Многие методы, применяемые для решения задач психологии труда — оптимизация праксических состояний, процессов адаптации, профессионального обучения, улучшение межличностных взаимоотношений в трудовых коллективах, позитивное личностное развитие — используют различные виды и формы художественного творчества. Это дает основание отнести их к арт-терапевтическим несмотря на то, что этот термин используется авторами не всегда.
Проведем краткий обзор работ, посвященных использованию различных художественных средств в целях оптимизации трудовой деятельности.
Еще с древности до наших дней дошли знания о труде, выраженные в следующих неписьменных средствах фиксации [43, с. 15]:
- Сказки, легенды, заговоры, обряды.
- Изобразительные средства.
- Песня и ритм — средства управления состоянием человека в труде. Ритм — средство и важное условие создания особого настроения в производственной деятельности и вне ее. Особенно важен ритм был в выполнении коллективных действий.
- Народные пословицы и поговорки.
Существуют различные версии о происхождении искусства. Многие из них сводятся к тому, что первоначально оно имело задачу снимать тяжелое напряжение труда. На наш взгляд, искусство — это выражение естественной потребности человека в привнесении в свою трудовую деятельность компонента творческого самовыражения, и, в определенной степени, в создании фольклорных, изобразительных, литературных произведений и т.д. В этом можно увидеть истоки идеи психологического обеспечения труда методами искусства.
Еще В.М. Бехтеревым был предложен метод лечебного чтения (либропсихотерапия), который активно использовался на производстве для борьбы с состояниями монотонии. Обычно этот метод реализовывался в виде прослушивания отрывков из художественных произведений (прозы, стихов) и применялся при выполнении ручных однотипных операций. Хотя формы воздействия функциональной музыки и прослушивания отрывков текста на состояние человека различны, их эффекты обнаруживают существенное сходство. К сожалению, вопрос о конкретных психологических механизмах положительного воздействия этих средств пока еще остается открытым и нуждается в специальном исследовании.
Об активном использовании музыки в психологическом сопровождении трудовой деятельности можно судить по ряду публикаций [16, 37]. Музыкальные программы, подобранные с учетом специфики труда, являются эффективным средством борьбы с монотонией, начальными стадиями утомления, предотвращения нервно-эмоциональных срывов, — отмечали И.А. Гольдварг (1971), В.Г. Асеев (1974). Установлено, что под влиянием музыки происходит «усиление восстановительных процессов в физиологических системах, деятельность которых угнетена под влиянием утомления» [37, с. 54–56]. Но функциональная музыка оказывает благоприятное влияние только в том случае, если в полной мере учитываются требования к организации и содержанию музыкальных программ, к методическим и техническим средствам их реализации. Назначение музыкальных программ различается в зависимости от типа состояния, подлежащего коррекции или устранению. С их помощью можно стимулировать процессы «вхождения в работу» или адаптации к изменившимся условиям деятельности, поддерживать оптимальный уровень выполнения работы, активизировать резервные возможности человека при истощении вследствие утомления, способствовать более полному расслаблению в периоды отдыха [там же].
В своем исследовании В.Е. Рожнов отмечал, что активизирующие методы психотерапевтического воздействия с использованием художественной формы, применяемые в трудовом коллективе, способствуют расширению контактов между людьми. Арт-терапевтическое рисование на свободные темы способствует освобождению от внутреннего напряжения, катарсическому очищению и является мощным средством воздействия на эмоциональную сферу личности и ее ценностные ориентации. С его помощью возможно изменять отношения и планомерно их перестраивать, а также обеспечить глубокий отдых и увлечь приятной, творческой деятельностью [50, с. 245–256].
Сегодня мы уже можем говорить об арт-технологиях и их положительном воздействии на процесс подготовки специалистов помогающих профессий. Эффективность использования мультимедийных форм арт-терапии в подготовке специалистов помогающих профессий отмечает В.Л. Кокоренко: «Они позволяют создавать благоприятные условия в обучающем процессе специалистов помогающих профессий и для обработки многих профессионально важных умений, и для усвоения научных идей и закономерностей, поскольку почва для этого подготовлена ситуацией «проживания», и для раскрытия личности преподавателя, ведущего занятия, тем самым, усиливая процесс идентификации» [26, с. 13].
Анализ результатов различных исследований позволяет указать на позитивные изменения в профессиональной группе психологов, педагогов, и отметить перспективность дальнейших исследований по возможности использования «арт-терапевтической здоровьесберегающей» технологии [15, 17, 32, 33]. То, что использование арт-терапии способствует процессу творческого самопознания и позитивному личностному развитию будущих педагогов, отмечают Т.Г. Глухова, В.В. Горев, Л.Д. Лебедева.
Л.Д. Лебедева в своем лонгитюдном исследовании отмечает, что в различных формах арт-терапии объективируются профессионально значимые качества будущего учителя, а также выделяет гуманистический потенциал арт-терапии в формировании личности студента педагогического вуза [32]. В.В. Горев анализирует художественную деятельность как фактор личностного развития. В своем исследовании он отмечает, что «критериями, характеризующими процесс самопознания и развития будущих педагогов на основе художественной деятельности, являются изменения личностно-смысловой сферы». Позитивные изменения отмечены в следующих сферах личности: мотивация достижения, чувственно-эмоциональная сфера, креативность, процесс самопознания, отношение к другим людям, духовная сфера [17]. Т.Г. Глухова исследовала актуализацию восприятия педагогом своего профессионального здоровья посредством тренинга арт-терапевтической направленности. В результате применения арт-терапии была зафиксирована положительная динамика следующих показателей профессионального здоровья педагогов: поведенческая гибкость, креативность, самопринятие. Отмечены снижение реактивной и личностной тревожности, самообвинения и т.д. [15].
Применение метода арт-терапии показало высокую эффективность в работе с комбатами (это офицеры спецподразделений, принимающих участие в боевых действиях в Чечне), волонтерами, работающими в лагерях беженцев в Ингушетии, и оказавшимися в экзистенциальных кризисах. Об этом свидетельствует исследование Т.Ю. Колошиной [27].
Обнаружено и обосновано влияние художественно-творческой деятельности на личностную и профессиональную адаптацию студентов [33].
Р.М. Грановская, рассматривая творчество как вариант сублимации конфликта (на примере ролей руководителя, менеджера, психолога), предлагает анализировать стратегии личного развития творчества. В их число она включает медитацию, пение мантр, ритм и музыку, тренировку ярких цветовых представлений, коаны, различные варианты игр — логических, компьютерных, деловых и управленческих [18].
В заключение отметим возможности применения отдельных арт-терапевтических упражнений на рабочем месте. Например, Ш. МакНифф отмечает эффективность практик воображения, а также специальных арт-терапевтических занятий в работе над индивидуальным или творческим стилем высшего звена менеджеров [80]. Отдельные арт-терапевтические методики, упражнения, техники используются в тренингах личностного роста для специалистов, бизнес-тренингах, но отмечается опасность «выхолащивания» данного подхода.
Гуманизация профессиональной деятельности — «это личностно-центрированный процесс, совпадающий по главным целевым и процессуальным характеристикам с гуманистической моделью терапии; и образование, и терапия ориентированы, прежде всего, на помощь в личностном росте» [9, с. 22].
Приоритетная цель арт-терапии в психологии труда состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей творческого самовыражения и самопознания в профессиональной деятельности. Процесс гуманизации профессиональной деятельности, несомненно, следует рассматривать сквозь концепции гуманистической психологии и в контексте теории потребностей, в частности, «ценностной лестницы потребностей» А. Маслоу.
Представители гуманистического направления особо подчеркивали стремление здоровой личности к самосовершенствованию, ее уникальность. Идея саморазвития, самореализации, самоактуализации является значимой в современных концепциях о человеке. Понятие самоактуализации тесно связано с понятием жизненного пути. Творчество дает иной взгляд на системы ценностей, развивает способности, дает необходимый опыт совладания с проблемами, и позволяет, несмотря ни на что, сохранять интерес к миру.
Введение арт-терапии в психологическое обеспечение профессиональной деятельности за счет уникального арт-терапевтического пространства, возникающего в процессе арт-терапии, создает в едином арт-терапевтическом процессе сочетание трех других: процесса индивидуализации, социализации и профессионализации личности менеджера, придавая этому процессу гуманистическую направленность.
Рассмотрим процесс индивидуализации. «Здесь надо иметь в виду, что существенная часть любой психотерапии — формирование на той же эмпирической базе более благоприятной картины собственной жизни. Новый взгляд на собственную историю помогает изменить свою жизнь и свое отношение к миру…» [18]. Творческая деятельность позволяет удовлетворять глубинные потребности личности, а обучение творчеством увеличивает вероятность замены патологических путей самоактуализации, отмечает Р.М. Грановская [там же].
Групповое взаимодействие в процессе арт-терапии, совместная творческая деятельность создают возможность более открытых взаимоотношений между людьми. Участие в группе помогает менеджеру в воспитании более открытых способов общения, учит сопереживанию состояниям другого.
Обратная связь в арт-терапевтическом процессе дает возможность рассмотреть упражнение, технику или прием с позиции профессиональной значимости. Индикатором изменений, происходящих в личности менеджера в процессе арт-терапевтического сопровождения, выступает «Я-концепция». В результате влияния арт-терапии обогащается структура «образа Я» менеджера и, согласно теории, в дальнейшем она обнаруживается в иной, более расширенной и позитивной позиции менеджера в его профессиональной деятельности и в мире. Творческий процесс, возможность последующего обсуждения, феноменологическая групповая динамика затрагивают глубинные процессы человеческого существования. А также заставляют задуматься над вопросами, о которых в иной обстановке он (менеджер) никогда ранее не размышлял: о психологической природе человека, собственном стиле взаимодействия с окружающим миром и другими людьми, о собственной творческой силе, альтруизме и т.д.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что практическое применение арт-терапевтических методов и приемов для решения задач психологии труда имеет давнюю традицию. В последние годы в связи с общими тенденциями развития общества и науки арт-терапевтические методы стали все чаще использоваться с целью развития творческого самопознания и позитивного личностного развития человека в труде, то есть для решения задач гуманизации трудовой деятельности. Использование арт-терапии для решения именно этих задач психологии труда представляется нам наиболее перспективным, как в практическом, так и в методическом плане (что позволяет раскрыть потенциал арт-терапии).
Литература
- Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
- Ананьев Б.Г. Задачи психологии искусства // Художественное творчество. Сборник. Л., 1982. с. 236–242.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства: [пер. с англ.; науч. ред. и вступ. ст. В.П. Шестакова]. М.: Прометей, 1994. 352 с.
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М.: Академия, 2001. 248 с.
- Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А.И. Копытина. СПб.: Речь: Семантика-С, 2002. 224 с.
- Беккер-Глош В. Международный журнал по арт-терапии. Исцеляющее Искусство. 1999. № 1. С. 42–58.
- Березина Г.А. Использование цветовых и музыкальных воздействий с целью оптимизации работоспособности при выполнении монотонной деятельности // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда. М.: [Б.и.], Ч.1., 1977. 207 с.
- Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. М.: Эксмо-Пресс, 2002. 256 с.
- Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении академика В. М. Бехтерева. СПб.: Сойкин П. П., 1910. 50 с.
- Брусиловский Л.С. Музыка в системе восстановления психических больных. (Опыт организации и проведения музыкотерапии): автореф. дисс. ... канд. мед. наук. Л.: Ленингр. ин-т им. В. М. Бехтерева, 1973. 20 с.
- Бурно М.Е. Психотерапия творческим самовыражением. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 363 с.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. М.: Владос-пресс, 2005. 160 с.
- Веремеенко Н.И. Социально-психологические особенности применения танце-двигательных методов в групповой форме работы: дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2003. 220 с.
- Выготский Л.С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции [комм. В. В. Иванов]. 5-е изд., испр. и доп. М.: Лабиринт, 1998. 416 с.
- Глухова Т.Г. Актуализация восприятия профессионального здоровья средствами арт-терапии: дис. … канд. пед. наук. Самара, 2003. 25 с.
- Гольдварг И.А. Музыка на производстве. Пермь: Книжное изд-во, 1971. 110 с.
- Горев В.В. Художественная деятельность как способ самопознания и развития личности: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Астрахань, 2003. 17 с.
- Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. СПб.: Речь, 2006. 416 с.
- Гройсман А.Л. Интеграция науки и искусства: [Сб. науч. работ Междунар. пед. акад., посвящ. 40-летию науч.-пед. деятельности д. м. н., проф. РАТИ-ГИТИС, акад.-секретаря МПА А.Л. Гройсмана / науч. ред.: Г.С. Михайлов]. М.: Когито-центр, 2004. 345 с.
- Гудман Р. Обсуждение и создание детских рисунков // Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер. 2000. С.136–158.
- Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: Речь, 2001. 352 с.
- Гулина М.А. Теоретические и методологические основы индивидуального психологического консультирования: дисс. д-ра психол. наук. СПб., 1998. С. 75–76.
- Дорфман Л.Я. Исследование влияния музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1981. 15 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь; ТЦ Сфера, 2001. 400 с.
- Келиш Э. В поисках смысла визуальных образов // Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А.И. Копытина. СПб.: Речь; Семантика-С, 2002. С. 15–49.
- Кокоренко В.Л. Арт-технологии в подготовке специалистов помогающих профессий. СПб.: Речь, 2005. 101 с.
- Колошина Т.Ю. Арттерапия в терапии кризисных состояний личности и группы: дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2002. 160 с.
- Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999. 256 с.
- Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Речь, 2003. 320 с.
- Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Лань, 2002. 230 с.
- Кратохвил С., Ташлыков В.А. Групповая психотерапия при неврозах: стили руководства психотерапевтическими группами (сравнительное исследование в СССР и ЧССР) // Журнал невропат. и психиатр. им. С.С. Корсакова, 1983. № 11. С. 1712–1716.
- Лебедева Л.Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: [Монография]. СПб.: ЛОИРО, 2001. 320 с.
- Леушканова С.В. К проблеме творческой активности как условия успешности в деятельности // Материалы Х городской научно-практической конференции «Научный поиск-2005: новые направления и результаты исследований». Часть 1. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2005. 80 с.
- Ломов Б.Ф. Диалектика социального и природного в развитии человека и его отношений с миром // Психологический журнал. 1989. № 3. Т.10. С.3–6.
- Макнифф Ш. Творчество за рамками привычного: расширение возможностей психологических исследований с помощью искусства // Исцеляющее искусство. Междун. журнал арт-терапии. № 2, том 5, весна 2002. С. 8–25.
- Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства / Пер. с чешск. М.: Искусство, 1994. 606 с.
- Муравов И.В. Физиологическая характеристика состояний функционального комфорта // Проблемы функционального комфорта. М., 1977. С. 54–56.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 2001. 144 с.
- Некоторые аспекты библиотерапии: метод. рекомендации / М-во здравоохранения ЛитССР, [Подг. Э. Стальненене, В. Мяшка]. Вильнюс: Н.И. лаб. курортологии, 1988. 20 с.
- Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика, № 4. 1998. С.3–8.
- Платонова О.В., Жвитиашвили Н.Ю. Арт-терапия в художественном музее: учеб. пособие для студентов гуманитарно-художественных вузов. СПб.: СпецЛит, 2000. 142 с.
- Попель А.А., Рыжов В.В. Социальная креативность и механизмы ее развития / Актуальные проблемы науки и гуманит. образования: сб. науч. трудов. Вып 5. Н. Новгород: НГЛУ, 2004. С. 86–100.
- Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. С. 476.
- Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К. Тутушкиной. СПб.: Дидактика Плюс, 2001. 352 с.
- Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2000. 752 с.
- Реформаторский А.А. Вопросы терминологии: межвуз. сб. / Нижегород. ГУ им. Н.И. Лобачевского; [Редкол.: В.Н. Немченко (отв. ред.) и др.]. Нижний Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1993. 171 с.
- Рид Г. Краткая история современной живописи / Герберт Рид; [пер. с англ. Т. Скоробогатова]. М.: Искусство-XXI век, 2006. 317с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс; Универс, 1994. 480 с.
- Роджерс Н. Путь к целостности: человекоцентрированная терапия на основе экспрессивных искусств. М.: Аlien Art Studio, 1997. С. 25–45.
- Рожнов В.Е., Свешников А.В. Психоэстетотерапия: Руководство по психотерапии. Ташкент: Медицина УзССР, 1979. 639 с.
- Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в практической психологии: психологический практикум. СПб.: Речь, 2001. 416 с.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности / Ученые записки высшей школы г. Одессы. 1922. Т.2 // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 80–86.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / Под общ. ред. Л.П. Петровской. 2-е изд. М.: Прогресс, 1993. 368 с.
- Рыбников Н.А. Детские рисунки и их изучение. М., 1926.
- Самойлова В.Г. Арт-терапия как одна из инновационных технологий коррекции эмоциональной сферы: учеб. пособие. Челябинск; изд-во Чел. гос. Академии культуры и искусства, 2004. 155 с.
- Серов Н.В. Светоцветовая терапия. СПб.: Речь, 2001. 256 с
- Смирнов А.А. Детские рисунки: хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1980. 239 с.
- Соболев Ю.А. Уроки Локки // Арт-терапия в эпоху постмодерна / Под ред. А.И. Копытина. СПб.: Речь: Семантика-С, 2002. С.50–59.
- Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. 3-е изд., испр. М.: Академия, 1996. 93 с.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003. 378 с. Серия (Памятники психологической мысли).
- Ферс Г. Тайный мир рисунка. Исцеление через рисунок. СПб.: Деметра, 2003. 176 с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 447 с.
- Фромм Э. Душа человека. М.: Прогресс, 1992. 277 с.
- Хайкин Р. Б. Художественное творчество глазами врача. СПб.: Наука, 1992. 232 с.
- Шипулин Г.П. Лечебное влияние музыки // Вопр. современной психоневрологии. Т.3., Л., 1998.
- Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в гештальттерапии / Пер. с нем. СПб.: Изд. Пирожкова, 2001. 224 с.
- Шушарджан В.С. Музыкатерапия и резервы человеческого организма. М.: Антидор, 1998. С.17–25.
- Юнг К.-Г. Архетип и символ. М., 1991.
- Яроцкий И.А. Идеализм как физиологический фактор. Юрьев, 1908.
- Ball B. Moments of Change in the Art Therapy Process. American Art Therapy Association Annual Conference, St. Louis, Missouri, 2000.
- Blatner A. Postmodernizm and psychotherapy goals // Individual Psychology, 53(4). Dec. 1997. P. 476–482.
- Fider E., Fider B. The expressive arts therapies: art, music as a therapy. New York. 1981. P. 222–232.
- Hill A. Exploratori in Session Process Research in Individual Psychotherapy: A Review. J. of Consulting and Clinical Psychology. Vol. 58 (3). P. 288–294.
- Hogan S. (ed) Feminist Approaches to Art Therapy. London and New York. 1997. 297 p.
- Jennings J. Introduction to Dramatherapy. London: Routledge, 1998. P. 23–36.
- Kramer E. Art as therapy. Collected Papers. New York. 2001. 272 p.
- Landgarten H.B., Libbers D. Adult Art Psychotherapy: issues and application/ New York, 1991. 225 p.
- Levin St., Levine E. G. (ed) Foundations of Expressive Arts Therapy: Theoretical and Clinical perspektives. London: Jessica Publischers, 1988. 235 p.
- Liebmann M. Art therapy for Groups: a handbook of themes, games and exersises. Cambridge, Boston & London: SHAMBALA, 2003. P. 40–46.
- MаcNiff S. Creating with Others. The Practice of Imagination in Life, Art, and the Workplace. Boston&London.: SHAMBALA, 2003. 260 р.
- Naumburg M. Art-therapy: Its Skopу and Funktion: Hamer E. (ed). // Clinikal Appeication of Projective Drawings. Springfield: Thomas. 1985. P. 510–525.
Источник: Пурнис Н.Е. Арт-терапия в психологическом сопровождении персонала. СПб: Речь, 2008. С. 31-40.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать