В психологии феномен свободы как предмет изучения стал рассматриваться в начале ХХ века в работах С.Л. Рубинштейна [12]. Рассматривая свободу, С.Л. Рубинштейн определяет ее как способность человека самому реализовывать линию поведения, отстаивая все решения, несовместимые с ней, и выделяет в ней три компонента: свобода как самоопределение, внутренняя свобода, свобода и ответственность [12].
Несколько десятилетий назад принцип свободы был взят за основу построения демократического общества в нашей стране. Причем, как указывают многие исследователи (К.А. Абульханова, А.Л. Журавлев, А.В. Юревич и др.), реализация этого принципа привела в большинстве своем ко вседозволенности, безнаказанности и произволу, т.е. негативной ее реализации [2; 7; 16; 17].
Вместе с тем, выполненные эмпирические исследования констатируют и позитивно-преобразующие формы проявления свободы, например, в совместной деятельности в малых и больших социальных группах. Так, например, А.С. Чернышев отмечает в группах-коллективах такие проявления свободы, как: участие групп в общевузовских («Посвящение в студенты», «Капустник»), региональных («Губернаторские площадки», «Зона газона»), общероссийских («Бессмертный полк») программах и акциях. Т.е. совместная деятельность групп направлена на преобразование социальной действительности. К.М. Гайдар отмечает свободное субъектное развитие группы в условиях вуза. Экспериментальное исследование С.В. Сарычева констатирует свободную совместную деятельность в группах с высоким уровнем надежности [4; 9; 13; 14; 15].
Исследования А.В. Юревича показывают, что часть населения России признает свободу главной ценностью, при этом понимая под ней полное отсутствие запретов и ограничений, в том числе позволяя себе нарушение основных правила культурного поведения [17]. Исследования свидетельствуют, что негативные проявления свободы в обществе оказывают воздействие на подрастающее поколение, которое в дальнейшем транслирует усвоенные формы поведения, что в дальнейшем приводит к глобальным социальным проблемам. Анализ публикаций СМИ также демонстрирует, что частью нашей современной реальности стало проявление подростками и юношеством свободы посредством агрессии и аутоагрессии («керченский стрелок», «танцовщицы в храме», игроки в «синего кита» и др.).
Так, показано несовпадение представлений о свободе и реального поведения молодежи [14]. Считая свободу фундаментом успешной карьеры и социального «лифта», молодежь не всегда реализует эти представления. Предоставляемые государством условия, в которых молодежь может выбирать альтернативы для реализации своих способностей — выбор профессии, досуга, места работы, ею не используются [14].
Многомерность феномена свободы диктует всесторонность его исследования как в больших, так и в малых социальных группах. Хорошо зарекомендовала себя концепция социальных представлений для изучения больших социальных групп, на которую мы тоже опираемся в своем исследовании. Гипотеза нашего исследования заключается в том, что социальные представления о свободе можно классифицировать по определенным типам, связанным с личностными особенностями членов групп.
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить социальные представления о свободе молодежи в условиях неопределенности морального выбора. Объектом исследования выступят старшеклассники Курской, Ставропольской, Воронежской областей. Планируется создание экспертной группы. Предполагается использовать следующую методику.
Методика «Выбор»
Как ты поступишь в следующих ситуациях? Выбери ответ, который будет соответствовать твоему поступку, или допиши свой ответ.
1. Во время каникул, когда ты собирался поехать отдохнуть, классный руководитель неожиданно попросил тебя помочь привести в порядок учебный кабинет. Как ты поступишь?
А) Скажешь, что согласен помочь и отложишь свой отъезд.
Б) Соберешь одноклассников и вместе с ними сделаешь всю работу за один день.
В) Пообещаешь выполнить работу после возвращения.
Г) Посоветуешь привлечь на помощь того, кто останется в городе.
Д)
2. Тебе поручили дело, которое не совсем по душе, но его выполнение срочно необходимо группе. Как ты поступишь?
А) Добросовестно выполнишь поручение.
Б) Привлечешь к выполнению работы своих одноклассников, чтобы не делать работу самому.
В) Попросишь дать тебе другую, более интересную для тебя работу.
Г) Найдешь отговорку для отказа.
Д)
3. Ты случайно услышал, что группа твоих одноклассников высказывала справедливое, но неприятное замечание в твой адрес. Как ты поступишь?
А) Постараешься объяснить ребятам, чем были вызваны просчеты в твоем поведении.
Б) Переведешь разговор в шутку, но постараешься поскорее исправить недостатки, о которых шла речь.
В) Сделаешь вид, что ничего не слышал.
Г) Укажешь ребятам, что они сами не лучше тебя, особенно, что говорят о тебе в твое отсутствие.
Д)
4. На летней трудовой практике во время прополки клумбы у тебя на руках образовались болезненные мозоли. Как ты поступишь?
А) Будешь, превозмогая боль, выполнять норму, как все.
Б) Обратишься к друзьям с просьбой помочь тебе выполнить норму.
В) Попросишь освободить тебя от этой работы и перевести на другую.
Г) Оставишь работу незаконченной и пойдешь отдыхать.
Д)
5. Ты стал свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого на твоих глазах. Как ты поступишь?
А) Потребуешь от обидчика извинения в адрес пострадавшего.
Б) Разберешься в причинах конфликта и добьешься его устранения.
В) Выразишь соболезнование тому, кого обидели.
Г) Сделаешь вид, что тебя это не касается.
Д)
6. Ты случайно, не желая того, нанес небольшой ущерб или причинил зло другому человеку. Как ты поступишь?
А) Сделаешь все возможное для устранения зла, ущерба.
Б) Извинишься, объяснишь пострадавшему, что не хотел этого.
В) Постараешься, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба, сделаешь вид, что не виноват.
Г) Свалишь вину на того, кто пострадал: пусть не лезет, сам виноват.
Д)
Библиографический список
- Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2005. Т.2 – № 4. – С. 3-21.
- Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. – № 5. – С. 5-14.
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М.: Институт психологии РАН, 1994. – 109 с.
- Гайдар К.М. Особенности профессионального самоопределения работающих специалистов и выпускников бакалавриата, повторно выбирающих профессию // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. – 2016. – № 4. – С. 28- 32.
- Гайдар К.М. Социальная психология жизнедеятельности группового субъекта (на материале исследования молодежных учебных групп): автореф. дисс. … докт. психол. наук: 19.00.05. – Курск, 2013. – 50 с.
- Емельянова Т.П. Социальные представления: История, теория и эмпирические исследования. – М.: Институт психологии РАН, 2016. – 475 с.
- Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. – 2009. – Т. 30. – № 5. – С. 72-80.
- Журавлев А.Л. Групповая рефлексивность: основные подходы и перспективы исследований // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 3. – С. 212-221.
- Ларина Г.Н. Свобода группы как предмет психологического исследования // Социальная и экономическая психология. Часть 2: Новые научные направления. – М.: Институт психологии РАН, 2018. – С. 243-249.
- Нестик Т.А. Жизнеспособность группы как социально-психологический феномен // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. – 2016. – Т. 1. – № 2. – С. 29-61.
- Нестик Т.А. Психология глобальных рисков. – М.: Институт психологии РАН, 2018. – 402 с.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М.: Наука, 1998. – 189 с.
- Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надежности малых групп в различных социальных условиях: автореф. дисс. … д-ра психол. наук: 19.00.05. – Курск, 2008. – 42 с.
- Чернышев А.С. Состояние духовно-нравственных аспектов социализации современной учащейся молодежи и пути их совершенствования // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. –2019. – № 2 (50) URL: https://apimag.kursksu.ru/media/pdf/3-27.pdf (дата доступа 30.04.2019).
- Чернышев А.С. Проблема единства теории, эксперимента и практики в социальной психологии // Социальная и экономическая психология. Часть 1: Состояние и перспективы исследований. – М.: Институт психологии РАН, 2018. – С. 103-110.
- Юревич А.В. Нравственные проблемы современной России (вместо введения) // Нравственность современного российского общества: психологический анализ. – М.: Институт психологии РАН, 2012. – С. 5-20.
- Юревич А.В., Нравственность в современной России // Социологический журнал. – 2009. – № 1. – С.70-86.
Источник: Ларина Г.Н., Сарычев С.В. Методика изучения социальных представлений молодежи о свободе // Актуальные проблемы исследования массового сознания: Материалы 7-й Международной научно-практической конференции, Пенза, 24–25 марта 2023 года / Отв. ред. В.В. Константинов. М.: Перо, 2023. С. 169–174.
Кто автор методики "Выбор"? Где можно видеть её описание и доказательства того, что она "измеряет" именно свободу? В принципе уже есть работы Владимира Лефевра по этическому выбору: в чём смыл использования этой методики вместо его опросника?
, чтобы комментировать
У модели В.А. Лефевра, порожденной in vitro, есть проблемы с экологической валидностью, Вы не находите?
Спасибо за ответ, Сергей Васильевич! Я, собственно, не настаиваю на опроснике Лефевра - он действительно инструмент проверки гипотезы, но , по литературе судя, он много раз использовался и как таковой инструмент работает. Его экологическая валидность, как и ЭВ любого опросника, конечно, обсуждаема, хотя инструменты её измерения мне неизвестны. Однако, есть и другие опросники, использование которых, если они не тесты, не требует слишком больших затрат сил, времени и денег на адаптацию. Что до моих вопросов о вашем опроснике, который, Вы пишете, тоже исходит из гипотезы, хотя и отличной от гипотезы Лефевра, был бы благодарен за ответы на них. Успехов.
, чтобы комментировать
Представления молодежи о свободе вульгарны и примитивны, - это прежде всего свобода от норм, правил и представлений старшего поколения.
Заповедь "чти отца и мать" заканчивается главной фразой заповеди... "и продлятся дни твои"...
, чтобы комментировать