Лариса Александровна Цветкова, профессор, доктор психологических наук, вице-президент Российской академии образования, профессор кафедры психологии социального взаимодействия Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, главный внештатный специалист по медицинской психологии и главный внештатный педагог-психолог Северо-Западного федерального округа, вице-президент Российского психологического общества, член Координационного совета Санкт-Петербургского психологического общества, на 16-м Санкт-Петербургском саммите психологов представила доклад «Психологическая служба как ресурс сохранения ментального здоровья молодежи в эпоху резких социальных изменений».
Предлагаю подумать, порассуждать о моделях, сложностях, препятствиях, барьерах и их преодолении в предоставлении профессиональной психологической помощи детям, подросткам. В первую очередь, институционализированной молодежи, тем, кто находится в системе образования. Неделю назад подписан новый вариант концепции развития психологической службы в системе образования. Следует сказать, что и в целом во всем мире именно развитию психологической службы уделяется большое внимание. Именно психологов, работающих в системе образования, все чаще рассматривают как важных провайдеров в сфере услуг охраны психического здоровья детей, подростков и молодежи.
Последние три года мы все живем в условиях резких социальных изменений. Я в своем выступлении буду ссылаться на результаты разных исследований, которые мы проводили.
В качестве введения сошлюсь на лонгитюдное исследование на основании сопоставления информации о конкретных участниках в двух временных точках в 2019 и 2020 году, между которыми прошел год и началась пандемия COVID-19, т.е. произошло значимое стрессовое событие. Нам удалось посмотреть, как менялись показатели здоровья. За год показатели физического здоровья и такие показатели психического здоровья как депрессия и тревога значимо не изменились, но наиболее лабильным оказался показатель психологического благополучия. Молодые люди нуждались в оказании им психологической помощи.
Но мы видим разрыв: с одной стороны, молодежь нуждается в психологической помощи. С другой стороны, одним из важных факторов эффективной работы системы психологического сопровождения образования является обращаемость к этой системе помощи.
Результаты мировых исследований фиксируют этот разрыв между реальной обращаемостью и нуждаемостью людей в психологической помощи. До 90% нуждающихся её не получают. (Alonso J., Liu Z., Evans-Lacko S., et al., 2018; Kohn R., Ali A.A., Puac-Polanco V. et al., 2018).
В связи с тем, что любые трансформации, которые происходят в обществе и в которых мы живем последние несколько лет, только усугубляют эту ситуацию, изучение и описание их влияния на обращаемость за помощью мы ставили отдельной задачей в наших исследованиях.
Мы, как правило, использовали качественно-количественный дизайн исследования. Но сегодня я остановлюсь на описании качественных результатов, которые позволяют нам оценить проблему обращаемости за психологической помощью.
Первое исследование связано с опросом главных внештатных педагогов-психологов, работающих в семи федеральных округах. Было две волны исследований: до пандемии (лето 2019 года) и во время пандемии (осень 2020 года).
А также остановлюсь на анализе интервью студентов одного из вузов Санкт-Петербурга, где предоставлены хорошо организованные анонимные и бесплатные услуги по охране психического здоровья. Сбор данных проходил летом 2020 года.
Концептуальной рамкой для анализа результатов явилась модель эффективности помощи в сфере здоровья AAAQ (Availability, Accessibility, Acceptability, Quality), разработанная ВОЗ (CESCR, 2020).
- Availability/Наличие — достаточное количество сервисов по предоставлению психологических услуг для конкретной целевой группы;
- Accessibility/Доступность — физическая, экономическая и информационная доступность сервисов;
- Acceptability/Приемлемость — соответствие психологических услуг стандартам профессиональной этики, культуральным, половым и возрастным особенностям потребителей услуг, а также понимание ими смысла вмешательства;
- Quality/Качество — предполагает квалифицированность психологов и научную обоснованность психологических услуг.
Давайте попробуем ответить на вопрос, как ситуация с COVID-19, по мнению экспертов, сказалась на психологической помощи в системе образования. Эксперты выделили позитивные и негативные стороны.
В качестве плюсов отметили повышение доступности психологической помощи в результате дистанционного формата и онлайн-технологий, нивелирование территориального неравенства. Но при этом обнажается иная форма неравенства — недоступность помощи тем, у кого отсутствуют технические средства или нет возможности уединиться.
Также было обнаружено, что пандемия актуализировала неадекватные представления молодежи о нуждаемости в помощи в связи с низким уровнем грамотности в области психического здоровья (низкий уровень распознавания симптомов психического неблагополучия у себя и у других), что приводит в ряде случаев не к раннему решению проблемы, а к ее хроническому состоянию.
В качестве возможных барьеров обращения к профессиональным психологам эксперты отмечали приоритет альтернативных видов помощи. 8% студентов вуза имеют опыт обращения за помощью к людям с «экстрасенсорными способностями».
Трансформация онлайн-среды оказания психологической помощи в результате пандемии способствовала увеличению приемлемости услуг со стороны обучающихся и взрослых.
Пандемия способствовала увеличению возможности анонимного онлайн обращения за психологической помощью.
Увеличение дистанционной работы психологов во время пандемии обнажило ограничения онлайн работы, связанные с качеством услуг.
«Онлайн-консультации перешли в режим не терапевтическом работы, а работы просветительской» (интервью №1). «Не случается той эмпатии, которая должны быть глаза в глаза» (интервью №3).
Некачественная инфраструктура (условия очной работы с психологом). «Сидит в подвале, где неудобно, душно», поэтому, со слов эксперта, необходимо «оценивать среду на предмет возможности психологической помощи полноценной» (интервью №2).
Выводы. Наибольшее количество барьеров обращения за помощью к психологам оказалось связано с приемлемостью (стигматизация, нарушение конфиденциальности, страхи и пр.) и качеством оказываемых услуг (низкий уровень квалификации специалистов, низкая оценка эффективности деятельности).
С чем это связано? Отчасти это связано с тем, что в системе образования лишь 39% занимающих ставки педагога-психолога имеют высшее психологическое образование. (Это данные нашего большого мониторингового исследования, в котором принимали участие 40 тысяч человек: 20 тысяч директоров школ и 20 тысяч психологов, работающих в школах, во всех субъектах РФ. В этом исследовании приняли участие 80% всех работающих в системе образования психологов).
Лишь в 10 субъектах РФ есть документы, которые регулируют повышение квалификации психологов. Плюс большая нагрузка и вот результат по поводу качества оказания психологических услуг.
Сошлюсь на результаты еще одного исследования, которое показывает, что, если ребенок получил первую консультацию довольно качественную, у него формируется приверженность к обращению к профессиональным психологам. И еще один результат — важно, чтобы это была его личная инициатива: обратиться к психологу. Чтобы не классный руководитель или родитель его привел, а чтобы он сам пришел.
Поэтому рекомендация классным руководителям и родителям: не приводить ребенка за руку, а побуждать его самостоятельно делать такой выбор.
Теперь перейдем к тому, как ситуация с пандемией COVID-19, по мнению студентов, сказалась на психологической помощи в системе образования.
Здесь я также обращусь к результатам качественного исследования. Психологи изучают то, что влияет на формирование той или иной установки, которая перейдет или не перейдет потом в действие. В нашем исследовании оказалось, что именно субъективные инъюктивные нормы оказывают влияние — в отличие от дескриптивных — на намерение, готовность и реализацию обращения за помощью.
Причем мы обнаружили разную реакцию родителей и сверстников молодых людей на их намерение пользоваться услугами психологов. В то время как друзья в основном отреагировали положительно и с интересом, родители были в основном настроены скептически и не одобряли такое поведение студентов. И сами студенты говорили, что это связано с убеждениями их родителей в том, что психологическая практика не имеет научной основы. И мы обнаружили до сих пор очень сложное у взрослых потребителей психологических услуг неразделение между психологической и психиатрической помощью и в целом некоторую стигматизацию.
Относительно дескриптивных норм. Многие студенты знали о том, что их друзья и сверстники обращаются к психологам, но никак не подчеркивали это в интервью и не упоминали это как фактор принятия положительного решения об обращении за психологической помощью.
То, как ведут себя в обществе, как это принято, фактически не оказывает влияния на намерение обратиться за помощью и иногда даже имеет противоположное влияние. Например, если у респондента есть друг, у которого была чрезвычайно серьезная проблема психического здоровья, для решения которой он обратился к за помощью, респондент может сравнить её со своей, очевидно, менее серьезной проблемой, обесценить её в своем собственном сознании и не искать помощи.
Хочется завершить на позитивных результатах. Мы обнаружили, что студенты как раз являются проводниками новых социальных норм, готовности и реализации обращения за психологической помощью.
Еще раз подчеркну, что для готовых обратиться за помощью очень важна поддержка и одобрение со стороны близкого социального окружения, друзей и родителей.
В своем докладе я опиралась на собственные исследования и исследования моей коллеги Натальи Александровны Антоновой.
В этом году мы проводим анализ того, как организована психологическая служба в вузах страны. Я могу сказать, что на сегодняшний день в нашей стране 1234 вуза с филиалами и лишь в трети вузов есть психологические службы или их аналоги. Мы запускаем большое исследование при поддержке Министерства образования и науки, потом буду готова поделиться полученными результатами.
Есть серьезное, на мой взгляд, противоречие между двумя мыслями в одном абзаце: "... если ребенок получил первую консультацию довольно качественную, у него формируется приверженность к обращению к профессиональным психологам" и "важно, чтобы это была его личная инициатива: обратиться к психологу".
Неважно чья инициатива. Мотивация никогда не бывает сразу внутренней. Если ребенок получил качественную первую консультацию, она (консультация) и создаст мотивацию. Ждать пока ребенок хочет то, чего не знает - это ошибка в понимании природы мотива, мне кажется.
, чтобы комментировать
Уважаемая Лариса Александровна!
Фраза За год показатели физического здоровья и такие показатели психического здоровья как депрессия и тревога значимо не изменились, но наиболее лабильным оказался показатель психологического благополучия. Молодые люди нуждались в оказании им психологической помощи.
Вы- небожитель. Смело обеспечиваете своим клиентам психологическое благополучие. Вы уверены в такой возможности?
, чтобы комментировать