18+
Выходит с 1995 года
2 февраля 2025
Представления девиантных подростков об идеальных родителях и своем жизненном пути

На всех этапах развития общества стоял вопрос о воспитании подрастающего поколения. Несмотря на то, что критерии нормативного поведения в обществе с культурно-исторических позиций могли меняться, подростковый период в жизни индивида всегда представлял собой важный этап в формировании социальной и трудовой адаптации человека.

Подростковый возраст рассматривался психологами, педагогами и врачами как сложный, критический период, в течение которого происходит формирование важнейших эмоциональных и личностных характеристик будущего взрослого человека. Различные события негативного свойства, в некоторых случаях сопровождающие возрастной кризис, усугубляют тяжесть его протекания и часто влекут за собой изменения в структуре незрелой личности подростка. Девиантные подростки представляют собой наиболее трудную категорию, с которой самостоятельно часто не могут справиться ни родители, ни воспитатели, ни усыновители [2, 3].

По данным статистики, во многих регионах России наблюдается снижение возрастных границ правонарушителей, растет число безнадзорных и употребляющих психоактивные вещества детей. Подростковая девиация проявляется в самых различных формах и начинает приобретать черты массового явления [5, 7].

Социальная напряженность в стране порождает расширение масштабов правонарушений и преступлений, подросткового алкоголизма, наркомании, воровства и других проявлений девиантного поведения.

Однако известно, что только часть девиантных подростков становятся правонарушителями во взрослом возрасте или оказываются психически не здоровы, тогда как другая часть девиантов расстается с подростковыми проблемами и выходит во взрослую нормативную жизнь. Идеализируя определенные личностные качества, представляя себе, каким должен быть идеальный родитель, подросток связывает свои успехи и неудачи с качеством общения с отцом и матерью.

То, что подросток может выбирать не совсем верные для своего идеала качества личности, тоже связано с идеальными представлениями о своих родителях [4].

Переживание перспектив будущего является одной из основных проблем подросткового возраста, в то время как несовпадение видения перспектив будущего родителями и подростками обостряет переживание этих проблем. Низкий уровень протекции со стороны матери и отца, отсутствие эмоциональной близости и доверия подростка к родителям, недовольство их требованиями и ожиданиями часто создают деформацию представлений о своем будущем. Существуют деформации картины жизненного пути личности подростков, относимых к девиантным [1, 6].

Цель проведенного исследования состояла в выявлении особенностей представлений об идеальных родителях у девиантных подростков и их представлений о своем жизненном пути.

В исследовании приняли участие 24 подростка 12–14 лет с девиантным поведением (16 мальчиков и 8 девочек), обучающихся в специализированной школе ГБУ «Городской ресурсный центр поддержки семьи и детства «Отрадное» Департамента социальной защиты.

Девиантные подростки, попавшие в специализированное учреждение, были замечены в воровстве, бродяжничестве, употреблении алкоголя и легких наркотиков, отказах посещать учебные заведения, драках и речевой агрессии. Большинство из них имели и отца, и мать (18 из 24). В некоторых семьях один или оба родителя злоупотребляли алкоголем, были лишены родительских прав, отбывали сроки лишения свободы. Однако шесть семей считались относительно благополучными как в материальном, так и в социальном статусе.

Контрольную группу составили 24 подростка с нормативным поведением и интеллектом, обучающихся в ГБОУ города Москвы. Среди этих подростков у 11 родители были в разводе или матери воспитывали их одни с рождения. Семеро подростков из 11 продолжали общение со своими отцами.

Методика исследования включала знакомство с личными делами и медицинскими картами, беседы с учителями, клинико-психологическое обследование с применением специально разработанного опросника «Представления об идеальных матери и отце», методику исследования самосознания подростков и взрослых — ПВИ-ПВ» (Н.Л. Белопольская), тест «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев); модицификацию теста «Незаконченные предложения».

Результаты исследования. Обращают на себя внимание такие представления девиантных подростков об идеальной матери, как: «Разрешает ругаться любыми словами», «Разрешает пить водку по праздникам», «Разрешает курить», «Все разрешает».

Несмотря на то, что все подростки как с девиантным, так и с нормативным поведением воспринимают образ идеальной матери как заботливой, защитницы, доброй женщины, для девиантов идеальная мать не ограничивает их в плане курения, алкоголя, бранных слов и т.д.

Результаты показали, что подростки с девиантным поведением считают идеальными фактически равнодушных отцов с отсутствием каких-либо требований, что отражается в таких ответах, как: «не ругает меня за то, что я поздно прихожу домой», «не дает мне советы по общению с одноклассниками», «не ругает за то, что я курю», «позволяет выпить спиртное», «не мучает меня вопросом, кем я хочу быть», «позволяет сидеть за компьютером столько, сколько захочу», «дает деньги», «позволяет вести себя, как мне хочется», «не загружает домашними делами».

Однако 29% девиантных подростков говорили о том, что предпочли бы более требовательных родителей как в отношении себя, так и в отношении самого подростка.

Исследование обнаружило деформацию представлений о своем жизненном пути у девиантных подростков. Во-первых, было выявлено пессимистичное отношение к своему будущему в целом. В отдельных оптимистичных ответах прослеживались инфантильность и нереалистичность.

В системе ценностей работа и межличностные отношения заняли низкие позиции.

Подростки с нарушением поведения в 75% случаев обнаружили неадекватное решение задачи на определение своей возрастной категории. Эта часть подростков оценила себя как «взрослых». Такие результаты дают нам основание предполагать, что раннее появление чувства взрослости у подростков с нарушениями поведения мешает адекватному решению задачи на самооценку возрастной категории и понимания своей возрастной позиции.

При решении задачи на самоидентификацию они также стремились оценить себя старше. Также важным наблюдением является то, что подростки с нарушением поведения оказались недовольными своей настоящей возрастной позицией. Они испытывают неудовлетворенность своей жизнью, своим настоящим. В качестве негативного образа они часто выбирали образ своего настоящего.

Для подавляющего большинства оказалось характерным не задумываться о своем даже ближайшем будущем, подростки планировали только отдых и развлечения. Попытка провести с подростками планирование жизненного пути натолкнулась на неадекватное бездумное отношение к собственной жизни.

Чувство несостоятельности в школе также формировало потребность в получении положительных эмоций другим способом. Нарастало раздражение, которое часто выливалось в неправильное поведение. Родители, сосредоточенные на собственных проблемах, как бы не замечали того, что их ребенок вырос. В основном они прекращали контролировать процесс воспитания подростка из-за собственной усталости и ощущения безысходности. Беседы родителей с подростками о будущем носили в основном негативный характер. Родители раздражались, указывая подросткам на вероятные плохие перспективы их жизненного пути. Чувствуя свою несостоятельность в школе и опасаясь плохих перспектив в будущем, подростки и не стремились его планировать. Отсутствие реальных представлений о собственном будущем вступало в противоречие с естественным желанием роста и развития, со стремлением стать взрослым. «Взрослость» понималась подростками как освобождение от необходимости учиться в школе, как возможность делать то, что хочется.

Рассуждения о будущем у девиантных подростков были неадекватны. Мальчики фантазировали о том, как станут «крутыми» и организуют свой бизнес. Девочки сообщали о желании стать моделями, актрисами, бизнес-леди. Восемь подростков сообщили о том, что ничего не знают о своем будущем и никогда о нем не думают.

Осознание своей принадлежности к категории подростков, расположенной между детством и взрослостью, свидетельствует о степени осознанности конкретным подростком своей возрастной роли, об адекватной самооценке. В этом смысле отнесение себя к категории детей или взрослых свидетельствует о неадекватной оценке подростком своей возрастной роли и соответственно своих возрастных возможностей. Все это свидетельствует о проблемах в социальной адаптации.

Девиантные подростки, начиная излишне рано относить себя к категории взрослых людей, не проявляют уважения к возрастной категории «старость» и не испытывают теплых чувств к категории «детство». Среди негативных возрастных образов у девиантных подростков присутствуют все образы детства.

Исследование смысложизненных ориентаций выявило статистически значимые различия между экспериментальной и контрольной группами, что совпадает с результатами других методик.

54% девиантных подростков надеются на помощь семьи и близких в будущем, хотя реально на это им трудно рассчитывать в силу семейной ситуации. Скорее они мечтают о том, что кто-то другой возьмет на себя заботу о их будущем.

Выводы, обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие.

1. Подростки с девиантным поведением считают идеальными родителями тех, которые предъявляют им минимальные требования.

2. Идеальный родитель, по мнению девиантных подростков, это родитель с попустительским стилем воспитания, предоставляющий полную свободу действий и применяющий минимум запретов.

3. Девиантные подростки, как и подростки нормативной выборки, ждут от идеальных родителей внимания, защиты, понимания и поддержки, однако не считают проявление строгости в их воспитании позитивной характеристикой.

4. Девиантные подростки обнаружили негативное восприятие своего актуального возраста, что является признаком неудовлетворенности своей жизнью. Выявилось желание вернуться в детство, не задумываться о будущем.

5. Девианты обнаружили низкий уровень целеустремленности, отсутствие целей или их нереалистичность. Цели в будущем имеют асоциальную и гедонистическую направленность.

6. Восприятие будущей перспективы в целом имеет негативный характер. Девиантные подростки неосознанно надеются, что в будущем найдется человек, который будет решать его проблемы и заботиться о нем. Поэтому подростки считают идеальными родителей, которые применяют минимум запретов и способны поддерживать материально.

7. Приблизительно 20% исследованных девиантных подростков имеет представления об идеальной семье и родителях, характерные для нормативной выборки. Они осознают необходимость соблюдения определенных социальных рамок, считают, что идеальные родители должны быть строгими и требовательными для помощи в построении позитивной картины их жизненного пути.

Библиографический список

  1. Бахадова Е.В. Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения детей // Вопросы психологии. 2009. №1. С. 37-50.
  2. Белопольская Н.Л., Иванова С.Р., Свистунова Е.В., Шафирова Е.М. Самосознание проблемных подростков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007.
  3. Галич Г.О. и др. Профилактика девиантного поведения детей и подростков // Известия ПГПК им. В.Г. Белинского. 2010. №16. С. 84–91.
  4. Гурвич И.Н., Цветкова Л.А., Антонова Н.А., Ерицян К.Ю. Концептуализация поведения риска с позиций психологической науки // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, социология, педагогика. 2014. Серия 12. Выпуск 3. С. 113–120.
  5. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М.: Академия, 2008.
  6. Конева О.Б. Неблагополучная семья и девиантное поведение: социально-психологические аспекты // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Психология. 2010. Выпуск №17. С. 57–61.
  7. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие. СПб: Речь, 2005.

Источник: Белопольская Н.Л. Представления девиантных подростков об идеальных родителях и своем жизненном пути // Дети. Общество. Будущее: сборник научных статей по материалам III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». Т. 2. М.: КНОРУС, 2020. С. 72–75. DOI: 10.37752/9785406029398-21

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    11.06.2021
    Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    Четыре дня Санкт-Петербургского саммита психологов были наполнены мастер-классами и лекциями, дискуссиями и беседами специалистов. 96 мастерских состоялись в пяти аудиторных, двух онлайн и одной смешанной (офлайн и онлайн) параллелях…
  • Можно ли спорить при детях? Все не так однозначно, как кажется
    10.04.2021
    Можно ли спорить при детях? Все не так однозначно, как кажется
    Вопрос не в том, спорить при детях или нет, а в том, как это делать. Вы сами решаете, что увидят ваши дети: то, как родители вместе решают проблемы и аргументированно выражают свою точку зрения, или то, как они срываются на крик…
  • Эмоциональная саморегуляция приёмных родителей
    01.04.2020
    Эмоциональная саморегуляция приёмных родителей
    Бывают моменты, когда каждому человеку нужна помощь специалистов, чтобы появился выбор: ходить по кругу боли – я совершил действие, я себя виню, испытываю страх и обиду, пытаюсь сдержать эмоции и снова срываюсь – или получить поддержку…
  • Детская агрессия и психологическое здоровье семьи
    18.01.2019
    Детская агрессия и психологическое здоровье семьи
    Современные родители часто обращаются к специалистам с проблемой проявления агрессии у детей. В статье дается анализ причин проявления детской агрессии в раннем возрасте. Агрессия не существует как самостоятельное явление, а проявляется как результат привычных форм поведения, транслируемых взрослыми, особенно это относится к детям раннего возраста. Чрезмерное негативное эмоционирование взрослых в присутствии детей создает детям почву для бессознательного имитирования такого поведения...
  • Представления старости в детском возрасте
    28.12.2024
    Представления старости в детском возрасте
    «Если еще несколько десятков лет назад, размышляя о старом человеке, традиционно представляли образ человека только в “возрасте неминуемых утрат и потерь”, то сегодня эти представления в большинстве своем могут быть абсолютно несостоятельными».
  • Психологический механизм отчуждения ребенка от родителя. Как это работает?
    17.12.2024
    Психологический механизм отчуждения ребенка от родителя. Как это работает?
    «Внешнее спокойствие ребенка, обеспеченное расщеплением, может интерпретироваться специалистами — психологами и юристами — как истинное спокойствие и осознанная позиция в юридически значимой ситуации».
  • Опубликована резолюция Герценовских чтений
    14.11.2024
    Опубликована резолюция Герценовских чтений
    По итогам работы VII Международной научно-практической конференции «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Семья как ресурс развития личности ребенка» участники выработали предложения в адрес профессионального сообщества.
  • Психологические особенности личности участников кибербуллинга в популярных социальных сетях
    11.11.2024
    Психологические особенности личности участников кибербуллинга в популярных социальных сетях
    «Большинство пользователей популярных социальных сетей предпочитают проявлять склонность к повышенной раздражительности и негативные эмоции во взаимодействии с другими пользователями в сети. Гнев выступает как успокаивающее средство…»
  • Квадроберы: ювенально-девиантологический дискурс
    18.10.2024
    Квадроберы: ювенально-девиантологический дискурс
    «Крайне важно оперативно развивать сферу воспитания и досуга детей, подростков, молодежи, направлять их энергию в созидательное русло. Но если это не делает государство, это будут делать (и уже активно делают!) медийное пространство и улица…»
  • Квадробинг: мнения экспертов
    15.10.2024
    Квадробинг: мнения экспертов
    Депутаты Госдумы разрабатывают законопроект о запрете пропаганды квадроберства в России, а эксперты рассуждают о том, можно ли отнести квадробинг к психическим заболеваниям.
  • Влияние структуры семьи на идентичность школьника
    05.10.2024
    Влияние структуры семьи на идентичность школьника
    «Оказалось, что испытуемые из неполных семей обнаруживают стабильно более низкую самооценку, чем испытуемые из полных семей. У них более выражена негативная идентичность, поиск своего места в мире».
  • Учеными РАО создана Концепция развития личности ребенка в семье
    02.10.2024
    Учеными РАО создана Концепция развития личности ребенка в семье
    «Документ направлен на то, чтобы сформулировать современные основы развития личности ребенка в семье и его воспитания, помочь родителям в осмыслении и корректировке существующей практики взаимодействия с детьми».
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»