. появилась пересмотренная редакция этой методики для возрастного диапазона от 16 до 74 лет; в 1997 г. подготовлена ее третья редакция (для тех же возрастов).

В 1949 г. появилась первая форма шкал Векслера для детей в возрасте 6–16 лет. Переработанное ее издание вышло в 1974 г. Третья редакция опубликована в 1991 г.

Векслеровская шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников впервые появилась в 1967 г. Она предназначалась для детей в возрасте 4–6,5 лет. Ее пересмотренный вариант 1989 г. рассчитан на детей от 3 до 7 лет 3 месяцев.

Как уже было отмечено, все методики Векслера имеют много общего. Они включают вербальную и невербальную шкалы, каждая из которых состоит из идентичных субтестов. В тестах для взрослых и дошкольников содержатся по 11 субтестов, 6 из них относятся к вербальной шкале, 5 — к невербальной. В методике для детей 12 субтестов, дополнительный субтест «Лабиринты» относится к невербальной шкале. Предъявление субтестов из вербальной и невербальной шкал в методиках для детей и дошкольников чередуются, а в методике для  взрослых сначала следуют субтесты вербальной, а потом невербальной шкалы.

В каждой методике первичные показатели каждого субтеста переводятся в стандартные с М=10 и М=3. Затем раздельно вычисляются коэффициенты интеллектуальности для вербальной и невербальной шкал, а также полный показатель. Нормы для тестов Векслера имеют границы 85 и 115.

По всем векслеровским шкалам имеется полная информация о надежности, касающейся как отдельных субтестов и раздельно вербальной и невербальной частей, так и полной шкалы. Гомогенность по всем методикам для вербальных шкал находится в границах от 0,86 до 0,97; для невербальных шкал — от 0,85 до 0, 94. Для общего показателя по шкалам каждого возраста этот показатель расположен от 0,90 до 0,98. Гомогенность отдельных субтестов несколько ниже.

Данные о ретестовой надежности удовлетворительные, выше 0,80. Для последних редакций векслеровских шкал имеются неплохие показатели валидности разных видов. Корреляции с показателями тестов Стенфорд — Бинэ суммарных показателей находятся в пределах от 0,73 до 0,80. Примерно в том же диапазоне находятся корреляции вербальных шкал; несколько ниже они для невербальных шкал — около 0,60. Имеются сведения о конструктной валидности и валидности по содержанию.

Прагматическая валидность шкал для взрослых и детей оценивалась посредством вычисления корреляций их показателей с результатами тестов учебных достижений и с оценками в школах, колледжах, институтах. Эти корреляции варьируют в диапазоне от 0,40 до 0,60. У методики для дошкольников этот вид валидности устанавливался посредством сопоставления ее показателей у особых групп детей (умственно отсталых, одаренных, испытывающих трудности в обучении и др.).

Со времени выхода в свет первых шкал Векслера было предложено множество их сокращенных вариантов. Цель этих сокращенных шкал — уменьшить время тестирования. Самый простой способ их создания — изъять некоторые субтесты, а также сократить число заданий в субтестах. Были сделаны попытки объединения от двух до пяти субтестов как в методике для взрослых, так и в методике для детей. Корреляции показателей сокращенных и полных шкал были высокими (от 0,80 — для детской методики, от 0,90 — для взрослого теста).

Однако, несмотря на высокую валидность, а также на то, что для их получения было затрачено много усилий, психодиагносты не рекомендуют использовать краткие формы за исключением тех случаев, когда необходим быстрый и приблизительный отбор испытуемых. Это связано с тем, что при использовании сокращенных шкал утрачивается много существенной информации, касающейся отдельных интеллектуальных умений, обедняются результаты качественного наблюдения за выполнением.

Векслеровские шкалы измерения интеллекта довольно широко используются в отечественных исследованиях. Методика для взрослых была переведена и адаптирована в Ленинградском психоневрологическом институте имени В.М. Бехтерева (1969) и неоднократно использовалась для исследовательских целей. Отсутствие стандартизации, а также проверок на надежность и валидность, выполненных на российских выборках, делают невозможным ее применение на практике.

Шкала для детей была адаптирована и стандартизирована на отечественных группах (А.И. Панасюк, 1973) и широко применялась школьными психологами, а также психологами-клиницистами. Однако следует признать, что в настоящее время этот вариант методики устарел и на практике использоваться не может. Известно, что диагносты считают необходимым рестандартизировать тесты, а также перепроверять их надежность и валидность через определенные периоды времени, так как содержание их устаревает и не может быть адекватным содержанию психики новых поколений испытуемых. Как показывают американские исследователи, нормы интеллектуальных тестов увеличиваются в среднем на один балл каждые три года. Поэтому старые тесты нельзя считать полезными для оценки того, на что они были рассчитаны, недопустимо их применение в практических целях.

На Западе психодиагносты строго соблюдают требования Этического кодекса психологов и регулярно пересматривают устаревшие методики, видоизменяя их иногда очень существенно. Это относится и к методикам Векслера. Выше уже было отмечено, сколько редакций имеет каждая из них. Рассмотрим, насколько значительными являются изменения в новых модификациях теста Векслера на примере детской методики. Сравним ее с распространенной у нас версией Панасюка (1973).

Эти изменения касаются как содержания заданий, так и процедуры проведения и анализа результатов. Начнем с последней. Для многих субтестов (за исключением субтестов «Понятливость», «Повторение цифр», «Недостающие детали» и «Складывание объектов») вся возрастная группа, на которую рассчитан тест (6–16 лет), делится на две подгруппы: до 8 лет и начиная с 8 лет. Если первой подгруппе задания в субтестах предъявляют, начиная с первого, то для второй начало отсрочено до 4–10 задания (самые простые задания в субтестах не используются, по крайней мере, с самого начала). В субтесте «Кодирование» этим двум подгруппам дают разные варианты заданий. В новом тесте (1991 г.) возраст испытуемых учитывается точнее. В некоторых субтестах по-разному начинается диагностика испытуемых четырех возрастных подгрупп. Так, в субтесте «Общая осведомленность» дети в возрасте 6–7 лет начинают выполнение с первого задания, дети 8–10 лет — с пятого задания, 11–13 лет — с восьмого задания, 14–16 лет — с одиннадцатого задания.

Еще одна особенность, относящаяся к тщательности стандартизации процедуры тестирования: в некоторых субтестах приводятся и разбираются примеры правильных ответов на задания. Например, в субтесте 4 «Сходство» инструкция дается следующим образом: «Сейчас я буду называть два слова и спрашивать тебя, чем они похожи (в чем их сходство). Например, если я спрошу, чем похожи слова «красное» и «голубое», ты должен ответить: «Это цвета (названия цветов)».

Есть задание-пример и в субтесте 9 «Складываемые объекты». Психолог располагает детали фигуры (яблоко) перед ребенком так, как это предусмотрено инструкцией. Затем, соединяя детали, говорит ему: «Если эти части сложить вместе так, как следует, они образуют яблоко. Наблюдай, как я это делаю». Сложив детали, психолог позволяет ребенку рассмотреть сложенную фигуру в течение 10 секунд, после чего убирает детали и переходит к первому заданию.

В ряде случаев при проведении нового теста допускается оказание строго дозированных видов помощи. Возможны и подсказки для первых заданий субтестов. Так, в рассмотренном выше субтесте «Сходство» в случаях неправильных ответов предоставляются подсказки: для первого задания (пианино и гитара) психолог говорит, что «это музыкальные инструменты, и ты можешь на них играть»; для второго задания (свеча и лампа) психолог поясняет «они обе дают свет, светят». Для последующих заданий этого субтеста подсказки не предусмотрены. Следует отметить, что в руководстве точно определено, для каких заданий можно давать подсказки и в какой форме они должны быть представлены. Это существенный момент стандартизации процедуры.

То же можно сказать и в отношении допустимой помощи. Так, в субтесте 5 «Упорядочивание картинок» во втором задании («Пикник») при неверном ответе психолог берет карточку, отражающую начало событий, и говорит: «На этой карточке показано начало события; на ней изображены мужчина и женщина, гуляющие с собакой, которая идет за ними. Теперь возьми эти картинки (указать на две оставшиеся карточки) и покажи, что было дальше. Положи их после первой картинки в таком порядке, чтобы описание события имело смысл».

Третья процедурная особенность новой методики — подробные указания относительно того, когда и какие вопросы следует задавать испытуемому, если его ответ неясен или неверен. Приводятся формулировки этих вопросов. В ранней редакции теста дополнительный вопрос задается только в том случае, если ответ испытуемого невозможно оценить в 0 или 1 балл; если же ответ находится между 1 и 2, дополнительный вопрос не ставится и ответ оценивается в 1 балл. При этом форма вопроса должна быть самой общей: «Скажи мне что-нибудь еще» или «Расскажи мне что-нибудь еще об этом». В новой редакции указания точнее. Так, если ребенок в субтеcте «Общая осведомленность» на вопрос «Почему железо ржавеет?» отвечает «воздух» или «вода», психолог должен спросить: «Да, а что в воздухе (или воде) вызывает ржавчину?»

Другой пример. В субтесте 4 «Сходство» ответы (начиная с шестого задания) оцениваются по трехступенчатой системе (2, 1 и 0 баллов). Чтобы придать правильное направление ответам ребенка на эти задания, на начальном этапе предлагается оказать ему помощь следующего характера: если ребенок дает ответ в 1 балл, привести ему пример ответа, оцениваемого в 2 балла. Например, если он отвечает на шестое задание (яблоко — банан) «Их едят», психологу предлагается сказать: «Это правильно, их можно есть. Но, кроме того, и то и другое — фрукты». Такая помощь может быть оказана только при выполнении шестого задания.

В новой редакции теста более унифицированными стали указания по оцениванию ответов. В руководстве для каждого субтеста сначала предоставляются общие критерии оценок, а затем для каждого задания разъясняются специфические правила, на которые следует опираться при оценивании; приводятся примеры ответов. Так, в субтесте 10 «Понимание» для третьего задания («Зачем в машине нужно пристегиваться к сиденью ремнями?») общие принципы оценки разъясняются следующим образом: оценивается понимание того, что данное действие нужно для обеспечения безопасности. 2 балла даются в случаях, если ребенок отвечает, что это нужно для предотвращения повреждений, для безопасности, для защиты людей при столкновениях, для удержания их на сиденьях при аварии, для того чтобы человек не ударился головой при резкой остановке. В 1 балл оцениваются такие ответы: для защиты людей, это безопасно, для спасения жизни людей, чтобы предотвратить их от ушибов, «такие правила», чтобы не вылететь в окно, чтобы удержать. В 0 баллов оцениваются ответы следующего типа: «удержать себя», «потому что предложили надеть его», а также любой ответ, который отражает требование других сделать это.

Еще одно процедурное отличие нового варианта от старого — более строгое, унифицированное выполнение так называемого правила обратного движения в тестировании. Для каждого субтеста указывается, что представляет собой критерий, при достижении которого засчитываются баллы по первым заданиям субтеста. Так, в субтесте 2 «Общая осведомленность» сообщается, что если ребенок в возрасте старше 7 лет неправильно ответил на один из первых двух вопросов, предназначенных для его возраста, ему предъявляются предыдущие (вышестоящие) задания в обратной последовательности до тех пор, пока он не выполнит подряд два задания, считая задание, с которого начинается тестирование. Когда достигнут этот критерий, начислить баллы за каждое из вышестоящих заданий, которые не предъявлялись. Затем продолжить предъявление заданий субтеста до тех пор, пока не получен критерий прекращения тестирования.

В новой редакции теста несколько изменена процедура проведения, а также оценка субтеста 12 «Повторение цифр». В отличие от прежней редакции, в которой два ряда с одинаковым количеством цифр предъявляются только в том случае, если в первом из них (с первой попытки) была допущена ошибка, в новом варианте оба ряда с одинаковым количеством цифр предъявляются обязательно. Если при оценивании в старом варианте количество баллов, которое набирает испытуемый, равно количеству цифр в последнем правильно воспроизведенном ряду, то в новой редакции каждое задание оценивается 2, 1 или 0 баллами по следующим правилам: 2 балла — если ребенок правильно выполнил обе попытки, 1 балл — если ребенок правильно выполнил одну попытку; 0 баллов — если ребенок не выполнил ни одной попытки. Поэтому максимальный показатель для прямого порядка — 16 баллов, для обратного порядка — 14 баллов, а максимальный показатель этого субтеста — 30 баллов.

В новой редакции в субтесте 3 «Кодирование» для уровня А (копирование простых символов, соотнесенных с простыми геометрическими фигурами) предусмотрены премиальные очки за правильное выполнение всего задания (если ребенок уложился в 120 секунд) в зависимости от затраченного времени. Так, например, если время выполнения не превышает 85 секунд, количество премиальных баллов равно 6, а если время выполнения от 86 до 95 секунд, то 5 и т.д.

В субтесте «Последовательные картинки» для каждого из 14 заданий предусмотрена вторая попытка, если первая была неудачной. На каждую попытку отводится одно и то же, определенное для каждого задания, время. За правильное выполнение задания с первой попытки присуждается 2 балла, со второй — 1 балл. Время выполнения фиксируется, так как от него зависит количество премиальных очков.

Премиальные баллы предусмотрены и в субтесте 7 «Композиция из кубиков».

Таким образом, как это было продемонстрировано выше, новая (третья) редакция Шкалы Векслера для детей существенно отличается от ранних уже в отношении процедуры эксперимента и правил оценивания результатов. Но главные различия двух редакций относятся к содержанию тестовых заданий, так как с течением времени вследствие научно-технического прогресса меняются состав и глубина основополагающих знаний, что не может не отразиться на характере используемых мыслительных операций, на специфике и отработанности мыслительных навыков. Психологи хорошо понимают причины происходящих в содержании мышления изменений, а психодиагносты модифицируют задания тестов в соответствии с этими изменениями. Поэтому в тесте Векслера изъяты одни и введены другие задания во многие субтесты, включая и невербальные. Например, в субтесте 2 «Общая осведомленность» заменены 60% заданий. Вместо неудачных заданий, к которым относятся следующие: «Сколько копеек в пятаке?», «Что такое пара?», «Какого цвета рубины?», «Каков средний рост взрослого человека?», — и др. появились более сложные задания, включающие научные знания, такие как: «Назови три океана», «Как кислород возвращается в атмосферу?», «Кто такой Христофор Колумб?» и др.

Субтест 4 получил название «Сходство» взамен аналогичного субтеста «Аналогии — Сходства» вследствие того, что задания на аналогии были исключены. Из 12 заданий на сходство, которые были в старом варианте теста, оставлены только 4; всего заданий в этом субтесте стало 19. Среди них большинство требуют научных знаний, например, такие задания, как: Чем похожи ЛОКОТЬ и КОЛЕНО? Чем похожи СТРАХ и РАДОСТЬ? Чем похожи ТЕЛЕФОН и РАДИО? Чем похожи РОД и ПЛЕМЯ? Чем похожи СКУЛЬПТУРА и ЖИВОПИСЬ?

В субтесте 8 «Словарь» сокращено общее количество заданий (30 вместо 40), из старой редакции взяты только 6 (20%). Если в старом варианте более половины заданий — 22 (55%) — представляют собой названия предметов, которые нужно определить (мех, зонт, подушка, гвоздь и пр.), то в новой редакции подобных заданий всего 9 (30%). В старой редакции только в 4 заданиях (10%) требуется определить признаки (атрибуты) объектов, в новой редакции таких заданий стало 27% (точный, прозрачный, усердный, единодушный и пр.). В целом следует отметить, что в большем числе заданий субтеста «Словарь» новой редакции используются абстрактные понятия.

В субтесте 10 «Понимание» увеличилось количество заданий (18 вместо 14), среди них только 22% присутствуют в старой редакции. Устранены неудачные, требующие предсказать свое поведение в маловероятных ситуациях, такие как: «Что бы ты сделал, если бы увидел поезд, приближающийся к поврежденным рельсам?», «Почему при кораблекрушении надо в первую очередь спасать женщин и детей?». Вместо подобных вопросов предложены такие, при ответе на которые можно продемонстрировать умение рассуждать, а также понимать повседневные, обыденные ситуации и факты. Например: «Почему фамилии в телефонной книге расположены в алфавитном порядке?», «Назови несколько причин, почему нужно выключать свет, если им никто не пользуется?», «Приведи несколько причин, почему на машине нужно иметь номерные знаки?».

Существенными являются изменения и в невербальных субтестах. Субтест 1 «Завершение» картинок включает не 20, а 30 заданий. На выполнение каждого из них отводится не 15, а 20 секунд, так как картинки выполнены в цвете, и это усложняет нахождение недостающих деталей.

В субтесте 5 «Упорядочивание картинок» отсутствуют задания, в которых следует собрать изображение объекта (собака, мать, поезд). В новой редакции представлены только задания, состоящие из карточек, изображающих какую-то ситуацию. Их количество увеличено до 14 (в старой редакции — 7), они выполнены в цвете и представляют новые, не встречавшиеся в прежней редакции ситуации.

В субтесте 7 «Композиции из кубиков» увеличено количество заданий (12 вместо 10) и сокращено максимальное время, отводимое на выполнение каждого.

В субтесте 9 «Складываемые объекты» также возросло количество заданий (6 вместо 4), увеличилась их сложность.

В субтесте «Лабиринты» добавлены два наиболее сложных лабиринта.

Таким образом, анализ новой редакции детской шкалы Векслера показывает, что произошедшие в ней изменения очень существенны и касаются как процедуры, так и содержания теста. Эти изменения, вероятно, адекватно отражают произошедшие на протяжении полувека изменения в психическом развитии детей диагностируемого возраста. Последние нельзя не замечать, поэтому следует отказаться от использования устаревшего варианта методики Векслера.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»