Обучение психологов на базе Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы носит практико-ориентированный характер. Профили образовательных программ на уровне бакалавриата «Практики психологической помощи» и на уровне магистратуры «Психологическое консультирование» направлены на подготовку психологов к практической деятельности консультативного, коррекционного и диагностического характера. Такого рода задачи обучения предполагают предоставление студентам возможностей получения не только теоретического, но практического опыта, выработки профессиональных компетенций на практике. Между тем, реализация этой задачи сопряжена с рядом организационных и этических трудностей. Деликатный характер работы психолога требует тщательной подготовки, осторожности допуска обучающихся к контакту с реальными клиентами, нуждающимися в психологической помощи и находящимися в психически уязвимой позиции. Поэтому наряду с организацией практики на базах учреждений и организаций Санкт-Петербурга, с которыми сотрудничает вуз, практическое обучение требует предварительной подготовки на аудиторных занятиях и в ходе специально организованной самостоятельной работы студентов. Одним из возможных решений является внедряемое в СПбГИПСР привлечение студентов-психологов к разработке комплексных психографий индивидуальности на материале анализа автобиографических текстов, своеобразных проекций внутреннего мира в форме Я-высказывания, изоморфных проявлениям клиента в консультативном контакте.
Психография в психологической науке и практике не имеет однозначного толкования и описывает три различные метода исследования.
- Изучение психологических особенностей человека посредством анализа его графической продукции, прежде всего почерка (Слабинский 2020).
- Составление обобщенного психологического портрета различных групп потребителей в исследованиях, приводящихся в рекламных и маркетинговых целях, в том числе в сфере разработки политтехнологиий. Психография сегментирует клиентов по группам схожих интересов, мнений и предпочтений, предоставляя возможности разработки адресных обращений и продуктов (Агаларова 2018; Черкашин 2016; Энтони 2018). В данном значении психография принадлежит к группе методов, направленных на понимание психологических особенностей социальной, профессиональной или возрастной группы лиц: портретная характеристика, психологический профиль, психограмма (Ракитянский 2011).
- Составление индивидуально-психологического портрета конкретного человека, описание структуры и истории индивидуальности.
Именно опыт внедрения в практику подготовки будущих психологов психографического метода в последнем значении изложен в данной статье.
В. Штерн, один из основателей персонологии и дифференциальной психологии, предполагал решение психографией трех задач:
- изучение структуры индивидуальности через познание взаимосвязей различных признаков;
- постижение генеза индивидуальности и жизненного пути личности как углубленный вариант психобиографии;
- практическая диагностика индивидуальных особенностей.
Служа цели описания сложной структуры индивдидуальности, психография воплощает идеологию номотетического подхода, но использует всё многообразие эмпирических методов психологии: обсервационных, экспериментальных, тестовых, праксиметрических, биографических. При интерпретации случая структурный анализ сочетается с генетическим, чтобы создать целостную картину индивидуальности в развитии (Логинова 2016).
Процедура создания и структура психографического описания не имеет четкого алгоритма и во многом зависит от теоретических взглядов авторов на структуру индивидуальности. Также нет единообразия относительно объекта изучения: психографический метод применяется как к ныне живущим людям, с которыми возможно реализовать психодиагностическое обследование, так и к личности исторических деятелей, воссоздавая черты индивидуальности по материалам биографии, отзывам современников, продуктам деятельности и иным артефактам. Таким образом, алгоритм психографического анализа зависит от теоретических оснований исследователя, доступности объекта изучения, а также от целей изучения. В связи с последними могут применяться процедуры полной или частичной психограммы. Частичная психограмма отражает особенности индивидуальности в определенной сфере или ракурсе. Например, описывает систему когнитивных характеристик, эмоциональную или ценностно-смысловую сферу личности, создает профессиональный или семейный портрет социального индивида. Полная психограмма предполагает системное описание индивидуальности в различных проявлениях и истории формирования с наибольшим охватом изучаемых признаков. Такая задача требует привлечения многообразных методов: тестологии, психобиографики, психофизиологических и когнитивных проб и пр. Примером реализации такого подхода могут служить организованные в 1960-х гг. Б.Г. Ананьевым комплексные исследования (Логинова 2005), где решалась задача лонгитюдного обследования студентов на всем протяжении обучения в вузе с целью описания особенностей проявления разноуровневых характеристик индивидуальности по следующим группам:
- интеллект: ранговые характеристики по субтестам интеллекта, перцептивные, мнемические характеристики, особенности внимания;
- сенсорно-перцептивные и моторные характеристики;
- антропометрические данные; реактивность, биохимия, гемодинамика, асимметрия; фоновые замеры и сдвиги в стрессовой ситуации (экзамена);
- нейродинамика; показатели силы и динамичности нервных процессов;
- характерные черты; социометрические данные, срабатываемость, характер совместимости в группе;
- успешность: оценки успеваемости, общественная деятельность, авторитет, исследовательская работа;
- биографические данные: статусы личности, характеристика семьи, основные события жизни и пр.
Вариант психографического исследования с учетом идей современных концепций, с большим вниманием к истории становления индивидуальности, факторам ее формирования и результатам жизнедеятельности предлагает Н.А. Логинова, ученица Б.Г. Ананьева:
- жизненная история — обобщение данных обследования по результатам всех проведенных методик;
- структурная интерпретация — реконструкция структуры личности по жизненным и биографическим показателям: способности (интеллект и специальные способности); жизненная направленность (ценности, смыслы, жизненные планы, концепция собственной жизни); характер (интеллектуальные, эмоциональные, волевые, коммуникативные, рефлексивные черты);
- генетическая интерпретация — происхождение черт характера, направленности и способностей на основании анализа основных жизненных событий, факторов влияния на развитие, роли самой личности в собственном становлении;
- общее заключение об индивидуальности и биографии: уровень субъектности, компетентность во времени, продуктивность, удовлетворенность жизнью, прогноз развития (Логинова 2006).
По словам И.Б. Дермановой (2015), работа по созданию общей психографической схемы является отдельной задачей и значимой научной проблемой. И в то же время сама принятая исследователем психографическая схема определяет программу изучения индивидуальности в единстве ее строения и функционирования. Однако в СПбГИПСР психографическое исследование используется не столько с научными, сколько с учебными целями. Материалом психографического анализа служат автобиографические тексты, находящиеся в свободном доступе и, как правило, принадлежащие перу выдающихся деятелей истории, искусства и науки как России, так и зарубежных стран. Студентам рекомендуется сделать выбор из одного из семи десятков рекомендуемых текстов. Их перечень постоянно пополняется усилиями преподавателей и самих обучающихся.
Автобиографический текст является своеобразной моделью монолога клиента психологической помощи о себе, круге своего общения, истории своей жизни и отношений. На базах практики для студентов не всегда открыт полный доступ к подлинным историям переживаний и поступков людей, нуждающихся в психологической помощи. В то время как в автобиографических текстах они получают из первых рук Я-документы, которые можно считать аналогами высказываний клиентов во время консультативных сессий и групповых встреч с психологом. Выраженная субъективность автобиографических текстов не является препятствием для их анализа. В отличии от историков, у психологов нет прямой задачи определения подлинности событий и фактов. Фрагментарность воспоминаний, субъективность оценок, пристрастность отношения, непоследовательность изложения, смешение фактов и фантазий — всё это составляет ценный психологический материал, изоморфный свойствам контента, с которым имеет дело практикующий психолог. Задачи, которые решает при этом психолог, далеки от преследования или разоблачения рассказчика, но связаны с воссозданием целостности и пониманием его субъективного мира. Кроме того, тексты, принадлежащие представителям разных исторических эпох и культур, обладают выраженным семантическим разнообразием и уникальностью. Это погружает обучающихся в мир индивидуального языка и субъективных смыслов, постижение которых является важнейшим инструментом работы психолога. Иными словами, при анализе Я-документов студенты получают ценный для будущего психолога опыт приобщения к субъективной картине жизненного пути, Я-концепции и Я-образа человека.
Процедура и характер выполнения задания для студентов разных уровней обучения отличаются. Студенты бакалавриата осваивают психографирование в курсе дифференциальной психологии. Уже будучи знакомы с корпусом общепсихологического знания, основными теориями и проявлениями личности, они получают задачу комплексного описания индивидуальности на разных уровнях ее организации, тем самым не только осваивая дифференциально-психологический подход, но и систематизируя все накопленные к старшим курсам психологические знания, необходимо привлекая их, чтобы справиться с задачей описания и понимания индивидуальности избранного героя. Студентам бакалавриата задается для анализа готовая психографическая схема, включающая поперечную и продольную психограммы.
Поперечная психограмма — описание и анализ структуры индивидуальности (детализируются по мере полноты встречаемости в изучаемом тексте):
- сенсомоторные особенности (особенности ощущений, восприятия, движения);
- интеллектуальные особенности (мышления, памяти, воображения, мировоззрения);
- специальные способности (способности, определяющие успешность выполнения отдельных видов деятельности);
- динамические (темпераментальные) особенности в речи и эмоциональной сфере;
- характерологические особенности (основные черты, определяющие типичное социальное поведение);
- направленность (ведущие мотивы, ценности, смыслы, локус контроля);
- социальные особенности (социальные роли и статусы, специфика общения с окружающими людьми, национальные, культурологические, религиозные особенности);
- половые и гендерные особенности;
- образ себя, самоотношение.
Продольная психограмма — описание и анализ развития истории развития индивидуальности:
- основные жизненные события и обстоятельства; их взаимовлияние;
- жизненная направленность (концепция собственной жизни, локус контроля, жизненные задачи, концепция собственной жизни) и история ее развития;
- примеры трудностей, страданий, типичные варианты жизненных затруднений;
- развитие способностей и этапы профессионального пути;
- факторы развития индивидуальности: вклад генетических, социальных и персональных влияний в становление индивидуальности;
- общая жизненная продуктивность, реализованность и удовлетворенность.
Важной составляющей задания является указание, что все сделанные выводы психограммы должны быть обоснованы и сопровождены цитатами или примерами из анализируемого текста. Для завершенности произведенных описаний студентам предлагается выразить соотношение отдельных элементов индивидуальности в виде некоторой графической структуры, представляющей организацию изучаемой индивидуальности, а после описания отдельных элементов жизненного пути — в виде генетической модели, представляющей историю изучаемой индивидуальности. Наибольший эффект от выполненного задания наблюдается в тех случаях, когда имеется возможность после самостоятельного выполнения студентами психографий провести групповые обсуждения во время семинарских занятий, где в сопоставительном анализе выявляются дополнительные акценты в понимании психологических портретов изучаемых авторов.
Для обучающихся магистерской программы психографический анализ выполняется при освоении дисциплины «Основы персонологии». Здесь также ставится задача обобщения полученных студентами сведений о личности и ее развитии на материале психологического изучения конкретной личности, проявленной в автобиографическом тексте. Магистранты могут самостоятельно выбрать психографическую схему, опираясь на различные персонологические концепции или модели индивидуальности. После описательной части им предлагается разработать программу психологической помощи (консультирования) для автора изученной автобиографии (далее — клиент):
- выделить из материалов текста и описать проблемную ситуацию;
- выполнить психологический анализ проблемной ситуации;
- предложить и обосновать выбор направления оказания психологической помощи (краткосрочное или длительное консультирование, психологическое коррекция, психологическое сопровождение, кризисное консультирование, семейное консультирование и пр.);
- обосновать наиболее адекватный особенностям клиента и специфике его проблемной ситуации теоретический подход в оказании помощи (психодинамический, экзистенциальный, когнитивно-поведенческий и пр.);
- разработать алгоритм первичной консультации клиента;
- предложить проект программы для работы с проблемной ситуацией клиента, с включением в программу примеров коррекционных техник и приемов консультирования, уместных к использованию к работе с клиентом с учетом его индивидуальных особенностей, выбранного подхода и особенностей проблемной ситуации.
В результате выполнения задания, по словам студентов, они получают опыт применения теоретического материала на конкретном примере. Реальной становится ценность теоретических персонологических и дифференциальнно-психологических концепций для понимания индивидуальных особенностей и психологической истории уникального человека. Происходит осознание общности психического мира людей разных стран и эпох, благодаря чему студентами начинают восприниматься актуальными классические теории психологии. Знакомство с автобиографией как литературным жанром происходит для многих студентов именно при выполнении описанных заданий, но их интерес к автобиографическим текстам не угасает после завершения обучения. Благодаря погружению в прекрасные образцы автобиографирования наблюдается рост общекультурной просвещенности: студенты начинают интересоваться вопросами общей истории, искусства, литературы, что для многих становится решающим шагом к формированию себя как «человека университетского» (А.П. Чехов).
Литература
- Агаларова, Е.Г., Антонова, И.Ю., Косина, Е.А. (2018) Исследование поведения потребителей. Ставрополь: АГРУС. 136 с.
- Дерманова, И.Б. (2015) Дифференциальная психология. М.: Академия. 192 с.
- Логинова, Н.А. (2006) Некоторые итоги развития биографического метода психологии в ХХ веке. Методология и история психологии, т. 1, № 2, с. 67–81.
- Логинова, Н.А. (2016) Антропологическая психология Бориса Ананьева. М.: Институт психологии РАН, 366 с.
- Ракитянский, Н.М. (2011) Личность политика: теория и методология психологического портретирования. М.: МГУ. 264 с.
- Слабинский, В. (2020) Психотерапия. СПб: Питер, 608 с.
- Черкашин, П.А. (2016) Стратегия управления взаимоотношениями с клиентами. М.: Национальный Открытый Университет ИНТУИТ, 420 с.
- Штерн, В. (1998) Дифференциальная психология и ее методические основы. М.: Наука, 336 с.
- Энтони, С., Джонсон, М., Олтман, Э. (2018) Подрывные инновации. Как выйти на новых потребителей за счет упрощения и удешевления продукта. М.: Альпина, 340 с.
Источник: Щукина М.А. Опыт комплексной психографии на материале автобиографических текстов при подготовке психологов // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2021. №4. С. 550–556. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2021-4-69
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать