Несколько дней назад ушла от нас Людмила Андреевна Карпенко. Нет, это произошло раньше, года три назад, когда она заболела. Об этой болезни не принято говорить, и, слава Богу, те, кто сейчас читает эти строки, не знают и, будем надеяться, никогда не узнают эту болезнь на своем опыте. Она лишает человека всего того, что было ему свойственно в жизни: близких людей, творчества, радости общения. Три года нарастающей изоляции, заточения в своих чувствах, среди которых главным было чувство отчаянья, неизреченности самих чувств.
Людмила Андреевна — человек светлого ума, невероятной отзывчивости, искания истины и желания передать все, что знала, во что верила, всем ближним и дальним. Наши коллеги знакомы с ней по книгам, к созданию которых имела прямое отношение. Она автор многих публикаций, в том числе соавтор монографии «Проблемы руководства научным коллективом» (1982), учебника «Введение в психологию» под общей редакцией А.В. Петровского (1995, 1996); редактор-составитель и автор многих статей «Краткого психологического словаря» под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского (1985, 1998) и справочника «Психология. Словарь» под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского (1990); редактор-составитель проекта «Психологический лексикон», первого в России справочно-энциклопедического издания, состоящего из серии словарей по основным направлениям психологии в шести томах («История психологии в лицах. Персоналии», «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития», «Психофизиология», «Клиническая психология»). В создании словарей, содержащих около 2500 статей, приняло участие более четырехсот ведущих специалистов. Многие из ее коллег с благодарностью вспомнят о ней в эти печальные дни.
В последние годы своей творческой жизни она готовила докторскую диссертацию, посвященную категориальному строю психологии. Возглавляла лабораторию теории и истории психологии Психологического института РАО. Как социальный психолог, специалист в области психологии развития, она развивала собственную идею «движения мотива» в коллективной деятельности, объясняющую эффективность групповых форм обучения.
Ее творческим планам и глубоким идеям не суждено было сбыться.
Все, кто знал Людмилу Андреевну лично, могли рассчитывать на ее помощь в любом деле, в любых жизненных обстоятельствах. Она не была «практикующим психологом», но вся ее жизнь — практика эффективной целительной помощи всем нуждающимся.
Мир иной — она верила в то, что он существует, — конечно, примет ее и даст ей продолжиться в нем так, как она того заслуживает.
Мир земной был для нее в последние годы труден.
Мир, в который она сегодня вступает, будет для нее доподлинно миром иным, совсем не похожим на тот, который она недавно покинула.
***
Прекрасное лицо Людмилы Карпенко в истории психологии. Слово памяти
Вадим Петровский сообщил скорбную весть: не стало психолога Людмилы Андреевны Карпенко. Он сам узнал об этом накануне прощания с ней, на котором присутствовало 5 человек, среди них Вадим и его жена Марина.
А Людмила Карпенко, с которой я работал много лет назад, заботилась о том, чтобы история психологи психологии сохранилась в лицах. Среди многих, она и меня втянула в эти свои, очень нужные для всего психологического цеха, заботы. В результате появилось уникальное справочно-энциклопедическое издание «История психологии в лицах», редактором-составителем которого стала Людмила Андреевна. И «Краткий психологический словарь», который вышел под редакцией А.В. Петровского в 1985 г., и был настольным практически для каждого психолога, от студента и аспиранта до профессора, тоже составила Л.А. Карпенко. И еще масса подобной работы, плодами которой пользовались все. Не знаю, кто сможет выполнить ее на уровне Людмилы Андреевны.
Она незримо присутствовала в нашей профессиональной жизни всегда. И продолжит свое присутствие в жизни тех, кто придет нам на смену. Быть может, поэтому ее уход оказался незамеченным.
Но осталась история психологии в лицах. И прекрасное лицо Людмилы Андреевны Карпенко — в истории психологии.
Добрая светлая память Людмиле Андреевне!
Посчастливилось и мне узнать ее лично
при подготовке Словаря 1985.
Мастер своего дела!
Дорогой Александр! Спасибо за память!
, чтобы комментировать
Работа со словом и выстраивание отношений с людьми. Тщательность и щепетильность, точность и человечность. В этом семантическом пространстве трудно жить, а для Людмилы Андреевны (Люси) другие пространства были невозможны. Светлая память, искренняя благодарность, горечь потери.
, чтобы комментировать