16+
Выходит с 1995 года
18 июля 2024

Кто есть кто

Татьяна Петровна Скрипкина

Татьяна Петровна Скрипкина

Москва

Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Заслуженный деятель науки Республики Ингушетия.

Профессор кафедры социологии, психологии управления и истории Государственного университета управления. Ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела научного центра Академии ФСИН России.

Член экспертного совета ВАК при МОН РФ по педагогике и психологии. Эксперт Рособрнадзора. Член Экспертного совета Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности.

Член Международной славянской академии образования им. Я. А. Каменского.

В 1975 г. закончила Ростовский государственный университет, в 1983 г. - аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сейчас - ПИ РАО).

В 1984 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Доверие к людям в раннем юношеском возрасте», в 1998 г. - докторскую диссертацию на тему «Доверие как социально-психологическое явление».

С 1976 по 2000 гг. работала в Ростовском государственном педагогическом университете. С 1989 по 2000 г. заведовала кафедрой социальной и педагогической психологии РГПУ. С 2000 г. заведовала кафедрой психологии развития и акмеологии Южного федерального университета.

Работала в Университете РАО (сейчас Университет российского инновационного образования): декан психологического факультета, затем факультета гуманитарных наук, заведующая кафедрой общей психологии и психологии развития.

Преподавала на кафедре психологического консультирования факультета психологии Московского государственного областного университета.

Преподавала в Российском государственном гуманитарном университете — профессор кафедры социальной психологии Института психологии им. Л.С. Выготского.

Преподавала в Новосибирском военном институте войск национальной гвардии Российской Федерации — профессор кафедры военной педагогики и психологии.

С 2020 г. работает в Академии ФСИН России.

Область научных интересов: доверие как условие социализации личности; проблемы профессионального развития личности; разработка форм, видов и направлений работы психологической службы образования; формы психологического сопровождения детей и подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи; особенности консультирования детско-родительских отношений; работа с детьми с отклонениями в развитии, психология продвижения человека к «акме», теоретико-психологические основы социокультурной модернизации образования, конструирование безопасной психологической среды в образовательном пространстве.

Под руководством Т.П. Скрипкиной выполнены исследования особенностей проявления доверия в социально-психологическом взаимодействии: в педагогическом процессе, в бизнесе, в инновационной деятельности, в группах подростков - несовершеннолетних преступников, у детей разного возраста, воспитывающихся в условиях депривации. Все исследовательские проекты, возглавляемые ею, успешно продвигались благодаря разработке оригинальных исследовательских методик, которые востребованы психодиагностической практикой.

Автор более 250 научных и научно-методических работ, среди которых монографии, главы в монографиях, учебные пособия, статьи, методические разработки. Основные публикации:

  • Формирование личности подростка в трудной жизненной ситуации / коллектив авторов. Волгоград, 2020.
  • Зачем учителю психология? // Высшее образование в современном мире: история и перспективы. Международная междисциплинарная коллективная монография. Сост. и ред. M. Ле Шансо, И.Э. Соколовская. М., 2020.
  • Социальная психология труда: между неопределенностью и прозрачностью / коллектив авторов. М., 2019.
  • Принцип развития в современной психологии / коллектив авторов. М., 2016.
  • Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками ксенофобии в обществе риска: коллективная монография. М., 2011.
  • Психология субъекта и психология человеческого бытия: коллективная монография. Краснодар, 2010.
  • Доверие как фактор развития субъектности в онтогенезе / Скрипкина Т.П., Крищенко Е.П. Ростов-на-Дону, 2010.
  • Психология личности: учебное пособие / коллектив авторов. М., 2007.
  • Доверие в социально-психологическом взаимодействии / коллектив авторов. Ростов-на-Дону, 2006.
  • Доверие к миру как фундаментальное условие толерантности / Скрипкина Т.П. Ростов-на-Дону, 2002.
  • Социальная психология личности в вопросах и ответах / коллектив авторов. М., 1999, 2001.
  • Что такое психоаналитический подход в психологии личности? / Скрипкина Т.П. М., 1999.
  • Психология доверия: учебное пособие / Скрипкина Т.П. М., 1998, 2000, 2011.
  • Психология доверия (теоретико-эмпирический анализ) / Скрипкина Т.П. Ростов-на-Дону, 1997.
  • Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях. 1996 (в соавт.).
  • Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов / Скрипкина Т.П. Ростов-на-Дону, 1993.
  • Эмоциональные и познавательные характеристики общения / коллектив авторов. Ростов-на-Дону, 1990.

Награды:

  • лауреат премии Правительства в области образования,
  • нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования РФ»
  • победитель Всероссийского конкурса «Золотые имена высшей школы» в номинации «За подготовку научных и педагогических кадров» (2023)
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
  • Статуэтка «Золотая психея»
    «Психология общения», энциклопедический словарь (в номинации «Проект года в психологической науке», 2011 г.), победитель
Поздравления с днём рождения
  • Любовь Сергеевна Новикова

    С Днем Рождения, уважаемая Татьяна Петровна! Желаю Вам море любви, крепкого здоровья и бесконечного счастья! Пусть сбываются заветные желания, и всегда остается, о чем еще помечтать!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»