Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что понимание важности формирования и развития талантливых и одаренных детей на уровне общеобразовательной школы подвергается научному осмыслению, что связано с потребностью государства в перспективных кадрах (А.И. Савенков, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков).
Одаренность в детском возрасте отечественной психологической школой понимается как некий потенциал, благоприятные внутренние условия психического развития, возможность выдающихся достижений в будущем. Многих исследователей, в первую очередь, интересует раннее выявление детей с потенциалом одаренности, другие делают акцент на формировании среды для раскрытия этого потенциала. Именно в школе таким детям предстоит важный этап обучения, сохранения и приумножения способностей — и это одна из важнейших педагогических проблем. Поиск путей обучения одаренных детей, создания психолого-педагогических условий для развития их уникального потенциала становится также одним из основных направлений инновационных процессов в системе образования.
Таким образом, очень важны различные развивающие и диагностические формы и методы работы, которые в практике может применить тьютор, психолог, педагог, родитель.
На уровне нашей школы (№58 г. Ярославля) проводится целенаправленная работа по сопровождению талантливых детей, создан тьюторский центр, собирается банк данных на одаренных обучающихся по некоторым типам одаренности (академическая, творческая, спортивная, социальная), в последнее время ведется оценка и инженерной одаренности. Информация получается с помощью экспертных оценок педагогов, психологических исследований, анализа результативности деятельности, через продуктивную деятельность — оценку успеваемости и участие в конкурсах творческого мастерства, интеллектуальных играх, спортивных состязаниях, оценку «портфолио», мнение родителей, наблюдение (Серафимович, 2015, с. 313).
Наши исследования подтверждают мнение, что одаренные дети часто отличаются неравномерностью развития, для них типично преобладание одаренности в какой-либо одной сфере (например, интеллектуальной или художественной), при этом другие психические сферы могут отличаться асинхронией (неравномерностью) развития по сравнению с доминирующей областью. Поэтому у таких детей часто формируется неадекватная, неустойчивая самооценка, и их достижения также становятся нестабильными (Блинова, 2010, с. 33).
В работе психологи школы стали применять технологию, которую ранее апробировали на девиантных учащихся, — «Дневник личного развития». Дневник — это не только форма фиксации процесса самопознания, в нем обозначаются и выделяются в качестве содержания такие жизненно важные темы, как самопрезентация, понимание себя и своих достижений. Это форма самостоятельной психологической работы. Работа по наполнению и заполнению дневника может выстраиваться совместно взрослым с ребенком. Заполнение дневника помогает осознать задачи развития ребенка, повысить его мотивацию, построить маршрут развития, выстроить вместе с ними график его перспектив и участия в презентации себя на различных конкурсах, олимпиадах и значимых для него событиях.
Цель «Дневника личного развития» — обеспечить стабильное развитие и продвижение школьника, акцентируя внимание на постепенно раскрывающийся потенциал собственной индивидуальности и одаренности.
Психолог инициирует начало ведения дневника мотивацией на то, чтобы не потерять важные части работы, иметь помощника, использовать его для хранения материалов, своих мыслей и планов, иметь собеседника, друга.
Стоит заметить, что данный метод работы может напомнить «портфолио — папку достижений», но есть качественное отличие. «Портфолио» имеет раздел формальных достижений (грамоты, благодарности, дипломы и пр.), тогда как «дневник личного развития» — это творческий продукт, у каждого ребенка он не похож на другие, при этом сравнение дневников различных детей категорически не рекомендуется делать. Дневник, с одной стороны, — очень личные материалы, отражающие потребность в психологической безопасности, а с другой — это некий развивающий ресурс личности, позволяющий работать комплексно с другими техниками.
Ожидаемые результаты от его ведения: опыт рефлексии, позитивного анализа своих способностей, умение самостоятельно организовать свое обучение, в процессе работы — активность и самостоятельность, способность анализировать причины своих успехов и неудач, быть самокритичным, исправлять ошибки и спокойно относиться к определенным трудностям, осуществлять планирование, целеполагание своей деятельности, умение ставить решаемые задачи и следовать намеченному плану, осуществлять познание себя, своих сильных и слабых сторон, развивать коммуникабельность.
Структура «Дневника личных достижений».
- Раздел, посвященный самопониманию, определение «Я-концепции», «Я-образа», оценка своих способностей, сильных и слабых сторон (применяются классические тестовые опросники Р. Кетелла, Г. Айзенка, А. Филипса, методы арт-терапии, опросники ценностей и стратегий поведения, интеллектуальных и творческих способностей).
- Исследование личностных ресурсов (на этом этапе используются коуч-технологии). Их принципиальное отличие состоит в определенных принципах работы, основанных на добровольности, сотрудничестве, прозрачности, ограничении по времени, симметричной коммуникации. А. Райтер описывает коучинг в педагогике как эффективный, «специфичный, целенаправленный и практико-ориентированный формат консультирования, призванный повысить рефлексивные способности и самоконтроль обучающихся» (Ryter, 2018, с. 23–39).
- Исследование профессионального самоопределения (интеллект-карты от Тони Бьюзена, метафорические ассоциативные карты).
- Формирование значимых личностных качеств и особенностей одаренных обучающихся. Стратегии, планы, задачи, смыслы: технология «Карта желаний», коллаж, «Квадрат Декарта» как техника для принятия решений (см. рис. 1).
- Рефлексивная регуляция своего поведения, регуляция психических состояний, регуляция деятельности в конкретной социальной среде. Осознание, осмысление и переосмысление: разнообразные рефлексивные техники — «Камешек в ботинке», «Все у меня в руках», «Дерево настроения».
Данная техника работы может стать прекрасным инструментом для формирования личностных результатов образования школьников, профессионального самоопределения, разрешения внутренних конфликтов, поможет ребенку держать свои мысли и идеи в порядке, приучит к самодисциплине. Для педагога это прекрасная возможность творческого общения с подопечным, для психолога — инструмент глубокой работы.
Библиографический список
- Блинова В. Л. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие / В. Л. Блинова, Л. Ф. Блинова. Казань: ТГГПУ, 2010. 56 с.
- Серафимович И. В. К вопросу об особенностях социально-психологического сопровождения процессов формирования и развития личностных результатов / И. В. Серафимович, Ю. Г. Баранова, С. Ю. Куликова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Том 5. № 2 (15). С. 262–268.
- Серафимович И. В. Социально-психологическое взаимодействие участников образовательного процесса в обеспечении условий для формирования и развития личностных результатов школьников / И. В. Серафимович, О. А. Беляева, Ю. Г. Баранова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 312–316.
- Ryter A. (2018). Coaching alsneuer Trend in der Lehrerinnen- und Lehrerbildung. EineersteBestandsauf-nahme. In Ch. Reintjes, G. Bellenberg& G. imBrahm (Hrsg.). Mentoring und Coaching als Beitragzur Professionalisierungangehender Lehrpersonen (S. 23-39). Munster, NewYork: Waxmann.
Источник: Баранова Ю.Г. Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников // Дошкольное и начальное образование: многообразие подходов. Материалы международной конференции «Чтения К. Д. Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. Ярославль, 2020. С. 77–81.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать