16+
Выходит с 1995 года
5 ноября 2024
Историческая память как основа современного образования

Сегодня мы сталкиваемся с многочисленными попытками исказить нашу историю, лишить нас исторической памяти, наших корней, многовековых традиций и ценностей, гордости за свой народ. Особенно успешны данные действия оказываются в отношении детей и молодежи, у которых историческая картина мира еще не сформирована в должной степени [4, с. 7].

Цель данной статьи — обозначить определенные психологические особенности памяти, методические приемы, которые будут создавать барьер для искажающей информации, повышать критичность к ней, позволят сформировать единое ценностно-нормативное поле сознания молодых людей, принятие традиций и ценностей своего народа. Решением данной проблемы является системная актуализация исторической памяти в содержании современного образования, поскольку именно она выступает одним из базисов национальной идентичности [5].

Существует множество классификаций памяти [9, с. 403], тем не менее, в контексте наших прикладных задач память может быть подразделена на кратковременную, долговременную, историческую (коллективную — которая весьма инертна, и индивидуальную (также называемую автобиографической), которая в большей степени подвержена массированным информационным воздействиям).

Процесс внедрения информации в сознание начинается с кратковременной памяти. Чтобы информация попала в кратковременную память, она должна быть воспринята и осознана. Сегодня мы находимся в чрезвычайно насыщенном информационном поле. Восприятие человека избирательно и реагирует в первую очередь на те стимулы, которые связаны с актуальными потребностями и мотивами человека. Также для восприятия (в особенности для восприятия молодежи) характерна ориентация на новизну и эмоциональность информации.

Таким образом, если мы хотим, чтобы информационное сообщение было воспринято молодежью, оно должно быть подано в принципиально новой стилистике или принципиально новым методом и при этом вызывать сильные эмоции. Таким образом, содержание образования должно быть эмоционально насыщенным.

К сожалению, у основного массива информации, которая транслируется сегодня по всем каналам, преобладает эмоционально нейтральный фон либо положительный (с целью вызвать радость, смех, развлечь). При этом для человека свойственен широчайший спектр других эмоций (интерес, волнение, горе, скорбь, гнев, сожаление, сочувствие и т.д.), которые люди в современном мире (и в особенности молодежь) испытывают все реже. У современной молодежи может просто отсутствовать опыт переживания ряда эмоций. Само по себе переживание новой эмоции привлечет внимание и будет способствовать закреплению информации в памяти. В восприятии молодежи характерна также ориентация на авторитеты, референтные группы, и, если информация исходит от них, то ей больше верят, лучше запоминают. Проблема в том, что современная молодежная аудитория крайне разнородна и у нее нет единых авторитетов, а те, которые есть, скорее, могут быть квалифицированы как лидеры мнений и они меняются весьма быстро.

Таким образом, процесс образования должен быть насыщен яркими, образными, эмоционально полными историческими фактами, которые бы транслировали наши традиционные ценности — любовь к Родине, самоотверженность, героизм, патриотизм. Субъектами в этом случае могут быть исторические личности, которые если даже не являются авторитетом для каких-то групп молодежи, то, как правило, известны (например, Юрий Гагарин, Франциск Скорина и т.д.). Крайне важно приводить документальные факты в связи с большим доверием к ним (кинохронику, рассказы очевидцев, дневниковые записи и т.д.).

Если информация была воспринята и осознана, включена в систему уже существующих знаний, то она переходит и в долговременную память. Важным условием прочности запоминания является деятельностный компонент. Поэтому схема перевода исторической информации в долговременную память может быть рассмотрена следующим образом: узнал — эмоционально пережил — сделал. И здесь как раз научные исторические факты (хотя безусловно и не все) могут быть крайне эффективно увязаны с личной исторической памятью, что и подразумевает и деятельностный компонент, и упрочение исторической системы ценностей. Так, например, рассказывая о событиях Великой Отечественной войны, о завоевании и освобождении своей страны, учитель может просить детей изучить личную историю своей семьи в период войны: кто и в каких боях и операциях принимал участие, кто в каком тыловом городе работал, кто в какой местности воевал в партизанских отрядах, кто и при каких условиях погиб. Но данную информацию учащиеся рассказывают не в виде докладов, а сопровождают ею слова учителя (например, расставляя флажки со своим именем на карте). Таким образом, рассказ об исторических событиях превращается в живой диалог, формирует и наполняет личный опыт и сознание школьников, соединяя индивидуальную историческую память с коллективной.

При внедрении искажающей информации в значительной степени страдает и историческая коллективная память молодежи, поскольку в ней на данный момент отсутствует фундамент и четкие ориентиры. В школах необходимо формировать мощный, однозначный образ-каркас отечественной истории, уделяя повышенное внимание новой и новейшей истории — необходимы единые федеральные учебники, не предполагающие разночтений. Объем исторической подготовки должен быть увеличен.

Сейчас достаточно много говорят о необходимости вакцинации, выработки коллективного иммунитета против вирусных заболеваний. В отношении искажения, фальсификации истории подобная прививка также необходима, но ее невозможно сделать в два этапа, это более долгосрочный процесс, которому должны быть подвержены все молодые люди. Именно такой прививкой и будут являться единые учебники. При этом в объеме исторического материала большее внимание необходимо уделять именно тем аспектам нашей истории, которые страдают от фальсификации. Так, например, Великая Отечественная война и информация о ней должна даваться не в старших классах, а с самого начала обучения в школе, на протяжении всех 11 лет, в разных объемах и формах, соответствующих возрасту, но с всегда единым ценностно-нормативным наполнением. Подобные учебники также должны быть созданы не только для россиян, но и для соотечественников, проживающих за рубежом.

Важным компонентом, который еще недостаточно представлен в структуре и содержании современного образования, является ценностно-нормативный аспект. К сожалению, история часто преподносится как набор фактов, без раскрытия их ценностного смысла. Дети и молодежь должны четко понимать, ради чего велись освободительные войны, распадались и создавались союзы, коалиции, что определяло внешнюю и внутреннюю политику государства, ради чего люди были готовы терпеть физические лишения и идти на смерть. Таким образом, в процессе образования должны быть раскрыты традиции, менталитет, ценностно-нормативные основы истории своего народа.

Важно также, чтобы молодежь и все граждане страны могли ознакомиться в первую очередь с государственной позицией по тому или иному историческому вопросу. И здесь необходимо учитывать методы и способы поиска информации, которые сейчас распространены в молодежной среде, — в первую очередь в сети Интернет с помощью поисковых систем или в социальных сетях. На сегодняшний день есть технические возможности для управления иерархией результатов по запросам поиска, но эти технологии, к сожалению, используются государственными структурами не в полной мере. Как правило одними из первых в рейтинге результатов поиска появляются ссылки на ресурсы YouTube, Википедии, информация в которых далеко не всегда достоверная и проверенная, а зачастую и фейковая. Необходимо создание правительственных информационных сайтов, в том числе и исторических ресурсов, которые бы обладали высокими рейтингами в поисковых запросах. В итоге молодежь в первую очередь будет знакомиться именно с государственной позицией по тому или иному вопросу.

Историческая коллективная память, как уже отмечалось, не может формироваться только на основе информационных ресурсов или школьных, вузовских учебных курсов. Она должна подкрепляться исторической личной памятью — знанием своей истории и своей семьи в контексте главных исторических событий. И необходимо отметить, что в этом отношении ситуация в Республике Беларусь значительно опережает ситуацию в Российской Федерации (таблица 1).

Таблица 1. Результаты сравнения исследования об источниках знаний о Великой отечественной войне в Республике Беларусь [6, с. 26] и в РФ (исследование авторов).
Таблица 1. Результаты сравнения исследования об источниках знаний о Великой отечественной войне в Республике Беларусь [6, с. 26] и в РФ (исследование авторов).

Так, в Республике Беларусь молодежь получает систематическую и единую информацию посредством ее трансляции через учебные заведения (коллективная историческая память), и впоследствии она подкрепляется беседами с членами семьи (индивидуальная историческая память) и фиксируется с помощью эмоционально насыщенной информации в фильмах. В Российской Федерации молодежь черпает информацию в основном из Интернета, где за ее качество никто не может поручиться. Телевизионные передачи (в особенности по центральным каналам), конечно же, в большей степени дают информацию, соответствующую исторической правде и государственной позиции. Однако здесь отсутствуют связи между когнитивным (знания) и эмоциональным компонентами, отсутствует системность, что как раз может создавать условия для проникновения в сознание молодежи искажающих влияний.

Также крайне важна связь когнитивного компонента исторической памяти с поведенческим компонентом — поисковой работой, облагораживанием захоронений, начальной военной подготовкой и т.д. А это, в первую очередь, — участие в школьных мероприятиях, которые представлены в ответах учащихся достаточно скромно как в Республике Беларусь, так и в России. Здесь необходимо отметить, что подобных мероприятий в школах проводится довольно много, но они, по-видимому, не фиксируются в сознании детей как действительно важный личный и культурный опыт. Поэтому необходимо дополнять, разрабатывать, совершенствовать методики их проведения [2, 3, 8].

Также нужно отметить, что историческая память в содержании современного образования не должна исчерпываться только военной историей и уроками истории [1]. Важно также рассматривать созидательный труд на благо общества, вклад народа, страны в мировой прогресс, науку, промышленность, культуру и т.д. И это не только эпохальные открытия или изобретения своего народа, не только достижения в области живописи, литературы, архитектуры. Это также и опыт каждодневного труда многих тысяч и миллионов человек, благодаря чему стало возможно, например, полное искоренение неграмотности, опасных заболеваний, развитие тяжелой и легкой промышленности и т.д.

Содержание образования должно быть таковым, чтобы индивидуальная историческая память школьника, студента находила в общих исторических процессах те реперные точки, за которые она могла бы ухватиться, перейти от воспоминаний личной и семейной истории к глобальным историческим процессам. И это могут быть события ближайшего прошлого (например, опыт борьбы с пандемией). Только так историческая память развивается, остается живой, мощной, способной противостоять всем искажающим негативным воздействиям.

Таким образом, если в процессе образования будут налажены и реализованы две важных линии: связь когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов образования, а также связь личной и коллективной исторической памяти, то это обеспечит формирование коллективного иммунитета от искажающих нашу историю и сознание нашей молодежи влияний. Историческая память позволит сформировать единое ценностно-нормативное поле сознания молодых людей, принятие ими традиций и ценностей своего народа, своей национальной идентичности.

Литература

  1. Абраменко, А.А. Формирование исторической памяти о Великой Отечественной войне посредством преподавания белорусской литературы / А.А. Абраменко // Выш. шк. – 2020. – № 4. – С. 65-68.
  2. Апросимов, Д.А. Разработка мультимедийного ресурса как средства передачи исторической памяти / Д.А. Апросимов, Ю.Н. Ермолаева // Вестн. Сев.-Вост. федер. ун-та. Сер.: История. Политология. Право. – 2019. – № 1. – С. 5-11.
  3. Вяземский, Е.Е. Календарь образовательных событий как педагогический инструмент формирования исторической памяти российских школьников / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова // Преподавание истории и обществознания в шк. –2020. – № 5. – С. 44-54.
  4. Жутдиев, Б.Б. Защита исторической памяти народа / Б.Б. Жутдиев, С.А. Савик // Актуал. проблемы гуманитар. и соц.-экон. наук. – 2020, № S1. – С. 31-35.
  5. Ластовский, А.А. Историческая память как фактор укрепления белорусской национальной идентичности / А.А. Ластовский // Социол. альм. – 2010. – Вып. 1. – С. 187-195.
  6. Мысливец, Н.Л. Великая Отечественная война в исторической памяти молодежи: социологический анализ / Н.Л. Мысливец // Философия и соц. науки. – 2015. – № 4. – С. 23-29.
  7. Психология высшей школы в союзном государстве / М.И. Дьяченко [и др.]; под ред. С.Л. Кандыбович, Т.В. Разина. – Минск: Харвест, 2019. – 672 с.
  8. Семенова, Г.В. Коммеморативные практики и их роль в актуализации исторической памяти человека в современном мире / Г.В. Семенова, С.А. Векилова, А.С. Полферова // Развитие человека в соврем. мире. – 2019. – № 3. – С. 40-47.
  9. Энциклопедический психологический словарь-справочник: 1000 понятий, определений, терминов: учеб.-метод. пособие / под ред. С.Л. Кандыбовича, А.Д. Короля, Т.В. Разиной. – 6-е изд., перераб. и доп. – Минск: Харвест, 2021. – 864 с.

Источник: Кандыбович С.Л., Разина Т.В. Историческая память как основа современного образования // Межкультурная коммуникация и традиционные ценности в образовательной среде Беларуси и России: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Минск, 31 марта 2022 года. Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2023. С. 14–19.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»