18+
Выходит с 1995 года
21 декабря 2024
Законопроект о психологической деятельности могут внести в Госдуму этой осенью

9 июля в Государственной Думе состоялся круглый стол, на котором обсудили готовящийся проект закона «Об основах психологической деятельности».

 

Как отметила в интервью «Парламентской газете» Нина Александровна Останина, первое чтение законопроекта может состояться уже в осеннюю сессию.

Круглый стол провела депутат Госдумы Татьяна Петровна Ларионова, в обсуждении принимали участие:

  • руководитель рабочей группы экспертного совета Комитета, научный сотрудник Центра профилактики экстремизма в сфере образования и молодежной среде Алексей Михайлович Богачев,
  • заместитель министра здравоохранения Евгения Григорьевна Котова,
  • заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Екатерина Владимировна Харченко,
  • декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, президент Российского психологического общества Юрий Петрович Зинченко,
  • президент МГППУ, президент Федерации психологов образования России Виталий Владимирович Рубцов,
  • член наблюдательного совета фонда «Защитники Отечества» отец Киприан,
  • заместитель директора по научной работе, главный научный сотрудник Института психологии РАН Александр Валентинович Махнач,
  • председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения Юрий Викторович Герций,
  • президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и СРО Национальная ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов» Виктор Викторович Макаров,
  • вице-президент СРО Национальная ассоциация «Союз психотерапевтов и психологов» Мария Алексеевна Коршикова,
  • эксперт Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, кандидат психологических наук Никита Гениевич Штыков,
  • директор Института психологии РГПУ им. А.И. Герцена Светлана Александровна Безгодова.

Депутат Госдумы Т.П. Ларионова рассказала, что «в портфеле депутатов Госдумы находится несколько проектов закона», рассмотрению одного из которых была посвящена встреча.

По словам А.М. Богачева, этот проект «вобрал в себя все достоинства предыдущих вариантов закона», а на протяжении нескольких лет оттачивалась юридическая сторона дела.

А.М. Богачев обозначил следующие цели закона:

  • укрепление психологического благополучия населения,
  • повышение качества подготовки, соответствие специалистов профессиональным и образовательным стандартам,
  • создание правовых условий для защиты населения от псевдопсихологической, некачественной психологической деятельности, мошенничества.

«В проект заложены основы психологической деятельности, которая подразделяется на психологическую помощь — в основе лежит государственное регулирование — и платные психологические услуги», — рассказал А.М. Богачев.

По словам А.М. Богачева, в проекте закона определены:

  1. основные понятия, включая понятия «психологическая деятельность», «психолог», «психологическая организация», «психологическая тайна», «получатель психологической помощи», «получатель платных психологических услуг» и др.;
  2. формы психологической помощи (психологическая помощь и психологическая деятельность);
  3. виды психологической деятельности;
  4. требования, предъявляемые к психологам для доступа в профессию и деятельности;
  5. основные принципы психологической деятельности, включая особенности оказания психологической помощи и предоставления платных психологических услуг детям;
  6. права получателя психологической помощи и платных психологических услуг;
  7. особенности соблюдения психологической тайны.

«Мы находимся на завершающем этапе синтеза проекта закона, с необходимостью выхода на конкретный документ, который подразумевал бы некоторые изменения в закон об образовании, если поддержат нас соответствующие уполномоченные структуры», — отметил А.М. Богачев.

Ю.П. Зинченко подчеркнул: «Требования к образованию психолога — одна из главных гарантий получения профессиональной психологической помощи населению».

Заместитель министра здравоохранения Е.Г. Котова отметила моменты проекта, нуждающиеся в доработке:

  • понятийный аппарат имеет ряд противоречий, нет сквозной системы понятий «психологическая помощь» и «психологическая деятельность»;
  • необходимо определить, какой орган определяет государственную политику в сфере психологической помощи, кто уполномочен вести реестр психологов, как происходит допуск к профессии.

Е.Г. Котова отметила, что аккредитацию на базе ведомства можно выстроить и для немедицинских психологов.

В.В. Рубцов подчеркнул, что необходимо учитывать, что ведомства разных сфер имеют свои законы, где специально отражены подходы к оказанию психологической помощи населению в разных обстоятельствах.

В.В. Макаров в режиме онлайн отметил: «Профессиональная переподготовка может давать очень качественный продукт… Люди, прошедшие профессиональную переподготовку, могут прекрасно работать. Но важно учесть, что, пройдя переподготовку, они не должны останавливаться в своем развитии и проходить независимую оценку квалификации, проходить аккредитацию в СРО, зарабатывать баллы, как это в медицине сделано».

А.В. Махнач отметил: «Медицинская модель психологии здесь присутствует, но, к счастью, социальная модель, модель здоровья стала присутствовать в виде отдельных слов — например, благополучие… медицинская модель нездоровья, модель дефицитарности, которая присутствует во всех законах, связанных с человеком, от этой модели надо отходить. Мало того, что она несовременна, она не учитывает тех реалий, которые существуют в науке, которая ушла от “все больны, всех надо лечить” — все здоровы, у всех разные ресурсы…»

А.В. Махнач подчеркнул, что прежде чем вносить в законопроект процедуру аккредитации или лицензирования, необходимо разработать эту процедуру.

Н.Г. Штыков отметил, что в законопроекте необходимо прописать то, что не является психологической помощью, в частности парапсихология и оккультизм, а также подчеркнул необходимость регуляции деятельности психолога на основе традиционных нравственных ценностей и недопустимость экстремистских представлений.

Ссылка на видеозапись трансляции круглого стола.

В статье упомянуты
Комментарии
  • Людмила Григорьевна Жаркова
    11.07.2024 в 12:22:14

    Очередной … Который по счету? А об образовании, подготовке психологов для этой деятельности , проектов законодательных, похоже, не предвидится. Телега впереди лошади случилась.

      , чтобы комментировать

    • Ирина Витальевна Антонова
      11.07.2024 в 17:09:53

      Необходимо проконтролировать, чтобы не произошло ограничение на возможность оказывать психологическую помощь (услуги) и официально называться психологами (терапевтами, консультантами) нынешним психологам, работающим в частной практике (в т.ч. онлайн) на основании дипломов о психологической проф. переподготовке, полученных ими на базе высшего непсихологического образования. Это основной костяк практиков в РФ в сфере психологической помощи.

      • Валерий Михайлович Ганузин
        Валерий Михайлович Ганузин
         ответ пользователю Ирина
        Ярославль
        11.07.2024 в 18:04:36

        Уважаемая Ирина Витальевна!
        А еще лучше, попросить редакцию ПГ опубликовать доклад на страницах газеты. И посмотреть, что внесено в Закон из предложений участников психологического сообщества, ранее опубликованных на страницах ПГ. А что вне Закона.
        Прямо Kringla heimsins современный...

        С уважением, Валерий Михайлович.

      , чтобы комментировать

    • Евгений Олегович Александров
      13.07.2024 в 06:01:29

      Как скромно завуалировано самое главное - Кто будет контролировать Психологию?? Если чиновники, то будет очередной трындец. А доверить профессиональному сообществу, то какому?

        , чтобы комментировать

      • Ольга Владимировна Лещёва
        13.07.2024 в 06:45:07

        Добрый день, уважаемые коллеги. Вокруг психологов много разговоров, но мало конкретных решений. Школьные психологи имеют огромное количество обязанностей на ставку, в том числе и сопровождение детей ОВЗ, учащихся всех групп риска. Ни один работодатель не платит за превышение ставок. Самые низкие заработные платы. Выполняя обязанности ППМС-центров, коррекционных школ дискриминированы в праве на получение досрочной пенсии. При таком подходе профессионалов в образовании не будет. Их вынудили уходить в частную практику. В профстандарте все трудовые функции психологов прописаны и всем ясно, что совмещение функций А и В в лице одной ставки психолога в образовательных организациях ведёт к эмоциональному выгоранию психолога и уходу из образовательных организаций. В то время, когда учащиеся все в большем количестве нуждаются в этой помощи. Так когда же поднимется вопрос о правой защищенности и достойной зарплате школьных и дошкольных психологов? Освещены ли эти вопросы в законопроекте?

          , чтобы комментировать

        • Татьяна Владимировна Мамакова

          Необходимо Останиной (преподавателю истории) поставить вопрос об аккредитации священников, монахов, пастырей и т. д, ведь они тоже влияют и формируют убеждения людей... например. Аккредитации каждого инженера, ведь самолеты не должны падать.... На ком ответственность, если двигатель откажет в полете? на образовательном учреждении, которое выпустило инженера - конструктора или механика или слесаря, на ком, как это проконтролировать..... Всё очень глубоко и глобально связано с многими отраслями... Сейчас, говоря о том, что плохое образование психологов или переподготовки, вы скажите этим самым, что тот, кто подписывал соответствующие нормативно-правовые акты, допускающие такое образование и программы образования-некомпетентны и тогда они должны будут нести ответственность за это.

          • Валерий Михайлович Ганузин
            Валерий Михайлович Ганузин
             ответ пользователю Татьяна
            Ярославль
            14.07.2024 в 12:11:44

            Уважаемая Татьяна Владимировна!
            А Вы против аккредитации? Почему?
            У нас в медицине сейчас аккредитация обязательна даже выпускникам, чтобы получить сертификат на допуск к работе. И ничего, справляются все, кто хочет работать врачом.

          • Татьяна Владимировна Мамакова
            Татьяна Владимировна Мамакова
             ответ пользователю Татьяна
            Брянск
            14.07.2024 в 13:57:15

            Да, против. Создавать ещё одну кормушку, не более. Аккредитация, чтобы что? Это всё для ухудшение работы психологов. Скажите, какую цену должен поставить психолог, чтобы к нему обратился клиент в глубинке, при этом психолог будет платить СРО. Где механизм ответственности тех же врачей за ошибки, но аккредитованных. Она ляжет на кого, на тех экзаменаторов, самих врачей и кто узнает о их ошибках. Это всё коммерция. Один врач УЗИ написал одно, второй - другое, объясняется тем, что глаз так посмотрел.... как пример. Ещё пример, анализ крови, не вынимая иглу, в двух бланках, разные результаты, так совпало, что врач назначил отдельно билирубин и в биохимии тоже это было. Результат анализа разный, причём, в одном норма, в другом показатель повышен. При этом пациентка беременна. Как вы думаете, какое у этой женщины психическое состояние. Ответ врача- наверное разные реактивы были и назначает лечение по анализам, в которых превышен показатель. Кто отвечает за это? , все аккредитованы. Таких историй миллионы!!! Да и врач-это врач, это медицина. Психолог - это не медицина. Это, как священник или учитель для кого-то. Поэтому это всё полная чушь. Ещё раз, аккредитация - чтобы что? Стало лучше что? Аудиторы все в СРО и что, у них налоговый кодекс у всех разный, а не один на всю РФ? . Ничего не продумано. Давайте мы все профессии будем учить, сдавать госэкзамены, выпускать и опять сдавать экзамены, не доверяя тем, кто ранее принимал экзамен. Тогда определите срок действия диплома, при этом доказав, что человек всё, что учил напрочь забыл и не является специалистом. Если хотите ударить по инфоциганам, то регулируйте их, а как? Вот это тема!

          • Татьяна Владимировна Мамакова
            Татьяна Владимировна Мамакова
             ответ пользователю Татьяна
            Брянск
            14.07.2024 в 14:05:51

            Присвойте каждому психологу с дипломом государственного образца код, чтобы клиент мог проверить образование в реестре,при этом учитывая закон о персональных данных. Или что, закон об образовании будет иметь обратную силу?... Сейчас мы вас выучили, а потом мы вам не верим и не доверяем. Это всё ГЛОБАЛЬНО. Ребенок хочет идти учиться в 10 класс, сдал ОГЭ и надо оказывается ещё экзамены сдавать для поступления в 10 класс. Это как? Школам нужен высокий показатель, остальные ВОН пошли. Ввели в ковид уроки по 40 минут, так и осталось, уже 2024 год! Или все думают об этом.....? Да никому это не надо. НИЧЕГО НЕ ПРОДУМАНО.

          • Инга Геннадьевна Реуцкая
            Инга Геннадьевна Реуцкая
             ответ пользователю Татьяна
            Саратов
            14.07.2024 в 14:34:49

            Я против.
            1. Не хочу тратить на это время, оно и так расписано по минутам.
            2. Не хочу платить даже рубля за воздух. Мне достаточно расходов на налоги, обучение и прочее
            3. Не хочу зависеть от кого-то, кто хочет власти и контроля
            4. Не хочу, чтобы смешивали профессию врача и психолога. У врача - пациенты, у психолога -клиенты. И это не просто слова, за этим словами разные позиции, разные степени воздействия на другого и разная степень ответственности специалиста. Приравнивать одно к другому некомпетентно и вредно, поскольку формирует искаженное восприятие у потребителя услуг в психологической сфере. Практикующие психологи тратят много сил, чтобы корректировать заблуждение потребителей клиентов, в том числе разъясняя, в чем отличие врача и психолога. А кто-то хочет это отличие аннулировать, разрушив тем самым весь базовый фундамент психологической помощи.

          • Татьяна Владимировна Мамакова
            Татьяна Владимировна Мамакова
             ответ пользователю Татьяна
            Брянск
            14.07.2024 в 19:53:04

            Согласна на 100%

          • Владислав Юрьевич Буланов
            Владислав Юрьевич Буланов
             ответ пользователю Татьяна
            Глазов
            27.07.2024 в 22:35:07

            Полностью согласен!

          , чтобы комментировать

        • Валерий Михайлович Ганузин
          14.07.2024 в 20:26:04

          Против не против, а аккредитация будет.
          В медицине проходит она бесплатно, централизованно, дистанционно, никто не от кого не зависит, выдается сертификат на право врачу работать по сертифицированной специальности (например, терапевт, кардиолог, пульмонолог и т.д.). Проводит Центральная комиссия при МЗ РФ.

          Кто на себя возьмет эти функции у психологов не знаю, т.к. и них нет своего министерства.
          Кто из врачей на государство или в частной клинике работает ничего не теряет.

          Про ошибки в любой профессии, все решаться должно по ЗАКОНУ. Поэтому по закону судятся пациенты с больницами и врачами, независимо от того к какому ведомству и к какому хозяину относятся.

          А чтобы не было рассуждений про воздух, рубли, разрушение фундамента, необходимо четко проанализировать проект закона и внести свои предложения и возражения. А то получается как в мультфильме про олимпиаду и бабу Ягу.

          • Инга Геннадьевна Реуцкая
            Инга Геннадьевна Реуцкая
             ответ пользователю Валерий
            Саратов
            15.07.2024 в 08:03:18

            "Против не против, а аккредитация будет".
            Прошу прощения, но лично я в своей практике ориентируюсь на факты. Этот диалог уже вышел за рамки психологической парадигмы, не позволяющей столь утвердительно оперировать не свершившимся фактами. Поэтому считаю необходимым его завершить, спасибо за внимание.

          • Людмила Григорьевна Жаркова
            Людмила Григорьевна Жаркова
             ответ пользователю Валерий
            Санкт-Петербург
            15.07.2024 в 10:41:23

            Уважаемый Валерий Михайлович, Вы пишете: « Против не против, а аккредитация будет. … Кто на себя возьмет эти функции у психологов не знаю, т.к. и них нет своего министерства.» Следовательно, аккредитация будет, когда будет министерство. Так получается. А пока чиновники от психологии сову на глобус натягивают. Практики давно в проф. сообществах, которые взяли на себя функции соответствия профессии.

          • Валерий Михайлович Ганузин
            Валерий Михайлович Ганузин
             ответ пользователю Валерий
            Ярославль
            15.07.2024 в 16:23:30

            Уважаемая Людмила Григорьевна!
            Министерство психологии, в свое время, пробовали организовать, но не получилось. Если все-таки введут аккредитацию, то проводить ее будет проводить министерство, к которым относятся данные психологи (школьные - мин. образования, клинические/медицинские - минздрав, социальные - мин труда и соцразвития и т.д. Только непонятно, к кому будут отнесены ИП и пр. психологи).
            Было же предложение по коррекции проекта закона раньше от психологического сообщества. Много об этом дискутировали на страницах ПГ. Интересно, учли их в данном проекте, который хотят внести в Госдуму.
            Может редакция ПГ запросит и опубликует данный проект.
            От этого закона у многих психологов судьба будет решаться.
            С уважением, Валерий Михайлович.

          • Людмила Григорьевна Жаркова
            Людмила Григорьевна Жаркова
             ответ пользователю Валерий
            Санкт-Петербург
            16.07.2024 в 20:35:35

            Уважаемый Валерий Михайлович, думаю, что и не получится, как не получилось с министерством. Потому что «У семи нянек дитя без глаза.» Сорри.

          • Валерий Михайлович Ганузин
            Валерий Михайлович Ганузин
             ответ пользователю Валерий
            Ярославль
            17.07.2024 в 07:28:19

            Уважаемая Людмила Григорьевна!
            Если чиновники серьезно возьмутся, а они уже взялись, значит получиться(+++
            С уважением, Валерий Михайлович.

          • Валерий Михайлович Ганузин
            Валерий Михайлович Ганузин
             ответ пользователю Валерий
            Ярославль
            17.07.2024 в 15:09:41

            Уважаемая Людмила Григорьевна!
            Фемида, вообще, в слепую работает, а уж с одним-то глазом не только у семи, но и у большего числа нянек все получиться. Каждой няньке по серьгам...
            И извинять будет некого.

          • Людмила Григорьевна Жаркова
            Людмила Григорьевна Жаркова
             ответ пользователю Валерий
            Санкт-Петербург
            17.07.2024 в 16:13:35

            Уважаемый Валерий Михайлович, чиновник против Природы - это сила.) Будем наблюдать очередной … акт Марлезонского балета.)

          , чтобы комментировать

        • Владимир Николаевич Панферов
          14.07.2024 в 21:25:48

          Психология человека - это фактор эффективности/неэффективности любой профессиональной деятельности и общественного поведения. Поэтому профессиональная специализация психологов не имеет границ на рынках труда и в социальном взаимодействии. Она должна соответствовать запросам развития трудовой деятельности, которые быстро меняются в современном мире. Поэтому образовательные программы подготовки психологов должны иметь блок оперативного реагирования на последнем годе обучения в форме учебно-трудовой стажировки на конкретных предприятиях. В этой форме могут быть учтены интересы заказчика на психологическое сопровождение конкретного производства и психологическую помощь людям. Такое сотрудничество свяжет содержание трудовой деятельности с образовательной деятельностью психологических институтов. Условия такого сотрудничества необходимо прописать законодательно!

          • Валерий Михайлович Ганузин
            Валерий Михайлович Ганузин
             ответ пользователю Владимир
            Ярославль
            15.07.2024 в 10:23:57

            Уважаемый Владимир Николаевич!

            Про блок оперативного реагирования.
            Возможно ли в ФГОС заложить на последнем курсе обучения 6-ти месячную преддипломную производственную практику на предприятиях (фирмах и т.д.) по по их будущей специальности? Теории студентам, как правило, дают много, а вот с практикой по их будущей профессии всегда дела обстоят иначе. Поэтому, после выпуска, молодым специалистам трудно вжиться в практическую деятельность.

            С уважением, Валерий Михайлович.

          , чтобы комментировать

        • Владимир Николаевич Панферов
          16.07.2024 в 14:27:55

          Поэтому стажировка поможет "вжиться" в практическую деятельность, и еще на стадии обучения столкнуться с реальными проблемами предстоящей профессиональной деятельности, поискать способы их решения в своей выпускной работе под руководством научного руководителя, а, со стороны предприятия получить реальную помощь в профессиональной адаптации. Такое взаимодействие рынка труда и образования позволит оперативно реагировать на динамику развития в труде и образовании. Если работодатели не будут вкладываться в подготовку нужных им специалистов, то профессиональное образование так и останется "вещью в себе", что и является главным недостатком Болонской системы. Такая стажировка завершит продвижение академического знания к прикладным направлениям его использования и осуществить адекватную специализацию выпускников вуза. Для этого нужна новая модель высшего профессионального образования, соответствующая запросам жизнедеятельности людей 21-ого века. В интересах качественной подготовки психологов с широким веером специализаций потребуется не менее шести лет обучения, учитывая сложность психологии человека как интегративного предмета психологической практики и науки. Такая модель должна включать три блока знаний: 1) теоретические основы психологической науки (блок академических знаний); 2) блок знаний прикладной психологии; 3) блок знаний профессиональной специализации (медицинской, юридической, образовательной, военной и т.д. специализаций).
          Министерство труда вместе с отраслевыми министерствами должны изучать и формулировать запросы на подготовку специалистов конкретных профилей с соответствующими требованиями к ним, а министерство образование должно распределять соответствующие заказы по вузам, которые выполняют полученный заказ по своим оригинальным образовательным программам в рамках утвержденной модели высшего профессионального образования.

            , чтобы комментировать

          • Валерий Михайлович Ганузин
            16.07.2024 в 18:20:06

            Уважаемый Владимир Николаевич!
            Ваши бы предложения внести в проект закона, тогда польза была бы для психологов и психологии, как науки.
            С уважением, Валерий Михайлович.

              , чтобы комментировать

            • Владимир Николаевич Панферов
              17.07.2024 в 15:04:22

              Уважаемый Валерий Михайлович!
              Легитимное продвижение любых предложений в защиту профессиональных интересов происходит через борьбу профсоюзов за права трудящихся. Поэтому нам нужен свой профсоюз как орган самоуправления. Но до него мы не доросли в своей профессиональной идентичности. Поэтому будет, "как барин скажет" (цитата из пьесы Чехова "Механическое пианино") - это о реализации декрета царя Александра второго об образовании.

                , чтобы комментировать

              • Олег Николаевич Владимирцев
                17.07.2024 в 17:34:02

                Присоединюсь к вопросам комментирующих. Есть ли у Психологической газеты сам вариант документа (законопроекта), который обсуждали на круглом столе?

                  , чтобы комментировать

                • Зара Анатольевна Акопова
                  17.07.2024 в 18:52:10

                  Надеюсь, что медицинские психологи, прошедшие аттестацию будут учтены в этом законе.

                    , чтобы комментировать

                  • Татьяна Николаевна Грязнаа
                    18.07.2024 в 09:32:15

                    Хотелось бы ссылку на законопроект

                      , чтобы комментировать

                    • Виктор Петрович Тютин
                      24.07.2024 в 10:21:31

                      Уважаемые коллеги! Как понятны ваш задор и переживания за судьбу професии психолога. Но прежде, чем тратить силы, эмоции и нервную энергию на обсуждение предложенной темы и законопроекта, который вы не видели, постарайтесь ВНИМАТЕЛЬНО прочитать текст статьи и в первую очередь обратите внимание на слова руководившей Круглым столом, Депутата от фракции "Единая Россия" Госдумы Т.П. Ларионовой, которая рассказала, что «В ПОРТФЕЛЕ ДЕПУТАТОВ ГОСДУМЫ НАХОДИТСЯ НЕСКОЛЬКО ПРОЕКТОВ ЗАКОНА», рассмотрению ОДНОГО из которых была посвящена встреча.
                      Поскольку "Единая Россия" обладаетв в Госдуме квалифицированным большинством в 321 голос (конституционное большинство - 300 голосов), то именно эта фракция будет определять какой из имеющихся "нескольких" вариантов законопроекта будет вноситься на рассмотрение палаты и когда. Ждём-с.

                        , чтобы комментировать

                      • Александр Иванович Азаров
                        10.08.2024 в 13:39:14

                        Да, примите вы уже хоть какой-нибудь вариант, а потом правьте сколько угодно в процессе реализации.. 10-лет говорим, говорим... Не стыдно?...

                          , чтобы комментировать

                        • Виктор Петрович Тютин
                          10.08.2024 в 18:01:51

                          Хоть какой-нибудь нельзя - от этого зависят судьбы и благосостояние тысяч специалистов и их клиентов. Зарегулировать до смерти можно всё, а тащить и не пущать - это не для творческой профессии, имеющей дело с ДУШОЙ.

                          • Валерий Михайлович Ганузин
                            Валерий Михайлович Ганузин
                             ответ пользователю Виктор
                            Ярославль
                            10.08.2024 в 20:47:28

                            Уважаемые коллеги!
                            Нельзя Закон "какой-либо" принимать.
                            Правильно Виктор Петрович пишет.

                            Как сказал профессор Преображенский в Собачьем сердце: "Но только условие: как угодно, что угодно, когда угодно, но чтобы это была такая бумажка, при наличии которой ни Швондер, ни кто-либо другой не мог бы даже подойти к двери моей квартиры. Окончательная бумажка. Фактическая! Настоящая!! Броня!!!"

                            Вот какой должен быть ЗАКОН(+++
                            Валерий Михайлович.

                          • Александр Иванович Азаров
                            Александр Иванович Азаров
                             ответ пользователю Виктор
                            Брянск
                            10.08.2024 в 23:18:40

                            Нормативно-правовые дефиниции лучше совершенствовать в процессе их правоприменения, а не бесконечного обсуждения. Если научные светила много лет не могут придти к согласию, то, может не стоит мучиться, что-бы не надорваться как с коммунизмом.. В этой связи я бы напомнил профессору Преображенскому, куда могут привести "благие намерения".

                          • Валерий Михайлович Ганузин
                            Валерий Михайлович Ганузин
                             ответ пользователю Виктор
                            Ярославль
                            11.08.2024 в 21:45:10

                            Закон нужен, но не "сырой". Иначе замучаешься исправлять. Есть пословица: Закон как столб. Перепрыгнуть нельзя, а обойти можно. Такой закон хотите?

                          , чтобы комментировать

                        , чтобы комментировать

                        Публикации

                        Все публикации

                        Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

                        Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»