О панике в связи с распространением коронавируса Covid-19 «Психологическая газета» поговорила со специалистом по тревожным расстройствам. Дмитрий Викторович Ковпак – кандидат медицинских наук, психиатр, психотерапевт, председатель Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, доцент кафедры медицинской психологии и педагогики СЗГМУ им. И. И. Мечникова:
- Дмитрий Викторович, в связи с информацией о распространении коронавируса в разных странах некоторые люди в России уже отменяют поездки и закупают продукты впрок. Чем Вы объясняете панические настроения?
- Это традиционный и стереотипный вариант реагирования людей на информационное влияние. Как писал Пелевин: «Наш человек узнает о том, что он думает, из телевизора». Это метафора воздействия средств массовой информации, когда внимание человека идёт за триггерными стимулами. Стимулы становятся для человека значимыми и направляют не только его внимание, но и мышление. Например, когда в Москве падает лифт, сразу же появляется беспокойство по поводу лифтов, если разбивается самолет, вокруг этого тоже возникает волна нездорового интереса и проекций, из-за которых человек может отказаться летать. Во время прошлых эпидемий (вспышки вируса Эбола, «свиного гриппа», «птичьего гриппа») также возникали реакции, которые сводились к эмоционально обусловленному вектору поведения: эмоции заставляли людей покупать небезызвестный противовирусный препарат и принимать его заранее, еще до появления вируса на улицах родного города. И это несмотря на то, что профилактической силой препарат не обладал!
Избыточные эмоциональные реакции тревожно-фобического характера, тревожного спектра, являются отражением, в первую очередь, внутреннего состояния человека. И, чаще всего, связаны с компенсацией каких-то других причин, из-за которых он реагирует на внешние триггеры чрезмерно.
В данном случае паника возникает из-за того, что происходит сочетание эмоциональных факторов и объективных данных о том, что коронавирус – заболевание, которое быстро распространяется, и при небольшом контакте с носителем возможно заражение. Важно принять сбалансированный подход к этой угрозе здоровью, признавая, что существует реальная угроза пандемии, которая, вероятно, затронет многих людей во всем мире, и, в то же время, избегая ненужной паники. Чрезмерный оптимизм при одновременном снижении значимости этой угрозы здоровью может привести к риску для большего числа жизней. С другой стороны, чрезмерная паника может ухудшить психическое здоровье миллионов людей. Все большее количество стран вовлекается в эпидемию. Это создает основу для панических реакций из-за катастрофических представлений о том, что смерть неизбежна, ты находишься в кольце инфекции. Это, конечно, апокалиптические сценарии, поскольку на 4 марта 2020 года (согласно информации сайта https://gisanddata.maps.arcgis.com/apps/opsdashboard/index.html?fbclid=IwAR1NGozNQ6-78263f1hWeUJr-ru1CI4_PpAlcjRnNyU1SGm1mfJi-LEnTW0#/bda7594740fd40299423467b48e9ecf6) данные такие: с момента начала эпидемии во всем мире умерли 3 198 и выздоровели 50 743 заболевших. Это говорит о том, что не всё обстоит так, как в своих кошмарных снах представляют люди, склонные к кастастрофизации.
Интернет и социальные сети могут усилить страх, когда люди читают о сравнениях нынешней пандемии с гриппом 1917-1921 годов, «испанкой», когда была заражена треть всего населения планеты, и за 18 месяцев 1918-1919 годов грипп унес жизни примерно 50 миллионов человек. На самом деле, некоторые сообщения в социальных сетях сравнивают коронавирус с бубонной чумой, которая, возможно, имела уровень смертности близкий к 50% и убила четверть населения Европы. Эти сравнения не основаны на текущих данных о коронавирусе; социальные сети порой добавляют информационного «огня», что приводит к значительной переоценке риска. Да, процент смертности от коронавируса высокий, но он связан с самой тяжелой формой болезни – пневмонией, к которой, по открытым данным, приходит не более 10% заболевших.
Большинство людей во всем мире болеет коронавирусом в легкой форме. Объективные данные неприятны, но паникующий человек сам делает из них катастрофу. Паника на бирже, которая случилась на прошлой неделе, отражает соответствующие ожидания и настроения людей. После первой реакции на информацию об эпидемии в Китае, возможно, сработали такие защитные механизмы, как отрицание и вытеснение, сохранявшие представление, что это проблема только китайцев. Но распространение вируса по планете привело к проникновению его в Европу, к большому количеству заболевших в Корее, Иране, Японии. Психологическая проблема усилилась на фоне этих данных – они породили еще одну волну страха, девятый вал психического заражения, захлестывающий эмоциями, паникой и даже отчаянием.
Здесь важно понять, что Всемирная организация здравоохранения еще месяц назад выразила мнение, что, скорее всего, удержать вирус только на территории Китая не удастся. Что мы и наблюдаем. Мы видим то, что эксперты ВОЗ не ошиблись – коронавирус будет пандемией, массовой инфекцией. Крайний сценарий – возможно, переболеет половина или даже две трети населения Земли, после чего коронавирус станет таким же банальным вирусом, как привычные уже ОРВИ, в состав которых входят заболевания, вызываемые другими коронавирусными инфекциями. Полезные статистические данные можно найти также здесь: https://www.worldometers.info/. Обратите внимание на 2 цифры: смертность от коронавируса (~3 200) и смертность от сезонного гриппа (~84 300) – обе – за последние 2 месяца.
Важно отметить: паника и может стать возможной причиной снижения иммунитета, который сегодня критически важен! Нет вакцины, нет лекарства, которое действовало бы именно на этот вирус, поэтому главную ставку население должно делать на свой собственный иммунитет.
Хотя есть ряд лекарств, упомянутых китайскими врачами, представителями нашего медицинского сообщества и Минздрава, экспертами ВОЗ, которые могут влиять на течение заболевания, но не являются прямыми лекарствами против данного коронавируса, ведь у него могут оказаться еще и подтипы.
- Что помогает «наладить» иммунитет, кроме отдыха и правильного образа жизни?
- Иммунитет поддерживает гармоничное состояние души, спокойствие и уравновешенность. Как только человек выходит из себя, теряет баланс, тем более – паникует, он становится уязвимым. Он не только теряет энергию, он истощает когнитивные функции, такие как внимание, память, скорость реакции, становится менее способным к осознанным, целенаправленным и решительным действиям, более беззащитен перед любыми заболеваниями. Поэтому самый невыгодный вариант действий – истощиться сейчас за счет своей паники до состояния астенизации, упадка сил и ресурсов.
Мы наблюдали это в предыдущие периоды подобных панических реакций, когда пиковая экспозиция информационной волны была гораздо меньше – она не занимала почти три месяца, как это происходит сейчас. Сейчас она длится гораздо дольше и поэтому люди, которые не отнеслись к ситуации критически, после панической фазы дойдут до фазы истощения. Они уже многие недели пребывают в состоянии паники, хронического страха и хронического стресса. Острый стресс мобилизует иммунитет, но хронический его истощает. И в ситуации, где действительно можно и нужно было бы собраться, приняв разумные меры предосторожности, у человека уже будут ослаблены внимание, когнитивные и волевые функции, общее состояние здоровья.
- Получается, что в этой ситуации состояние иммунитета напрямую связано с наличием осознанности и здравого смысла. Могут ли психологи повлиять на ситуацию, разъясняя людям, как им позаботиться о себе?
- Да. В том, чтобы помочь человеку сохранить здоровье, психолог может сыграть существенную роль, поскольку лучшие помощники иммунитета – разумные действия и гармоничное психическое состояние. Первая функция организаторов здравоохранения, включая медицинских психологов – это информирование о том, что собой представляет коронавирус, о степени рисков и вариантах исходов, а также конкретных мероприятиях профилактики. Оно поможет людям снять стресс от дефицита простой, понятной и помогающей информации. Вторая функция психолога – работа с иррациональными убеждениями людей: «все умрут», «это Апокалипсис» «выжить нереально», «лично я перенесу это хуже всех» и так далее. Задача психолога – декатастрофизация, он может помочь человеку так организовать свое мышление и поведение, чтобы это способствовало наиболее адекватному взаимодействию с реальностью. Необходимо противодействовать апокалипсическим теориям, которые могут захватывать мышление человека, и формировать адаптивные формы мышления и поведения.
- Почему апокалипсические теории часто возникают во время эпидемий, стихийных бедствий?
- Это попытка найти простое и быстрое решение, которая заставляет человека уходить от реальности, чаще – с помощью магического мышления. Человек обязательно чем-то хочет объяснить то, что с ним случилось или что может случиться – гневом богов, матушки-природы, ядра Земли и так далее. То же самое здесь: человек с магическим мышлением просто не готов столкнуться с экзистенциальным вакуумом безразличности к нему бытия, космоса, Земли. Он хочет установить более личную, интимную связь с мирозданием и создаёт теории о гневе высших сил, которые могут отомстить за нехорошее поведение и вознаградить за хорошее. Человек старается задобрить нечто, регрессирует к инфантильным, магическим способам переработки информации вместо принятия реальности и выбора оптимального для себя сценария действий.
- Как сохраняете здравомыслие и работоспособность лично Вы?
- Для меня реальность и логика – лучшие учителя. Контакт с реальностью – наиболее качественный подход к тому, чтобы воспринимать объективные данные без магических интерпретаций и без катастрофизации. Сегодня вечером я вылетаю в Европу, в греческий город Афины, навстречу волне коронавируса в Евросоюзе, и совершенно адекватно отношусь к рискам, которые, безусловно, есть. Коллеги по Европейской ассоциации когнитивно-поведенческой терапии собираются на встречу руководителей когнитивно-поведенческих ассоциаций всех стран, входящих в ее состав, несмотря на распространение вируса в Европе. Мы проведем совещание о подготовке юбилейного 50-го ежегодного Конгресса Европейской ассоциации когнитивно-поведенческой терапии, в котором примет участие наша ассоциация. Я как ее президент не планирую покидать капитанский мостик и бросать штурвал во время шторма. Риски являются допустимыми, мы с супругой будем их минимизировать посредством санитарно-гигиенических мероприятий. Один из сложных этапов – возможность карантина уже после возвращения в Россию, но я делаю осознанный выбор и принимаю эту ситуацию такой, какая она есть, не усложняя и не катастрофизируя напрасно. И, обращаясь к своим коллегам и пациентам, предлагаю также делать основной упор на здравый смысл, объективные данные, а не на информационную волну средств массовой информации, эмоциональные обоснования, домыслы и слухи.
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать