В кризисных ситуациях базовая информация о принципах оказания экстренной психологической помощи может оказаться очень важной. Как пишут авторы буклета «Первая психологическая помощь при катастрофах, несчастных случаях и в кризисах» Ян Харслунд, Герд-Рагна Блох Торсен, Эгил Вальденстрем, который был выпущен АНО «ПроПси», во время острой фазы для эффективной психологической помощи пострадавшему необходимо учесть несколько важнейших факторов (приводим цитату):
Общая готовность | Естественное поведение | Оказывающий помощь должен быть БЛИЗКО |
Оказывающий помощь должен:
|
Оказывающий помощь должен:
|
|
Контроль поведения | Принятие | |
Оказывающий помощь должен:
|
Оказывающий помощь должен:
|
Общая готовность
Если кто-либо может быть полезным во время острой фазы и оказать первую психологическую помощь после катастрофы или происшествия, необходимо, чтобы оказывающий помощь был настолько основательно подготовлен и сориентирован, насколько это только возможно. Первое, что он должен сделать – это собрать необходимую информацию о происшествии, его интенсивности и истории. Это означает, что он должен знать число жертв, какие повреждения были нанесены и были ли фатальные исходы. К тому же он должен оценить, какие ресурсы необходимы для дальнейшей работы. Это важно по двум причинам – сам оказывающий помощь должен быть достаточно психологически подготовленным человеком, и он должен уметь наиболее эффективно организовать, информировать и оказывать первую психологическую помощь. Понимание пострадавшим того, что оказывающий помощь имеет полную осведомленность и общее понимание ситуации пострадавшего, вселяют в пострадавшего чувство безопасности, что очень важно. Решающим моментом является также и то, что оказывающий помощь постоянно получает последнюю информацию. Осведомлённость позволяет осуществлять самоконтроль и одновременно возвращать контроль тем, кто пережил происшествие.
Естественное поведение
Оказывающий помощь должен быть живым, заинтересованным, прямым и легко доступным для пострадавших. Он должен обеспечивать самоконтроль и активность пострадавших, и с самого начала пытаться помочь так, чтобы к пострадавшим пришло чувство самоконтроля и владения ситуацией, демонстрировать, что возможно, проявить естественное поведение и таким образом предотвращать пассивность и беспомощность. Оказывающий помощь также должен быть готовым к решению практических проблем в критической ситуации.
Оказывающий помощь должен быть БЛИЗКО: душевная БЛИзость – Забота – КОнтакт
БЛИЗКО означает, что оказывающий помощь присутствует и проводит необходимое физическое обследование, обеспечивает горячее питьё, шерстяные одеяла и т.д. Оказывающий помощь должен уметь поговорить с пострадавшими и успокоить их, по возможности обеспечив тактильный контакт. Необходимость человеческого физического контакта может быть велика, и во время хаотической фазы это может помочь человеку собраться и снова взять всё под контроль. Крепкое объятие одновременно успокаивает и предлагает безопасность. Может быть необходимым оградить пострадавшего от нового стресса, например, от навязчивости средств массовой информации. Кроме того, важно дать пострадавшему время и проявить личный интерес.
Оказывающий помощь должен быть участливым проявлению эмоций и замешательству. Во время этой фазы то, что оказывающий помощь делает, может иметь большую значимость по своей чисто практической природе, чем то, что говорится, потому что восприятие слов и вербальной информации может быть значительно снижено. Слова часто не понимаются пострадавшими, тогда как забота всегда дойдёт по адресу. В этой ситуации тон голоса, выражающий спокойствие и понимание, намного важнее, чем слова, которые говорятся.
Может возникнуть большая потребность быть вместе с членами семьи, любимыми и близкими друзьями. Это важно организовать так, чтобы все потребности пострадавших были бы удовлетворены. Будет полезно, если вы соберете семью и организуете очную встречу.
Большую важность представляет чувство товарищества с теми, кто оказался в этой же ситуации, это также является фактором обеспечения пострадавшего душевной близостью, заботой и контактом.
Участливое отношение
Люди по-разному реагируют, находясь в состоянии стресса, и мы должны принять это. Мы должны дать им понять, что их реакции не являются ненормальными, это нормальные реакции в ненормальной ситуации. С поддержкой и проникновенностью, но без преувеличенной симпатии, оказывающий помощь должен признавать разнообразные эмоции, когда они выражаются. Он должен пытаться выражать адекватный оптимизм, который не должен сводиться к поверхностному «всё будет хорошо». Никогда не пытайтесь преуменьшить то, что случилось. В то же время, в определенных ситуациях следует избегать выражать поспешный оптимизм. В кризисных ситуациях их участники воспринимают всё, как лишённое смысла, например, в случае неожиданной или непредвиденной смерти детей или молодых людей. Могут возникнуть гнев и агрессия. Если даже все это понимается и принимается, подобное не должно поощряться, поскольку может впоследствии подавлять другие психические процессы. Следует избегать и поиска «козлов отпущения».
Все эмоциональные реакции являются нормальными, даже если они болезненные и пугающие. Самое важное в этой фазе – дать человеку время и быть активным слушателем. Такое отношение демонстрирует принятие естественности и нормальности эмоциональных реакций. Данное отношение должно выражать важность эмоциональной разгрузки и нежелательность подавления чувств или отказа от их проявления.
Контроль поведения
В острой фазе, во время катастрофы или происшествия, возможно возникновение возбуждённого поведения, которое может поставить в тупик как самого человека, так и группы людей. В определенных ситуациях подгруппы могут оказывать давление на других членов группы, которые пытаются найти пути решения кризиса. Особо опасной формой «группового мышления» является коллективное отрицание. В острой ситуации это может способствовать перерастанию кризиса в катастрофу. Люди могут полностью отрицать существующую опасность, поддаваться панике или проявлять чрезмерную агрессию. Это может получить большой размах и привести к хаосу и панике. Подобное поведение должно быть пресечено решительным, энергичным и честным лидером, который демонстрирует понимание общей ситуации и держит её под контролем. Важно поторопиться и использовать с этой целью людские ресурсы. Необходимым может оказаться установление определенных физических ограничений. В большинстве случаев желаемая цель достигается легким прикосновением к взволнованному человеку и спокойным разговором с ним, но при случае может быть необходимым успокоить такие реакции с помощью транквилизаторов.
В редких случаях острые эмоциональные реакции становятся такими интенсивными, что у человека случается психический срыв в форме психоза. Это происходит при сильных стрессах или среди особенно ранимых людей.
Подобные острые психозы почти всегда имеют краткую продолжительность и длятся от нескольких часов до нескольких дней.
Реакции могут быть схожими с симптомами серьезных психических заболеваний и включать в себя мании, галлюцинации и дезориентацию. У человека могут возникнуть навязчивые представления о том, что его преследуют, хотят отравить или кто-то хочет разделаться с ним. Или ему может представиться, что ничего не случилось, никто не умер, всё это – недоразумение и на этом он будет настаивать во время острой фазы. У пострадавшего могут возникнуть галлюцинации, видения или он может слышать голоса, которые, вероятно, связаны со всем, произошедшим во время катастрофы. Может случиться, что человек не полностью понимает, что случилось, где он и что происходит. При тяжелом состоянии следует начать раннее, адекватное и активное лечение, направленное на устранение острых реакций и противодействие возможным дальнейшим негативным последствиям.
Использование транквилизаторов и алкоголя
Использование транквилизаторов и алкоголя часто только обостряет проблемы. Используя транквилизаторы, мы выключаем наш психический аппарат, который должен участвовать в обработке события. Следует серьезно предостеречь от их использования. Транквилизаторы рекомендуются только для погашения крайних реакций, возникающих при психотических расстройствах, тревожном или опасном поведении. При серьезном нарушении сна, через несколько дней после кризиса, иногда необходимо выписать снотворное лекарство на короткий период времени, от нескольких дней до недели.
При крайне сильных реакциях на горе, когда человек пребывает в глубокой депрессии, в качестве исключения могут быть рекомендованы антидепрессанты. Однако прописывать их следует не во время острой фазы, а позже.
ПроПси - Автономная некоммерческая организация, Ставрополь. Посмотреть презентацию АНО «ПроПси», сделанную на VIII Саммите психологов в Санкт-Петербурге |
Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый
, чтобы комментировать