
«Психологическая газета» публикует дополнения к проекту Федерального закона «О психологической деятельности в Российской Федерации», которые подготовили Правление, Контрольный и Этический комитеты саморегулируемой организации «Союз практических психологов». Обращение было направлено авторами в Комитет Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства.
Последняя редакция закона «Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации», представленная в Государственную Думу РФ, была обсуждена в саморегулируемой организации «Союз практических психологов». Наши комментарии и предложения по предыдущей редакции Закона были опубликованы в «Психологической газете» 30.08.2024 и направлены в Государственную Думу РФ, поэтому в предлагаемом тексте мы остановимся только на тех позициях Закона, которые остались без изменений, но которые мы считаем наиболее принципиальными и дискуссионными.
1. Название Закона звучит как «Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации». Мы по-прежнему считаем, что понятие «психологическая деятельность» очень широкое и включает в себя такие виды деятельности, которые не относятся по содержанию к данному Закону (например, научно-исследовательскую работу). В этой связи предлагаем вернуться к названию Закона из предыдущей его редакции — «Об основах регулирования психологической помощи в Российской Федерации».
2. В проекте Закона (в ст. 2 и в ряде последующих статей) оказываются противопоставлены «психологическая помощь» и некая «платная психологическая услуга». Если при этом и первая, и вторая определяются как «комплекс мероприятий, направленных на благополучие граждан», то такое противопоставление только запутывает. Получается, что «психологическая помощь» и «платные психологические услуги» — разные виды профессиональной деятельности, хотя по содержанию это одно и то же.
Предлагаем: «Психологическая помощь — это комплекс мероприятий, направленных на поддержание психологического благополучия граждан Российской Федерации, предоставляемая гражданам бесплатно или на платной основе».
3. В ст. 5 пп. 2 и 3 указывается, что психологическая помощь и психологические услуги могут, по желанию лица — получателя этой помощи, оказываться анонимно. Однако такая возможность не стыкуется с содержащимся в Законе требованием установления договорных отношений между психологом и клиентом (ст. 13 п. 1), и в случае анонимности такой договор не будет иметь никакой юридической силы.
4. Весьма дискуссионным представляется введение в ст. 4 в принципы психологической деятельности «уважение и сохранение традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Фокусировка практического психолога на каких-либо ценностях, кроме ценностей и принципов профессионального этического кодекса, лишает его и его клиента важнейших факторов эффективности психологической помощи — безоценочности и нейтральности.
5. Ст. 11 п. 2 и ст. 16 Законопроекта предполагают, что психологи, прошедшие профессиональную переподготовку, должны будут подтвердить свою квалификацию, а с 2029 года их деятельность будет запрещена. Это противоречит действующему законодательству, в частности, Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, ст. 76 которого признает профессиональную переподготовку легальным видом образования, дающим право ведения нового вида профессиональной деятельности.
Соответственно, запрет на осуществление деятельности специалистам, получившим право заниматься профессиональной деятельностью в области психологии через профессиональную переподготовку, дискриминирует их относительно представителей других профессий и приведёт к нарушению их гражданских и профессиональных прав.
Предлагаем сохранить право на профессиональную деятельность специалистам, имеющим высшее (непрофильное) образование и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по соответствующему профилю деятельности, подтвердившим профессиональную квалификацию.
6. Масштабной аргументированной критике со стороны психологического сообщества подверглось требование подтверждения практическими психологами своей профессиональной квалификации в форме профессионального экзамена в рамках системы независимой оценки квалификации. Однако весьма сомнительно, что традиционный экзамен может выявить уровень профессионализма помогающего специалиста в плане применения им знаний, умений и этических принципов на практике. И, если ориентироваться на международные стандарты, подтверждение своей профессиональной компетентности необходимо осуществлять 1 раз в 3–5 лет.
В этой связи мы предлагаем делегировать функцию (пере)аттестации / аккредитации / сертификации / лицензирования, как бы ни называлось предоставление психологам права осуществления гражданам квалифицированной помощи, именно тем профессиональным объединениям психологов и саморегулируемым организациям, о которых в Законе идет речь в ст. 14.
Кроме того, отсылка практических психологов для сдачи экзамена в систему независимой оценки квалификации может стать своего рода демотиватором в плане их вступления в профессиональные организации и союзы, играющие важную роль в повышении квалификации помогающих специалистов и контроле качества консультативно-терапевтической работы.
7. В ст. 11 п. 8. сказано, что «осуществлять частную практику психолог имеет право при наличии трудового стажа не менее 3 лет по профилю деятельности». Тогда непонятно, каким образом можно приобрести этот стаж консультативно-терапевтической работы.
Предлагаем заменить это на «не менее 3 лет консультативно-терапевтической работы в условиях супервизии».
Председатель правления СРО СПП, Кононенко Лариса Анатольевна, системный семейный психолог, супервизор ССТ, клинический психолог, член правления ОСКиП, преподаватель кафедры прикладной психологии и психотерапии ИППК РУДН.
Члены правления СРО СПП:
- Будинайте Гражина Леонардовна, кандидат психологических наук, практикующий психотерапевт, член правления ОСКиП, член правления СРО СПП,член АОРПП;
- Дроздов Дмитрий Сергеевич, сертифицированный специалист, супервизор и преподаватель в направлении Понимающая психотерапия, директор Института понимающей психотерапии им. Ф.Е. Василюка;
- Михайлова Татьяна Ивановна, исполнительный директор Частного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Институт психотерапии и консультирования «Гармония»»;
- Хамитова Инна Юрьевна, семейный психолог, директор Образовательного Частного Учреждения Центр Системной Семейной Терапии (ЧУ ДПО ЦССТ);
- Шапиро Борис Юрьевич, кандидат психологических наук, сотрудник Психологической службы РАНХиГС.
Этический комитет:
- Варга Анна Яковлевна, кандидат психологических наук, член правления ОСКиП, системный семейный психотерапевт;
- Кочергина Галина Ивановна, системный семейный терапевт, супервизор, преподаватель Высшей школы психологии, председатель правления ОСКиП;
- Петрова Елена Юрьевна, медицинский психолог, гештальт-терапевт, член ЕАГТ-супервизор, директор по развитию Интегративного Института Гештальт тренинга;
- Семёнов Виктор Владимирович, кандидат психологических наук, директор Института психодрамы и психологического консультирования, вице-президент Ассоциации психодрамы, председатель этического комитета СРО СПП;
- Якимова Татьяна Владимировна, кандидат психологических наук, практикующий психотерапевт, доцент МГППУ, член правления ОСКиП.
Контрольный комитет:
- Мартынова Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, директор НОЧУ ДПО «Высшая Школа психологического консультирования», доцент кафедры возрастной психологии и семейного консультирования Московского института психоанализа;
- Кузьминых Цицино Николаевна, Семейный системный терапевт, супервизор, член ОСКиП;
- Перова Наталья Николаевна, системный семейный психолог-психотерапевт, член профессиональных организаций: ОСКиП, EMDR Russia, Ассоциация ориентированных на решение психотерапевтов и практиков;
- Шестакова Искра Георгиевна, психолог, гештальт-терапевт, сертифицированный коуч, дипломированный консультант по управлению и организационному развитию, генеральный директор Института практической психологии личности «ГЕНЕЗИС ПРАКТИК»;
Сергей Викторович Кондуров, врач-психотерапевт, гештальт-терапевт, член и супервизор ЕАГТ (Европейская ассоциация гештальт терапии), директор Интегративного института Гештальт тренинга, преподаватель Института практической психологии «Иматон».
Благолепно! Как красиво завернуто. Законопроект плох. Психологи хорошие. Но не все. Мы вот сами решим кому из коллег работать, кому лапу сосать.... "... В этой связи мы предлагаем делегировать функцию (пере)аттестации / аккредитации / сертификации / лицензирования, как бы ни называлось предоставление психологам права осуществления гражданам квалифицированной помощи, именно тем профессиональным объединениям психологов и саморегулируемым организациям".... одну из которых мы представляем? Видимо так просят по-рулить чужими карманами, особенно коллег - конкурентов?
, чтобы комментировать
Друзья мои, вы предлагаете какую-то чепуху! И это кандидаты наук! Вы предлагаете человеку 3 года не просто работать на стаж, а именно проходить супервизию! 3 года! Это предложение еще более абсурдно, чем первоначальное, предложенное к рассмотрению Гос Думы. Вы сами-то понимаете, что предлагаетет?
, чтобы комментировать
" "... В этой связи мы предлагаем делегировать функцию (пере)аттестации / аккредитации / сертификации / лицензирования, как бы ни называлось предоставление психологам права осуществления гражданам квалифицированной помощи, именно тем профессиональным объединениям психологов и саморегулируемым организациям". И, таким образом, узаконить то, что не одно десятилетие де факто происходит в профессиональных объединениях.
"Узаконить" пишите? А что, разве самоаттестации внутри своих сообществ незаконны?
Странно.
Если у Вас в объединении это происходит, то проверяйте друг друга, пожалуйста, а не других дипломированных психологов.
не входящих в какое то сообщество, Ваше или иное.
Услуги платные. Есть рынок и конкуренция. Так что не будем городить благоглупости с гуманной маскировкой.
Сремиться контролировать кому работать, а кому нет это и есть прибрать кормушку к рукам.
Особенно умиляет стремление к аттестациям под соусом "недостаточной подготовки" от тех лоббистов, кто сам выдавал ранее дипломы таким психологам. Что ж выдавали?! Сами неквалифицированны или за какие то коврижки?
Очевидно вопрос о совести не стоит. Как и о "благе общества". Банальный передел рынка и рейдерство в овечьей шкурке.
Также как было с туризмом и готовится в сфере дизайна и недвижимости.
« "Узаконить" пишите? А что, разве самоаттестации внутри своих сообществ незаконны?
Странно. » Сертификация внутри сообществ признана, на государственном уровне - нет. И сейчас этих людей , профи своего дела, очередным проектом закона корыстно стремятся посадить на студенческую теоретическую скамью. Однако, они вышли со встречным предложением, которое вызвало бурю эмоций у психологов, которые против такого практического обучения. Таков итог на данный момент времени. Продолжение следует.
, чтобы комментировать