18+
Выходит с 1995 года
21 декабря 2024
Общее понятие психомоторики человека в контексте нормы и патологии развития

Заведующая кафедрой танцевальной терапии и руководитель программы дополнительного профессионального образования «Танцевальная терапия: теория и практика» Института практической психологии «Иматон», клинический психолог, специалист в области танцевально-двигательной терапии Санкт-Петербургской городской психиатрической больницы №6, кандидат психологических наук Наталия Юрьевна Оганесян выступила с докладом «Общее понятие психомоторики человека в контексте нормы и патологии развития» на 9-м Санкт-Петербургском зимнем фестивале «Психология телесности: несказанная радость бытия». Публикуем фрагменты выступления.

В силу того, что по первой профессии я балерина, с классическим образованием на уровне Академии балета им. А.Я. Вагановой и 20 лет танцевавшая в театре, движение является для меня естественным выражением человека. Все вы, здесь находящиеся, имеете руки, ноги, голову, но двигаетесь по-разному, даже садитесь по-разному…

Психомоторика — это объективизация всех форм психического отражения через мышечные движения. Двигательный акт есть внешнее завершение любого внутреннего психического процесса, позволяющий достичь поставленную цель. Главное в психомоторике — это исполнение, объективная реализация субъективных процессов. Моторные действия выполняют познавательную и регулирующую функцию психомоторики.

Движения — результат работы двигательного анализатора, который замыкает на себе зрительные, слуховые, вкусовые и тактильные анализаторы.

Двигательное действие человека, по мнению С.Л. Рубинштейна, представляет собой сенсомоторное единство: «Между моторикой и сенсорикой связь не линейная, а кольцевая, так что не существует такой реально отделимой части этого сенсомоторного единства, которое было бы только моторным образованием, не включающим сенсорных компонентов».

В моторной организации человека, в его поведении, деятельности отражается вся целостная характеристика его как индивида.

Моторная активность представляет существенные проявления особенностей темперамента, психодинамики и характера.

Принято различать несколько видов координации движений: статическую, динамическую, реципрокную и др.

  1. Статическая — регуляция двигательных актов, удерживающих тело и отдельные его сегменты в состоянии равновесия (стояние на одной ноге).
  2. Динамическая — регуляция движений в смысле их точности.
  3. Реципрокная — «реципрокная (сопряжённая, перекрёстная) иннервация — рефлекторный механизм, обеспечивающий иннервацию взаимосвязанных групп скелетных мышц, участвующих в осуществлении сложных координированных движений (ходьба, бег, танец и др.), при которых сокращение одной группы мышц сопровождается расслаблением других мышц (антагонистов)» (Словарь иностранных слов, 1990).

Работы Н.А. Бернштейна раскрыли регуляторный характер психофизиологических механизмов и позволили трактовать организм как реактивную, уравновешенную и саморегулирующуюся систему.

Бернштейн на основе анализа эмпирического описания огромного многообразия форм движений человека выделил взаимосвязанную совокупность уровней их построения. Им показано, что в зависимости от смысловой части двигательной задачи, казалось бы, сходные по форме психомоторные действия могут регулироваться различными отделами нервной системы. Регулироваться по-разному, в зависимости от того, каков состав и качество афферентных синтезов, включенных в эту регуляцию.

Мы, танцевальные терапевты, очень скрупулезно работаем с координацией движений, особенно при работе в психиатрических больницах. Это тот психомоторный фундамент Санкт-Петербургской школы танцевальной терапии, который присутствует и в нашей работе, и в обучении.

Развивающий и коррекционный потенциал танцевально-двигательных методов заключается в том, что одновременно задействуется множество психических процессов. Танец требует от человека обработки информации, поступающей практически от всех органов чувств, развитой моторики, координации движений, чувства ритма, эмоциональности, концентрации внимания, памяти и воображения. В процессе танца происходит мощная взаимная координация сенсорных, моторных и когнитивных компонентов деятельности.

Танцевальные терапевты работают с дисгармоничными движениями, которые присущи многим условно здоровым людям, и с патологичными движениями, которые имеют люди с определенными заболеваниями. И задача танцевального терапевта понять, где проблема, в каких движениях, «вытащить» это проблемное движение и перевести его в плоскость коррекции, найти для человека те движения, которыми ему было бы удобнее себя выразить. Через движение мы имеем возможность показать человеку, как бы он мог двигаться в той или иной ситуации.

К основным психомоторным качествам человека относятся сила, быстрота, координированность, ловкость, пластичность. Многих из этих основных качеств человеку может не хватать, особенно сложно с пластичностью. Очень часто жизненные проблемы человека, скованность, страхи делают его и в движениях более скованным, сутулым… Хотя ему очень хочется показать себя, но тело не дает ему это выразить.

Танцевальный терапевт работает с такими разновидностями движений, как произвольные движения, внешние движения, локомоции, мимика, пантомимика, артикуляция.

***

Н.Ю. Оганесян перечислила различные методики оценки эффективности танцевально-двигательной терапии, среди которых:

  • А.Р. Лурия «Серия упражнений на оценку органического поражения головного мозга»;
  • Н.И. Озерецкий-Толчинский «Графическая методика на оптико-моторную координацию»;
  • Е.П. Ильин «Кинематометрический тест “Внешний баланс”»;
  • Н.Ю. Оганесян «Анализ телесного компонента интеллекта» (методика самооценки телесных напряжений);
  • Н.Ю. Оганесян «Телесный анализ» (методика оценки движений и моторных коммуникаций в индивидуальном и групповом танце);
  • Урсула Аве-Лаллемант «Звёзды и Волны» (проективная методика оценки тревожности, депрессии и пространственной ориентации);
  • Н.Ю. Оганесян «Какого Я цвета» (проективная методика оценки психоэмоционального состояния);
  • Л.Э. Рамос Валерио «КМСЕ» (методика комплексной оценки психотерапевтического процесса).

Также Н.Ю. Оганесян рассказала о стадиях физического развития ребенка до года, о моторном развитии дошкольников и подростков, а также об особенностях зрелого возраста.

Полная видеозапись доклада:

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»