18+
Выходит с 1995 года
16 декабря 2024
О лонгитюдных исследованиях в школе: отклик О.И.Муляр на интервью Т.Н.Тихомировой

Не могу не откликнуться на интервью Татьяны Николаевны Тихомировой, научного руководителя Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования, «Т.Н. Тихомирова о когнитивных способностях школьников и успехах в обучении». Трудно согласиться с тезисом об отсутствии лонгитюдных исследований, необходимых для принятия эффективных научно обоснованных управленческих решений в системе образования России.

Комплексные прикладные лонгитюдные исследования в системе школьного образования с конца 80-х годов прошлого века и до настоящего времени проводятся Людмилой Аполлоновной Ясюковой — известным представителем и хранителем традиций Ленинградской психологической школы Б.Г. Ананьева, убедительно доказавшего, что только лонгитюдные исследования позволят постичь закономерности психического развития человека и сделают психологию настоящей наукой, действительно приносящей пользу практике.

Начало исследованиям было положено в рамках лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского государственного университета, которой долгие годы руководила Л.А. Ясюкова. К концу 90-х годов эта работа завершилась созданием Технологии психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе с 1 по 11 класс, состоящей из 3-х частей: «Определение готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе», «Средняя школа: прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах», «Старшая школа: профилактика проблем обучения, социализации и профессионального самоопределения старшеклассников».

Уже в течение 25 лет выпускается полное методическое обеспечение Технологии и проводятся ежемесячные обучающие семинары для школьных психологов. За это время тысячи специалистов прошли обучение, а Технология получила достаточно широкое использование в школах России. Технология содержит нормативные данные по большому комплексу интеллектуальных, личностных и нейродинамических характеристик для дошкольников начиная с 6 лет и далее на каждый год для учащихся с 1-го по 11-й классы. Постоянно проводятся контрольные исследования для проверки, уточнения разработанных нормативов и рекомендаций. Последняя корректировка была осуществлена в 2022 году.

Созданию технологии предшествовало исследование учебной деятельности, осуществляемой по разным школьным программам, с целью выявления тех индивидуально-психологических особенностей учащихся, которые необходимы для успешного освоения конкретных программ. Разработанный диагностический комплекс Технологии позволяет выявить индивидуальные особенности ребенка, спрогнозировать успешность его обучения, предвосхитить возможные сложности в освоении школьных программ и предпринять меры для их профилактики. Конкретные рекомендации, как должен действовать психолог, чтобы оптимизировать обучение и развитие ребенка в зависимости от его индивидуальных особенностей, подробно описаны автором в методических пособиях [5, 6, 7]. Комплексная технология диагностической, профилактической и коррекционной работы, созданная Л.А. Ясюковой, позволяет школьным психологам действительно стать полноценными и востребованными участниками образовательного процесса.

В 2007 году на IV съезде Российского психологического общества разработка Л.А. Ясюковой была отмечена дипломом лауреата конкурса «Инновационные психологические технологии в новом столетии». По запросу Центра мониторинга, созданного Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, Технология была в 2011–2012 годах адаптирована автором для психолого-педагогического мониторинга универсальных учебных действий (УУД) [4] и в 2013 году стала победителем II Всероссийского конкурса научно-методических практико-ориентированных разработок, проводимого Российской академией образования.

Масштабы прикладных лонгитюдных исследований Л.А. Ясюковой, продолжающиеся до сих пор, беспрецедентны и уникальны в отечественной психологической науке! Они могут служить серьезным научно-методическим основанием для выстраивания целостной системы отечественного образования, потому что дают ответы на многие важнейшие вопросы — от ценностно-смыслового содержания обучения до его инструментально-технологического обеспечения. Вот только некоторые важные результаты.

Были выделены те школьные программы и заложенные в них принципы обучения, которые позволяют у максимально большого количества учеников развивать их способности, формировать понятийное мышление, выстраивать научную картину мира [11].

Было доказано, что развитое понятийное мышление является основой различных специальных способностей (способностей к гуманитарным, общественным, естественным, математическим наукам, иностранным языкам), оно также преобразует человека на личностном уровне, формируя интеллектуально-духовную систему ценностей и нравственных ориентиров в противовес эгоистическим и прагматическим установкам, т.е. позволяет эффективно решать задачу не только обучения, но и воспитания [8, 9].

Достоверно в цифрах были отражены негативные качественные изменения в структуре интеллекта школьников с 1990 по 2020 годы, произошедшие за годы реформирования образования [3].

Лонгитюдные исследования в инициативном порядке продолжаются Людмилой Аполлоновной и ее соратниками по сей день. Ее профессиональный путь — это демонстрация единства психологической теории и практики, это неугасающий интерес и стремление к исследованию и познанию, позволившие достичь понимания и осознания многих процессов, принципиально важных для будущего школьного образования и сопровождающей его психологической службы. Результаты многолетних лонгитюдных исследований обобщены Л.А. Ясюковой в большой теоретической статье «Возрастные закономерности развития в стабильные и кризисные периоды», опубликованной в журнале «Школьные технологии» в 2024 г., в №1 (с. 32–43) и №2 (с. 7–16).

Практический инструментарий, идеи и рекомендации Л.А. Ясюковой, обоснованные многолетними лонгитюдными исследованиями эффективности отечественной школы, получили за эти годы широчайшее распространение и признание у рядовых школьных психологов, они давно применяются на благо наших детей, семей, школьного образования и науки психологии в целом. Остается только один вопрос: как они оказались незамеченными со стороны официальных структур в сфере образования?

Список материалов по теме:

  1. Ясюкова Л.А. Возрастные закономерности развития в стабильные и кризисные периоды // Школьные технологии, 2024, №1, с. 32-43; №2, с. 7-16.
  2. Ясюкова Л.А. Как развиваются и как не развиваются математические способности // Школьные технологии, 2022, №3, с. 102-110.
  3. Ясюкова Л.А. Изменение типа интеллекта подростков за период с 1990 г. по 2020 г. // Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен / Отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, П.А. Сабадош. М.: Изд-во «Институт психологии РАН, 2020, с. 496-505.
  4. Ясюкова Л.А., Клюкина Т.Б., Бахмутский А.Е. Методическое руководство по использованию психолого-педагогической диагностики при мониторинге развития универсальных учебных действий в начальной школе в соответствии с ФГОС: научно-методические материалы. СПб: Свое изд-во, 2016.
  5. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб: ИМАТОН, 1999, 2002, 2007, 2010, 2020, 2022.
  6. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. СПб: ИМАТОН, 2001, 2005, 2007, 2010, 2020, 2022.
  7. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. В 2-х частях. СПб: ИМАТОН, 2005, 2010, 2017, 2022.
  8. Ясюкова Л.А., Белавина О.В. Социальный интеллект детей и подростков. М.: Институт психологии РАН, 2017.
  9. Ясюкова Л.А. Влияние интеллектуального развития на становление эмоционально-коммуникативной сферы личности старшеклассников (лонгитюдное исследование) // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, 2009, №12(2), с. 50-57.
  10. Ясюкова Л.А. Психолого-педагогические причины неграмотности современных школьников // Национальный психологический журнал, 2007, №1(2), с.112-116.
  11. Ясюкова Л.А. Зависимость интеллектуального развития учащихся средней школы от особенностей учебных программ // Вестник СПб ГИПСР, 2004, №3.
  12. Ясюкова Л.А. Изменения структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы (Санкт-Петербургский Саммит психологов, 2020)
В статье упомянуты
Комментарии
  • Лариса Анатольевна Улькина
    03.08.2024 в 12:18:01

    Думаю, для всех школьных психологов России
    и ближнего зарубежья упомянутое вами пособие "Технология психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе с 1 по 11 класс" было бы полезно.
    Были ли оно опубликовано как монография?
    В библиографии к статье такая публикация не указана.

    • Ольга Ивановна Муляр
      Ольга Ивановна Муляр
       ответ пользователю Лариса
      Санкт-Петербург
      05.08.2024 в 14:40:22

      Лариса Анатольевна, «Технология психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в школе с 1 по 11 класс» это диагностико-коррекционный комплекс, состоящий из трёх частей для начальной, средней и старшей школы. Каждая часть комплекса содержит психодиагностические методики, ключи, бланки ответов, бланки психологических характеристик на отдельных учеников и класс в целом, а также подробное методическое руководство по использованию этого комплекса в целях профилактики и коррекции учебных проблем учеников. В библиографии эти методические пособия указаны под номерами 5, 6, 7.

    • Лариса Анатольевна Улькина
      Лариса Анатольевна Улькина
       ответ пользователю Лариса
      Узбекистан
      05.08.2024 в 15:13:26

      Ольга Ивановна, спасибо за ответ.
      Т.о., они выпускаются как рекомендованное пособие, не пройдя этап верификации научным сообществом?
      Если, как пишет Ольга Альфонсасовна, "результаты работы и рекомендации по сопровождению, предложенные Ясюковой абсолютно не работоспособны, как и методики, на основе которых она ежегодно собирает данные", то как произошло, что ИМАТОН их активно издает и продвигает без научной редакции и без обратной связи от пользователей?
      Пардон за белое пальто, это я просто размышляю сама с собой о превратностях научной жизни.

    • Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
      Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
       ответ пользователю Лариса
      Новосибирск
      05.08.2024 в 16:32:38

      Лариса Анатольевна, я не из вредности так пишу. А о тестиах Иматон многократно писал Л.Ф.Бурлачук (см. Бурлачук Л.Ф. Психологические тесты в Украине: вчера, сегодня, завтра //Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». Вып. 3. 2008. № 33.С. 29-32)
      Мы несколько лет назад закупили (для учреждения) полный комплект методик, выпускаемых в Иматон - да, оформлены красиво и качественно (но по факту оказалось, что это пустота в красивой обложке), но относительно информативны из них единицы.
      Но самая большая проблема в том, что нормы, указанные в методичках, не проверяются годами и методики переиздаются со старыми нормативами.
      Я из всего купленного объема использую только некоторые субтесты чемоданчика Векслера и методику Вагнера "тест руки". Причем, когда коллегам советовала обратить внимание именно на эти методики и некоторые из них их покупали, то при сравнении методичек за несколько разных годов (2003, 2011, 2019, 2022 по методикам, приобретенным коллегами) обнаружила, что нормы указываются за 1996 г (в этом году я приобрела и использую эту методику).
      Вот и думайте - иметь или не иметь.

    • Лариса Анатольевна Улькина
      Лариса Анатольевна Улькина
       ответ пользователю Лариса
      Узбекистан
      05.08.2024 в 20:33:48

      А я из вредности! Меня пару раз насторожили высказывания данного автора. Сначала она в другом контексте обозвала Выготского "Львом Владимировичем". А по этим исследованиям, она сама говорит, что у нее не было какой-то цели в исследованиях. А тогда какая валидность исследований, если мы не выстраиваем их так, чтобы выявить нечто?
      Ваша же позиция основана на здравом смысле и опыте, что я абсолютно обожаю.

    , чтобы комментировать

  • Валерий Михайлович Ганузин
    03.08.2024 в 20:03:37

    Уважаемая Ольга Ивановна!

    Как же так получается, ученые-психологи в течение многих лет постоянно разрабатывают методики по воспитанию детей и подростков, профилактике насилия в школе, да и не только, а количество случаев буллинга и виктимизации среди школьников растет? И это только те случаи, когда родители или учителя обращаются в органы МВД. А какая истинная картина насилия никто не знает.
    Может эти разработки не внедряются в практику? Или есть какая-то другая причина!

    Приведу статистику насилия за 2023 год в США:
    "Исследование, проведенное в 2023 году Национальной медицинской библиотекой США, в ходе которого изучалось издевательство над 1025 студентами на уровне колледжа со стороны студентов и преподавателей. Было обнаружено, что из 1025 студентов бакалавриата 24,7% время от времени запугивают других студентов, 2,8% делают это очень часто. Издевательствам со стороны учителей подвергаются 4,2% учащихся время от времени, а 5% – очень часто. При этом, 3,2% студентов время от времени издевались над другими студентами, а 1,9% – очень часто. А 49% детей в 4-12 классах хотя бы один раз подвергались издевательствам со стороны других учеников ."
    Ссылка: 32 Shocking Bullying Statistics That Will Capture Public Attention in 2023
    *внешняя ссылка удалена модератором*
    А у нас кто их считает?

    С уважением, Валерий Михайлович.

    • Ольга Ивановна Муляр
      Ольга Ивановна Муляр
       ответ пользователю Валерий
      Санкт-Петербург
      05.08.2024 в 14:43:34

      Уважаемый Валерий Михайлович!
      Проблема очень глубокая. Технология Л.А. Ясюковой не признается и не замечается на уровне официальных структур системы образования, ее широкое распространение обеспечено инициативой снизу, то есть благодаря интересу и востребованности со стороны школьных психологов.
      Кроме этого, ежегодная диагностика учащихся показывает, к каким печальным последствиям привело реформирование образование в последние десятилетия. У детей не формируется понятийное мышление и научная картина мира, потому что предметы перестали преподавать как научные дисциплины. При чем понятийное мышление нужно не избранным для того, чтобы стать учеными, а, всем, для того, чтобы правильно понимать происходящее. Благодаря звуко-фонематическим методам обучения чтению, огромный процент учащихся просто озвучивают тексты, не понимая прочитанного.
      Думаю, что затронутая Вами проблема насилия, тоже во многом связана с дефицитом понятийного мышления. Как я уже писала, у Л.А. Ясюковой есть исследования, которые показывают, что уровень развития мышления влияет на развитие личности человека, в частности, на формирование нравственных ориентиров и духовных, гуманных ценностей.
      Так что психологи со своими технологиями мало что могут сделать при существующей системе образования. Кроме того, чтобы мотивировать имеющих возможности родителей вкладываться в образование своих детей, подыскивая хорошие школы, учителей, репетиров… , продолжая надеяться на изменение ситуации.

    • Валерий Михайлович Ганузин
      Валерий Михайлович Ганузин
       ответ пользователю Валерий
      Ярославль
      05.08.2024 в 17:05:25

      Уважаемая Ольга Ивановна!
      Спасибо Вам за ответ, который мне понятен.
      Не знаю как в психологии, а в медицине у нас методики проходят верификацию и рекомендуются МЗ РФ или профессиональным обществом, например, Союзом педиатров России. Можно провести как учебное пособие или методические рекомендации через УМО. Может быть и Л.А. Ясюкова проведет свои наработки через одну из этих организаций. Конечно без научного руководителя ей это не сделать, т.к. надо правильно оформить как сам текст методики, так и статистическое обоснование ее. Да еще получить две независимые рецензии.
      Это я знаю на своем опыте, приходилось готовить методрекомендации для утверждения в МЗ РФ и два учебных пособия для утверждении в УМО.

      С уважением к Вам, Валерий Михайлович.

    • Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
      Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
       ответ пользователю Валерий
      Новосибирск
      05.08.2024 в 18:01:12

      Валерий Михайлович, очень сомневаюсчь, чято от таких действий методики счтанут более качественными. И в министерствах (и в вашем, и в нашем, да и в других), и в УМО остепененные есть, а методологически грамотных диагностов нет и никогда не было. Даже прогонка на сертификацию, которую несколько лет проводил ЮУрГУ, качественных и диагностически состоятельных методик не прибавили.
      А про медицину (в частности, диагностику в клинической психологии) я умолчу, мне приходилось неоднократно делать для судов экспертизу экспетных заключений по применяемым методикам и их результатам, сдлеланных психиатрами и клиническими психологами.

    , чтобы комментировать

  • Олег Иванович Мотков
    03.08.2024 в 23:03:20

    Целостный подход к развитию психики детей должен включать и развитие наглядно-действенного и образного мышления, нравственных ценностей и характеристик саморегуляции эмоций и действий. Без этого нет целостности развития детей и взрослых.

    • Ольга Ивановна Муляр
      Ольга Ивановна Муляр
       ответ пользователю Олег
      Санкт-Петербург
      05.08.2024 в 14:45:21

      Да, Олег Иванович, об этом, в частности, и была моя статья. Вы совершенно справедливо отметили, что наглядно-действенное и образное мышление играет огромную роль в развитии ребенка на определенных этапах. Главное, чтобы школа не забывала о необходимости развивать высшие мыслительные функции, которые не возникают сами по себе благодаря процессу биологического развития, а формируются в процессе обучения и преображают все возникшие ранее психические функции.

    • Олег Иванович Мотков
      Олег Иванович Мотков
       ответ пользователю Олег
      Москва
      08.08.2024 в 09:17:58

      Спасибо за отклик! Думаю, что и взрослым необходимо наглядно-действенное и образное мышление. Ведь это - основа творчества. Исследования Х. Вёрнера показали, что творческие люди отличаются именно способностью переходить в проблемных ситуациях на уровень более диффузного детского мышления. А затем, после генерации новых образов и идей, опять подниматься на уровень понятийного мышления. И, конечно, понятийное мышление также созревает в процессе развертывания генотипа, как и другие виды мышления. Обучение может лишь стимулировать этот процесс.

    , чтобы комментировать

  • Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
    04.08.2024 в 14:40:20

    Результаты работы и рекомендации по сопровождению, предложенные Ясюковой абсолютно не работоспособны, как и методики, на основе которпых она ежегодно собирает данные

      , чтобы комментировать

    • Валерий Михайлович Ганузин
      05.08.2024 в 14:23:34

      Жаль, что авторы статей не участвуют в дискуссии на страницах ПГ. Только единицы из авторов опубликованных материалов участвуют в этом. Им, вероятно, нечего ответить или они считают ненужными данные дискуссии, т.к. уверены в свое правоте несмотря ни на что?

      Не смотря на свою высокую должность и занятость, профессор Михаил Михайлович Решетников всегда находит время для дискуссий и ответов на свой опубликованные в ПГ материалы. Честь ему и уважение!!!

      Валерий Михайлович.

      • Валерий Михайлович Ганузин
        Валерий Михайлович Ганузин
         ответ пользователю Валерий
        Ярославль
        05.08.2024 в 17:09:57

        PS. Газета тогда интересна, когда она жива, т.е. на ее страницах идут дискуссии, а не только одни эпитафии на камнях, как на кладбище(+++

      , чтобы комментировать

    • Ольга Ивановна Муляр
      Ольга Ивановна Муляр
      Санкт-Петербург
      05.08.2024 в 22:04:24

      Уважаемые коллеги!
      «Технология психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса с 1 по 11 класс» была создана в рамках научно-исследовательской деятельности лаборатории социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований Санкт-Петербургского государственного университета и отражена в соответствующих отчетах лаборатории, последнее обновление норм по всем методикам психодиагностического комплекса проведено в 2022 году.
      Беда психологии не только в расщеплении теоретической психологии и психологической практики, но и в наличии огромного количества экспертов, критиков, блюстителей научной чистоты, совершенно бесплодных в деле созидания чего-то хотя бы мало-мальски полезного для практических психологов. Давайте направлять свою энергию в конструктивное и созидательное русло. От этого лучше будет всем.

      • Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
        Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
         ответ пользователю Ольга
        Новосибирск
        06.08.2024 в 05:51:19

        Ольга Ивановна, ваша защитно-агрессивная попытка обесценить критический подход коллег, абсолютно не нова - это уже стало профессиональной традицией обвинять в бесплодности и бездеятельности всех, кто критикует или указывает на недостатки.
        А о качестве иматоновских методик я остаюсь при своем мнении

      • Лариса Анатольевна Улькина
        Лариса Анатольевна Улькина
         ответ пользователю Ольга
        Узбекистан
        06.08.2024 в 08:16:36

        Ольга Ивановна,
        Надеюсь, мы коллективным разумом ответили на ваш вопрос "как они [практический инструментарий, идеи и рекомендации Л.А. Ясюковой] оказались незамеченными со стороны официальных структур в сфере образования?"

      • Валерий Михайлович Ганузин
        Валерий Михайлович Ганузин
         ответ пользователю Ольга
        Ярославль
        06.08.2024 в 10:39:20

        Уважаемая Ольга Ивановна!

        Спасибо Вам за дискуссию по данной статье.
        Любая методика, почти всегда, хорошо работает в руках ее автора. Сколько мы знаем методов и методик, которые не смогли повторить другие специалисты. Примером этому педагоги-новаторы со своими методиками обучения и воспитания, которые они применяли в своих школах. Они предлагали методики обучения, основанные на новых концепциях преподавания, на гуманном подходе к детям и необходимости общаться с ними на равных, а не свысока. А взять Загорский эксперимент — опыт обучения в высшем учебном заведении (факультете психологии МГУ) четверых молодых людей с полной потерей зрения и слуха.

        В свое время я опубликовал статью в журнале "Директор школы" со своим предложением методики организации Школы без педагогического насилия. Какая дискуссия развернулась надо видеть.
        Потом Борис Михайлович Бим Бад, с которым мы долгое время были в дружеской переписке, ее разместил на своем сайте. Там были совсем другие отзывы со стороны психологов.

        Ссылка: Школа без педагогического насилия / В. Ганузин // Директор школы. - 2011. - № 10. - С. 79-83.

        С самым искренним уважением к Вам, Валерий Михайлович.

      • Анастасия Захаровна Ченцова
        Анастасия Захаровна Ченцова
         ответ пользователю Ольга
        Москва
        06.08.2024 в 11:32:23

        Аха-ха, вот это поворот! Агрессор, запрещающий защищаться от себя - уже газлайтер! После коммуникативных тренингов мои десятиклассники такого себе не позволяют))) А уж аргумент трехлетнего ребенка "а я всё равно" - вообще высший пилотаж!
        Ольга Альфонсасовна, спасибо за хороший пример плохого общения. Делаю скрины - обсудим ход дискуссии с учениками)))

      • Лариса Анатольевна Улькина
        Лариса Анатольевна Улькина
         ответ пользователю Ольга
        Узбекистан
        06.08.2024 в 14:08:26

        Анастасия Захаровна, насколько этично делать скрины чужих высказываний в сети, чтобы обсуждать их с кем бы то ни было, тем более, в ходе своей коммерческой активности?

      • Лариса Анатольевна Улькина
        Лариса Анатольевна Улькина
         ответ пользователю Ольга
        Узбекистан
        06.08.2024 в 14:25:14

        Уточню, опять же, что имеется в виду профессиональная этика. Вы ведь собираетесь публично высмеивать перед детьми свою коллегу, которая, как требует при регистрации ПГ, указала полностью свое ФИО.

      • Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
        Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
         ответ пользователю Ольга
        Новосибирск
        06.08.2024 в 16:42:07

        А хорошее общение - это по Карнеги и предполагает всем улыбаться, со всем соглашаться, ничему не противоречить, ничего не критиковать, не обозначать своей позиции и т.п.?
        И разве в психологии есть категории "плохо" и "хорошо"?

      • Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
        Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
         ответ пользователю Ольга
        Новосибирск
        06.08.2024 в 17:01:34

        Валерий Михайлович, позвольте внести уточнение. Вы смешиваете разные категории "методик". Когда речь идет о методике обучения, воспитания, коррекции, реабилитации и т.п., то да - лучше самого автора ее никто не реализует. Но когда речь идет о разработке (создании) и использовании диагностической методики как оценочной или идеографической процедуры, то одно из методологических требований к измерительному инструменту - это стандартизация, предполагающая единый алгоритм (независимо от того, кто проводит методику - автор или пользователь) проведения, обработки и интерпретации результатов диагностики.

      • Валерий Михайлович Ганузин
        Валерий Михайлович Ганузин
         ответ пользователю Ольга
        Ярославль
        06.08.2024 в 22:07:27

        Уважаемая Ольга Альфонсасовна!

        Возможно, Вы и правы. Но любой метод и любая методика зависит от человека, который ее выполняет и видит полученный результат. Например: врач-рентгенолог сделал снимок легких. Получил результат на пленку или диске. Метод точный!!!, а прочитать этот снимок различные врачи могут по разному. Один увидит очаг воспаления в легком, другой ничего не увидит, а третий - кроме очага увидит еще порок развития сердца и ребер грудной клетки.
        Метод один, а люди разные.

        С уважением, Валерий Михайлович.

      • Анастасия Захаровна Ченцова
        Анастасия Захаровна Ченцова
         ответ пользователю Ольга
        Москва
        06.08.2024 в 23:19:19

        Обязательно есть, Ольга Альфонсасовна, и "хорошо", и "плохо" - и в психологии, и в жизни. А про Карнеги забудьте, он давно потерял актуальность. Сейчас в моде у молодых людей ненасильственное общение, ассертивность и ЗОЖ. Умение выразить свою позицию без агрессии и нападок считается признаком хорошего воспитания и самоуважения. Следовать этой моде полезно и людям постарше, на мой взгляд.

      • Анастасия Захаровна Ченцова
        Анастасия Захаровна Ченцова
         ответ пользователю Ольга
        Москва
        06.08.2024 в 23:38:15

        Лариса Анатольевна, где вы увидели в моих словах что-то про коммерческую деятельность и высмеивание с учениками? Я заметила, что вы искажаете высказывания и других участников дискуссии. Это не приносит пользу, на мой взгляд.
        А делиться с подрастающим поколением примерами агрессии в публичных пространствах интернета не просто этично, это нужно делать обязательно! Только изучая реальные примеры из живого общения, а не выдуманные кем-то диалоги, можно научиться вовремя распознавать буллинг, троллинг и прочие вредоносные коммуникации.
        Ещё я заметила, что вам задали вопрос, а вы его игнорируете, хотя остаетесь в чате и пишете на другие темы. На мой взгляд, это похоже на скрытую агрессию. И на мой взгляд, это неэтично.

      • Лариса Анатольевна Улькина
        Лариса Анатольевна Улькина
         ответ пользователю Ольга
        Узбекистан
        07.08.2024 в 10:37:56

        Возможно, сама "Психологическая газета" должна рассудить, считает ли она приемлемым для вас делать скрины сообщений Ольги Альфонсасовны.
        Во-первых, это закрытое профессиональное сообщество. Чтобы сюда попасть, нужны имя-фамилию-отчество. Плюс у Ольги Альфонсасовны стоит ее реальная фотография.
        Все это представляет собой личные данные. Публикуя скрины ее мнения, вы нарушите не только ее права, но и некий кодекс профессиональной этики.
        Во-вторых, эмоциональный момент - судя по вашему первому комментарию, вы намереваетесь, повторю, высмеивать ее мнение. А это наносит ей уже эмоциональный ущерб и ущерб ее репутации как психолога и как человека.

        "Психологическая газета", прошу вас высказать свое мнение. Если для вас это норм, тогда измените свою политику в отношении прозрачности личных данных. Будем все под никами.

      • Валерий Михайлович Ганузин
        Валерий Михайлович Ганузин
         ответ пользователю Ольга
        Ярославль
        07.08.2024 в 11:22:36

        Уважаемая Анастасия Захаровна!

        Про молодежь и ЗОЖ.
        В 2020 году мы провели исследование по качеству жизни и приверженности ЗОЖ студенческой молодежи (18-20 лет). Получили следующие данные: "На вопрос «Интересует ли вас информация о здоровом образе жизни и способах улучшения здоровья?» 43% респондентов ответили «очень интересует», 46% - «немного интересует», 9% - «почти не интересует» и 2% - «совсем не интересует».
        Кроме этого, мы получили ряд интересных данных по студентам первого курса.

        Даю ссылку на статью: Приверженность студентов к здоровому образу жизни в периоде адаптации к обучению в вузе // Вопросы психического здоровья детей и подростков. – 2020. – Т. 20, № 1. – С. 84-89. – EDN AJNDYG.

        С уважением, Валерий Михайлович.

      • Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
        Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
         ответ пользователю Ольга
        Новосибирск
        07.08.2024 в 13:47:23

        Согласна, у коллеги даже намека на знание профэтики нет. А еще в России действует ФЗ № 152 "О персональных данных" .
        Есть ли вообще смысл что-то обсуждать при таком отношении к дискуссии и персональным позициям авторам.

      • Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
        Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
         ответ пользователю Ольга
        Новосибирск
        07.08.2024 в 13:49:24

        Если в вашем представлении психология базируется на "хорошо" и "плохо", то психологическая ли наука это?

      • Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
        Ольга Альфонсасовна Белобрыкина
         ответ пользователю Ольга
        Новосибирск
        07.08.2024 в 13:51:17

        методы медицинской и психологической диагностики методологически различны

      • Людмила Григорьевна Жаркова
        Людмила Григорьевна Жаркова
         ответ пользователю Ольга
        Санкт-Петербург
        07.08.2024 в 18:53:58

        Уважаемый Валерий Михайлович, в психологии все методики делятся на объективные, субъективные и проективные. Это совершенно разные методики, у них разные спектры возможностей и разная подготовка для их использования. Проводить прямые параллели с медицинскими методиками несколько странно. Методы , да, общие общенаучные даже. А методики - инструменты очень разные. И Вы правы, человеческий фактор во многих из них вносит свои особенности при прочтении.

      • Людмила Григорьевна Жаркова
        Людмила Григорьевна Жаркова
         ответ пользователю Ольга
        Санкт-Петербург
        07.08.2024 в 19:01:32

        Уважаемая Анастасия Захаровна, как Вы считаете, Ваш текст в 11-32 от 6 августа, агрессивен?

      • Валерий Михайлович Ганузин
        Валерий Михайлович Ганузин
         ответ пользователю Ольга
        Ярославль
        07.08.2024 в 21:02:08

        Уважаемая Людмила Григорьевна!

        Я с Вами согласен, что от специалиста, который выполняет работу по любой методике, многое зависит. Особенно в гуманитарных науках.
        И от методики выполнения одного и того же исследования зависит различия в результате.
        Приведу пример: у нас в стране сейчас физическое развитие недоношенных детей в различных регионах определяют по трем различным методикам. Мы оценили физическое развитие у одной и той же группы детей по всем 3 методикам, сравнили результаты и получили различные результаты.
        Если будет интересно, дам ссылку:

        Критерии оценки физического развития недоношенного ребенка по различным методикам - от неонатолога к врачу-педиатру участковому // Детская медицина Северо-Запада. – 2020. – Т. 8, № 1. – С. 220-221. – EDN DOWCAO.

        Я это к тому, что не все так просто в науке.

        Просьба к дискутантам: давайте лояльнее относиться к мнению других людей.

        С уважением, Валерий Михайлович.

      • Лариса Анатольевна Улькина
        Лариса Анатольевна Улькина
         ответ пользователю Ольга
        Узбекистан
        09.08.2024 в 13:53:23

        Ольга Альфонсасовна, вы правы: психологическая наука не базируется на категориях "хорошо" и "плохо".
        Это уже этика, но вы-то как раз очень этично и по сути вели научно-практическую дискуссию.
        Спасибо за вашу обратную связь.

      • Виктория Александровна Трифонова
        Виктория Александровна Трифонова
         ответ пользователю Ольга
        Санкт-Петербург
        09.08.2024 в 18:24:25

        Лариса Анатольевна, «Психологическая газета» соблюдает все требования действующего законодательства РФ, в т.ч. о защите персональных данных. Будучи СМИ, издание доступно всем пользователям в интернете, статьи и все связанные с ними материалы публикуются условно навсегда.

      , чтобы комментировать

    • Лариса Анатольевна Улькина
      06.08.2024 в 08:39:38

      Что надо сделать, чтобы было конструктивно и созидательно.
      После того, как мы по просьбе Ольги Ивановны выявили отдельные недостатки в исследованиях (возможно, они где-то "сырые"), ИМАТОНУ остается только провести ревизию в этих исследованиях и хорошенько поискать в них рациональное зерно, на основе которого и создать хороший для пользователей продукт.

      Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.

      • Лариса Анатольевна Улькина
        Лариса Анатольевна Улькина
         ответ пользователю Лариса
        Узбекистан
        06.08.2024 в 12:35:09

        Извините, имелись в виду не научные исследования (это на совести автора), а "иматоновские методики" как коммерческий продукт, о которых говорит Ольга Альфонсасовна.

      • Маргарита Дмитриевна Синица
        Маргарита Дмитриевна Синица
         ответ пользователю Лариса
        Екатеринбург
        06.08.2024 в 12:39:16

        Лариса Анатольевна, Вы так умело имитируете коллективного эксперта почти под каждой статьей, что возник большой интерес: а как дела у школьных психологов обстоят в солнечном Узбекистане? Каким инструментом там пользуются коллеги в школах?

      • Лариса Анатольевна Улькина
        Лариса Анатольевна Улькина
         ответ пользователю Лариса
        Узбекистан
        08.08.2024 в 07:04:53

        Маргарита Дмитриевна, приятно, что вы меня считаете коллективным экспертом. Я вам не скажу за весь солнечный Узбекистан, т.к. в моей школе все происходит по международным стандартам, и это стоит очень больших денег.
        Именно поэтому меня так заинтересовала работа Ясюковой, о которой пишет О.И. Муляр. Если бы она действительно была столь полезной, цены бы ей не было.

      , чтобы комментировать

    , чтобы комментировать

    Публикации

    Все публикации

    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»