• Генеральный спонсор — «Иматон»

Скоро

26 мая
Санкт-Петербург

Конференция «Без_опасная сеть. Как защитить подростков от рисков в интернете. Интернет 3.0»

29 мая — 1 июня
Москва

Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» пройдет под эгидой ЮНЕСКО

2 — 4 июня
Санкт-Петербург

XIII Санкт-Петербургский саммит психологов

28 — 30 июня
Владивосток

IX-я Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»

2 — 5 июля 2019
Москва

XVI Европейский психологический конгресс

Весь календарь

Закон о психологической помощи. Вернёмся в «каменный век»?

/module/item/name

Дорогие коллеги! Не могу не откликнуться на призыв Аркадия Балунова занять активную позицию. Иначе придётся жить в «каменном веке». В большинстве стран Европы, согласно Страсбургской декларации, подписанной, кстати, и представителями России около 30 лет назад, принято воспринимать психиатрию, психотерапию и психологию как РАЗНЫЕ виды деятельности, которые могут быть связаны, а могут и совсем не соприкасаться одна с другой.

Приведу вам большую цитату из Википедии: «Слово «психотерапевт» часто используется в разных смыслах. Так, приказ Минздрава определяет специальность «врач-психотерапевт». Это лицо с высшим медицинским образованием по специальности «лечебное дело», получившее подготовку по специальности «психиатрия» и дальнейшую подготовку по психотерапии. Для краткости их часто и называют просто «психотерапевт». В то же время, слово «психотерапевт» используется для обозначения лиц, получивших образование в сфере одного из методов психотерапевтической практики. Это люди с высшим психологическим (но не медицинским) образованием, что происходит аналогично некоторым европейским странам, где «психотерапевты» это гуманитарное образование, не привязанное к медицинскому. Однако, например, в Германии психотерапевтом по закону имеют право называться лишь люди с высшим психологическим или медицинским образованием, дополнительно прошедшие обучение психотерапевтическим методикам. Первые именуются «психологический психотерапевт» (нем. Psychologischer Psychotherapeut), вторые «врачебный психотерапевт» (нем. Ärztlicher Psychotherapeut).

Отметим, что уже Зигмунд Фрейд писал, что для его метода медицинское образование необязательно. Обоснованию этого тезиса специально посвящена работа З. Фрейда «К вопросу о дилетантском анализе: Беседы с посторонним» (1926). За написание этого памфлета Фрейд взялся в связи с начатым весной 1926 г. в Вене судебным процессом против Теодора Райка, знаменитого члена Венского психоаналитического объединения, не имевшего медицинского образования. Т. Райк был обвинен в нарушении австрийского закона против шарлатанства — закона, объявлявшего противоправным, если человек, не имеющий медицинского диплома, лечил больных. Поясняя, что «дилетанты = не врачи», Фрейд выступил в защиту права «дилетантов» заниматься психоаналитической практикой: «Врач получил в медицинском училище образование, которое в общем-то противоположно тому, что потребовалось бы ему в качестве подготовки к психоанализу. Его внимание было направлено на объективно устанавливаемые анатомические, физические, химические факты… К душевной стороне феноменов жизни интерес не пробуждается, изучение высших психических проявлений к медицине никакого отношения не имеет» (Фрейд З. Соч. в 10 томах. Дополнительный том. М. : СТД, 2008. С. 321).

Поскольку, по мнению Фрейда, причины невротических заболеваний коренятся не в теле, а в психике, то для оценки невротика, «равно как и для его лечения, медицинское обучение ничего не даёт, совсем ничего
».

Коллеги, эти слова были сказаны великим врачом и основателем психоанализа (уж он-то разбирался!) около 100 лет назад. То, что специальность «психотерапевт» может на законодательном уровне стать прерогативой медиков, отбрасывает нас действительно в доисторические времена. И это вопреки тому, что именно сейчас мы можем говорить о том, что психотерапия, психологическое консультирование (в данном случае употребляю термины как синонимы) стала действительно массовым явлением. Я практикую 26-й год и понимаю, что непрофессионализм, безусловно, встречается в нашей сфере, и нередко. Однако противопоставлять ему важно, на мой взгляд и на взгляд большого количества моих непосредственных коллег, не устаревшие способы, а реалистичные, разумные, отражающие реальное положение вещей.

Велосипед изобретать, по-моему, тоже не стоит: психотерапевтом, согласно Страсбургской декларации, может быть человек, получивший серьезную постдипломную практическую и теоретическую подготовку в одном из признанных психотерапевтических подходов. А также прошедший собственную (количественно минимально определяемую) психотерапию и постоянно получающий супервизию (и это тоже регламентируемая величина).

Возможно, коллеги-теоретики скажут, что нет у нас таких институтов, которые готовы осуществлять данные виды подготовки. И будут неправы. Примерно с середины 90-х годов в России существуют различные институты и специалисты, ведущие профессиональную подготовку, супервизию и помогающие получать стажерскую практику. Позволю себе назвать несколько имён опытнейших специалистов в этой области, представляющих разные школы психотерапии, институты и города: А.Я.Варга, А.И. Палей, И.А.Алексеева, А.А.Бадхен, М.Певзнер, А.В.Черников, Г.Л.Исурина, С.Э.Медведев, Н.Долгополов и многие другие замечательные специалисты, большинство которых - уникальные психотерапевты и не врачи. Причём речь идёт далеко не только о Петербурге и Москве. Побывав за годы работы и преподавания в разных городах, знаю, что в Краснодаре, Екатеринбурге, Воронеже, Казани, Нижнем Новгороде, в Якутии и Бурятии существуют специалисты и институты, ведущие такого рода подготовку. Общественные организации также занимается такой работой.

Исходя из вышесказанного, предлагаю учесть мнение, опыт и навыки практикующих специалистов при разработке закона и привлечь к его созданию опытных специалистов-практиков.

Опубликовано 17 января 2018

В статье упомянуты

Материалы по теме

О научности психотерапии. Проф.М.Решетников — проф.А.Алёхину
17.05.2019
На пути к закону о психотерапии. Отклик на статью проф. А.Алёхина
17.05.2019
Профессор А.Н. Алёхин «Искушение психотерапией»
13.05.2019
Перспективы регулирования психотерапевтической деятельности
06.05.2019
Запрет на психотерапию? Открытое письмо в профессиональные организации
21.04.2019
Невозможная профессия. Психотерапия — без будущего?
09.04.2019
Изменения в законодательном регулировании психотерапии
02.04.2019
О психотерапии, законности и лингвистике
26.03.2019
Проблемы психологии образования. Методы работы педагога-психолога
04.09.2018
«Медицинский психолог» и «Нейропсихолог» — проекты профстандартов
24.08.2018
Медицинский психолог в системе здравоохранения
14.08.2018
Кто есть психолог? Кто может взять на себя такую ответственность?
13.08.2018

Комментарии

Константин Днов

...То, что специальность «психотерапевт» может на законодательном уровне стать прерогативой медиков, отбрасывает нас действительно в доисторические времена...

Почему так важно психологам называться психотерапевтами, а психологическое консультирование — психотерапией?

Психоаналитик, гештальт-терапевт, специалист по расстановкам, ets. Смотря чем занимается, вплоть до гипнотерапевта.

К чему множить сущности? Зачем использовать психологическое консультирование и психотерапию синонимами?

Если уровень нарушений не достигает критериев 5 раздела МКБ занимается психолог, а если выявлятся психическое расстройство, психолог и так обязан к психиатру отправлять.

Если у психиатра есть психотерапевтическое образование — он может сам немедикаментозно лечить, а если нет — может и в связке с психологм работать.

Адекватное разграничение обязанностей по уровню расстройств.
Где проблема впадания в каменный век?

комментарий из Вконтакте17.01.201813:18:09

Егор Клевцов

А нам-то что делать, рядовым психологам? Как проявить активность?

комментарий из Facebook17.01.201814:51:07

Валентина Каштанова

Голосую обеими руками "за" и за позицию Балунова и за позицию Уголевой. Спасибо за столь развернутые обоснования!

комментарий из Facebook17.01.201816:16:31

Елена Булавкина

Мне очень нравится «психологический психотерапевт»! Многое становится ясным.

комментарий из Facebook17.01.201822:01:34

Константин Днов

Сергей, пролистал вашу страницу, профессию Вашу не нашёл и так и не смог найти причину категоричности Вашего суждения о психотерапии.

Подскажите, категоричность обусловлена личным негативным опытом или, всё-таки, банальной некомпетентностью?

комментарий из Вконтакте17.01.201822:11:35

Артём-Юрьевич Максимов

Константин, а как Вы вообще себе представляете психотерапевтическую деятельность? И как, по Вашему, выглядит при этом работа психолога?

комментарий из Вконтакте17.01.201822:53:27

Целиком и полностью разделяю точку зрения Екатерины и поддерживаю ее.

Психотерапия — это исцеление души, в прямом смысле этого слова, восстановление целого. Врач же, со своей стороны, преимущественно ориентирован на анатомию, физиологию, биохимию — и это в парадигме медицины всегда первично, но человек, его личность — целостное, феноменальное явление, и часто его душевные, эмоциональные переживания также нуждаются в исцелении, восстановлении целостности и для этого совсем не требуется глубокое знание анатомии и др. уважаемых медицинских наук.

Если же следовать логике авторов предлагаемого закона, то такие знания абсолютно необходимы учителям, воспитателям, режиссерам, спортивным тренерам, священникам, наконец, которые активно и целенаправленно оказывают влияние на эмоции и души людей.

А. Адлер, будучи врачом и психотерапевтом, тем не менее полагал, что целью психотерапии является развитие социального интереса пациента, и должна включать в себя изменение ложных социальных ценностей.

Понятие «Терапия» давно перешагнуло рамки медицины. Терапия — это уже не отрасль медицины, а последовательный и целенаправленный процесс позитивных изменений, будь-то экономика или социальные процессы. И было бы ошибкой тянуть этот процесс вспять.

17.01.201823:01:46

Сергей Курганский

Константин, пониманием вещей и опытом в данной сфере. Мне кажется что любой здравомыслящий человек это понимает, тем более из этой сферы деятельности. А если не понимает, то либо не хочет понимать так как ему это не выгодно или же живёт в иллюзии своего разума.

комментарий из Вконтакте17.01.201823:08:59

"Терапия — это уже не отрасль медицины, а последовательный и целенаправленный процесс позитивных изменений, будь-то экономика или социальные процессы." (Шобырев Алексей Петрович, 2018). Вот уж действительно, как маленькая Алла: "Вот выйду за Вовку замуж и стану Алла Пугачева".
А экономика в России, действительно, претерпела такие позитивные изменения, что мы стали передовой державой мира и Вселенной. Иногда опускайтесь на грешную землю.

18.01.201810:40:49

"Если уровень нарушений не достигает критериев 5 раздела МКБ занимается психолог, а если выявлятся психическое расстройство, психолог и так обязан к психиатру отправлять".

Всё зависит от степени нарушений.
Кроме того, расстройство расстройству рознь. Если у человека психогенное расстройство, то психиатру с ним делать нечего, разве что оказывать симптоматическую, поддерживающую помощь.
Психологи не претендуют на психиатрию. Всем есть, чем заняться. Важно, чтобы все занимались своим делом.
Психотерапия - область деятельности психолога. Соматическое лечение - область деятельности врача-психиатра.

Консультирование и психотерапия - действительно практически взаимозаменяемые понятия. Разве что термин "консультирование" чаще применяется для обозначения работы с людьми, имеющими относительно лёгкие проблемы; а "психотерапия" - когда дело касается психогенных расстройств. Но формы работы при этом существенно не отличаются.

18.01.201812:11:36

Радует разнообразие высказанных мнений по столь важному вопросу. Но в большинстве высказываний сквозит желание окончательно и жестко провести разграничение между психологами и психотерапевтами, чтобы опереться хоть на какие-то объективные показатели для дальнейших суждений. Подобное стремление "узаконить" какие-то субъективные различия считаю данью нашего времени: обо всем судим по внешним признакам. Почему?- Наверное, критериев для определения качеств и механизмов субъективности немного.
А почему не дать возможность самоопределяться специалисту с определенным достаточно широким перечнем возможных видов образования?- Лишь бы его круг настоящих специалистов принимал. Здесь очень важна деятельность общественных организаций, таких как Общество психологов, ППЛ (психотерапевтическая лига) и др. Поэтому считаю, что следует обсуждать принципиальные позиции прежде, чем создавать законы, что напоминает необходимость сделать "набросок" прежде, чем писать картину.

18.01.201815:43:20

Татьяна Николаевна, с вами трудно не согласиться.
Позволю только процитировать себя любимого, но не дословно. Уже поздно пить боржом.
Долгое время, а в середине этого года исполняется 30 лет введения практической психологии в учреждения образования СССР, Не было ни каких законов. Практическая психология развивалась "диким" образом, если учесть, что первоначальные нормативные акты, так и не утвержденные никем и нигде, писались на коленке с опорой на опыт с потолка и с тех пор только воспроизводились все новыми и новыми инициаторами. Дошло до анекдотов, что группу разработчиков возглавил школьный учитель истории, поименовавший себя еще и специалистом в дефектологии, то картинка представляется далеко не дружеским шаржем по первоначальному наброску-эскизу.
Дикие тропки превратились в магистральные пути и без основательной рекультивации эту почву уже не возродить к жизни. Надежда на РПО или ППЛ (психотерапевтическая лига) весьма иллюзорны. Люди оторваны от практики и решают только свои вопросы. Как и каждая организация (по Петериму Сорокину) однажды перерождается и вместо декларируемых целей при основании реализует сокрытые от рядовых членов. Надежд мало. Разве только отправки всего состава в забытье (как с КПСС в свое время).

18.01.201816:03:50

Alexander Golov

Весь сыр-бор из-за психотерапии. В США психотерапия это вид деятельности или направление работы, а не специализация, ей (психотерапией) занимаются и психиатры, и психологи, и соц. работники, и мед. сёстры. Более того, в ряде штатов предусмотрена возможность для психолога назначать лекарственные препараты. Главная задача - доступность психотерапии и повышение её качество. А что в комментариях к статье Аркадия Борисовича? "Эти врачи хотят под себя подмять психотерапию", "Психологи не знают физиологии, анатомии"... вот как обращаться за психотерапевтической помощью, когда психотерапевтическое сообщество расщеплено. Психологи должны иметь право заниматься психотерапией на законодательном уровне. Но говорить, что психологи делают это лучше врачей - перебор.

комментарий из Facebook18.01.201817:01:03

Константин Днов

Артём-Юрьевич, про психотерапевтическую деятельность вопрос, полагаю, риторический. Вы её и сами неплохо представляете.

Не думаю, что в этом вопросе стоит ориентироваться на Страсбург.
В России "психотерапевт" традиционно рассматривается как врачебная специальность. Соответственно деятельность психолога обозначается как "психологическое консультирование" или "психокоррекция".

Если работа ведётся с человеком, состояние которого подпадает под диагностические критерии МКБ10 его лечат. Лечением занимается врач-психиатр или психотерапевт (особенно при невротических расстройствах). Или психиатр привлекает к помощи психолога, когда острота симптомов спадёт.

Если уровень нарушений не превышает психологический — им единолично можеи заниматься психолог.

В России попытка ввести европейскую систему лицензирования через ассоциации проваливается с начала века. Поэтому закон, подтверждающий привычный с 60х гг. (когда появилась кафедра психотерапии в Харьковском меде) и с 1985 г. (Когда официально появилась отдельная специальность врач-психотерапевт) порядок, даёт ясность кто на каком уровне работает. И это правильно.

комментарий из Вконтакте19.01.201800:35:53

Артём-Юрьевич Максимов

Константин, вопрос вовсе не риторический. Пункты МКБ с 40 по 59 - проблемы преимущественно психологического характера, и решаемые в основном через психологическую работу. А не фармпрепаратами. Вы полагаете, что нескольких сотен часов переподготовки врача достаточно, чтобы с ними работать? Или всё же лучше несколько тысяч часов подготовки в психологических психотерапевтических направлениях? Соотношение именно такое - несколько сот к тысячи и более.

комментарий из Вконтакте22.01.201801:09:58

Думаю, что перенос импортных методов на нашу почву даст эффект "с точностью до наоборот", как это было с законодательством в медицине и образовании.
Пока бьют в колокола те, кто напрямую зависит от всевозможных бюрократических игрищ. Для основной массы специалистов - это как море, наверху шторм, чуть пониже - тишина.
Не стоит так драматизировать ситуацию.

22.01.201811:32:53

Виталий Николаевич, а о каком переносе импортных методов идёт речь? О разработанных не у нас направлениях психотерапии? Так это 90% психотерапии как таковой, если не больше. О признании психологической практике психотерапией? Так это исходит из ЛЮБЫХ определений самого понятия психотерапии... А в колокола не бьёт как раз "подавляющее меньшинство" из всей околопсихологической сферы - имеющие медобразование, да и то не все. И составляют они очень небольшой процент от тех, кто фактически занят в сфере психологической помощи.

23.01.201813:44:51

Артём Юрьевич, речь, особенно в ветке обсуждений "Обращение действительного члена РПО в Президиум" идет не о техниках (технологиях), а о правомерности называть психотерапией то, что таковой не является и применялось задолго до того, как кто-то из западных авторов объявил это некой психотерапией. По аналогии. На Руси фамилия Велосипедовы появилась задолго до изобретения этой машины Дрезом. Просто так русские поклонники "иностранных блесн" из рода Быстроноговых на заграничный манер именовали себя. Сам по себе метод (техника, технология) не дает основания для объявления научного или практического направления и тем более профессии, ибо кроме навыка той или иной манипуляции для этого нужно еще кое-что. Абортмахерша делает аборты, но врачом-акушер-гинекологом хирургического профиля не считается. Так и с новоявленными "всяческипсихотерапевтами". Уороче по С. Маршаку получается. "Зайца научили Спички поджигать. И диплом вручили. Зайца не узнать! На зайчат он косится, На зайчих орет: За меня лисица С радостью пойдет!".

24.01.201805:39:42

Полностью поддерживаю мнение, которое подробно озвучено. Спасибо, Екатерина.

26.01.201821:45:14

Сожалею, что поздно подключаюсь к дискуссии. Уверен, что мы должны вместе со всем миром идти к развитию помогающей службы в широком смысле и психотерапии в частности.
Уникальность ситуации в нашей стране заключается в том что имеется избыточное количество пациентов/клиентов по сравнению с квалифицированными специалистами.
Есть настоятельная необходимость в увеличении количества квалифицированных кадров, а не в сужении их круга с ограничением прав для квалифицированных специалистов, например с базовым психологическим образованием.
Психологи в нашей стране уже очень давно занимаются тем что во всем мире называется психотерапией.
Официальное признание этого факта позволит не только развивать, но и эффективно контролировать качество этой деятельности.

27.01.201817:36:45

Оставить комментарий

  • Генеральный спонсор — «Иматон»
20 мая 2019 , понедельник

В этот день

Марина Германовна Угарова празднует юбилей ― 45 лет! поздравить!

Николай Викторович Дворянчиков празднует день рождения ― 47 лет! поздравить!

Скоро

26 мая
Санкт-Петербург

Конференция «Без_опасная сеть. Как защитить подростков от рисков в интернете. Интернет 3.0»

29 мая — 1 июня
Москва

Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» пройдет под эгидой ЮНЕСКО

2 — 4 июня
Санкт-Петербург

XIII Санкт-Петербургский саммит психологов

28 — 30 июня
Владивосток

IX-я Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»

2 — 5 июля 2019
Москва

XVI Европейский психологический конгресс

Весь календарь
20 мая 2019 , понедельник

В этот день

Марина Германовна Угарова празднует юбилей ― 45 лет! поздравить!

Николай Викторович Дворянчиков празднует день рождения ― 47 лет! поздравить!

Скоро

26 мая
Санкт-Петербург

Конференция «Без_опасная сеть. Как защитить подростков от рисков в интернете. Интернет 3.0»

29 мая — 1 июня
Москва

Международная конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» пройдет под эгидой ЮНЕСКО

2 — 4 июня
Санкт-Петербург

XIII Санкт-Петербургский саммит психологов

28 — 30 июня
Владивосток

IX-я Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»

2 — 5 июля 2019
Москва

XVI Европейский психологический конгресс

Весь календарь