16+
Выходит с 1995 года
30 июля 2024
Формирование эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития

Подходы к проблеме исследования

Современная наука в центр внимания психологических исследований ставит изучение детей подросткового возраста. Отечественные психологи, такие как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, а также И.С. Кон, А.Е. Личко, Л.Ф. Обухова и др., рассмотрели подростковый возраст с разных сторон.

Общество заинтересовано в том, чтобы подростки вступали в социум полноправными членами, которые смогут продуктивно взаимодействовать с социальным окружением.

Изменения социальной ситуации развития приводят к преобразованию всей эго-системы, в том числе и самооценки, которая, будучи относительно устойчивым образованием, изменяется не сразу. Под влиянием потребностей в эгостабилизации и механизма эгоцентрации она может оказаться и неадекватной. Дети подросткового возраста сталкиваются с задачей адаптации к различным ситуациям, преодолевая ряд трудностей.

Подростки стоят перед выбором принятия ряда социальных требований, таких как поиск референтной группы и нахождение своего места в группе сверстников и обществе, самореализация, перед необходимостью научиться принимать позицию другого во взаимодействии. Они должны научиться осознавать своё «Я», самоутверждаться среди сверстников, научиться определять и осуществлять свои цели и потребности [2; 7; 8; 12].

Исследование уровня развития эмоционального, поведенческого, когнитивного компонентов Я-концепции, а также их взаимосвязи с эгоцентризмом у подростков с задержкой психического развития является сегодня актуальным направлением. В подростковом возрасте происходят изменения в формировании личности и её становления в целом [1; 4; 5].

Поиск социально допустимых норм поведения, отношения в школе и в семье оставляют значительный след при формировании самооценки у учащихся и проявлении эгоцентризма [5; 6; 10; 11].

Так, у детей с задержкой психического развития возникают препятствия на пути конструирования образа Я, которые ведут к тому, что кризис самовосприятия возникает раньше, чем у детей с развитием без отклонений, что говорит о неблагополучии в их самопознании [12; 13].

Изучением особенностей становления самооценки детей с задержкой психического развития занимались такие учёные, как И.П. Бучкина, Г.В. Грибанова, Е.Г. Дзугкоева, И.А. Конева и др.

Подростков с ЗПР отличают завышенная самооценка при низком уровне тревожности, неадекватный уровень притязаний: слабость реакции на неуспехи, преувеличение успеха, а также повышенный уровень эгоцентризма [3; 9; 14; 15].

Кроме этого, у детей с задержкой психического развития возрастает риск осложнения социально-психологической адаптации, которая характеризуется неадекватным поведением, конфликтами с окружающими, а также деформацией установок и ценностных ориентаций. Все это свидетельствует о наличии у них недостаточной критичности и инфантильном характере отношения к своим возможностям.

Целью исследования стало выявление уровня развития когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов Я-концепции и их влияния на развитие эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

  1. Определить уровень развития когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов Я-концепции у подростков с задержкой психического развития.
  2. Выявить уровень самооценки и его влияние на развитие эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития.
  3. Выделить аспекты, ведущие к формированию эгоцентризма у детей подросткового возраста с задержкой психического развития.

Организация исследования

Для определения уровня развития компонентов Я-концепции у подростков с задержкой психического развития в эмпирическом исследовании использовались следующие психодиагностические методики:

  • методика Э. Пирса, Д. Харриса «Шкала для исследования детской Я-концепции»;
  • методика Р.С. Немова «Какой Я?».

Данные методики направлены на исследование уровня развития самооценки и самоотношения у детей подросткового возраста. Диагностический материал был адаптирован с учётом дизонтогенеза детей. Инструкции повторялись подросткам несколько раз, было разъяснено значение незнакомых и непонятных слов. Во избежание переутомления диагностика проводилась два дня по двадцать минут, во избежание пропусков вопросов методики выполнялись под наблюдением [8].

В исследовании, которое проводилось на базе ГОУ ТО «Тульская школа для обучающихся с ОВЗ № 4», приняли участие 54 подростка с задержкой психического развития в возрасте 12–13 лет. Из них 30 девочек и 24 мальчика. Обсуждение результатов Результаты исследования развития самооценки подростков с задержкой психического развития с помощью методики «Шкала детской Я-концепции» представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Уровни развития поведенческого, эмоционально-оценочного, когнитивного компонентов Я-концепции подростков с ОВЗ
Рис. 1. Уровни развития поведенческого, эмоционально-оценочного, когнитивного компонентов Я-концепции подростков с ОВЗ

Результаты эмпирического исследования показали, что подростки с задержкой психического развития полностью удовлетворены своей жизнью. Их уверенность в себе находится в прямой зависимости от взаимоотношений с окружающими и от окружающей обстановки. Большинство детей (83% от выборки) имеют высокую степень удовлетворённости своим положением в семье. Они ощущают эмоциональную поддержку от своих родственников. В связи с этим большинство подростков с задержкой психического развития (50% от выборки) имеют адекватное отношение к своему поведению. Они реалистично оценивают своё поведение в тех или иных ситуациях, осознают свои недостатки. 44% подростков имеют высокий уровень оценки своего поведения и считают его соответствующим требованиям взрослых. Данные ученики считают, что ведут себя достойно и правильно. И только у 6% подростков с ЗПР проявляется негативистское отношение к требованиям взрослых, и они имеют низкий уровень самооценки своего поведения.

В подростковом возрасте содержательный аспект самооценки детей переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества. Именно с этим может быть связано нейтральное отношение к школе (78% от выборки). 16% детей с задержкой психического развития испытывают неприязнь к школе. Они оценивают своё обучение как неблагоприятное и понимают, что их успеваемость снижена. У таких детей прослеживается тенденция к развитию эгоцентризма, они акцентируют внимание на своих внутренних переживаниях, своих мыслях, считают, что отрицательные оценки им ставят незаслуженно и не стремятся улучшать свою успеваемость. У большинства подростков с задержкой психического развития (88% от выборки) уровень самооценки интеллекта и школьной успешности соответствует среднему уровню развития.

Подростки с задержкой психического развития также на первое место ставят общение со сверстниками. 66% имеют высокую самооценку в общении. Они стремятся к общению в коллективе, считают себя популярными. Во взаимодействии с друзьями подростки с ЗПР чувствуют свою наибольшую реальность. Трудности проявляются во взаимоотношениях с учителями. Проблемы, которые могут возникать у подростков данной категории в общении, во взаимопонимании со старшим поколением, могут порождать эгоцентризм, но проявление его нестабильно и зависит от сложившейся ситуации. В одних случаях подростки с задержкой психического развития могут быть внимательными к людям, в других они фокусируются только на себе, не замечая ничего вокруг.

У 66% подростков с ЗПР неадекватно высокий уровень самооценки. Кроме того, они показали высокий уровень уверенности в себе. В результате это ведёт к формированию эгоцентризма, который проявляется в неспособности критично оценивать себя и осознавать своё «Я» на достаточном уровне. Отсюда возникают повышенная внушаемость этих детей, неустойчивое поведение. Вместе с тем это может свидетельствовать и об инфантильном характере отношения к своим возможностям, недостаточной критичности. Подростки с завышенной самооценкой любую критику в свой адрес воспринимают негативно, болезненно реагируют на замечания, что свидетельствует о проявлении эгоцентризма. Только 34% подростков имеют средний уровень уверенности в себе, который соответствует реалистичной самооценке.

Результаты методики «Какой Я?» представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Процентное соотношение уровней развития самооценки подростков с ОВЗ
Рис. 2. Процентное соотношение уровней развития самооценки подростков с ОВЗ

Как видно из таблицы и рисунка, 50% подростков с задержкой психического развития имеют неадекватно завышенную самооценку. Самооценка данных учеников может указывать на отклонения в формировании личности. 6% показали очень высокий уровень развития самооценки. Дети не в состоянии правильно оценивать результаты своей деятельности, нечувствительны к неудачам, оценкам окружающих и к замечаниям. Это ведёт к невозможности субъективной оценки собственных качеств. 44% подростков с ЗПР имеют средний уровень самооценки, свидетельствующий об адекватном восприятии своих способностей и возможностей и наличии стремления осуществить поставленные цели и оценить сложившуюся ситуацию. Таким образом, проявление завышенной самооценки у подростков с ЗПР является основанием для формирования эгоцентризма. Дети ставят своё Я впереди, у них возможно формирование внутриличностного конфликта.

Заключение

Таким образом, результаты проведённого эмпирического исследования показали, что у детей с задержкой психического развития в основной массе имеется тенденция к формированию эгоцентризма, который выражается в концентрации на своих чувствах, в неспособности сопереживать другим людям. В поведенческом плане у таких детей могут проявляться нескоординированность действий с собеседником, неустойчивость внимания, им тяжело соблюдать нормы, принятые в школе. У подростков проявляется завышенная самооценка, которая также обусловливает формирование эгоцентризма и трудности в принятии самостоятельных решений, возникающих в конфликтных ситуациях. Подростковый эгоцентризм проявляется в трудностях ведения диалога и продуктивного контакта с окружающими.

Быстрая утомляемость, низкая работоспособность ведут к трудностям в обучении, а также к негативному отношению подростков с ЗПР к школе.

Дальнейшее изучение особенностей проявления эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития будет способствовать поиску путей их интеграции в общество и профилактики возникновения эгоцентризма.

Литература

  1. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле научных исследований // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 26–31.
  2. Емельянова Т.П. Социальные представления: история, теория и эмпирические исследования. М., 2016. 476 с.
  3. Емельянова Т.П., Белых Т.В., Шабанова В.Н. Образы прошлого, настоящего и будущего у представителей поколения «бэби-бумеров» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 3. С. 75–85.
  4. Капитанец Е.Г., Панарина Е.И. Исследование самооценки у младших подростков с ЗПР // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 44. URL: http:// e-koncept.ru/2016/56971.htm (дата обращения: 13.03.2019).
  5. Максименко Ж.А. Представления людей с ОВЗ и инвалидностью о социально-психологических барьерах, снижающих качество их жизни // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2016. № 4. С. 71–79.
  6. Пашукова Т.И. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции: учебное пособие для студентов, школьных психологов и учителей. М., 1998. 160 с.
  7. Рябова Т.В. Структура и возрастная динамика феномена эгоцентризма у подростков и взрослых: дис. … канд. психол. наук. М., 2001. 265 с.
  8. Тинигина А.А. Современные исследования эгоцентризма в контексте социального восприятия и общения // Социальная психология и общество. 2013. № 1. С. 29–38.
  9. Фатеева К.Н., Хаидов С.К. Использование проективных методик для изучения эгоцентризма у подростков // Психологическое благополучие современного человека: материалы Международной заочной научно-практической конференции / отв. ред. С.А. Водяха. Екатеринбург, 2018. С. 307–312.
  10. Фатеева К.Н., Хаидов С.К. Научные подходы к понятию эгоцентризма и его выраженность у подростков // Живая психология. 2017. Т. 4. № 4. С. 347–352.
  11. Фатеева К.Н. Теоретическая модель программы эмпирического исследования особенностей эгоцентризма подростков // Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2018. № 2. С. 33–36.
  12. Фокина А.В. Роль личностного эгоцентризма в структуре подростковой девиантности: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2008. 22 с.
  13. Юрина А.А. Взаимосвязь эгоцентризма и социально-психологических характеристик личности подростка // Актуальные проблемы психологического знания. 2009. № 3. С. 79–89.
  14. Chambers J.R., Suls J. The role of egocentrism and focalism in the emotional intensity bias // Journal of Experimental Social Psychology. 2007. № 43. P. 618–625.
  15. Kruger J., Burrus J. Egocentrism and focalism in unrealistic optimism (and pessimism) // Journal of Experimental Social Psychology.2004. № 40 (3), pp. 332–340.

Источник: Басин М.А., Фатеева К.Н., Хаидов С.К. Формирование эгоцентризма у подростков с задержкой психического развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2019. №2. С. 65–73. DOI: 10.18384/2310-7235-2019-2-65-73

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»