18+
Выходит с 1995 года
19 ноября 2024
Психическое здоровье в современном мире с точки зрения Нематериальной теории психики, или Кто является носителем психики и разума

Михаил Михайлович Решетников, профессор, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ, ректор Восточно-Европейского института психоанализа, член Президиума Российского психологического общества, вице-президент Санкт-Петербургского психологического общества, паст-президент МОО «Европейская конфедерация психоаналитической психотерапии», представил доклад «Психическое здоровье в современном мире с точки зрения Нематериальной теории психики, или Кто является носителем психики и разума1» на 18-м Санкт-Петербургском саммите психологов. Публикуем текст доклада.

Я не буду останавливаться на подробном изложении Нематериальной теории психики. Она неоднократно опубликована на русском и английском [7–12, 20–26]. Поэтому кратко напомню лишь ее основные выводы.

Вначале ее ключевое положение: наличие здорового мозга является необходимым, но недостаточным условием формирования и адекватного функционирования человеческой психики — обязательно требуется языковое программирование.

В этой теории также были обоснованы ряд существенных выводов.

Во-первых, мозг и психика — это две тесно связанные, но принципиально разные системы.

Во-вторых, мозг и нервная система материальны и регулируют деятельность всех внутренних органов, физиологические реакции и адаптивные функции индивида, то есть — человека как представителя биологического вида Homo Sapiens.

В-третьих, психика нематериальна. Это информационная структура, которая формируется на основе языкового программирования только в социальной среде и регулирует все социальные функции человека. Именно эта структура делает нас личностями.

Лучше всего это демонстрируют невольные опыты воспитания человеческих детенышей в животных сообществах. Они, конечно, остаются индивидами, представителями вида Homo sapience, но они не становятся личностями и не способны подключиться к социальному Со-знанию [1]. Однако они усваивают язык и программы поведения того животного сообщества, где им удалось выжить [17].

В околонаучной литературе описываются не менее десятка полумифологических опытов, когда новорожденных помещали в изолированное от социума пространство, за ними ухаживали, кормили, пеленали, но вообще не вступали с ними в вербальные контакты. Основной интерес горе-экспериментаторов состоял в попытке узнать: на каком же языке заговорят дети? Естественно, что они не заговорили ни на каком языке. Более того — у них вообще не формировалась человеческая психика. И здесь мы должны сделать еще один важный вывод: ни один конкретный человек не является носителем психики.

Носителем и передатчиком человеческой психики является окружающий младенца социум. И второй важнейший вывод: язык — это внешняя функция психики, или ее реальная объективизация. Психика структурируется языком, которым опосредованно обозначаются все предметы и явления. Причем формирование психики происходит только в период ее манифестации в раннем детстве [5]. В более поздние сроки ребенок может усвоить некоторые слова и понятия и даже некоторые формы поведения, но полноценной личностью он уже никогда не станет, так как период манифестации (формирования человеческого разума) упущен [17].

Следующий важный вывод: абсолютное большинство тех, кто становится личностями, усваивают тот язык, ту систему мышления, те идеи и ценности, которые действуют в окружающем его социуме.

Ученые долго искали психику в структурах мозга и создавали различную псевдофизиологическую и псевдопсихологическую терминологию для описания психических процессов в виде неких мозговых механизмов психики. Они якобы изучали и лечили психику, а на самом деле изучали и лечили мозг. Из Нематериальной теории психики вытекает ряд принципиально новых выводов и подходов, как к психологии в целом, так и к анализу мировых процессов.

В принципе, эти идеи имеют давнюю историю. Еще Карл Ясперс в 1913 году писал: «Каждый человек есть то, что он есть, только потому, что в свое время был заложен совершенно определенный исторический (а не просто общечеловеческий) фундамент». «Реальная психическая жизнь немыслима вне традиций, передаваемых ему через ту человеческую общность, среди которой он живет» [19]. То есть то, что мы называем разумной жизнью, по сути, интроецируется (но можно сказать — навязывается) традициями, идеями и принципами, культивируемыми в окружающем социуме. А значит, эти принципы могут иметь множество вариантов, а будучи сформированными, даже если и поддаются коррекции, все равно остаются главенствующими. Мы это реально видим по поведению молодых мигрантов, взращенных на ложных идеях оккупации их стран со стороны России, которая — наоборот — обеспечила им вхождение в мировую культуру, принесла научный и технический прогресс. 

Обратимся к Фрейду и его идее о необоснованности противопоставления индивидуальных и массовых психических феноменов. Как подчеркивает автор, в этом противопоставлении «…многое из своей остроты при ближайшем рассмотрении теряет», в силу чего психология отдельной личности «…с самого начала является одновременно также и психологией социальной…». И далее Фрейд дополняет этот вывод тезисом о необходимости рассматривать каждого отдельного человека не как самостоятельного субъекта, а «…как члена племени, народа, касты, сословия, институции…» [14].

А если представить этот тезис в обратном звучании, можно сделать заключение, что и социум, целые страны и народы могут страдать депрессиями, неврозами и психозами. Трудно найти другое объяснение для общенационального невроза российской революции 1917 года, когда каждый, кто в шляпе и в пенсне, а уж тем более в рясе становился врагом и подлежал уничтожению, а православный народ весело и радостно грабил церкви. Также трудно найти объяснение для общенационального психоза в фашистской Германии тридцатых годов. Еще затруднительнее найти объяснение идеям патологического антирусизма в современном западном мире.

А теперь обратимся к идеям представителей философии иррационализма и волюнтаризма. В свое время термин «волюнтаризм» приобрел исключительно негативный оттенок, хотя исходно он использовался для обозначения философского направления, считающего волю основой всего сущего, движущей силой развития, в некотором роде противопоставляя волю разуму. На определенном периоде развития философии и психологии эти теории были просто отброшены, а как представляется — зря.

С одной стороны, волюнтаризм абсолютизировал полную свободу воли и действий конкретного человека, а с другой — все волевые побуждения в волюнтаризме рассматривались как непознаваемые, слепые силы, которые и «ведут» человека по жизни. В последующем было признано, что волюнтаризм особенно опасен в системе власти и в педагогике. То есть когда те или иные властные фигуры, а педагог — это одна из самых первых властных фигур (и прообраз всех последующих), предлагают или даже настаивают на какой-то нереальной или утопической идее и принуждают учащихся, а в случае с властными фигурами — принуждают весь социум следовать их требованиям.

Обратимся к одному из ярчайших представителей волюнтаризма Артуру Шопенгауэру (1788–1860) и его работе 1818 года «Мир как воля и представление» [18]. Автор убедительно обосновывает, что каждый a priori считает себя совершенно свободным и думает, будто он в любой момент может избрать другой жизненный путь, сделаться другим. Но a posteriori он убеждается, что он не свободен, а подчинен необходимости, и до конца жизни вынужден проявлять один и тот же (им самим не одобряемый!) характер, играть до конца однажды принятую на себя роль.

Шопенгауэра называют главным пессимистом в истории философии. Он обосновывает, что не существует никаких универсальных правил, потому что воля подчиняет разум, при этом воля иррациональна. То есть свободной воли отдельного человека не существует, она подчинена мировой иррациональной воле. Особого внимания заслуживает выделение этим философом эгоистического характера, который, по мнению автора, свойственен для большинства людей. Этот характер может (при определенных условиях) от обычного бытового эгоизма доходить до крайностей, как пишет автор, вплоть до готовности убить человека ради того, чтобы его жиром смазать себе сапоги.

Последователь Шопенгауэра — Фридрих Ницше (1844–1900) развивает эти идеи и приходит к выводу, что мировая воля, о которой писал Шопенгауэр, является в своей сущности волей к власти, а не просто стремлением быть. Эти идеи развиваются автором в 1874 году в работе «О пользе и вреде истории для жизни» [2, 3, 6]. 

Для чего мной приводится этот экскурс в философию иррационализма? Давайте внимательнее присмотримся к современным мировым событиям с философской и психологической точки зрения. Что мы увидим? Мы увидим, что так называемая элита коллективного Запада уже на протяжении нескольких столетий идет по пути иррационального и эгоистического развития, в основе которого лежит стремление к власти над всем миром, даже несмотря на реальную угрозу его полного уничтожения. При этом такая идеология насаждается в западных странах с помощью мощнейших финансовых, политических и волевых усилий над всем населением этих стран, насаждается с помощью лжи, фальсификации истории и современных событий. Насаждается в дошкольных учреждениях, затем в системе образования и с помощью подавления любого инакомыслия во взрослой популяции. При этом основными проводниками новой идеологии являются система образования и практически полностью подконтрольные правящим элитам западного мира СМИ.

Пропаганда расчеловечивания активно насаждается начиная с самого раннего возраста, когда у ребенка еще практически отсутствует критическое мышление, причем эта пропаганда апеллирует к самым низменным потребностям и влечениям человека. Как отмечал З. Фрейд, такие влечения свойственны всем людям, поэтому каждый конкретный человек отчасти является врагом культуры, так как культура — это то, что налагает запреты [15]. Но никто не любит запреты. И богатейшие люди мира, так же, как и определенная часть власть предержащих, своим демонстративным пренебрежением нормами морали, нравственности и даже законами, безусловно, подтверждают этот вывод.

Еще раз вернусь к этому тезису и постараюсь акцентировать его значимость. Поскольку низменные влечения реально существуют, а культура, как показывает опыт последних десятилетий, — это слишком тонкая ткань, требуется не просто морально осуждать такие влечения, а при поддержке государственных структур законодательно строго карать за любые их проявления и популяризацию. В нашей стране это уже происходит с появлением ростков новой государственной идеологии, которую, конечно же, можно было бы и создать, но гораздо лучше и надежнее взрастить.

Считается, что на Западе нет никакой идеологии, но что постоянно внушается новым поколениям начиная с XX века? Им внушается, что мы живем в мире безудержной конкуренции всех против всех, а на смену высоким принципам человеческого сосуществования явно приходят принципы товарного фетишизма и сакрализации материального успеха. Особого внимания заслуживают западные СМИ и их повседневная пропаганда (а точнее — императивное и косвенное внушение) уродливого образа врага, на роль которого последовательно продвигается Россия с ее историческими (высокими!) традициями, огромной территорией и несметными природными богатствами.

Паранойяльный бред в отношении якобы дикой и агрессивной России внушается всеми западными СМИ. Причем внушается на фоне роста общественного пессимизма, деградации института семьи, активной популяризации движения феминисток, чайлдфри и ЛГБТ*. Добавим к этому рост наркоманий и преступности, узаконивание проституции и педофилии, идеи трансгендеризма*, деградацию западной демократии и институтов государственного управления, безудержный рост вооружений и терроризма, рост популярности правых сил, национализма и фашизма во многих западных странах.

Я не сторонник идей конспирологии и мирового правительства. Но объединяя Нематериальную теорию психики с последними тезисами, мы могли бы сделать определенные выводы. Точнее, должны признать, что при жестком контроле над системой образования и ведущими СМИ, то есть над всей передаваемой социуму информацией, можно на протяжении двух-трех десятилетий сформировать у населения отдельной страны или даже у населения десятка стран любую идеологию, любую систему ценностей и любую мораль. Уточню — от самой высокой до самой низменной и человеконенавистнической.

В заключение хочу выразить уверенность, что у этой идеологии расчеловечивания есть реальные авторы и дирижеры, которые, скорее всего, не хуже нас разбираются в психологии масс. Кроме того, хочу выразить уверенность, что источник этой идеологии находится не в исламском и не в православном мире, не в Китае и не в Индии, исповедующих качественно иные духовные ценности.

И последнее. С точки зрения Нематериальной теории психики, современные подходы к психологии масс и психическому здоровью не могут рассматриваться вне самого широкого и в высшей степени квалифицированного подхода к социальной терапии. Психологическое сообщество должно осознать свою особую роль и свою особую ответственность в формировании такой социальной политики.

Примечание

1 В соответствии с современными представлениями психика определяется как совокупность мыслительных процессов и явлений (ощущений, восприятий, эмоций, памяти и т.д.) и как специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. В отличие от этого разум характеризуется как высшая степень мыслительного процесса, способность человека думать и рассуждать логически, творчески, рационально, абстрактно.

Литература

  1. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). – М.: Педагогика, 1978. – 224 с.
  2. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни. По изд.: Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т. 2. – М.: Культурная революция, 2005. – Т. 2 / Пер. с нем. – М.: Фолiо, 2013. – 480 с.
  3. Некрасова Е.Н. Фридрих Ницше: поэт, мыслитель, пророк. – М.: МФТИ, 2007. – 160 с.
  4. Павлов И.П. Полное собрание трудов. Т. 1-5. – М.-Л.: Академия наук СССР. 1949. – Т. III, кн. 1. – С. 104, 482, 491, 515.
  5. Пенфилд В., Робертс Л. Содержание, речь и мозговые механизмы. – М., 1964. – 264 с.
  6. Перцев А.В. Фридрих Ницше у себя дома. – СПб: Владимир Даль, 2009. – 480 с. 
  7. Решетников М.М. Мозг и психика // Материалы съезда Российского психологического общества / сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – Т. 1. – С. 104–106.
  8. Решетников М.М. Психика и мозг: обучение и воспитание как процесс языкового программирования // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2017. – № 3 (10). – С. 86–102.
  9. Решетников М.М. Гениальные идеи и гениальные ошибки. (Нематериальная теория психики — второе сообщение) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. – 2019. – № 3. – С. 36–41.
  10. Решетников М.М. Современные представления о психике: смена парадигмы // Неврологический вестник. – 2020. –  Т. 52. – № 1. – С. 72–81.
  11. Решетников М.М. «Революционные» шаги в тупик. К 160-летию публикации статьи «Рефлексы головного мозга» // Неврологический вестник. – 2022. – Т. 54. – № 4. – С. 51–58.
  12. Решетников М.М. 2000 лет ошибок и заблуждений. Методологические предпосылки и основания Нематериальной теории психики. – СПб: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2024. – 60 с.
  13. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. – М.: Министерство просвещения СССР, 1953. – С. 31–33, 36–37. 
  14. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Фрейд З. Собрание сочинений: В 26 томах. Т. XV. Статьи по теории культуры / Пер. с нем. Андрея Боковикова. – СПб: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2020. – 336 с. 
  15. Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Фрейд З. Собрание сочинений: В 26 томах Т. VIII. / Пер. с нем. Андрея Боковикова. – СПб: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2020. – 368 с. 
  16. Фрейд З. Неудобство культуры // Фрейд З. Собрание сочинений: В 26 томах Т. XVI. Статьи по теории культуры 2 / Пер. с нем. Андрея Боковикова. – СПб: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 2020. – 336 с. 
  17. Храмов А.В. Как пчела превратилась в волка: дети-дикари и антропология модерна // Неприкосновенный запас. – 2014. – № 6. – С. 243—264.
  18. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М.: Эксмо, 2015. – 180 с.
  19. Ясперс К. Общая психопатология / Пер. с нем. Л. Акопяна. – М.: Практика, 1997. – С. 497, 502, 723–724, 851–853.
  20. Reshetnikov M.M. What Is the Psyche? What Are We Curing? // Anthropology: Open Access. 2017, 6(3):11-15.
  21. Reshetnikov M.M. Problem of Relation Between Brain and Mind in Physiology, Medicine and Psychology // Journal of Psychiatry and Psychiatric Disorders. 2017, 1(6):313-316.
  22. Reshetnikov M.M. Non-Material Theory Of the Psyche // International Journal of Psychiatric Research. 2018, 1(1):1-7.
  23. Reshetnikov M.M. Non-Material Theory of the Psyche: Historical Prerequisites, Argumentation and Practical Implications // International Journal of Psychology & Psychological Research. 2018, 3(5):1-7.
  24. Reshetnikov M.M. Non-material Nature of the Psyche // Psychological Review. 2018, 125(6-2):1035-1047.
  25. Reshetnikov M.M. During Two Thousand Years We Were Looking for the Psyche in a Wrong Place (Ideas Live Their Own Life) // International Journal of Current Innovations in Advanced Research. 2018, 1(4):82-87.
  26. Reshetnikov M.M. Genius Ideas and Genius Mistakes: A Clinical Approach // International Journal of Psychiatry Research. 2019, 2(3):1-10.

* ЛГБТ-движение признано экстремистской организацией и запрещено в России. — прим. ред.

Полная видеозапись онлайн-трансляции первого дня 18-го Санкт-Петербургского саммита психологов. Доклад М.М. Решетникова начинается на 6:53:42.

 

18-й Санкт-Петербургский саммит состоялся 2–5 июня 2024 года. В первый день в ходе панельной дискуссии «Кризис мировой цивилизации — слово российским психологам» с докладами выступили проф. А.Г. Асмолов, проф. Т.В. Черниговская, проф. Д.А. Леонтьев, канд. мед. наук К.В. Павлов, проф. Т.Ю. Базаров, проф. М.М. Решетников, проф. А.Г. Караяни, проф. Е.В. Сидоренко. В зале присутствовали более 1000 участников из разных городов страны, открытую трансляцию посмотрели более 13 тысяч зрителей.

Комментарии
  • Владимир Александрович Старк

    Уважаемый Михаил Михайлович, и одним из механизмов расчеловечивания (я подозреваю организованного) является психология внедряющая в сознание широких масс тезисы ставшие модными в её среде. Такие казалось бы безобидные тезисы как... никто, никому, ничего не должен, тезис о спасительности здорового эгоизма, о вредоносности чувства вины, о благотворности любви к себе, и т.п.
    Все эти тезисы имеют право на моральное существование в узкоспециальных ситуациях, но именно они почему-то разрастаются до масштаба универсальных и общепринятых правил.
    И роль корпуса психологов, с его модными установками, в деморализации общества огромна.

    • Юрий Вильевич Пахомов
      Юрий Вильевич Пахомов
       ответ пользователю Владимир
      Москва
      20.06.2024 в 14:32:48

      В поддержку высказанного соображения: одна из модных идей в ряде направлений психотерапии - искать источник невротических отклонений в "неправильном" поведении родителей. Наверное, этот принцип может неплохо работать в определенной психотерапевтической ситуации. Но где механизм экологичного выхода из этой ситуации? Что заставит клиента оставить идею как рабочий инструмент за порогом кабинета психолога? Нито не заставит. Такого механизма нет, и идея начинает просачиваться в другие сферы жизни и в массовое сознание. Овладевает даже теми, кто слыхом не слыхивал ни о какой психотерапии. И становится в один ряд с другими социотехниками разрушения института семьи - такими как ювенальная юстиция, ЛГБТ*, игровые гаджеты для малышей и проч.

      *ЛГБТ-движение признано экстремистской организацией и запрещено в России. — прим. модератора.

    • Юрий Вильевич Пахомов
      Юрий Вильевич Пахомов
       ответ пользователю Владимир
      Москва
      20.06.2024 в 14:44:41

      Статья дает хороший повод для размышлений о судьбе отечественной психологии, о месте психолога в современном мире, о некритичной канонизации идей Л.С.Выготского и о тех ограничениях на мысль и действие психолога, которые сложились сегодня в научных и образовательных учреждениях. Но это - тема для обстоятельного разговора. Здесь же хочу обратить внимание на одну, на мой взгляд, опасную и вредную идею. Цитирую: "требуется не просто морально осуждать такие влечения, а при поддержке государственных структур законодательно строго карать за любые их проявления и популяризацию." Как справедливо полагает автор, низменные влечения присущи людям вообще. Добавлю к этому: а уж что они вдвойне присущи людям, работающим в карательных органах - пусть бы кто с этим поспорил. Думаю, российское государство в его нынешнем состоянии - один из наиболее неэффективных и опасных инструментов "насаждения нравственности".

    • Юрий Вильевич Пахомов
      Юрий Вильевич Пахомов
       ответ пользователю Владимир
      Москва
      20.06.2024 в 14:49:51

      А вообще идея о том, что при помощи СМИ и системы образования можно сформировать любую психику, любую картину мира и любую мотивацию, нуждается в серьезной проверке: при каких условиях ДА, а при каких условиях НЕТ. Вспомним провалившийся проект Ивана Бецкого, пытавшегося сформировать нравственный костяк общества через воспитание сирот в закрытых интернатах.

    • Михаил Михайлович Решетников
      Михаил Михайлович Решетников
       ответ пользователю Владимир
      Санкт-Петербург
      22.06.2024 в 01:34:31

      Спасибо, Юрий Вильевич!
      Ваш МР

    • Михаил Михайлович Решетников
      Михаил Михайлович Решетников
       ответ пользователю Владимир
      Санкт-Петербург
      22.06.2024 в 01:35:46

      Думаю, что в чем-то вы правы, Юрий Вильевич, но государственная политика с четкой позицией морального и нравственного осуждения была бы уже большим достижением, и не могу не признать, что такая политика уже активно реализуется.

    , чтобы комментировать

  • Марина Владимировна Предеина

    К сожалению исчез значок "приветствие и одобрение", который был ранее над публикацией. Просим редакцию журнала вернуть этот значок, он позволял быстро проявить своё отношение к написанному.
    Хочу выразить "приветствие и одобрение" статье М.М. Решетникова. Коротко, доказательно и популярно донесена важная сегодня тема об опасности расчеловечивания и проч. Статью нужно максимально тиражировать. Я лично размешу в своём аккаунте.

    , чтобы комментировать

  • Владимир Александрович Старк

    Психическое же, а равно и психологическое нездоровье с точки зрения Нематериальной теории психики по моим наблюдения всегда имеет нравственный характер.
    Поверьте, это суждение носит отнюдь не поверхностно вульгарный характер.
    Разумеется я не имею ввиду соматическую психиатрию, но только психогенную. Хотя для искателей гена шизофрении вся психиатрия соматическая. )

      , чтобы комментировать

    • Ольга Ивановна Ключко
      19.06.2024 в 19:29:21

      Никак не могу понять, чем так уважаемому автору не угодил феминизм, почему его активную популяризацию он относит грехам современной западной идеологии, и это в стране с огромнейшей историей феминизма, начиная с конца 19 века? Ведь мы все пользуемся его достижениями - право на образование женщин, равную оплату их труда, безопасность и защиту от сексизма, насилия, участие в общественной жизни и многое другое. Профеминистское направление в психологии разработало немало теорий, основанных на анализе власти и отношений, выявило длинный ряд феноменов, но неужели даже у маститых исследователей в отношении феминизма все также, как и в начале 20 века сильны предубеждения и стереотипы, что это "женщины, ненавидящие мужчин и стремящиеся все разрушить"? Очень грустно, именно так и работает стереотипия, в том числе и в академическом сообществе

      • Михаил Михайлович Решетников
        Михаил Михайлович Решетников
         ответ пользователю Ольга
        Санкт-Петербург
        20.06.2024 в 17:49:06

        Уважаемая Ольга Ивановна!
        Как социалист по своим убеждениям, всегда приветствовал любые формы борьбы и достижений в сфере эмансипации женщин.
        В моем материале, возможно - несколько обобщенно, имеется в виду феминизм в его крайних вариантах, с которыми мне приходилось сталкиваться.
        Например, когда попытка подать руку коллеге, выходящей из автомобиля, воспринималось практически как оскорбление.
        Ваш МР

      • Ольга Ивановна Ключко
        Ольга Ивановна Ключко
         ответ пользователю Ольга
        Москва
        21.06.2024 в 11:21:50

        Не могу воспринимать подобные ситуации как проявления радикального феминизма, тем более академического, это всего лишь ситуация - конкретный человек имеет право на свою позицию и мнения. Вы же перечисляли не его конкретные ветви или концепции, а все направление в целом как индоктринирующее социально неприемлемые идеи. Боюсь, это напоминает гонения на генетику, кибернетику и психоанализ как буржуазные науки по идеологическим основаниям. Мы же еще помним "Белые одежды"

      • Михаил Михайлович Решетников
        Михаил Михайлович Решетников
         ответ пользователю Ольга
        Санкт-Петербург
        22.06.2024 в 01:36:40

        Уважаемая Ольга Ивановна, безусловно, согласен, что и вы имеете право на свою позицию и мнение. Мне же радикальный феминизм категорически не близок.
        Ваш МР

      , чтобы комментировать

    • Mikhail I. Korsanov
      Mikhail I. Korsanov
      St.petersburg
      20.06.2024 в 03:25:42

      Что-то тезка, больно идеологизированное получилось выступление. В нем явно прослеживаются шаблоны роспропа, часть фактов очень сомнительная. Ну вот, например, такая чувствительная штука, что на Западе насаждается педофилия. Чушь. Все западные страны имеют сильные законодательства по защите детей в этом плане. И в отличие от ЛГБТ* что-то я особо не слышу пропаганду педофилии, ну вот не вижу и не слышу, хотя живу в Германии больше 2 лет. Эпизоды есть, но как система - нет такого.

      Про угрозу РФ - ну, налицо конфликт цивилизаций и интересов. Вы же это подаете как дорогу с односторонним движением. Ученый должен быть за правду, не?

      * ЛГБТ-движение признано экстремистской организацией и запрещено в России. — прим. модератора.

      • Михаил Михайлович Решетников
        Михаил Михайлович Решетников
         ответ пользователю Mikhail
        Санкт-Петербург
        20.06.2024 в 17:50:33

        Уважаемый Михаил Корсанов!
        Мной ничего не придумывается. Было уже несколько сообщений западной прессы о попытках исключить педофилию из перечня преступлений против личности в каких-то регионах США.
        Насчет конфликта цивилизаций - не соглашусь, и у меня есть свое мнение, которое я последовательно отстаиваю. До XX века вся мировая цивилизация развивалась по модели предложенной великими гуманистами: Дидро, Руссо, Вольтер и т.д. Примечательно, что эти идеи не отрицались ни в западных странах, ни в социалистическом лагере.
        В ХХ веке с началом технологического прорыва гуманитарная составляющая развития и культуры на Западе начала заменяться технократическими подходами и формированием общества потребления, а культура - это не то, что можно употребить. Итогом стала новая (никем не объявленная, но главенствующая) идеология: товарный фетишизм и сакрализация материального успеха, к сожаления, в 1990-х привнесенная и в Россию, надеюсь - не надолго. Это не конфликт цивилизаций, а борьба за сохранение цивилизации в ее исходном (высоком!) понимании.
        Ваш МР

      • Mikhail I. Korsanov
        Mikhail I. Korsanov
         ответ пользователю Mikhail
        St.petersburg
        21.06.2024 в 21:18:32

        Здравствуйте, Михаил. Спасибо за ответ!

        Попытки легализовать сексуальное взаимодействие с детьми действительно предпринимались несколько раз в разных странах, но это НЕ значит, что западное общество в целом это поддерживает.

        Среди общества и политиков преобладает предпочтение защищать интересы детей, которым в 10-15% случаев такое взаимодействие наносит психологическую травму, что слишком большой риск, чтобы это разрешить! Поэтому при всем западном либерализме такие инициативы НЕ проходят. В России тоже такие инициативы были, но это не значит, что общество это поддерживает, как и западное.

        Поэтому говорить, что Запад педофилизируется - было бы ошибкой, это скорее продукт роспропа в рамках противостояния с Западом и способ очернить, а не реальность. С тем же успехом западная пропаганда на основании отдельных попыток защищать права педофилов в России или множественных случаев нелегальной практики сексуальных отношений с детьми среди власть имущих могла бы объявить Россию страной поднимающей голову педофилии. Но это тоже не соответствует действительности, как мы знаем. Российское общество это осуждает. И западная пропаганда, к счастью, не прибегает к таким грязным методам очернения России, в отличие от роспропа.

        Ваша информация о сакрализации материального успеха устарела примерно на лет 30. Сейчас в США и Европе большей популярностью среди молодого поколения пользуются темы всеобщего блага, социальной ответственности и благополучия, инклюзивности, бережного и уважительного отношения к различиям между людьми, культуры решения конфликтов, защиты окружающей среды. Среди инвесторов набирают обороты культура социально-ответственного и экологически сознательного инвестирования. В школах Германии и США, насколько я вижу по примеру своей дочки и моих знакомых, эти темы активно продвигаются с младших классов.

      , чтобы комментировать

    • Денис  Милько
      Денис Милько
      Мурманск
      20.06.2024 в 05:43:09

      Когда автору удобно, он утверждает, что можно формировать психику социума:
      "Точнее, должны признать, что при жестком контроле над системой образования и ведущими СМИ, то есть над всей передаваемой социуму информацией, можно на протяжении двух-трех десятилетий сформировать у населения отдельной страны или даже у населения десятка стран любую идеологию, любую систему ценностей и любую мораль."
      ?
      А когда неудобно, автор объявляет сформированную психику социума болезнью:
      "можно сделать заключение, что и социум, целые страны и народы могут страдать депрессиями, неврозами и психозами. Трудно найти другое объяснение для общенационального невроза российской революции 1917 года, когда каждый, кто в шляпе и в пенсне, а уж тем более в рясе становился врагом и подлежал уничтожению, а православный народ весело и радостно грабил церкви. Также трудно найти объяснение для общенационального психоза в фашистской Германии тридцатых годов. Еще затруднительнее найти объяснение идеям патологического антирусизма в современном западном мире."
      ?
      Выглядит оправданием обьявление заданной группы людей "психически нездоровыми", т.е. дискриминацией по принадлежности к заказанной автору группе.

      • Михаил Михайлович Решетников
        Михаил Михайлович Решетников
         ответ пользователю Денис
        Санкт-Петербург
        20.06.2024 в 17:47:31

        Уважаемый Денис Милько!
        Мной никогда не используется термин болезнь и не ставятся психиатрические диагнозы.
        Все этой мной, как и принято в последнем пересмотре Расписания болезней, относится к расстройствам.
        Никакой дискриминации в моем тексте нет.
        Ваш МР

      , чтобы комментировать

    • Валерий Павлович Белянин
      20.06.2024 в 13:29:05

      Уважаемый Михаил Михайлович,
      Мне показалось, что в вашем выступлении есть некоторая катастрофизация.
      В частности, Вы пишете о "жёстком контроле над … ведущими СМИ, то есть над всей передаваемой социуму информацией"

      Но вот, я вижу в своём телевизоре разные каналы - и CNN, NBC, ABC, Fox, DW, BBC, Al Jazeera и еще дюжину разных новостных каналов. И они стоят на разных позициях и показывают разные ракурсы событий, порой просто дают без комментария или вообще говорят о культуре или финансах. И я имею возможность выбирать трактовку событий в зависимости от своих представлений, которые могут меняться.

      Да, забыл сказать, что всё это в моём канадском телевизоре (Канада - государство, совершающее недружественные действия в отношении Российской Федерации).

      А что касается тезиса о "власть предержащих" и о "так называемой элите коллективного Запада", то мне это тоже представляется спорным, т.к. выборы и перевыборы на "Западе" проходят регулярно и все, кто выбран, сменяемы и подконтрольны гражданам.

      Мне кажется, что лучше избегать такого рода обобщений в научных докладах.

      • Владимир Александрович Старк
        20.06.2024 в 19:14:45

        Уважаемый Валерий Павлович, осмелюсь предположить, что власть на "Западе" не меняется никогда. Объявился один независимый (в силу своего финансового статуса) президент Трамп, так он все четыре года был занят только тем, что старательно доказывал что он Путину не друг.
        А вот кандидатура Байдена - это смачный, издевательский плевок в простодушную, романтическую
        идею народовластия. Власть назначается Ротшильдами, Рокфеллерами и Ко. Просто настоящая власть никогда на трибуны и под софиты не лезет. Деньги любят тишину.
        Помните наших олигархов, которых с огромным трудом удалось выдавить из Кремля... Не привилась западная традиция.

      , чтобы комментировать

    • Людмила Григорьевна Жаркова
      22.06.2024 в 13:52:25

      Уважаемый Михаил Михайлович, благодарю за статью. Граница, где встречаются научное знание и незнание, далеко не всегда популярна , и вызывает море критики. Однако, «фарш не прокрутить назад», и Нематериальная теория психики все громче заявляет о себе в мире человеческом.

      • Владимир Александрович Старк
        23.06.2024 в 12:35:03

        \Граница, где встречаются научное знание и незнание, далеко не всегда популярна\
        Уважаемая Людмила Григорьевна, мне легче, я "не запятнал" себя научными убеждениями, и мне пофигу кого поддерживать, а кого опровергать (хотя за каждое слово из своих книг могу держать ответ). Но сциентисты гуманитарных наук... мне неловко даже им рожи корчить и фиги им показывать, будто передо мной дети которым взрослые дали задание выступить на детском научном утреннике.
        Учёная самокритичность и сомнение - вот достоинство учёного - гуманитария.

      • Михаил Михайлович Решетников
        Михаил Михайлович Решетников
         ответ пользователю Людмила
        Санкт-Петербург
        24.06.2024 в 15:23:48

        Спасибо, уважаемая Людмила Григорьевна!

      , чтобы комментировать

    • Валерий Михайлович Ганузин
      22.06.2024 в 14:29:25

      Сегодня День памяти и скорби! 22 июня ровно в четыре часа...
      Уважаемый Михаил Михайлович!
      Коль в ПГ нет публикации по этому поводу, разрешите здесь напомнить об этой скорбной дате и поместить стихи о людях, прошедших через этот ад, о котором забыли во многих странах мира или не хотят помнить, т.к. это сейчас для них политически не выгодно.
      Ольга Берггольц
      1
      Забыли о свете
      вечерних окон,
      задули теплый рыжий очаг,
      как крысы, уходят
      глубоко-глубоко
      в недра земли и там молчат.
      А над землею
      голодный скрежет
      железных крыл,
      железных зубов
      и визг пилы: не смолкая, режет
      доски железные для гробов.
      Но всё слышнее,
      как плачут дети,
      ширится ночь, растут пустыри,
      и только вдали на востоке светит
      узенькая полоска зари.
      И силуэтом на той полоске
      круглая, выгнутая земля,
      хата, и тоненькая березка,
      и меченосные стены Кремля.

      2
      Я не видала высоких крыш,
      черных от черных дождей.
      Но знаю
      по смертной тоске своей,
      как ты умирал, Париж.

      Железный лязг и немая тишь,
      и день похож на тюрьму.
      Я знаю, как ты сдавался, Париж,
      по бессилию моему.

      Тоску не избудешь,
      не заговоришь,
      но всё верней и верней
      я знаю по ненависти своей,
      как ты восстанешь, Париж!

      3
      Быть может, близко сроки эти:
      не рев сирен, не посвист бомб,
      а тишину услышат дети
      в бомбоубежище глухом.
      И ночью, тихо, вереницей
      из-под развалин выходя,
      они сперва подставят лица
      под струи щедрого дождя.
      И, точно в первый день творенья,
      горячим будет дождь ночной,
      и восклубятся испаренья
      над взрытою корой земной.
      И будет ветер, ветер, ветер,
      как дух, носиться над водой…
      …Все перебиты. Только дети
      спаслись под выжженной землей.
      Они совсем не помнят года,
      не знают — кто они и где.
      Они, как птицы, ждут восхода
      и, греясь, плещутся в воде.
      А ночь тиха, тепло и сыро,
      поток несет гряду костей…
      Вот так настанет детство мира
      и царство мудрое детей.

      4
      Будет страшный миг
      будет тишина.
      Шепот, а не крик:
      «Кончилась война…»

      Темно-красных рек
      ропот в тишине.
      И ряды калек
      в розовой волне…

      5
      Его найдут
      в долине плодородной,
      где бурных трав
      прекрасно естество,
      и удивятся силе благородной
      и многослойной ржавчине его.
      Его осмотрят
      с трепетным вниманьем,
      поищут след — и не найдут
      следа,
      потом по смутным песням
      и преданьям
      определят:
      он создан для труда.
      И вот отмоют
      ржавчины узоры,
      бессмертной крови сгустки
      на броне,
      прицепят плуги,
      заведут моторы
      и двинут по цветущей целине.
      И древний танк,
      забыв о нашей ночи,
      победным ревом
      сотрясая твердь,
      потащит плуги,
      точно скот рабочий,
      по тем полям, где нес
      огонь и смерть.

      6
      Мечи острим и готовим латы
      затем, чтоб миру предстала Ты
      необоримой, разящей,
      крылатой,
      в сиянье Возмездия и Мечты.
      К тебе взывают сестры и жены,
      толпа обезумевших матерей,
      и дети,
      бродя в городах сожженных,
      взывают к тебе:
      «Скорей, скорей!»
      Они обугленные ручонки
      тянут к тебе во тьме, в ночи…
      Во имя
      счастливейшего ребенка
      латы готовим, острим мечи.
      Всё шире ползут
      кровавые пятна,
      в железном прахе земля,
      в пыли…
      Так будь же готова
      на подвиг ратный —
      освобожденье всея земли!

      • Владимир Александрович Старк
        23.06.2024 в 12:17:38

        Валерий Михайлович, очень редко читаю стихи "преднамеренно", от этого моя особая благодарность тем, кто их читает и мечет их жемчуг походя в текучке сетевого бытия.

      , чтобы комментировать

    , чтобы комментировать

    Публикации

    Все публикации

    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»