Анализ современной ситуации с профессиональным становлением молодежи показал значимость формирования индивидуальных траекторий жизненного и профессионального самоопределения и построения карьеры для школьников с учетом их интересов, личностных особенностей и требований рынка труда. Новые образовательные стандарты предъявляют высокие требования к формированию личностных результатов школьников, в том числе к их умению делать осознанный выбор, принимать самостоятельные решения, планировать достижение целей, проявлять эмоционально включённое отношение к построению своего профессионального будущего [5, 7, 11]
Вопросы профориентации всегда были в центре внимания психологов: Пряжников Н.С., Климов Е.А., Резапкина Г.В., Кон И.С. и др.
На региональном уровне успешно функционирует центр профессиональной ориентации «Ресурс», который не только оказывает содействие в выборе профессионального пути, осуществляет профориентацинную подготовку, но и осуществляет информационное сопровождение участников образовательного процесса, а также делает прогнозы наиболее востребованных профессий в регионе в ближайшем будущем [6]. Вместе с тем, динамичность и непредсказуемость нашего современного мира не только диктует политику непрерывного образования, но и требует включения в процесс содействия профориентации иных социальных партнеров, расстановки новых акцентов в профориентационной деятельности, задействование родительского сообщества, интеграцию усилий специалистов.
Вопросам профориентации уделяется в настоящее время большое внимание и на муниципальном уровне. Важным направлением инновационной деятельности в муниципальной системе образования сегодня становится единая система сопровождения профессионального самоопределения [2]. Подтверждением этому на уровне города Ярославля является создание инновационного МРЦ (Муниципальный ресурсный центр) — «Создание муниципальной системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся», в работу которого в 2016 году включилась и Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 58 с углублённым изучением предметов естественно-математического цикла» г. Ярославль.
Существует несколько основных подходов к рассмотрению вопроса о профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение рассматривается как определение себя относительно выработанных в обществе и осознанно принятых человеком критериев профессионализма. Можно условно разделить все подходы к профессиональному самоопределению на два — в первом исследователи ориентируются на выбор профессии (Д. Холланд и др.), а во втором — авторы рассматривают его как динамический процесс в течение всей трудовой деятельности (Пряжников Н.С., Климов Е.А. и др.)
Выбор профессии — это не одномоментный акт, а процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей человека, осуществляющего такой выбор [9]. Нам близка следующая цель профессионального самоопределения — формирование внутренней готовности школьника самостоятельно и осознанно выбирать, планировать и реализовывать себя на профессиональном, жизненном, личностном уровнях.
Модель школы 58 в направлении профессионального самоопределения включает несколько уровней: предметная направленность (включение профориентационного компонента в урочную деятельность учителями-предметниками), в рамках внеурочной деятельности, внеклассная работа (мероприятия воспитательной системы школы и класса) на уровне классных руководителей, профессиональные пробы (экскурсии, ярмарки профессий силами внешкольной общественности и социального партнерства).
Модель состоит из 3 блоков — «Программа содействия профориентации в начальной школе», «Программа реализации профессионального сопровождения на уровне основного общего образования» и «Программа профессиональной ориентации на уровне старшей школы». Если на уровне начальной школы основными формами работы являются игровые методы — на основе сюжетно-ролевых игр, экскурсий, направлены на предварительное определение нескольких наиболее привлекательных профессиональных сфер, то в старших классах усложняется понимание профессионального мира, меняются формы работы — центральным звеном становятся профессиональные пробы.
Автором идеи профессиональных проб считают С. Фукуяму [12]. Профессиональные пробы — практико-ориентированная форма профориентационной работы, и как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии.
Профессиональная проба — профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее вид завершенного технологического процесса (или его отдельного этапа) и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии [4]. Коротко говоря, профессиональная проба — это испытание себя в определённой профессии. Существую различные виды проб.
Учебно-профессиональные пробы проводятся в ситуации квазипрофессионального контекста (в лабораториях, учебных мастерских) либо вне профессионального контекста (в школьном классе, в форме домашней работы и т.д.) в одной из нескольких возможных форм:
- ситуативные задания (кейсы), направленные на решение типичных для определенного вида деятельности профессиональных задач или разрешение производственных проблем;
- продуктивные задания (персональные или групповые профориентационные проекты, практические работы предпрофессиональной направленности).
Профильные пробы — серия эвристических занятий, помогающих школьникам определить, насколько их запросы и желания относительно выбора профиля обучения соответствуют их возможностям. Проводятся со старшими подростками в рамках предпрофильной подготовки, либо со старшими школьниками в соответствии с избранным профилем обучения и не предполагают погружения в реальный профессиональный контекст. Каждая проба ориентирована на самоопределение в рамках той или иной профессиональной сферы по Е.А. Климову [9] («человек — природа», «человек — знаковая система» и т.д.).
Если применять это принцип на школе № 58, то начинающееся с 8 класса профильное обучение по 6 предметам естественнонаучного цикла: математика, информатика, физика, химия, биология (на выбор) подкрепляет идею профессиональных проб. Учащиеся школы уже с 8 класса имеют возможность развивать свои способности к определенной сфере, убедится в правильности своего выбора, условия школы способствуют ранней профессионализации. Опыт школы, работающей в этой системе с 1992 года. Задача профильного обучения — максимальный учёт интересов, склонностей и способностей учащихся, создание условий для старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Эффективность данного направления работы показана в таблице 1, особенное внимание следует уделить критерию «поступление по профилю школы» это значит, что учащиеся обучались в классе по углубленным программам и выбрали дальнейшее профессиональное обучение по данному направлению подготовки в высшей школе.
Выпускники нашей школы конкурентоспособны на рынке труда. Поступают по профилю, который выбрали и осваивают интересные и востребованные профессии. Следует обратить внимание на использование административных ресурсов для управления инновационными процессами в нашей школе [3].
Таким образом, модель внутришкольного сопровождения профессионального самоопределения нами рассматривается так:
1. Скоординированность действий педагогического коллектива и внешней среды, выработка стратегии взаимодействия, поддержание связей с социальными партнерами, планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
2. Комплексность, предполагающая совместную деятельность всех участников образовательного процесса: преподавателей, классных руководителей, педагогов-психологов, воспитателей, социального педагога, библиотекаря, заместителей директора, родителей и обучающихся;
3. Многоуровневость, реализующаяся не только в непосредственном взаимодействии в образовательном процессе, но и во внеурочной работе, воспитательной работе школы, включающий в себя нормативно-правовое, организационно-управленческое, и ресурсное обеспечение;
4. Ступенчатая постепенность, обеспечивающая преемственность на разных этапах обучения, с учетом возрастных особенностей школьников. Идея заключается в постепенном переходе от создания образа мира профессий, его многообразия, расширения представлений о профессиях в начальной школе (1–4 класс) конкурс рассказов «Профессии родителей», выставка рисунков «Профессии моей семьи», задействование родителей в профориентационных занятиях помогает расширить первичные представления ребенка о профессиональном мире и создает основу для формирования профессиональной личностной позиции. Ведутся открытые родительские собрания: «Профильное обучение как залог успешной профессионализации» (7 класс); «Профессиональная карьера наших детей» (9 класс); «Перспективные и востребованные профессиональные пути и учебные заведения» (10–11 класс). Активно используются ресурсы родительской общественности в вопросах профессионального самоопределения [2]. Преемственность касается дальнейшего расширения знаний о мире профессии и своих индивидуальных способностях, особенностях темперамента, здоровья, интересов и склонностей в средней школе (5–7 класс), выбор профиля обучения и специализация в рамках углубленного изучения предметов (8–9 класс): интеллектуальная игра «Редкие профессии», внеурочное занятие в музее школы «Музейные профессии», «Биология и связанные с ней профессии», образовательные экскурсии в рамках регионального образовательного проекта «Фармстарт», участие в региональном чемпионате «Молодые профессионалы (World Skills Russia» ЯО). В старших классах продолжается стимулирование осознанного выбора, рефлексия, изменение индивидуального образовательного маршрута, его корректировка, дополнение, профессиональные пробы, проводится полноформатная работа по формированию личностных результатов образования [7].
Созданы интегрированные модули по профориентации на уроках. Ведется административный мониторинг по корректировке рабочих программ «Включение в предмет и обеспечение единым профориентационным минимумом обучающихся в образовательном процессе и внеурочной деятельности». Мониторинг профориентационной странички в дневнике классного руководителя: «Организация цикла классных часов и экскурсионных маршрутов по профориентации».
Ежегодно проводится профдиагностическая работа — обучающиеся 9–11 классов МОУ СШ № 58 принимают участие на федеральном уровне во «Всероссийской Профдиагностике» [11], опросник А.П. Чернявской «Профессиональная готовность», методика «Профиль», методика карты интересов А. Голомштока в модификации Г. Резапкиной, методика «Тип мышления» (методика в модификации Г. Резапкиной), опросник профессиональных склонностей Д. Холланда.
В школе представлено 5 направлений внеурочной деятельности, более 25 кружков, секций, клубов, мастерских. Ими охвачено более 800 учащихся. В нашей публикации мы рассказали о модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников. Представлена целесообразность интегративной работы и социального партнерства различных образовательных учреждений города на базе муниципальных ресурсных центров.
Литература
- Александрова Н.И., Баранова Ю.Г., Беляева О.А., Гар М.И., Геттих О.В., Куликова С.Ю., Крупки‑ на Т.В., Одноралова Е.Ю., Остапенко И.С., Серафимович И.В. Содействие формированию и развитию личностных результатов школьников. Методические рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС / Под ред. И.В. Серафимович, О.А. Беляевой — Ярославль: ИД «Канцлер», 2017.— 261 с.
- Баранова Ю. Г., Серафимович И.В., Остапенко И.С. Внеурочная деятельность на уровне основного общего образования как основа для индивидуального образовательного маршрута в процессе профессионализации // Научно-методический электронный журнал «Концепт».— 2017.— Т. 7.— С. 33–37.— URL: http://e-koncept. ru/2017/970008.htm.
- Белякова Л.В., Серафимович И.В., Барано‑ ва Ю.Г. Взаимодействие администрации и психологической службы при сопровождении внедрения ФГОС ООО//Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: сборник научных статей седьмой шестой всероссийской интернет-конференции, посвященной 35-летнему юбилею кафедры педагогики и психологии начального обучения ЯГПУ им. К.Д. Ушинского (октябрь-декабрь 2017 г.)/ Под ред. Е.В. Карповой. Ярославль, РИО ЯГПУ, 2017, С. 57–62.
- Блинов, В.И. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков [Текст] / В.И. Блинов, И.С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. — Екатеринбург, 2015.— № 4 (17).— С. 14–17.
- Волков А.Ю. Инновации в России // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2012. № 2. С. 15–19.
- Всероссийская профдиагностика. [Электронный ресурс] — https://profdiagnostika.ru/ (Дата обращения 06.07.2018)
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2010.
- Кузнецова, И.В. Вопросы формирования способности к профессиональному самоопределению в новых образовательных стандартах [Текст] / И.В. Кузнецова // Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии. Материалы Всероссийского совещания «Формирование и развитие системы профессиональной ориентации учащейся молодежи в рамках региональных программ развития профессионального образования». — М.: ФИРО, 2012.— Ч. I.— С. 16–23.
- Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования [Электронный документ]: Приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897. Доступ: http:// минобрнауки.рф/documents/543 (дата обращения: 04.04.2016)
- Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самооопределение и профессиональная ориентация учащихся. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.
- Райхлина, А.В. Создание экосистем инновации как модели организации и стимулирования инновационной деятельности [Текст] / А.В. Райхлина // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2017. Т. 4.— № 7.— С. 54–60.
- Серафимович И.В., Вишневская С.Ю., Баранова Ю.Г., Куликова С.Ю., Крутикова Е.Н. Формирование и развитие личностных результатов образования: программы внеурочной деятельности по психологии (для начальной и средней школы). Методические рекомендации для специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение ФГОС/ под общ. Ред. Серафимович И.В.— Ярославль: Ярославский филиал Российского экономического университета (РЭУ) имени Г.В. Плеханова, ИД «Канцлер», 2015.— 128 с.
- Фукуяма, С. Теоретические основы профессиональной ориентации [Текст] / С. Фукуяма. — М.: Изд-во МГУ, 1989.— 108 с.
Источник: Иванова Е.А., Баранова Ю.Г., Макарчикова О.Ю., Серафимович И.В. К вопросу о преемственности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников // Ярославский психологический вестник. 2018. № 3 (42). С. 60–64
Уважаемые коллеги!
Спасибо за интересный практический опыт проведения профориентации детей и подростков.
Очень жаль, что психологи в своих работах не учитывают такой важный аргумент, как состояние здоровья школьников. В профориентации выделяют 3 основных направления: 1- психологический; 2- медицинский и 3- социально-экономический. В профориентации важным является взаимодействие психолога и врача на различных стадиях построения профессиональной траектории, в т.ч. и у школьников с отклонениями в состоянии здоровья. Кто узаконит этот тендем в профориентации? Как найти общий язык по данной проблеме между смежными министерствами?
См. статью Ганузин, В. М. Профориентация подростков с отклонениями в состоянии здоровья в практике педиатра и психолога / В. М. Ганузин // Профнавигация молодежи : Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, Краснодар, 21 апреля 2021 года. – Краснодар: Кубанский государственный технологический университет, 2021. – С. 59-63. – EDN DYWQWT.
С уважением, Валерий Михайлович.
, чтобы комментировать