29 июня «Психологическая газета» опубликовала некролог о Людмиле Андреевне Карпенко — человеке, чье имя известно практически всем отечественным психологам, кто обращался к основным справочным изданиям 1985-2000-х годов. «Краткий психологический словарь» (1985, 1998) и справочник «Психология. Словарь» (1990) под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; уникальное первое в России 6-томное справочно-энциклопедическое издание «Психологический лексикон» (2005-2007) под редакцией А.В. Петровского, — редактором-составитель и автором многих статей была Л.А. Карпенко. Как отметил в некрологе В.А. Петровский, в создании словарей, содержащих около 2500 статей, приняло участие более четырехсот ведущих специалистов, и многие из ее коллег с благодарностью вспомнят о ней. И это действительно так.
Те, кто работал с Людмилой Андреевной в «Психологическом институте», знали ее как грамотного исследователя, имеющего обширные знания в справочной литературе, к кому можно обратиться за уточнением по любому вопросу и получить исчерпывающий ответ. И главное — она была человеком очень скромным и деликатным. Нам, десяти сотрудникам ПИ РАО и нескольких вузов Москвы и Ростова-на-Дону, довелось вместе с Л.А. Карпенко работать в 2006-2015 гг. в исследовательском и издательском проектах, поддержанных РГНФ, в группе редакторов-составителей Энциклопедического словаря «Психология общения» под руководством А.А. Бодалева. Алексей Александрович искренне радовался, когда узнал, что Людмила Андреевна согласилась участвовать в нашем проекте: «Большая умница и труженица», — говорил о ней.
Людмила Андреевна внесла существенные идеи, касающиеся структурирования словаря, подготовила ряд статей и была автором раздела «Исследователи психологии общения». Имея самый большой в нашей стране опыт составителя справочных энциклопедических изданий по психологии, она всегда руководствовалась принятыми в психологическом сообществе нормами отношений и авторскими правами. В раздел персоналий включены биографические данные и сведения о научной работе отечественных психологов — докторов наук и зарубежных исследователей, имеющих монографии или возглавляющих научные направления, в рамках которых разрабатываются проблемы психологии общения. Часть статей данного раздела были привлечена по согласованию с авторами из тома «История психологии в лицах. Персоналии» Психологического лексикона, о чем было сказано в предисловиях обоих изданий Словаря. Он был издан под редакцией А.А. Бодалева в 2011 году; 2-е издание исправленное и дополненное вышло в 2015. В нем было 1160 статей 360 авторов.
Не раз в разговорах Людмила Андреевна сетовала, что за большой редакторской работой не остается времени завершить докторскую диссертацию, где она рассматривала категориальный строй психологии с новых позиций... Но хотелось бы особо отметить ее заслугу в разработке оценки научного вклада ученых в развитие психологической науки. Карпенко отмечала, что тема критериальной оценки научного вклада практически не разработана, нет единой системы и подхода для оценки значимости научных трудов применительно к разноуровневым задачам, что разработаны только критерии оценки непосредственных достижений ученых применительно к конкретным научным исследованиям, которые используются для присвоения им ученой степени.
В коллективной монографии «Психология общения: Школа академика А.А. Бодалева» (ред. Н.Л. Карпова, В.А. Лабунская, Т.И. Пашукова, 2016) есть статья Л.А. Карпенко «Научный вклад А.А. Бодалева в развитие психологической науки», подготовленная к 90-летию академика А.А. Бодалева. Здесь Л.А. Карпенко приводит вариант науковедческого подхода, разработанного в лаборатории «Теории и истории психологии ПИ РАО» при выполнении темы «Структура психологического знания и научный вклад российских ученых в развитие конкретных областей психологии» (2010-2011) и разработанную «Модель критериальной оценки научного вклада ученых». Данная модель включает в себя четыре базовые позиции, обобщенно отражающие деятельностные типы научного вклада конкретных ученых (I — общенаучный исследовательский вклад ученого; II — анализ теоретического вклада исследователей в развитие психологической науки; III — научный вклад ученых в сферу прикладных психологических исследований; IV — вклад в научно-организационную деятельность в сфере психологии). Эти деятельностные типы научного вклада раскрываются через семь структурных критериальных требований, позволяющих оценить конкретный тип научного вклада. В свою очередь, каждое из критериальных требований включает в себя систему конкретных критериев, которым должен в той или иной мере соответствовать научный вклад.
С позиций данного подхода, требующего серьезной науковедческой работы, Л.А. Карпенко убедительно доказала значимость для отечественной науки деятельности известного психолога, педагога, ученого, организатора психологической науки в России, академика РАО Алексея Александровича Бодалева. И если посмотреть на многостороннюю деятельность самой Людмилы Андреевны, можно без преувеличения сказать и о ее большом вкладе в развитие отечественной психологической науки. К сожалению, она уже не смогла участвовать с нами в конференции РАО по психологии общения к 100-летию со дня рождения А.А. Бодалева (2023) и получить медаль имени А.А. Бодалева, которой всех редакторов-составителей Энциклопедического словаря «Психология общения» наградила Академия имиджелогии.
Когда уходят такие люди, душа плачет… Добрая и благодарная память нашей коллеге Людмиле Андреевне Карпенко. Она была искренним служителем науки, ученым, трудоголиком в самом лучшем смысле этого слова, замечательным редактором научных текстов и светлым человеком.
Н.Л. Карпова, Т.И. Пашукова, В.А. Лабунская, Е.А. Петрова,
Л.В. Матвеева, Т.П. Скрипкина, Н.Д. Творогова, И.Б. Ханина
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать