Высокий статус профессии психолога в современном обществе детерминировал возрастание требований и условий научного изучения проблемы профессионального формирования будущих специалистов в данной области, создания предпосылок для успешности их деятельности. В настоящее время недостаточно изучен вопрос воздействия профессии на личность психолога. В процессе профессионализации обычно происходит преобразование в структуре личности. У узкого специалиста нарастают и активно формируются черты, способствующие результативной реализации работы. В то же время подавляются и даже разрушаются структуры, не принимающие участия в процессе специализации. При условии негативного развития изменений, подрывающих целостность личности, снижающих ее стабильность и потенциал адаптации, их относят к профессиональным деформациям. В наши дни отечественные ученые и практикующие специалисты наряду с исследованием положительных трансформаций заинтересовались деструктивным влиянием профессиональной деятельности на все сферы жизни человека [1–8].
Деформирующая направленность в различной степени характерна для любого вида деятельности, но особенно часто встречается у представителей профессий типа «человек — человек», связанных с общением с людьми и решением их проблем. Психологам приходится подвергаться колоссальным физическим и психическим перегрузкам. От них часто требуются решительные действия, умение рисковать. Такие отличительные черты существенно влияют на личностные характеристики, вызывая профессиональную деформацию, выражающуюся в поведении, которое порождает негативное восприятие окружающих и расходится с профессиональной этикой.
Цель данной статьи — изучить причины возникновения и факторы, обеспечивающие возможность предотвращения профессиональной деформации личности психолога.
Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть подходы к изучению проблемы профессиональной деформации личности психолога; определить основные факторы, обеспечивающие возможность предотвращения профессиональной деформации личности психолога.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.
Научная новизна статьи заключается в том, что в работе проанализированы проблемы профессиональной деформации личности психолога, влияющей на характер его поведения, коммуникации, взаимоотношений с окружением и отношения к самому себе. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о профессиональной деформации личности психолога. Практическая значимость определяется тем, что полученный материал способствует личностному развитию будущих психологов.
Профессиональной деформацией является изменение качеств личности, происходящее под воздействием продолжительного осуществления трудовой деятельности, преимущественно затрагивающее область стереотипного восприятия, ценностных установок, манеры поведения в обществе и коммуникации с окружающими. Еще в процессе выбора будущей профессии человек, планирующий свое будущее, обладает качествами, характерными для выбранной деятельности. Профессиональная деятельность обычно усиливает эти личностные свойства, подчеркивает и отчетливо выделяет их. В некоторых случаях работа объясняет эти качества, позволяет им существовать и проявляться [1, с. 28]. Безусловно, стартовые особенности способствуют выбору специальности, являясь плодотворной почвой для развития профессиональной деформации. Процесс изменения начинается уже в годы учебы, запуская у студентов деструкцию общепринятых житейских установок и стереотипов. На самом деле ничего плохого в этом нет. За счет учебы и дальнейшего освоения профессии личность человека трансформируется: он усваивает множество коммуникативных умений, начинает лучше разбираться в самом себе.
Профессиональная деформация происходит за счет переноса профессиональных норм в бытовое пространство и сферу непрофессиональной коммуникации. В ней обычно выделяют две составляющих. Первая из них представляет собой стимулы и мотивы, подтолкнувшие личность к выбору профессии до начала трудовой деятельности, например, высокий уровень эмпатии. Ко второй относятся качества, формирующиеся у специалиста после включения в работу. При этом первые особенности усиливаются и являются причиной образования новых личностных деформаций [4, с. 185].
В научных кругах существует несколько концепций, объясняющих возникновение профессиональной деформации. В трудах отечественных авторов были отражены методы объяснения инструментов отрицательного влияния профессии на личность, сформулирована сущность профессиональной деформации как психологического образования, развивающегося вследствие неблагоприятной профессиональной эволюции личности и негативно воздействующего на все жизненно важные грани личности: мотивацию, потребности, ценности, интеллект, эмоции, волю, работу. С. Безносов считает основанием для формирования изменений у молодого специалиста пренебрежение повседневной жизнью, отказ от других сфер деятельности за счет чересчур усердного изучения предмета своей будущей работы, чрезмерного углубления в тематику, затрачивая все свободное время на чтение специальных материалов [2, с. 54]. По мнению А. Марковой, профессиональная деструкция наступает из-за ряда провалов в работе, приводящих к попыткам избавиться от закомплексованности благодаря полной концентрации на своей деятельности [4, с. 137]. С точки зрения Б. Новикова, причина профессиональной деформации заключается в исконной склонности человека к психологической деривации. В этом случае неудачи и стрессы на работе только обостряют проявления существующего нарушения [5, с. 41]. Все эти доктрины заостряют внимание на излишнем углублении специалиста в своей области деятельности. Все они утверждают, что отклонения возникают в результате специфики профессии и индивидуальных особенностей самой личности.
Интересно, что в зарубежной психологической литературе отсутствует данный термин. В 1974 г. появился термин burnout (синдром эмоционального выгорания), определяющий состояние психологического истощения и чувства бесполезности. В отечественных публикациях встречается понятие «астения переутомления», которой предшествует довольно длительный период работы в напряженных условиях.
Е.И. Рогов выделяет несколько уровней профессиональной деформации: общепрофессиональных деформаций; типологических профессиональных деформаций; профессионально-специальных деформаций; индивидуальных деформаций [7, с. 30]. Уровень общепрофессиональной деформации обладает характеристиками, в целом типичными для специалистов в любой отрасли. У психологов он выражается в обыденной коммуникации с неосознанно включенными профессиональными навыками: приемами активного слушания, невербальной поддержкой беседы и другими средствами установления контакта.
Практикующий психотерапевт Д.Г. Трунов, опираясь на продолжительный профессиональный мониторинг, суммировал свои наблюдения и выделил наиболее часто встречающиеся профессиональные деформации личности психологов: психологизация сложившейся ситуации: для специалистов характерно усматривать психологические проблемы там, где они отсутствуют или влияют на ситуацию ничтожно. Например, психолог объясняет простуду ребенка нежеланием идти в школу, хотя на самом деле он просто контактировал с больным одноклассником; рационализация своих затруднений: психологи нередко из сферы своей работы черпают благоприятные для себя толкования дискомфортных ситуаций. В частности, они могут объяснить неудачи собственного ребенка в учебе тем, что ему неинтересно, потому что он слишком креативный; гиперконтроль за своими поступками, лишающий непосредственности: часто психолог строго соблюдает правила профессиональной этики. Например, продолжает заинтересованно слушать собеседника, интерес к которому уже потерял; гиперответственность за душевное самочувствие окружающих: психолог в своих поступках нередко нацелен на сохранение благополучия других людей, порой даже во вред себе. Например, позволяет пациенту повысить голос, чтобы тот сбросил напряжение [8, с. 245].
За время своей деятельности практикующий психолог сталкивается с массой разнообразных ситуаций, вступает в общение с множеством различных людей. В ответ на огромный поток информации у него наступает реакция, ограничивающая восприятие, заставляющая типизировать эти случаи. Даже сталкиваясь с чем-либо необычным, специалист не в состоянии испытать чувство удивления. У него создается впечатление, что с чем-то подобным он встречался. Жизнь для него предстает в виде классификационной таблицы.
Масса сложных жизненных ситуаций, встречающихся в работе психолога, способствует развитию у него отстраненного отношения от переживаний людей. Такая отрешенность избавляет ситуации от эмоциональной напряженности и дает возможность совершать с ними различные действия: располагать их в ином контексте, вносить в них другое эмоциональное содержание. Одни называют это профессиональным цинизмом, неприемлемым для профессионала, другие считают защитной реакцией, а третьи – социальной стратегией, позволяющей качественно выполнять свою работу.
Аналогичные профессиональные деформации, демонстрируемые вне работы, могут вызывать негативные последствия: обострение собственных психологических трудностей, осложнение отношений с родными, расстройство самочувствия. Однако замечено, что профессиональные деформации способны придавать жизни психолога отдельные позитивные моменты. В частности, многие из названных деформаций помогают ему проще смотреть на жизнь, меньше критиковать действия других людей. В итоге все это позволяет поддерживать в будничной жизни эмоциональное благополучие [2, с. 59].
По мнению многих исследователей проблемы, причины деформации заключаются в неразвитости общей и профессиональной культуры. Это зависит от уровня образования, характера и степени рабочей мотивации, ценностных ориентаций и установок, своеобразия реагирования на стресс, развития эмпатии, способностей, стиля взаимоотношений с окружающими, интеллектуального уровня, особенностей нервной системы. Из этого следует, что характер и динамика деформации обусловлены индивидуальными особенностями личности. По мнению О.В. Пузиковой, высокая степень выраженности отдельных качеств не обязательно является позитивной тенденцией. Непомерно высокий уровень сформированности рефлексии может вызвать отслеживание каждого шага и лишить самопроизвольности в поведении. Чрезмерная саморегуляция приводит к самокопанию и заниженной самооценке. Данные качества препятствуют гармоничному развитию личности и могут привести к личностным и профессиональным деформациям. Все составляющие психологической культуры должны сохранять разумное равновесие [6, с. 27]. Как отмечают многие ученые, высокий уровень контроля над эмоциями и поведением, выдержка, самообладание, коммуникабельность, пониженный уровень конфликтности и агрессии способны стать показателями профессиональной компетентности и одновременно вызвать развитие деформаций. Профилактика должна заключаться не в терапии профдеформации, а в предупреждении условий для возникновения психических состояний, вызывающих деформацию. Следует не допускать разбалансировки психики и расстройства организма при увеличении нагрузки.
Подобно любой психологической новации профессиональная деформация отличается различным происхождением. В научной литературе существуют варианты ее классификаций. Однако все указанные причины обычно делят на две группы: внешние, связанные с профессиональной деятельностью; внутренние, обусловленные личностными качествами. Их кооперация включает процесс развития отклонения. Изучение данного явления невозможно без анализа процесса профессионального формирования личности. В ходе теоретических исследований было выявлено поступательное становление профессиональных качеств у будущих психологов, включающее несколько этапов: выбор профессии, ее освоение, приспособление к ней и уяснение ее своеобразия, результативное овладение нюансами, отличающееся приобретением мастерства. Ввиду этого формирование будущих психологов в период обучения в университете считается динамическим процессом развития личности, важнейшей задачей которого является становление сознания, в дальнейшем не позволяющее сформироваться профессиональной деформации.
Искажение личности происходит из-за рассеивания положительных установок и нарастания неблагоприятного отношения к себе и окружающим [4, с. 158]. Под действием специфики деятельности происходят изменения, негативно влияющие на реализацию работы и на саму структуру личности будущего специалиста [5, с. 86]. Психологический механизм деформации рассматривается как координация, противостояние или столкновение компонентов целостной структуры личности человека [2, с. 11–13].
Решение проблемы профессиональной деформации требует изучения вопросов о своеобразии личностного и профессионального пространства психолога, о его профессиональном становлении, специфике его взаимодействия с окружающими, об отличительных чертах происходящих трансформаций и их проявлениях. Исследование проблемы опирается на концепцию нормативного описания деятельности О.С. Анисимова, доктрину профессионального развития Н.С. Пряжникова и теорию личности В.Н. Мясищева.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что становление и функционирование психолога в профессиональной деятельности связано со сложностями, обусловленными особенностями деятельности (работой с душевным миром человека) и нереальностью в краткий срок выделить для себя профессиональную позицию и методику работы. Особенно это актуально для выпускников-психологов. Социальный статус профессии предполагает взаимодействие и коммуникацию с людьми, на момент общения не удовлетворенными своим внутренним миром. Помогая клиенту, психолог примеряет на себя его личность с присущими ей проблемами. В результате структура личности специалиста претерпевает изменение, меняется его отношение к самому себе. Профессиональная деформация появляется из-за включения в пространство профессиональной деятельности личности в качестве главного инструмента. Во многом она зависит от уровня психологической культуры специалиста.
Библиографический список
- Акопов Г.В. Диагностика профессионального сознания (учебно-профессиональные установки). Психология в вузе. 2004; № 4: 3–38.
- Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. Санкт-Петербург: Речь, 2004.
- Волков B.B. Деформации профессиональной деятельности. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2004.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 1996.
- Новиков Б.Д. Психологические особенности возникновения профессиональных деформаций. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Тверь, 1993.
- Пузикова О.В. Психологическая культура как фактор самоактуализации личности (на примере учителя). Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Хабаровск, 2003.
- Рогов Е.И. Общая психология: курс лекций. Москва: ВЛАДОС, 2007.
- Трунов Д.Г. Индивидуальное психологическое консультирование. Москва, 2013.
Источник: Пономарева Е.Ю. Особенности предупреждения профессиональных деформаций будущих психологов // Мир науки, культуры, образования. 2023. №2(99). С. 305–307. DOI: 10.24412/1991-5497-2023-299-305-307
Уважаемая Елена Юрьевна, по моим наблюдениям самой распространённой психологической проблемой психолога является "синдром самозванца".
Ведь его учили на "властителя дум", а на деле часто оказывается что пациент понимает свою проблему на порядок тоньше, глубже и масштабней, в то время как психолог пытается втиснуть проблему в матрицу самой модной на сегодня симптоматики, диагностики и определений.
Ну как тут не "заразиться" синдромом самозванца...
(п.с. профессиональная мода на расхожие определения - это позор науки)
, чтобы комментировать